![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Аргументация и доказательство
Одним из важных способов обоснования утверждений, (суждений, Задачей, аргументации является выработка убеждения или мнения об истинности какого-либо утверждения. В то время как убеждение — полная уверенность в истинности, мнение — это неполная,! но тем не менее достаточно прочная уверенность. В.-целом .существует способов выработки убеждений и мнений. Наряду с обоснованием утверждений при помощи наглядного, непосредственного обращения к фактам действительности либо на основе аргументации и мнения могут вырабатываться также путем внушения, вер^л, обращения к авторитету. 1 Таким образом, аргументация представляет собой процесЬ выработг ки убеждения иди мнения относительно истинности утверждения (суждения, гипотезы, концепции и т. д.) при помощи других утверждений. Утверждение, которое обосновывается, называется тезисом аргу ментации. Утверждения, используемые при обосновании тез| ваются аргументами, или основаниями. Форма аргументации, страция - это логическая структура аргументации, т. е. cnocjo6 логиче1 ского обоснования тезиса посредством аргументов. Схема аргументации выглядит следующим образом: {^„...,Л}=>г, ■:
то естьчиз данных аргументов логически следует тезис, где^ь
Унивepcит.eтcкaя(cepия 121 Глава 8. Логические основы аргументации и критики § 1. Аргументация и доказательство
Аргументация подразделяется на два вида: прямую и косвенную. В случае прямой аргументации рассуждение идет от аргументов к тезису. Таким видом аргументации является доказательство, о котором будет подробнее сказано ниже. В случае косвенной аргументации тезис обосновывается не напрямую. Рассмотрим виды косвенной аргументации. Аргументация от противного, или апагогическая аргументация. При использовании этого вида аргументации имеется некое утверждение, тезис, который требуется обосновать. Выдвигается утверждение, являющееся отрицанием тезиса, так называемый антитезис. Из имеющихся аргументов и антитезиса выводится противоречие, ситуация, когда одновременно наличествует некоторое утверждение и его отрицание. В результате делается вывод об обоснованности (полной или частичной) тезиса. Схема аргументации от противного выглядит следующим образом: М,,...Д,).-.Г->Дл-Л где {А], ..., А,,} — это множество аргументов; Т~ тезис; —.7"— антитезис. Известно, что аргументацией от противного часто пользовался древнегреческий философ Сократ для убеждения своих оппонентов в дискуссии. Разделительная аргументация. В этом случае для обоснования тезиса используется операция с разделительным суждением. Для обоснования утверждения используется один аргумент, который образуется в результате исключения всех остальных членов разделительного суждения. Схема разделительной аргументации: А\ v A2 v А3 ^з : А^А2 4 Пример Вечером на столе оставалась шоколадка. Утром на столе ничего не было, при ус К случаям косвенной аргументации можно отнести также выполне Тем не менее, хотя условие совместимости и является важным, оно Как вид прямой аргументации, доказательство — это установление В доказательстве связь между аргументами и тезисом до1жна носить логически необходимый характер и с его помощью осуществля ;тся полное подтверждение. Нередко в понятие доказательства вкладывается более широкий смысл. При этом под доказательством понимается люба* процедура обоснования истинности тезиса, включающая как логический вывод, ^ ., щк-и правдоподобное рассуждение, ссылки на связь дрказы ^мрго.пр- f+ .ложедая-чС-факгам»*- наблюдениями- -и т. д. Расширительное иртолкова-
Университетская серия Университетская серия i.23 Глава 8. Логические основы аргументации и критики § 2. Критика и опровержение
ние доказательства является обычным в гуманитарных науках. Оно встречается и в экспериментальных, опирающихся на наблюдения рассуждениях. При таком широком толковании понятия «доказательство» необходимо иметь в виду, что правдоподобное обобщение, переход от частных фактов к общим заключениям дает не достоверное, а лишь вероятное знание. Довольно часто используют косвенное доказательство, при котором доказываемое положение отрицается. В этом:Случае его называют доказательством от противного. Вот, например, как строится косвенное доказательство тезиса: «Квадрат не является окружностью». Выдвигается антитезис: «Квадрат есть окружность». Необходимо доказать ложность этого утверждения. С этой^релью из этого утверждения выводятся следствия. Если хотя бы одно ffe них окажется ложным, это будет означать, что и само утверждение, из которого выведено следствие, также ложно. Неверно, в частности, такое следствие: у квадрата нет углов. Поскольку антитезис ложен, исходный тезис должен быть истинным. Таким образом,далеко не всякая правильная аргументация является доказательством. Существует три вида такой недемонстративной аргументации, которая не является доказательной. В первом случае аргумента^ или, по крайней мере, некоторые из них, являедся не достоверными, а лишь правдоподобными утверждениями, в то врегш как форма — демонстративное рассуждение. Тезис в тако^ар-гументададаголько правдоподобен, а не достоверен йз-ia нед&стбве^^Ъ-сти аргу5яещгов. Во втором случае аргументы являются достоверными утверждениями, а форма — недемонстративное рассуждение. Здесь тезис является только правдоподобным утверждением из-за недемонстративности формы. В третьем случае аргументы являются не достоверными, а лишь правдоподобными утверждениями, и одновременно форма есть иеде-монстративное рассуждение. В гуманитарных науках применяются аргументации всех указанных типов, и демонстративные, и недемонстративные. Однако сущертвуют и специфические области гуманитарного знания, где широко используются недемонстративные аргументации первого и третьего типов- т. е. аргументации с неполностью обоснованными аргументами. Подобного рода аргументация широко распространена в философии, что обусловлено тем фактом, что философское знание является знанием о наиболее общих свойствах, связях и закономерностях природы, общества, познания, наиболее общим знанием о мире и человеке. Более общих обоснованных утверждений чем философские часто просто не ,сущес;г£ует, и знание такого типа нельзя вывести из других знаний. Недоказательные 124 Университетская серия аргументации второго типа широко распространены в экономических науках и праве. Например, согласно учению немецкого филск^рфа Людвига Фейербаха, одним из источников возникновения религией понятия о Боге является то, что люди переносят черты, присущие им самим от природы, на абстрактное понятие божества: «Божественная сущность — не что иное, как человеческая сущность, очищенная, освобожденная от индивидуальных границ, т. е. от действительного, телесного человека, объективированная, т. е. рассматриваемая и почитаемая в качестве посторонней, отдельной сущности»1. Это недоказательная аргументация второго типа. Ее формой является нестрогая аналогия. Критика и опровержение Критика — это деятельность, противоположная по своей цели и содержанию аргументации. Если целью аргументации является выработка убеждения в истинности или, по крайней мере; частичнойюбоснованно-сти какого-либо положения, то конечной целью критики является разубеждение людей в обоснованности того или иного положения и убеждение их в ложности этого положения. Конечная цель при! критике достигается не всегда. Иногда удается лишь установить необоснованность .утверждения, а иногда устанавливается должность утверждения иди низкая степень правдоподобия. В связи с этим можно выделить два способа критики: критику аргументации и установление ложности или малой степени правдоподобия утверждения. В случае критики аргументации обосновывают ложность аргументов Опровержение - это установление ложности какого-либо положения с использованием логических средств и доказанных положений.: Последние положения называются аргументами опровержения. В критике второго рода, не являющейся опровержением, также выделяют аргументы — обоснованные (полностью или частично, если кройка правильная) утверждения, используемые при установлении ложнс сти или малой степени правдоподобия тезиса.
Фейербах Л. Избранные философские произведения.В 2 т. NJ.: ГосПолитиздат, Университетская серия Глава 8. Логические основы аргументации и критики § 3. Стратегия и тактика аргументации и критики
Правильная критика тезиса не является опровержением в следующих случаях: 1) когда аргументы — не полностью обоснованные суждения; 2) когда форма является недемонстративным рассуждением; 3) когда имеют место и то, и другое. По направленности рассуждения различают критику тезиса путем обоснования антитезиса и критику, которая называется сведением к абсурду. В первом случае, так как утверждение и его отрицание не могут быть одновременно истинными, как только удается показать, что верно отрицание рассматриваемого положения, вопрос об истинности самого этого положения автоматически отпадает. Пример В романе И. С. Тургенева *Рудин» есть такой диалог: «Стало быть, по-вашему, убеждений нет?» - «Нет —и не существует». - «Этр ваше убеждение?» - «Да».!- «Как же вы говорите, что их нет? Вот вам уже одно на первый случай». Ошибочному мнению, что никаких убеждений нет, противопостав Второй способ критики тезиса {reductio аа\ absurdum) заключается §3. Стратегия и тактика аргументации и критики1 Доказательство и опровержение, аргументация и критика чаще всего проводятся в процессе спора. Различают следующие виды споров ото их-це#и; ■•■ 1) научная дискуссия (решение научной проблемы); 2) деловая, в том числе судебная дискуссия {целью является нахождение правильного решения); 3) полемика (спор ради победы). ; 1 При написании этого и следующего параграфов использованы материалы из кнИ- Ы>
