Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Содержание и сущность понятий «менеджмент», «руководство» и «управление».




Термин«менеджмент»в широком смысле трактуется как управление. Например, менеджмент инвестиций – управление инвестициями, менеджмент персонала – управление персоналом. Менеджмент - один из способов организации совместной деятельности людей в условиях рыночной экономики. Современный менеджмент - такой способ руководства, который позволяет наиболее гуманным образом направлять интеллектуальные и физические силы людей к достижению каких-то общих целей.

В менеджменте организации участвуют руководитель и специалисты – менеджеры. Их еще называют управляющими. «Управляющий» – это менеджер, который обязан не только выполнить принятое руководителем решение, но в полной мере нести ответственность за его исполнение в пределах предоставленных ему прав. Управление – это труд людей, направленный на организацию и координацию деятельности трудовых коллективов и отдельных работников в процессе производства продукции, оказания услуг.

Цель управления заключается в эффективном использовании рабочей силы и ограниченных ресурсов для достижения желаемого и возможного состояния производства.

      Термин «руководитель»означает первое лицо, которое формирует цель, принимает решения и несет полную ответственность за их исполнение. Можно сказать, что руководитель организации является ее главным менеджером. Руководство – это механизм, направляющий усилия коллектива или личности на выполнение общих задач. Оно побуждает людей к достижению поставленной цели посредством влияния на их потребности. Это способность влиять на поведение группы людей или отдельных индивидуумов, позволяющая побудить их работать для достижения общих целей.

 

 В практической деятельности термином «менеджмент» характеризуют процессы руководства и управления в организациях, не разделяя этих понятий. Говоря о сущности понятия «менеджмент», следует отметить, что это одновременно и наука, и искусство. С таких позиций объясняется содержание менеджмента в известных словарях английского и русского языков. Как наука, менеджмент имеет свой предмет, концепции, функции, принципы. Менеджмент также изучает экономические отношения в сфере производства, распределения и обмена материальных и нематериальных благ, базируется на познании и использовании экономических законов. Как искусство, менеджмент основан на учете особенностей организации (предприятия), а также специфики каждой человеческой личности, группы людей, составляющих эту организацию. Менеджмент всегда индивидуален. Искусство принимать оптимальные решения и их реализовывать зависит от личности менеджера, его опыта, знаний. Поэтому результаты деятельности организаций отрасли, работающих в рамках единого правового поля, могут различаться. Менеджеру необходимо не только опираться на научные знания, но и владеть искусством руководства и управления: постоянно пополнять профессиональные знания и совершенствовать личностные качества, необходимые в управленческих процессах, а также примером духовного и профессионального совершенствования, уметь раскрывать интеллектуальный потенциал людей, знать нужды и интересы персонала организации. Менеджер, в отличие от предпринимателя, должен иметь специальную подготовку. Менеджмент необходим в любой сфере деятельности. С 60-х годов двадцатого столетия технологии менеджмента активно внедряются в практику отраслей непроизводственной сферы, в том числе в культуру. Однако многие вопросы остаются теоретически не продуманными, а практический опыт управления организациями культуры и искусства в СМИ практически не освещается.

Менеджмент в музейном деле

      Музеи выполняют весьма важные культурные и социальные функции, позволяя сохранить и приумножить культурное наследие того или иного коллектива людей. Между тем на современном этапе развития музейного дела все большую значимость приобретают новые тенденции социума, науки, экономики и культуры (повышения значимости инноваций, информационных технологий, развитие туризма, культуры масс-медиа, рост образования людей и т.д.).

    Менеджмент музейного дела, возникший в мире во второй половине XX века, стал новым витком в развитии музеев, которые, в свою очередь, стали частью экономической отрасли культуры. В рамках современного музейного маркетинга особое значение приобретает изучение потребителей, их целей, предпочтений и запросов, что предполагает развитие музейной инфраструктуры и превращение музея в культурный центр. Музейный менеджмент сформировался в условиях острой нехватки бюджетных средств, барьеров ведомственной принадлежности, а также зависимости от позиции региональных властей.

В современных условиях рыночных отношений основой музейной деятельности становится посредничество между основной частью общества потребления, непричастного к искусству, и собственно художественными произведениями. Учитывая, что основную часть жизни современного человека составляет его профессиональная деятельность, искусству в виде культурных индустрий отводится оптимальная позиция взаимодействия с представителями различных групп интересов на доступном им уровне.

Начиная с 1960-х гг., музеи прочно заняли свое место в ряду других культурных индустрий. В качестве отраслевого звена экономики «культура» перед ней встала необходимость производить новые культурные продукты, продавать их и в целом оценивать свою деятельность в терминах экономической эффективности. Значимым элементом музейного менеджмента является музейный маркетинг, то есть исследование предпочтений посетителей, ответ на их спрос и формирование его на новые культурные продукты. Появилась необходимость развивать инфраструктуру (парковки, кафе, рестораны, магазины музейной продукции и т.п.). Музеи из хранилищ объектов искусства или предметов прошлого начали превращаться в культурные центры широкого профиля. Эти мировые тенденции в той или иной мере нашли отражение в практике музейного дела в России и Республике Беларусь.

С начала 90-х гг. ХХ в. руководителям музеев пришлось осваивать новые управленческие навыки: построение взаимоотношений с органами власти и заимствование зарубежного опыта в области музейного менеджмента. К особенностям музейного менеджмента в Республике Беларусь можно отнести сохранение советской системы иерархического управления культурой. Как и прежде, музеи являются подведомственными организациями, имеют вышестоящий орган управления и фактически не имеют рычагов воздействия на власть, в то время как управления и отделы культуры являются распорядителями бюджетных ресурсов, предназначенных музеям, и держат в своих руках основные управленческие функции.

В постсоветский период происходит поиск новых форм взаимоотношений органов власти и организаций культуры, в том числе музеев. Например, Министерство культуры и его местные органы способствуют организациям культуры в поисках спонсоров. В условиях рыночной экономики особое значение приобретает коммерческая деятельность музеев, несмотря на то, что они, как правило, некоммерческие организации. По опыту России целесообразно внедрить в практику музейного менеджмента следующие экономические показатели: коэффициент конвертации клиентов в покупателей (обеспечение максимально возможного уровня трансформации посетителей музея в покупателей музейной коммерческой продукции); коэффициент численности посетителей на единицу торговой площади; коэффициент коммерческих доходов на одного посетителя (расчет данного коэффициента дополняется фактическим анализом).

 Партнерство культуры и экономики – важнейший элемент современного музейного дела и направление развития его менеджмента. В процессе интеграции культуры и бизнеса объект культуры эволюционирует в пассивный субъект, обеспечивающий творческую направленность бизнес-проектов. В мире идет процесс создания музейных корпораций.

  Задачи в области музейного менеджмента могут быть сформулированы следующим образом:

1. Задача совершенствования организационной структуры музеев как основы для рационального использования финансовых, интеллектуальных и др. ресурсов музейной деятельности. Связанная с этим необходимость оптимизации системы оплаты труда и стимулирования творческой активности персонала музея.

2. Задача формирования и повышения спроса на результаты музейной деятельности и услуги музеев, расширение контингента потенциальных посетителей, творческих и деловых партнеров музея. Оптимизации форм сотрудничества и кооперации музея с его творческими и деловыми партнерами.

3. Задача увеличения объема финансирования музеев:

   а) за счет освоения альтернативных госбюджетных источников;

  б) за счет расширения круга негосударственных источников финансирования (субсидий общественных фондов, частных фирм и меценатов) разработки и реализации конкретных проектов;

  в) за счет увеличения доходов музеев в результате собственной деятельности по оказанию платных услуг населению, предприятиям и организациям.

   4. Задача формирования и активной реализации ценовой политики музеев на рынке культурной продукции, информации и услуг.

5. Задача приведения нормативной базы музейной деятельности в соответствие требованиям обеспечения эффективности реализации социальных функций музеев.

В условиях перехода большинства музеев на новые условия хозяйствования главными объектами внимания менеджмента и маркетинга становятся: конкурентноспособность печатной продукции или товарного изделия, его продвижение от производителя к потребителю, реализация товаров или дополнительных услуг».










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 282.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...