Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема: ОРГАНЫ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
Задание I. ИЗУЧЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА Приступая к изучению данного раздела, необходимо повторить тему (1) «Нервная ткань». Изучив содержание темы, вы должны освоитьобщие понятия темы, знать морфофункциональные особенности нервов, нервных узлов, спинного и головного мозга.
Общие понятия темы Центральная и периферическая нервная система: эмбриональные источники развития, функции. Элементы функционально ведущей ткани. Определение нервных центров, их типы (ядерный и экранный). Соматическая и вегетативная рефлекторные дуги.
Нервы Функция, структурные компоненты. Строение эпиневрия, периневрия, эндоневрия.
Нервные узлы Виды нервных узлов (спинномозговые и вегетативные), их структурные компоненты. Характеристика нейронов – их строение, функция, локализация в органе. Виды глиоцитов.
Спинной мозг Топография и структурные компоненты серого и белого вещества. Характеристика ядер передних, боковых и задних рогов. Белое вещество – нисходящие и восходящие проводящие пути. Центральный канал – морфологическая характеристика эпендимоцитов.
Головной мозг Ствол головного мозга: ядра ствола мозга, белое вещество, ретикулярная формация, гипоталамус. Мозжечок: кора мозжечка как пример экранного нервного центра – ее слои, нейронный состав, межнейрональные связи. Белое вещество: афферентные и эфферентные нервные волокна. Полушария большого мозга. Кора полушарий большого мозга: цитоархитектоника, слои коры, их клеточная характеристика. Типы коры. Корковый модуль. Миелоархитектоника коры. Желудочки головного мозга, сосудистые сплетения, выработка спинномозговой жидкости. Гемато-ликворный барьер, его компоненты. Мозговые оболочки.
Задание II. ИЗУЧЕНИЕ МИКРОСКОПИЧЕСКИХ ПРЕПАРАТОВ Изучив тему, вы должны распознавать (диагностировать) препараты и находить на них детали, отмеченные в «Указаниях к лабораторным занятиям…» (с. 28 - 31). 1. Нервный ствол (нерв), окраска осмирование (№ 43) РЕКОМЕНДАЦИИ: (1) Обратите внимание на способ окраски и её целевое назначение (выявление липидов). Жировая ткань в составе эпиневрия и за его пределами окрашивается в черный цвет. (2) Ядра клеточных элементов в составе эпиневрия, периневрия и эндоневрия не контрастируются.
Нервный ствол (нерв), окраска гематоксилин – эозин (№ 44) РЕКОМЕНДАЦИЯ: (1) Обратите внимание на то, что миелиновая оболочка в составе нервных волокон не окрашивается. Хорошо видны ядра тканевых элементов эпиневрия, периневрия и эндоневрия, а также ядра нейролеммоцитов.
Спинной мозг, импрегнация азотнокислым серебром (№ 123) РЕКОМЕНДАЦИИ: (1) Найдите мягкую мозговую оболочку, покрывающую спинной мозг. Обратите внимание на взаимное расположение серого и белого вещества. (2) Определите в задних рогах серого вещества тела мультиполярных вставочных нейронов, в передних рогах – тела мультиполярных двигательных нейронов. (3) Обратите внимание, что центральный канал выстлан одним слоем кубических или призматических клеток эпендимы.
Спинной мозг, окраска гематоксилин – эозин (№ 53) РЕКОМЕНДАЦИЯ: (1) Найдите мягкую мозговую оболочку, покрывающую спинной мозг. Обратите внимание на базофильно окрашенную хроматофильную субстанцию в цитоплазме тел нейронов передних рогов.
Кора мозжечка, окраска гематоксилин – эозин (№ 54) РЕКОМЕНДАЦИИ: (1) Найдите мягкую мозговую оболочку, покрывающую поверхность коры мозжечка. Обратите внимание на то, что кора мозжечка образует складки – извилины и борозды. (2) Обратите внимание на взаимное расположение серого и белого вещества. При малом увеличении определите молекулярный, ганглионарный и зернистый слои серого вещества. Кора мозжечка, импрегнация азотнокислым серебром (№ 124) РЕКОМЕНДАЦИИ: (1) При малом увеличении обратите внимание на взаимное расположение серого и белого вещества. Определите молекулярный, ганглионарный и зернистый слои серого вещества. Обратите внимание на лежащие в ряд крупные овальной формы тела грушевидных нейронов, образующих ганглионарный слой, и их дендриты, ветвящиеся в молекулярном слое. (2) Обратите внимание на сеть отростков нейронов и глиальных клеток между нейронами – нейропиль. Кора полушарий большого мозга, импрегнация азотнокислым серебром (№ 125) РЕКОМЕНДАЦИИ: (1) При малом увеличении обратите внимание на взаимное расположение серого и белого вещества. В глубине среза найти крупные отростчатые клетки треугольной формы – большие пирамидные нейроны, образующие ганглионарный слой. Определите также молекулярный, наружный зернистый, пирамидный, внутренний зернистый слои, лежащие выше ганглионарного и слой полиморфных клеток под ганглионарным слоем. (2) Обратите внимание на сеть отростков нейронов и глиальных клеток между нейронами – нейропиль.
Задание III. САМОКОНТРОЛЬ Изучив тему, вы должны отвечать на контрольные вопросы («Указания к лабораторным занятиям…», с. 31) и тестовые вопросы по теме («Сборник тестовых вопросов …»). Рассмотрите и зарисуйте схему межнейронных связей в коре мозжечка. Рассмотрите и зарисуйте схему цитоархитектоники коры полушарий большого мозга. Заполните таблицы.
Таблица 12.1. Сравнительная характеристика спинномозговых и вегетативных нервных узлов
Тема: ОРГАНЫ ЧУВСТВ Задание I. ИЗУЧЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА Приступая к изучению данного раздела, необходимо повторить тему (1) «Нервная ткань». Изучив содержание темы, вы должны освоитьобщие понятия темы, знатьморфофункциональные особенности органа зрения, органа равновесия и органа слуха.
Общие понятия темы Первичночувствующие (нейросенсорные) рецепторы и вторичночувствующие (сенсорно–эпителиальные) рецепторы, их эмбриональные источники развития, отличительные особенности строения.
Орган зрения Глаз. Функциональные аппараты глаза. Источники развития, строение и тканевой состав фиброзной, сосудистой и сетчатой оболочек стенки глазного яблока. Роговица, ресничное тело, радужка, хрусталик, стекловидное тело: их строение, тканевой состав. Сетчатая оболочка как нервный центр экранного типа.
Орган равновесия Рецепторные зоны. Цитофизиология клеток специализированных зон. Функция органа.
Орган слуха Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Тканевой состав стенок улиткового канала. Типы клеток спирального (кортиева) органа, их функция.
Задание II. ИЗУЧЕНИЕ МИКРОСКОПИЧЕСКИХ ПРЕПАРАТОВ Изучив тему, вы должны распознавать (диагностировать) препараты и находить на них детали, отмеченные в «Указаниях к лабораторным занятиям…» (с. 31 - 34). Роговица (№ 2) РЕКОМЕНДАЦИИ: (1) Сориентируйте препарат так, чтобы передний эпителий был вверху. (2) Обратите внимание на значительную толщину собственного вещества, чётко выраженную заднюю пограничную пластинку и задний однослойный плоский эпителий.
Радужка (№ 56) РЕКОМЕНДАЦИИ: (1) На срезе глазного яблока найдите радужку, которая является частью сосудистой оболочки глаза. Определите её цилиарный и зрачковый края, расположите передним эпителием вверх. Обратите внимание, что передний эпителий радужки является продолжением заднего эпителия роговицы, а задний пигментный эпителий радужки является продолжением двуслойного кубического эпителия цилиарного тела. (2) Обратите внимание на мышцу суживающую зрачок, лежащую в области свободного края радужки и мышцу, расширяющую зрачок, которая располагается вдоль пигментного эпителия.
|
||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 208. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |