Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Понятие и классификация стилей руководства
Под стилем руководства понимается совокупность применяемых руководителем методов воздействия на подчиненных, а также форма (манера, характер и т.д.) исполнения этих методов. Стиль вырабатывается под влиянием природных качеств человека, опыта практической работы, обучения, самовоспитания. Некоторые черты стиля управления неотделимы от характера, другие приобретаются в ходе трудовой деятельности. Существуют различные подходы к классификации стилей руководства, что обусловлено существованием множества стилей руководства. Наиболее распространена классификация, определяемая характером отношений между руководителем и подчиненным. По этому признаку принято выделять три стиля руководства: - авторитарный (автократический); - либеральный; - демократический. Для авторитарного стиля характерны четкая постановка целей деятельности, энергичная форма отдачи распоряжений, приказаний, нетерпимость ко всему, что идет вразрез с мнением руководителя. Члены группы у такого руководителя постоянно находятся в состоянии неопределенности относительно своих будущих действий, знают только свои частные задачи. Методы руководителя по отношению к подчиненным - распоряжения, инструкции, требующие от группы неукоснительного выполнения. Придерживающийся этого руководитель определяет всю деятельность группы, прописывает все технические приемы и действия. Авторитарный стиль руководства вполне уместен при наличии по крайней мере двух условий: а) производственная ситуация; б) согласие персонала на авторитарные методы руководства. Авторитарному стилю присущи и немаловажные достоинства: - обеспечивает четкость и оперативность управления; - создает видимое единство управленческих действий для достижения поставленных целей; - минимизирует время принятия решений, в малых организациях обеспечивает быструю реакцию на изменение внешних условий; - не требует особых материальных затрат; - в недавно созданных предприятиях позволяет успешнее (быстрее) справиться с трудностями становления и пр. Однако, у авторитарного стиля руководства имеются и очевидные недостатки: - подавление (неиспользование) инициативы, творческого потенциала исполнителей; - отсутствие действенных стимулов труда; - громоздкая система контроля; - в крупных организациях — обюрокрачивание аппарата управления; - невысокая удовлетворенность исполнителей своим трудом; - высокая степень зависимости работы группы от постоянного волевого прессинга руководителя и пр.
Преодолеть недостатки авторитарного стиля позволяют экономические и социально-психологические методы управления, свойственные демократическому стилю руководства. Этот стиль позволяет: - стимулировать проявление инициативы, раскрывать творческий потенциал исполнителей; - успешнее решать инновационные, нестандартные задачи; - эффективнее использовать материально-договорные стимулы труда; - включить также психологические механизмы трудовой мотивации; - повысить удовлетворенность исполнителей своим трудом; - создавать благоприятный психологический климат в коллективе и т.д. Однако демократический стиль руководства не при всех условиях применим. Как правило, он успешно срабатывает при следующих условиях: - стабильном, устоявшемся коллективе; - высокой квалификации работников; - наличии активных, инициативных, нестандартно думающих и действующих работников (пусть даже и в небольшом количестве); - неэкстремальных производственных условиях; - возможности осуществления весомых материальных затрат. При демократическом стиле руководства группа в той или иной мере подключается к организации деятельности. Руководитель демократического стиля расположен к делегированию полномочий, предоставляет подчиненным принимать участие в реализации фирменных идей, распределяет между ними ответственность, поощряет и развивает отношения между подчиненными, стремясь уменьшить внутригрупповое напряжение; создает атмосферу товарищества и делового сотрудничества. Сотрудники разбиваются на группы по их желанию. Руководитель старается быть объективным в своей похвале и критике их участников.
Применение либерального стиля имеет все большее распространение из-за растущих масштабов научно-технической деятельности, где участвуют высококвалифицированные специалисты. Именно они не хотят находиться под давлением руководителя, быть у кого-либо в подчинении. Как и любой другой стиль руководства, либеральный стиль имеет также ряд следующих преимуществ: - подчиненным предоставляется значительная свобода действий, инициатива подчиненных не подавляется, они избавлены от постоянного контроля; - подчиненные чаще всего имеют достаточно широкую осведомленность о положении дел в коллективе, а также о перспективах его развития; - работа в подобном коллективе приносит удовлетворение сотрудникам и формирует благоприятный психологический климат; - руководитель максимально разгружен, подчиненным передается ответственность за действия; - высокая трудовая мотивация сотрудников; - подчиненные чаще всего хорошо информированы о положении дел в организации, а также о перспективах ее развития. Тактика минимального вмешательства в дела коллектива требует от руководителя такта, высокой эрудиции и управленческого мастерства, нужно уметь ничего якобы не делать самому, но знать обо всем и ничего не упускать из своего поля зрения. Руководитель-либерал должен мастерски владеть принципом делегирования полномочий, поддерживать добрые отношения с неформальными лидерами, уметь корректно ставить задачи и определять основные направления работы, координировать взаимодействие сотрудников для достижения общих целей.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 243. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |