Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема: ОРГАНЫ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ




Задание I. ИЗУЧЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА

Приступая к изучению данного раздела, необходимо повторить тему (1) «Нервная ткань».

Изучив содержание темы, вы должны освоитьобщие понятия темы, знать  морфофункциональные особенности нервов, нервных узлов, спинного и головного мозга.

 

Общие понятия темы

Центральная и периферическая нервная система: эмбриональные источники развития, функции. Элементы функционально ведущей ткани. Определение нервных центров, их типы (ядерный и экранный). Соматическая и вегетативная рефлекторные дуги.

 

Нервы

Функция, структурные компоненты. Строение эпиневрия, периневрия, эндоневрия.

 

Нервные узлы

Виды нервных узлов (спинномозговые и вегетативные), их структурные компоненты. Характеристика нейронов – их строение, функция, локализация в органе. Виды глиоцитов.

 

Спинной мозг

Топография и структурные компоненты серого и белого вещества. Характеристика ядер передних, боковых и задних рогов. Белое вещество – нисходящие и восходящие проводящие пути. Центральный канал – морфологическая характеристика эпендимоцитов.

 

Головной мозг

Ствол головного мозга: ядра ствола мозга, белое вещество, ретикулярная формация, гипоталамус. Мозжечок: кора мозжечка как пример экранного нервного центра – ее слои, нейронный состав, межнейрональные связи. Белое вещество: афферентные и эфферентные нервные волокна. Полушария большого мозга. Кора полушарий большого мозга: цитоархитектоника, слои коры, их клеточная характеристика. Типы коры. Корковый модуль. Миелоархитектоника коры. Желудочки головного мозга, сосудистые сплетения, выработка спинномозговой жидкости. Гемато-ликворный барьер, его компоненты. Мозговые оболочки.

 

Задание II. ИЗУЧЕНИЕ МИКРОСКОПИЧЕСКИХ ПРЕПАРАТОВ

Изучив тему, вы должны распознавать (диагностировать) препараты и находить на них детали, отмеченные в «Указаниях к лабораторным занятиям…» (с. 28 - 31).

1. Нервный ствол (нерв), окраска осмирование (№ 43)

РЕКОМЕНДАЦИИ:

(1) Обратите внимание на способ окраски и её целевое назначение (выявление липидов). Жировая ткань в составе эпиневрия и за его пределами окрашивается в черный цвет.

(2) Ядра клеточных элементов в составе эпиневрия, периневрия и эндоневрия не контрастируются.

 

Нервный ствол (нерв), окраска гематоксилин – эозин (№ 44)

РЕКОМЕНДАЦИЯ:

(1) Обратите внимание на то, что миелиновая оболочка в составе нервных волокон не окрашивается. Хорошо видны ядра тканевых элементов эпиневрия, периневрия и эндоневрия, а также ядра нейролеммоцитов.

 

Спинной мозг, импрегнация азотнокислым серебром (№ 123)

РЕКОМЕНДАЦИИ:

(1) Найдите мягкую мозговую оболочку, покрывающую спинной мозг. Обратите внимание на взаимное расположение серого и белого вещества.

(2) Определите в задних рогах серого вещества тела мультиполярных вставочных нейронов, в передних рогах – тела мультиполярных двигательных нейронов.

(3) Обратите внимание, что центральный канал выстлан одним слоем кубических или призматических клеток эпендимы.

  

Спинной мозг, окраска гематоксилин – эозин (№ 53)

РЕКОМЕНДАЦИЯ:

(1) Найдите мягкую мозговую оболочку, покрывающую спинной мозг. Обратите внимание на базофильно окрашенную хроматофильную субстанцию в цитоплазме тел нейронов передних рогов.

 

Кора  мозжечка, окраска гематоксилин – эозин (№ 54)

РЕКОМЕНДАЦИИ:

(1) Найдите мягкую мозговую оболочку, покрывающую поверхность коры мозжечка. Обратите внимание на то, что кора мозжечка образует складки – извилины и борозды.

(2) Обратите внимание на взаимное расположение серого и белого вещества. При малом увеличении определите молекулярный, ганглионарный и зернистый слои серого вещества.

Кора  мозжечка, импрегнация азотнокислым серебром (№ 124)

РЕКОМЕНДАЦИИ:

 (1) При малом увеличении обратите внимание на взаимное расположение серого и белого вещества. Определите молекулярный, ганглионарный и зернистый слои серого вещества. Обратите внимание на лежащие в ряд крупные овальной формы тела грушевидных нейронов, образующих ганглионарный слой, и их дендриты, ветвящиеся в молекулярном  слое.

 (2) Обратите внимание на сеть отростков нейронов и глиальных клеток между нейронами – нейропиль.

Кора полушарий большого мозга, импрегнация азотнокислым серебром (№ 125)

РЕКОМЕНДАЦИИ:

(1) При малом увеличении обратите внимание на взаимное расположение серого и белого вещества. В глубине среза найти крупные отростчатые клетки треугольной формы – большие пирамидные нейроны, образующие ганглионарный слой.  Определите также молекулярный, наружный зернистый, пирамидный, внутренний зернистый слои, лежащие выше ганглионарного и слой полиморфных клеток под ганглионарным слоем.

(2) Обратите внимание на сеть отростков нейронов и глиальных клеток между нейронами – нейропиль.

 

Задание III. САМОКОНТРОЛЬ

Изучив тему, вы должны отвечать на контрольные вопросы («Указания к лабораторным занятиям…», с. 31) и тестовые вопросы по теме («Сборник тестовых вопросов …»).

Рассмотрите и зарисуйте схему межнейронных связей в коре мозжечка.

Рассмотрите и зарисуйте схему цитоархитектоники коры полушарий большого мозга.

Заполните таблицы.

 

Таблица 12.1. Сравнительная характеристика спинномозговых и вегетативных нервных узлов

Признаки Спинномозговой узел Вегетативный узел
Нейроны: 1. морфологический тип 2. функциональный тип    
Локализация нейронов: 1. тела 2. дендриты 3. аксон    
Типы глиоцитов    

 

Тема: ОРГАНЫ ЧУВСТВ

Задание I. ИЗУЧЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА

Приступая к изучению данного раздела, необходимо повторить тему (1) «Нервная ткань».

Изучив содержание темы, вы должны освоитьобщие понятия темы, знатьморфофункциональные особенности органа зрения, органа равновесия и  органа слуха.

 

Общие понятия темы

Первичночувствующие (нейросенсорные) рецепторы и вторичночувствующие (сенсорно–эпителиальные) рецепторы, их эмбриональные источники развития, отличительные особенности строения.

 

Орган зрения

Глаз. Функциональные аппараты глаза. Источники развития, строение и тканевой состав фиброзной, сосудистой и сетчатой оболочек стенки глазного яблока. Роговица, ресничное тело, радужка, хрусталик, стекловидное тело: их строение, тканевой состав. Сетчатая оболочка как нервный центр экранного типа.

 

Орган равновесия

Рецепторные зоны. Цитофизиология клеток специализированных зон. Функция органа.

 

Орган слуха

Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Тканевой состав стенок улиткового канала. Типы клеток спирального (кортиева) органа, их функция.

           

Задание II. ИЗУЧЕНИЕ МИКРОСКОПИЧЕСКИХ ПРЕПАРАТОВ

Изучив тему, вы должны распознавать (диагностировать) препараты и находить на них детали, отмеченные в «Указаниях к лабораторным занятиям…» (с. 31 - 34).

Роговица (№ 2)

РЕКОМЕНДАЦИИ:

(1) Сориентируйте препарат так, чтобы передний эпителий был вверху.

(2) Обратите внимание на значительную толщину собственного вещества, чётко выраженную заднюю пограничную пластинку и задний однослойный плоский эпителий.

 

Радужка (№ 56)

РЕКОМЕНДАЦИИ:

(1) На срезе глазного яблока найдите радужку, которая является частью сосудистой оболочки глаза. Определите её цилиарный и зрачковый края, расположите передним эпителием вверх. Обратите внимание, что передний эпителий радужки является продолжением заднего эпителия роговицы, а задний пигментный эпителий радужки является продолжением двуслойного кубического эпителия цилиарного тела.

(2) Обратите внимание на мышцу суживающую зрачок, лежащую в области свободного края радужки и мышцу, расширяющую зрачок, которая располагается вдоль пигментного эпителия.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 208.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...