Спор может проходить при публике, присутствие которой приходится учитывать участникам спора, и без нее — быть кулуарным. Кроме того, бывают споры с арбитром (роль арбитра в ходе судебного заседания выполняет судья, эту роль может выполнять публика) или без такового. Полемика, в которой участвуют два человека и которая происходит в присутствии публики, называется диспутом. Начиная научную или деловую дискуссию, противоположные стороны стремятся вьфаботать общее поле аргументации — договориться о том, как будут пониматься основные термины, спорные и другие утверждения, какой теории и какой логики будут придерживаться стороны и т. д. В случае полемики, а иногда и деловых дискуссий общее поле аргументации вырабатывается не всегда. Это объясняется тем,, что такие споры не всегда являются спорами ради истины. Даже в споре ради истины одна из сторон может, конечно, заблуждаться, считая свой тезис истинным, когда он на самом деле ложен. Однако при этом споре человек согласится признать свой тезис ложным, если это ему,обосновать. При споре ради победы (любой ценрй) трудно выработать общее поле аргументации. Спор первого типа — спор ради истины - называется диалектическим. Спорвторого типа — спор ради победы"- называется эриШическим (of древнегреческого «эристикос» — «спорящий»). Противоположные стороны при диалектическом споре Называются При эристическом споре противоположные стороны Называются противниками. В зависимости от того, каков вид спора, применяются т]а или иная стратегия и тактика аргументации и критики. Стратегия — это общий план построения аргументации или критики. Опишем стратегию, которая применяется в процессе аргументации, проводимой одним человеком для аудитории. Это может быть аргументация-лекция или аргументация-доклад. Например, управляющий может обосновывать принятое им решение, адресуя обоснование своим подчиненным, политический деятель — правильность поз(щии предоставляемой им партии потоку или иному вопросу., , ■„■ ,.
Университетская серия Университетская серия 127
Глава 8. Логические основы аргументации и критики § 3. Стратегия и тактика аргументации и критики
Стратегия заключается в выполнении следующих действий: первое— логически безупречная формулировка тезиса (тезис должен быть непротиворечивым, ясным и т. д.); второе— приведение аргументов в зашиту тезиса, критика конкурирующих концепций; третье — логическая оценка тезиса в свете найденных аргументов. Эта стратегия является наиболее простой, она даже кажется очевидной, однако следование ей требует определенных навыков как от пропо-нента, или аргумента гора, так и от слушателей. Бывает так, что тезис формулируется, аргументы приводятся, а вывода о том, насколько аргументы подтверждают тезис, не делается. Стратегия, применяемая в процессе спора между двумя сторонами, каждая из которых обосновывает свой тезис. Эта стратегия предполагает выделение следующих этапов спора: первый — каждая из сторон формулирует свой тезис, происходит уточнение тезисов и выявление логического отношения между ними, выработка поля аргументации (процесс выработки поля аргументации продолжается и на последующих этапах спора); второй — каждая из сторон формулирует аргументы; третий — проводится разбор, обоснование и оценка аргументов обеих сторо^; устанавливается, качёйе аргументы могут использоваться при обосновании или опровержении тезисов (являются релевантными по отношению к тому или иному тезису), а ,ка(сие| нет;/цоследние,озйрась1-ваются; четвертый — одна из сторон, а затем другая оценивают свою концепцию (тезис) в свете приведенных аргументов; пятый — одна сторона, а затем другая проводят критику противоположной концепции и ее аргументации; шестой — одна сторона, а затем другая отвечают на возражения противоположной стороны; седьмой — критика концепций присутствующими; восьмой — всесторонняя оценка собственной и противоположной концепций сторонами; девятый — подведение итогов лицами, руководящими дискуссией. Спор этого вида тоже можно упорядочить. Например, тезис одной из сторон выдвигает один человек, а второй, третий и т. д. уточняют. Затем * это же делает вторая сторона. Руководитель (или ведущий) создает равные условия для сторон. Например, на том или|ином этапе спора дается возможность выступать одинаковому числу участников сторон. Для обсуждения научных и некоторых дру|гих проблем-проводятся дискуссии, имеющие название «круглый стоп». Так*йе*д'искусси;и делесб- ------------------------------------------- _------- __---------------- .----- .---------------------- _------------- .----- —------ ------- J—------- рЬ------ -^----------------------------------------------------------------- 128 Университетская серия т образно проводить в тех случаях, когда сформулирована и требует обсуждения так называемая неразвитая проблема. Для ведения «круглого стола» назначается руководитель или ведущий, а также человек, который формулирует проблему, если не всем она известна. Затем предлагаются решения или пути решения, предпочтительности которых обосновываются как тезисы аргументации. Тактика аргументации и критики — это приемы или совокупности приемов, применяемые на отдельных этапах аргументации и критики. Эти приемы (тактические) подразделяются на приемы общего характера (общеметодологические), а также на логические, психологические (в том числе социально-психологические), риторические, физиологические и физические. Основанием выделения видов тактических приемов являются возможные аспекты рассмотрения аргументации. Одним из аспектов является нравственный. Абсолютного критерия приемлемости тех или иных приемов, с нравственной точки зрения, как показывает практика, не существует. -■ Рассмотрим основные общеметоёологические тактические приемы. Первый — оттягивание возражения. Этот прием заключается в следующем. Осуществляя аргументацию в процессе дискуссии, человек может оказаться в затруднении при ответе на вопрос или при подборе аргументов для возражения. Ой ]&ожет чувствовать, что аргументе существуют, что они будут найдены,'если удастся выиграть время и подумать. ■В^аком^случае рекомендуеТоя^попроеить сйраШивающегофодождат^, а самому «повторить ранее высказанные аргументы или «вспомнить» что-то, что непременно нужно сейчас сказать присутствующим. Если это зависит от отвечающего па возражение, можно даже объявить перерыв. Выиграв время, иногда всего несколько минут, можно найти требуемое возражение. Второй прием имеет название сокрытие тезиса. ; Есть такое правило — читая лекцию, участвуя в дискуссии, выступая на собрании и т. д., четко сформулировать тезис аргументации, а затем его обосновывать. Такой способ построения лекции, речи и т. д. позволяет сосредоточить внимание присутствующих на основноi проблеме и лучше усвоить весь ход арфментации.
В некоторых случаях целесообразно действовать наоборэт: сначала изложить аргументы, причем сформулировать их ясно и четко. Спросить оппонента, согласен ли юн с аргументами, а уж потом вы вести тезис из аргументов. Иногда тезис|МОЖно и не выводить, предостан ив это дело оппоненту; Более того, иногда можно даже высказать ложны \ тезис, который явно не следует из аргументов, а оппонентпри послед чощем размышлений сам исправит ошибку и придет к правильному! т. гводу^ ■ Университетская серия
Ki< 'S68G7 Глава 8. Логические основы аргументации и критики § 3. Стратегия и тактика аргументации и критики
Этот прием применяется тогда, когда оппонент не заинтересован в доказательстве вашего тезиса. Существует, правда, мнение, что в научных спорах сохраняется беспристрастность, поскольку научные истины не задевают интересов людей, особенно если это истины естественных наук. Эта мысль содержится в следующем высказывании Лейбница: «Если бы геометрия также противоречила нашим страстям и нашим интересам, как нравственность, то мы бы так же спорили против нее и нарушали ее вопреки всем доказательствам Эвклида и Архимеда, которые мы называли бы тогда бреднями и считали бы полными ошибок»1. В действительности и такая нейтральная, казалось бы, область знания, как геометрия, может противоречить чьим-то интересам. Если ученый всю жизнь занят обоснованием определенной концепции, а его оппонент выдвигает новую концепцию, противоречащую концепции этого ученого, то последний чаще всего проявляет заинтересованность в споре. Убедить его в ложности развиваемой им концепции, а значит, в бесплодности его многолетней работы — трудно, а иногда и невозможно. В таких случаях прием «сокрытие тезиса» может способствовать отысканию истины. Третийприем — затягивание спора. Этот прием используется в тех случаях, когда оппонент не может ответить на возражение, а также к&*да он чувствует, что не прав по существу. Оппонент просит повторить вашу последнюю мысль, сформулировать ваш тезис (ничего, что в пятый раз). Кадр.&агиощ|т^гщщот^вд»е1|^,, Нужно назвать применяемый прием и обратиться к аудитории с вопросом: «Кто еще, кроме оппонента, не понял, что я доказываю?:* Четвертыйприем — разделяй и властвуй — заключается в расчленении сил коллективного оппонента путем нахождения разногласий в его рядах и противопоставления одной его части другой. Если удается вызвать спор внутри группы, являющейся коллективным .оппонентом, цель считается достигнутой. Реакция на такой прием — предложить членам группы отвлечься от незначительных разногласий и отстаивать основную идею, относительно которой есть согласие. Пятыйприем — переложить бремя доказывания на1 оппонента. Иногда критиковать аргументацию противоположной стороны, легче,.чем обосновывать свой тезис, поэтому, применяя данный прием, стараются свой тезй;с не обосновывать, если это затруднительно, а требовать доказательства тезиса оппонента. Другое название этого приема— истина в молчании, . :, Лейбниц Г. В. Новые опыты о человеческом разумении // Соч.: в 4 т. М.: МыслЬ, 1983. Т. 2. С. 97. ■ . < -i-j ' -|---,-- --4ГГ .!-■.-- -ц:-Ь -" « ------------------------------------------------------------------- _4-"* 1 130 Университетская, серия А Оппоненту следует требовать равноправия. Шестой прием — кунктация (от слова «кунктатор» — медлительный). «Кунктатор» — прозвище древнеримского полководца Квинта Фабия Максима. Дано ему за медлительность в войне против Ганнибала (действовал так, чтобы истощить армию Ганнибала). Применяя этот прием, стараются занять выжидательную: позицию в споре, чтобы проверить свои аргументы, слабые отбросить, а сильные использовать в самом конце спора, выступить последним, чтобы оппонент не смог возразить. Руководителю спора или спорящему нужно потребовать соблюдения равноправия, например, предложить установить регламент, в соответствии С которым стороны выступают по два раза. Седьмойприем — хаотичная речь. В некоторых случаях, когда пропонент не в состоянии обосновать отстаиваемое положение, он имитирует речь психически больного человека. Польский логик Т. Котарбиньский приводит пример такой речи: «Решительно отменяю эту цингу халтурящего достоинства авторитетных привилегий, благодаря инквизиторскому праву уничтожающих формальное соглашение автономного исполнения... Что еще сотворил паразитный бездельник, боксирующий с ни в чем не повинной, Ясновидящей особой, если осмелился опозорить славу, достоинство^ честь большинства облигационных иероглифов, как он посмел развратить ■-*•• абетрааЫгук^йженщину всебы-рия??*гВ,бтречаяеь-!С -этим-приежфмг нужно, назвать его и сказать, что здесь не выделены тезис и аргументы. Восьмойприем — уловка Фомы (ни с чем не соглашаться). «Отрицайте все и вы легко можете прослыть за умницу» (И. С. Тургенев). Этот прием иногда применяется по убеждению, а иногда с целью остаться победителем в споре. В первом случае в основе приема лежит незнание или отрицание философского учения о соотношении абсолютной |и относительной истины. Научное учение, если это учение о сложном явлении, как правило, является истиной относительной (содержит опровергаемые в процессе развития науки утверждения) и истиной абсолютной (содержит, не опровергаемые в дальнейшем утверждения). П[ еувеличе-ние первой черты учения приводит к агностицизму (улдв*а Фомы), а второй — к догматизму.
Применяющему рассматриваемый прием можно задать вопрос: «Вы являетесь агностиком?» , . Девятыйприем — игнорирование интеллектуалов. Он заключается в следующем: пропонент ведет себя так, будто среди слушател ;й нет интеллектуалов, т. е. образованных и умных людей, способных О уьективно '^^рсмысленно оценивать поручаемые сведения. : Ссылается' Например,; Университетская" .серия "% Глава 8. Логические основы аргументации и критики на исторические факты, но неточно. То, что среди слушателей есть люди, знающие историю, его не смущает. Применяя этот прием, используют особые способы обоснования утверждений, чаше всего — обобщающую индукцию: от отдельных примеров переходят к общим утверждениям. Говорят, например, что этот менеджер часто невежлив со своими подчиненными. Значит, все менеджеры невежливы со своими подчиненными. Десятый прием — простая речь отличается от предыдущего тем, что при его применении в рассуждениях избегают фактических и логических ошибок. В случае выступления перед публикой, среди которой много необразованных людей, избегают сложныхрассуждений. Говорят медленно, приводят житейские примеры, иногда даже грубоватые, не употребляют иностранных слов. Невозможно описать все тактические приемы общеметодологического характера, поскольку человеческое творчество в этом направлении не завершено. |
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 274. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |