![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
А. Правила по отношению к тезису. Возможные ошибки
Первое правило: необходимо явно сфермулировать тезис (в!виде суж Пусть, например, прокурор утверждает, что все обвиняемые совер- Утверждение прокурора состоит из следующих суждений.; I В\. Все обвиняемые совершили данное деяние. (СТ л С1. [Данное деяние совершили лица, признанные адвокатом в качестве токовых, а также лица, которых адвокат не считает таковыми.) 81. Данное деяние является преступлением. ! 'Утверждения адвоката:-'.-'-.!- ■■■'■'.■ • ■ О. Некоторые обвиняемые совершили это деяние. | -лС2. Некоторые обвйняемще не совершили данного деянш . 82. Данное деяние — преступление. СЗ. Данное деяние квалифицируется по такой-то статье УК РФ (отличной от названной прокурором). Тоесть:{С1,-пС2,Я2геЗ}.- i -r . Выполнен "Первый шага^алибаспОрных положений — выявле -ш простые суждения','из которых сЪстфят'утверждения прокурора и адв зката. 133 Университетская серия
§ ГтавааЛогичвские основы аргументации и критики Следующим шагом анализа спорных положений является нахождение пунктов согласия и пунктов разногласия сторон. Теперь следует договориться о тезисе спора. Можно, например, спорить по поводу утверждений —*С1 и С2, а решение вопроса о квалификации преступного деяния предоставить судье. Таким образом, чтобы реализовать первое правило аргументации по отношению к тезису, необходимо: во-первых, исследовать спорную мысль и выделить пункты согласия и разногласия; во-вторых, договориться о тезисах аргументации сторон. С. Поварнин пишет по поводу требования явно сформулировать тезис аргументации: «Не следует думать, что достаточно встретить «спорную мысль», чтоб сейчас же сделать ее, при желании, «тезисом спора» Она всегда требует некоторого предварительного исследования и обработки, прежде чем взять из нее тезис. Необходимо выяснить точно, в чем мы с нею не согласны; уточнить «пункты разногласия»'. И далее-«Нужно приобрести навык быстро, иногда «моментально» находить и пересматривать все места, в которых возможно разногласие с данной мыслью. Особенно необходим этот навык в некоторых специальностях — например, в юридический практике спора»2. Иногда, исследовав спорную мысль, отказываются от противоположных утверждений и, придя к соглашению, формулируют промежуточное утверждение. Например; вместотезисовШШ^обШШШмыеЪ'сщр-шили данное преступление» (Т,) и «ни один из обвиняемых не совершил данного преступления» (Г2) принимают утверждение «только некоторые из обвиняемых совершили данное преступление». Второе правило: тезис должен быть сформулирован четко и ясно. ;Как выполнить это требование? Во-первых. Нужно выяснить, все ли дескриптивные, описательные Пусть кто-то утверждает, что нерационально трацсподтироватьжидкость в полом сосуде с перфорированным дном, а кто-то против 3foro возражает. Указанное утверждение можно упростить так: «Неразумно носить жидкость (например, воду) в сосуде с отверстиями в дне, например, в решете». Против этого утверждения никто не будет возражать. Поварнин С. Спор о теории и практике спора // Вопросы философии.' 1990. N° 3. 2 Там же. С. 66.
