Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Этапы развития менеджмента (характерные черты первого-третьего этапов).




    Деловая активность, предпринимательство, управленческая деятельность по мнению многих ученых возникли одновременно с человеческим обществом. Однако с позиций менеджмента в современном понимании точкой отсчета является вторая четверть XIX в.

  

        Первый этап развития продолжался до второй половины XIX в. Именно в этот период возникают первые фирмы, функции управления в которых выполняют специалисты-менеджеры. Менеджеры – это специалисты, работающие по найму. Различие между менеджером и предпринимателем заключается в степени ответственности. Предприниматель отвечает за деньги и имущество, вложенные в бизнес, а менеджер такой прямой ответственности не несет, так как он всего лишь наемный специалист. Несмотря на краткость первого этапа, профессиональный бизнес получил интенсивное и радикальное развитие. Критерием успеха в этот период был доступ к ресурсам (полезным ископаемым, лесу, хлопку и др.), что создавало монопольное преимущество. Поэтому главной задачей менеджмента было грамотное управление запасами товарно-материальных ценностей, их наращивание. Центр власти в фирмах был сосредоточен в подразделениях, занимающихся снабжением.

 

      Второй этап развития менеджмента продолжался со второй половины XIX в. и примерно до начала ХХ в. Для этого периода характерно следующее. С завершением эпохи колониальных захватов практически все рынки природных ресурсов были так или иначе поделены. И на первый план вышел иной фактор успеха – увеличение полезности товара при сохранении стоимости затрат на его производство. На втором этапе рынок еще не был насыщен товарами, а иногда даже и не сформирован. Поэтому необходимость в маркетинге и рекламе отсутствовала. Решающими моментами для бизнеса в это период были наличие рыночной идеи товара или услуги и материально-технической возможности реализации этой идеи. Центром власти в фирмах являлись производственные службы. Менеджер должен был хорошо разбираться в производственных процессах и иметь творческие способности к изобретательству.

 

      Третий этап развития менеджмента длился с начала ХХ столетия до 1930 гг. Рынок производителей начал уплотняться, и решающим фактором успеха стала возможность обеспечивать максимальный выход товара при минимальных издержках. Менеджер должен был отлично знать технологию и организовывать производство в соответствии с ней . Центры власти в фирмах переместились в технические и технологические службы. Данный период развития менеджмента – время менеджеров-технократов, организаторов производства. Нормирование труда, конвейер, научная организация труда – эти компоненты менеджмента являются результатом практики того времени. Что касается маркетинга, то его время еще не наступило. Первые службы (отделы) маркетинга стали появляться лишь перед Первой мировой войной.

   4.Особенности менеджмента в сфере культуры и искусства

Особенности менеджмента обусловлены спецификой отрасли. Назовем основные из них.

1. В сфере культуры и искусства создаются продукты, имеющие материально-вещественную форму (картины, книги, аудио- и видеопродукция, сувениры и др.), услуги, выражающие живую деятельность их создателя и принимающие форму товара (выступления актеров, певцов, музыкантов и др.), а также связанные с освоением культурных благ, находящихся в материальновещественной форме (услуги библиотек, кинотеатров, музеев, картинных галерей и др.). Способы, приемы, технологии менеджмента в отношении продуктов в предметной форме и в форме услуг имеет свои особенности. Организации, создающие товары в материально-вещественной форме, являются, как правило, юридическими лицами, занимающимися производственно- коммерческой деятельностью. Для них актуальные вопросы менеджмента – это поддержание финансовой устойчивости, управление запасами материальных ценностей и готовой продукции, управление потоками денежных средств. В организациях, создающих и оказывающих услуги, в центре внимания находится работа с персоналом; персонал-ориентированные технологии в целях повышения качества услуг; создание необходимых условий для творчества. В организациях, осваивающих культурные блага, находящиеся в материально-вещественной форме, важными направлениями менеджмента являются: повышение социальной значимости экспонатов музея; обновление и пополнение книжных фондов библиотеки, картин в галерее; привлечение посетителей и доноров.

2. Организации отрасли культуры в основном некоммерческие. Это значит, что платные услуги не покрывают все расходы, и организации финансово зависимы от государственных органов, распределяющих бюджетные ресурсы. Для некоторых учреждений культуры бюджетные ассигнования являются единственным источником финансирования расходов. Задачи менеджмента – развивать платные услуги и обеспечивать целевое и эффективное использование бюджетных ассигнований.

 3. Некоммерческие организации вправе заниматься коммерческой деятельностью. Например, музей может организовать проведение праздничных торжественных мероприятий, начать производство печатной продукции, а библиотека – открыть реставрационную мастерскую.

4. В некоммерческой деятельности есть особенности маркетинга, выражающиеся в наличии двух рынков: рынка потребителей и рынка доноров. Каждый из них может быть первичным по отношению к другому. Так, сначала могут определяться виды работ с потребителями и изыскиваться источники финансирования, включая спонсорскую поддержку, а затем – группы потребителей. Возможен и другой подход. Сначала подбираются потребители культурных продуктов для обеспечения интересов доноров, готовых платить за работу с этими группами лиц, а затем конкретизируются отношения с донорами.

 5. В организациях отрасли культуры и искусства важную роль играет поиск и привлечение средств спонсоров, благотворительных организаций и прочих доноров. Задача менеджмента – развитие связей с общественностью, форм фандрейзинга, предложение услуг потенциальным спонсорам.

6. В отрасли велико значение административных методов управления. Министерство культуры, областные управления и районные отделы по идеологической работе, культуре и по делам молодежи являются распорядителями бюджетных средств, а организации культуры и искусства – их получателями. Государственные органы управления выполняют ряд функций менеджмента, оставляя самим организациям «пассивное» участие в управленческих процессах. Это касается планирования и финансирования расходов организаций культуры и искусства. Роль организаций культуры в менеджменте необходимо поднимать, для этого должны произойти изменения в распределении полномочий между административными органами власти и непосредственными исполнителями.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 303.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...