Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Однослойный многорядный столбчатый реснитчатый (мерцательный) эпителий (трахея) (№ 14)




РЕКОМЕНДАЦИИ:

(1) Сориентируйте препарат (участок препарата) эпителием вверх, соединительной тканью вниз.

(2) Рассмотрите многорядное расположение и форму ядер эпителиоцитов различных типов. Ядра низких вставочных клеток имеют круглую форму и располагаются у базальной мембраны, ядра высоких вставочных и бокаловидных клеток располагаются выше. Ядра реснитчатых клеток имеют овальную форму и расположены ближе к  просвету трахеи.

(3) Обратите внимание на различия в окрашивании бокаловидных клеток при окраске гематоксилин–эозин и гематоксилин-муцикармин (в первом варианте секреторные гранулы не окрашиваются, во втором – слизь окрашивается в малиновый цвет).

 

Многослойный плоский ороговевающий эпителий (эпидермис) (№ 13)

РЕКОМЕНДАЦИИ:

(1) Сориентируйте препарат эпителием вверх, соединительной тканью вниз. Выберите участок эпителия, в котором четко прослеживаются все слои.

(2) Обратите внимание на изменения формы ядер в клетках от базального до шиповатого и зернистого слоев, на отсутствие ядер в блестящем и роговом слоях.

 

Многослойный плоский неороговевающий эпителий (роговица) (№ 2)

РЕКОМЕНДАЦИИ:

(1) Сориентируйте препарат многослойным эпителием вверх, соединительной тканью вниз.

(2) Проследите изменение формы ядер и формы клеток от базального до шиповатого и поверхностного слоев. Обратите внимание, что клетки поверхностного слоя имеют уплощенную форму и плоские ядра.

 

Переходный эпителий (мочевой пузырь) (№ 108)

РЕКОМЕНДАЦИИ:

(1) Сориентируйте препарат многослойным эпителием вверх, соединительной тканью вниз.

 (2) Проследите изменение формы ядер и формы клеток от базального до промежуточного и поверхностного слоев. Обратите внимание, что клетки поверхностного слоя имеют «куполообразную» форму, часто двуядерные, ядра крупные округлые.

 

Задание III. ИЗУЧЕНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ МИКРОФОТОГРАФИЙ

Изучив тему, вы должны распознавать перечисленные электронные микрофотографии и находить на них детали, отмеченные в «Указаниях к лабораторным занятиям…» (с. 9-13).

 

Микроворсинки клеток кишечного эпителия

РЕКОМЕНДАЦИЯ:

1) На электронной микрофотографии представлены фрагменты двух каемчатых эпителиоцитов в зоне их контакта. Рассмотрите микроворскинки на апикальной поверхности, а также десмосомы и плотные контакты на участке соприкосновения клеток.

 

Соединения эпителиальных клеток

РЕКОМЕНДАЦИЯ:

(1) На электронной микрофотографии представлены участки трех клеток шиповатого слоя эпидермиса, соединенных друг с другом десмосомами (указаны стрелками).

Десмосома (пятно сцепления)

РЕКОМЕНДАЦИИ:

(1) На электронной микрофотографии представлена десмосома в зоне контакта эпителиальных клеток. Рассмотрите пластинки прикрепления и расширенную межклеточную щель.

(2) В цитоплазме клеток видны тонофиламенты, связанные с пластинками прикрепления.

Взаимодействие органелл клетки в процессе секреции (экзокриноцит поджелудочной железы).

РЕКОМЕНДАЦИЯ:

(1) На схеме представлена ультраструктурная организация двух экзокриноцитов поджелудочной железы. Обратите внимание на структуру и расположение ядра, органелл, секреторных гранул, микроворсинки на апикальной поверхности. Стрелкой показана последовательность этапов синтеза, накопления, упаковки зимогенных гранул и выведения секрета из клетки.

 

Комплекс Гольджи и секреторные гранулы в железистой клетке.

РЕКОМЕНДАЦИЯ:

(1) На электронной микрофотографии представлено несколько элементов комплекса Гольджи, секреторные гранулы и участок ядра клетки. Обратите внимание на полярность комплекса Гольджи, форму и расположение цистерн, пузырьков, вакуолей.

Задание IV. САМОКОНТРОЛЬ.

Изучив тему, вы должны отвечать на контрольные вопросы («Указания к лабораторным занятиям…», с. 13-14) и тестовые вопросы по теме («Сборник тестовых вопросов …»).

Заполните таблицы.

 

Таблица 4.1. Морфологическая классификация эпителиев

 

Название эпителия

Примеры

Однослойные

Плоский

 

Кубический

 

Столбчатый

однорядный  
многорядный  

Многослойные

Плоский

ороговевающий  
неороговевающий  

Кубический

 

Столбчатый

 

Переходный

 

Таблица 4.2. Гистогенетическая классификация эпителиев (по Н.Г. Хлопину)

 

Гистогенетический тип эпителия Эмбриональные зачатки -источники развития эпителия Примеры
     

 

 

Тема: КРОВЬ И ЛИМФА

 

Задание I. ИЗУЧЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА

Изучив содержание темы, вы должны освоить общие понятия темы, знатьморфофункциональные особенности эритроцитов, тромбоцитов, лейкоцитов.

Общие понятия темы

Кровь, ее компоненты (плазма и форменные элементы) и функции. Классификация форменных элементов крови. Клинический анализ крови и его значение в диагностике заболеваний. Лимфа, ее образование, состав и функции.

 

Эритроциты

Особенности строения и функции эритроцитов. Образование, старение и гибель эритроцитов. Ретикулоциты.

Тромбоциты

Особенности строения и функции тромбоцитов. Участие тромбоцитов в реакциях гемостаза и гемокоагуляции. Образование и гибель тромбоцитов.

Лейкоциты

Общие структурные и функциональные свойства лейкоцитов. Механизмы миграции лейкоцитов. Классификация лейкоцитов (агранулоциты и гранулоциты). Лейкоцитарная формула, ее возрастные и клинические изменения, их значение.

Нейтрофилы: особенности строения и функции. Сегментоядерные, палочкоядерные и юные нейтрофилы. Механизмы уничтожения микробов нейтрофилами. Образование, гибель и разрушение нейтрофилов.

Базофилы: особенности строения и функции. Участие базофилов в физиологических регуляторных процессах и в аллергических реакциях. Образование, миграция и разрушение базофилов.

Эозинофилы: особенности строения и функции. Образование, миграция и разрушение эозинофилов.

Моноциты: особенности строения и функции. Система мононуклеарных фагоцитов. Макрофаги и дендритные антиген-представляющие клетки (АПК), их особенности и функции в различных органах. Образование, миграция и разрушение моноцитов.

Лимфоциты: особенности строения и функции. Морфологическая и функциональная классификации лимфоцитов. Субпопуляции и иммунофенотипы лимфоцитов, их абсолютное и относительное содержание в крови. Образование, циркуляция и рециркуляция лимфоцитов.

Задание II. ИЗУЧЕНИЕ МИКРОСКОПИЧЕСКИХ ПРЕПАРАТОВ

Изучив тему, вы должны распознавать (диагностировать) препарат и находить на нем детали, отмеченные в «Указаниях к лабораторным занятиям…» (с. 14).










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 273.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...