134 —__.------------------------------------- Университетская серия § 4. Правила аргументации и критики, доказательства и опровержения В формулировку тезиса допустимо включать местоимения лишь в тех случаях, когда нет возможности истолковать их различным образом. Такая возможность имеется, например, по отношению к следующему утверждению оратора, выступавшего на годичном собирании адвокатов: «Нам предложили почтить вставанием память умерших адвокатов, к сожалению, это редко происходит». Результат — двусмысленное толкование речи. Во-вторых. Нужно выявить логическую форму тезиса. Eqna тезис является суждением, в котором нечто утверждается или отрицается о предметах, то нужно выяснить, о всех ли предметах идет речь в суждении или лишь о некоторых (о многих, о большинстве, о меньшинстве и т. д.). Например, пропонент утверждает: «Люди злы». Кто-то может возражать, что это не так. Если утверждение уточнить следующим образом: «Некоторые люди злы», то необходимость в споре отпадает. Следует уточнить, в каком смысле употреблены союзы «и», «или», «если..., то...» и т. д. Например, союз «или» может выражать как нестрогую, так и строгую дизъюнктивную связь, «если..., то...» — импликг^гивную или условную связь и т. д. В-третьих. Иногда целесообразно уточнить время, о .котором идет речь в суждении, например, уточнить, утверждается ли, что определенное свойство принадлежит! предмету всегда, или оно прин цтлежит ему иногда: уточнить значение! таких слов, как «сегодня», «завтра», «через столько-то часов» и т. д. Иногда утверждают, что определенное событие ■-произ©йдет-'В---ближайшее>йрбмя(--в1послеад10щий.шериод^ рттровергать такие утверждения трудно, поскольку они не являются ясными. Нужно потребовать от оппонента уточнить такие утверждения. ! В-четвертых. Иногда необходимо выяснить, утверждают ли, что те Подготовительная работа, заключающаяся в выработке ^общего поля Нечеткая формулировка тезиса часто лежит в основе софизмов. Так, в сбфизме Эватла не определено вьтражение «первый выигранный процесс». Если бы, например, имелся в виду первый выигранный Эватлом процесс, в котором он выступает в качестве ответчика, то он должен бил бы платить за обучение в том случае, когда суд вынесет решение «не платить». Иногда в споре применяют уловку умышленная нечеткая Формулировка тезиса, т. е. умышленно формулируют тезис нечетко; |Гакая уловка была применена в полемике против сенатора от.штата ФдоЬида К. Пеп~ пера* в результате чего ондтотерпел поражение, на очередных выборах. Его противник заявил: «...все ФБР и каждый член конгресса знают, что ---------------------- —------------------------------------------------------------------------------------------- -------------------------------------- ■---------------------------- 1--------------------------------------- ' Университетская серия | 135 Глава 8. Логические основы аргументации и критики Клод Пеппер бесстыдный экстраверт. Более того, есть основания считать, что он практикует непотизм по отношению к свояченице, сестра его былафеспианкой в греховном Нью-Йорке. Наконец, и этому трудно поверить, хорошо известно, что до женитьбы Пеппер практиковал целибат»1. {Экстраверт — общительный человек, непотизм — покровительство родственникам, феспианка — поклонница драматического искусства, целибат — безбрачие.). В случае, когда противником применена такая уловка, нужно или пояснить неизвестные выражения, или попросить сделать это того, кто выдвинул тезис. С первым правилом связана также уловка чрезмерное требование уточнения тезиса. Она заключается в требовании разъяснять даже ясные выражения. Кто-то, например, говорит, что он считает некоторое выражение истинным. Ему задают вопрос: «А что такое истина?» Если этот человек ответит, что истина — утверждение, которое соответствует действительности, то его спросят, что он понимает под действительностью, под соответствием и т. д. Как поступить в такой ситуации? Можно напомнить оппоненту и другим присутствующим, что совершается уловка и сказать, как она называется. Можно предложить задавать Допросы в конце выступления. Некоторые в таких случаях стараются не замечать вопросов, однако подобная тактика не всегда результативна. Еще одна уловка — умышленное непонимание тезиса.Оцаможстза*- ключаться в изменении смысла выражения с тем, чтобы изменить смысл " тезиса не в пользу пропонента. Например, вместо того чтобы сказать^ что у человека заболела голова, говорят, что у него что-то с головой. Вместо «смотрит, не поворачивая головы» говорят «смотрит косо». Бывает и так, что автора необоснованно обвиняют В: неясности. Третье правило:тезис не должен изменяться в процессе аргумента С нарушением этого правила связана ошибка,:называемая подменой тезиса. Она совершается в том случае, когда в качЬстве тезиса выдвига- 1 Павлова К. Г. Искусство спора: логико-психологические аспекты.: М: Знание, § 4. Правила аргументации и критики, доказательства и опровержения ется некоторое утверждение, а аргументируется или критикуется другое, сходное с выдвинутым; в конце же концов делается вывод о том, что обосновано или раскритиковано исходное утверждение. Эта ошибка совершена в следующей аргументации. Некто взялся доказать, что 3 раза по 2 будет не 6, а 4. Выполняя свою странную затею, он взял в руки обыкновенную спичку и попросил присутствующих внимательно следить за ходом его мысли. — Переломив спичку пополам, — заявил математик, — будем иметь один раз 2. Проделав то же самое над одной из половинок, будем иметь второй раз 2. Наконец, проделав эту же операцию над второй из половинок, получим третий раз 2. Итак, беря три раза по два, мы пблучим четыре, а не шесть, как принято обычно думать. Вместо того чтобы доказать, что 3x2 = 4, доказано утверждение: «Если целое разделить пополам, а затем каждую из половинок, в свою очередь, разделить пополам, то будут получены четыре части». Разновидностью подмены тезиса я-вляются ошибки: 1) подмена аргументируемого тезиса более сильным утверждением (по отношению к доказательству эта ошибка имеет название «кто много доказывает, тот ничего не доказывает»); 2) подмена критикуемого щезиса более слабым утверждением (применительно к опровержению она называется «кто много опровергает, тот ь ничегоше^иррвергает»). ,.....■'. ..,,. , .,. „.;,,, ,..,,, , . ,,.^,ф.,„,,, Разновидностью ошибки «подмена тезиса» является такжр ошибка, Эту ошибку совершают в тех случаях, когда, вместо того чт|обы обосновывать или крититиковать тезис, характеризуют человека, выдвинувшего этот тезис, или человека, о котором идет речь в тезисе. Так, довольно часто адвокаты в суде, вместо того чтобы доказывать, чтр подсудимый невиновен, перечисляют присущие ему положительные; качества,: например, говорят, что он хороший работник, хороший семьянин и т. д. Иногда в споре, вместо того чтобы доказывать, что человек не прав, говорят, Что он еще молод, недопонимает всего или что он в так1 >м возрасте (преклонном), когда уже часто совершают ошибки. Еще7одна разновидность ошибки «подмена тезиса» — norm ря тезиса* Например, выступает кто-то из студентов на собрании и говорит: «Мало мы занимаемся по вечерам. Вюбщежитии мы ходим друг к др} гу в гости, отвлекаем друг друга от занятий*. Выступающему бросают реплику: «Ты еще слишком молодой». Он теряет тезис и говорит о том, что до поступи ления-в^институт работал на заводе, потом служил в армии. А тут и время истекло.
136 Университетская серия Университетская серия 137 [ла^Лоп1чеш1еосновы аргументации и критики § 4. Правила аргументации и критики, доказательства и опровержения
С третьим правилом связаны следующие уловки. Ослабление тезиса аргументации. Уловка заключается в следующем. Противник выдвигает утверждение, которое трудно или невозможно обосновать, а затем подменяет это утверждение другим, более слабым, которое он может доказать. Вы сгоряча пытаетесь опровергнуть второе утверждение, но этого, естественно, сделать вам не удается. Тогда противник приводит доказательство второго утверждения и торжествует, делая вид. что доказал первое утверждение. В таком случае нужно проявить внимательность и объяснить присутствующим, какая уловка была применена. Усиление критикуемого утверждения. Эта уловка применяется так. Вы выдвигаете тезис. Противник заменяет ваш тезис более сильным утверждением и показывает, что это второе утверждение доказать нельзя. Более того, он может опровергнуть второе утверждение. В результате противник делает вид, что опроверг ваш тезис. ' Чтобы неумышленно не произвести подмены критикуемого утверждения (в том числе и более сильным утверждением), в процессе дискуссии рекомендуется повторять утверждения, прежде чем их критиковать. Таково этическое правило ведения полемики. '< Логическая диверсия. Эта уловка^заключается в умышленном переводе разговора на другую тему, на ту^оторая хорошо, знакома спорящему. Проиллюстрируем уловку примером из студенческого фольклора: «На экзамене по биологии студента просятрадсказ,ать.р.;Щш-кахаСтудент знает только один вопрос --о блохах. Он отвечает: ]« Кошка -^ животное. _,На кошках живут блохи». Рассказывает о блохах. Преподаватель предлагает рассказать о собаках. Студент отвечает: «Собака — животное. На собаках живут блохи». Рассказывает о блохах. Тогда преподаватель просит рассказать о рыбах. Студент отвечает: «Рыбы — живые существа. Блохи на рыбах не живут». Опять рассказывает о блохах».; |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 263. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |