Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Метод сопутствующих изменений
Этот метод используется, когда предшествовавшие явлению обстоятельства нельзя изолировать друг от друга и определить, что наличие какого-то признака предшествует явлению, а его отсутствие предшествует отсутствию явления. При применении этого метода исследуют изменения, происходящие как в обстоятельствах, предшествовавших явлению, так и в самом этом явлении. Если имеются обстоятельства ABC, которые предшествуют явлению а и изменение одного из этих предшествующих обстоятельств (А) при неизменности остальных вызывает изменение явления а, то изменение обстоятельства А является причиной изменения явления а. В некоторых случаях посредством этого метода выясняется, что изменяющееся обстоятельство А является причиной изменяющегося явления а. Схема метода сопутствующих изменений: А, В-С-а, Аъ В,С~2ц А,„ В, С - а„ Следовательно, изменение А есть причина изменения а. Например, в течение долгого времени наблюдали, что высота морских приливов и их периодичность связаны с изменениями положения Университетская серия 113 е-580? Глава 7, Индуктивные умозаключения § 3. Методы установления причинных связей между явлениями
сгью факторов АВ и т. п. Так, в приведенном выше примере летом растения могут увядать из-за того, что их корень был подгрызен вредителями. Еше больше сложностей может возникнуть при применении этого метода в изучении общественных явлений, когда сложно точно определить, что предшествует друг другу — обстоятельство А явлению а, или наоборот, явление а обстоятельству А. Для того чтобы повысить степень правдоподобия этого метода, необходимо удостовериться, что обстоятельство А и явление а не вызваны обшей причиной или двумя различными причинами; что обстоятельство А предшествует явлению а; что учтены все обстоятельства, предшествующие явлению (из тех, которые могут быть его причиной); а также, что число рассмотренных случаев достаточно велико. Метод единственного различия При использовании этого метода рассматриваются два случая. В первом случае обстоятельства ABC предшествуют явлению а. Во втором случае одно из обстоятельств (А) отсутствует, явление а тоже отсутствует. На основании этого делается вывод о [том, что отсутствующее обстоятельство является причиной явления а. ; Схема метода единственного различия: : ABC - a ■:■■-■ . ^- ВС - f-wiit "-I'ji'-'-.f,.. ■..- , "■.'--». ',->...:......,.. Следовательно, обстоятельство А — причина явления а. Например, если в одном случае здоровые растения будут удобрять, притенять и поливать, он будут хорошо расти. Если в другом случае здоровые растения будут поливать и притенять, но не будут удобрять, они не будут хорошо расти. Отсюда делается вывод о том, что причиной хорошего роста является наличие удобрений. : Метод единственного различия обладает большей, чем метод единственного сходства степенью правдоподобия, тем не менее получению правильного вывода может также мешать множество факторов, таких, как возможное неучтенное обстоятельство, koTqpqe также может отсутствовать во втором случае или трудность! определить, что чему предшествует — обстоятельство А или явление а;, или возможная ситуация, когда и А, и а являются следствиями общей; причины. Соединенный метод сходства! и различия При использовании соединенного метода сходства и различия, как это видно из его названия, объединяютq6aрредьщущих метода, исследуют группы обстоятельств, в которых нал^яеетвует один общий при- 112 Университетская серия знак, предшествующий явлению а, также рассматривают случаи, когда А в группах обстоятельств отсутствует, остальные обстоятельства имеют место, но явление а отсутствует. В этом случае схема метода имеет вид: ABC - a АОК-я AET-2L . -£?-- ' ■■ i Следовательно, обстоятельство А есть причина явлениям, j Метод сопутствующих изменений Этот метод используется, когда предшествовавшие явленно обстоя- сутствию явления. При применении этого метода исследуют ^изменения, происходящие как в обстоятельствах, предшествовавших явлен* ю, так и в самом этом явлении. Если имеются обстоятельства ABC, которые предшествуют явлению а и изменение одного из этих предшествующих обстоятельств (А) при неизменности остальных вызывает изменение яви [ения а, то изменение обстоятельства А является причиной изменения ь вления а. В некоторых случаях посредством этого метода выясняется, что изменяющееся обстоятельство А является причиной изменяющегося явления а. Схема метода сопутствующих изменений: И|,Я,С-а, А2, В, С-а2 А„, В, С - а„ Следовательно, изменение А есть причина изменения а'. ?« глр&зщшмер, в течение долгого времени.наблюдали, что!вь сота мор-i * и^еао^ей^эйлйвввои-и^периодичность связаны с изменениям^ положения*
Университетская серия ,*. в-5807- Глава 7. Индуктивные умозаключения § 3. Методы установления причинных связей между явлениями
Луны. Наибольшие приливы бывают в дни полнолуний и новолуний, наименьшие в дни, когда линии, мысленно проведенные от Земли к Луне, а от Луны к Солнцу, образуют прямой угол. Используя метод сопутствующих изменений, сделали вывод о том, что изменение положения Луны вызывает изменение морских приливов и отливов. В социальном познании метод сопутствующих изменений не обладает высокой степенью правдоподобия, как и предшествующие методы. Метод остатков При использовании этого метода рассматривают сложное явление U. Это явление состоит из ряда простых явлений а, Ь, с, d. Из предшествующего опыта известно, что простое явление а вызывается обстоятельством Л, простое явление b вызывается обстоятельством В; простое явление С — обстоятельством с; и в то же время известно, что сложному явлению U предшествуют обстоятельства А, В, С, D. Делается заключение о том, что оставшееся из предшествующих обстоятельств D является причиной оставшегося из простых явлений, т. е..причиной d. Этот метод был использован при открытии планеты Нептун. Астрономами было доказано, что движение планеты Уран имеет отклонение от вычисленной орбиты. При проверке, почему Происходит отклонение, установили, что оно обусловлено!^ иянием уже известных планет, однако отклонение все еще объяснялось не полностью. Тогда предположили, что существует неизвестная планета, влияю^а^ на--|аи1ж«^е^1Й^й^№ Уран. С помощью вычислений астроном Леверьё определил положение этой гипотетической планеты и она действительно была обнаружена в предполагаемом месте. Применение метода остатков в социальном; познании требует со УПРАЖНЕНИЯ Упражнение1. По какому методу сделано заключение в следующих примерах? 1. Английский физик Д. Брюстер следующим образом открыл причину переливов радужных цветов на поверхности перламутровых раковин. Случайно он получил отпечаток перламутровой раковины на воске, и обнаружил на-поверхности воска ту же игру радуж-» _______________________________________________________________________________________________________________________ __________________ ' ; 1 ■ ,;___________________________ '■ ' ■_____________________________ ----------- —----------- "-г-------------- ■ 114 Университетская серия
ных цветов, что и на раковине. Сделав отпечатки раковины на гипсе, смоле, каучуке и других веществах, он убедился, что не особый химический состав вещества перламутровой раковины, а определенное химическое строение ее внутренней поверхности вызывает эту прекрасную игру цветов. 2. В прошлом веке считали, что животным для поддержания жизни необходимо потреблять лишь белки и соли. Это мнение опроверг в 1880 г. русский доктор :Н. И.Лунин. Он проделал следующий опыт. Одну группу мышей кормил обычной пищей, а другую очи~ щенными белками и солями. Мыши второй группы через некоторое время погибли. Лунин сделал вывод о том, что животным кроме белков и солей нужно еще что-то. Затем этот недостающий компонент питания был открыт. Им оказались витамины,. 3. Бобовые растения: горох, бобы, чечевица, соя - не только не нуждаются в азотных удобрениях, но и сами обогащают землю азотом. Другие, небобовые растения нуждаются в азотном удобрении. В чем причина того, что бобовые растения не нуждаются в азотных удобрениях и даже обогащают землю азотом? Наблюдали различные бобовые растения, Оказалось, что все они имеют на корнях белые бугорки, ".е. все они сходны в одном обстоятельстве А. Небобовые растения не имеют на корнях белых бугорков, т. е. при сходстве других обстоятельств обстоятельство А у них отсутствует. Сделали заключение о том, что белые бугорки^на корнях бобовых растений являются причиной обогащения почвы азотом. Затем было установлено, что в этих:бугррках живут бактерии, которые обогащают почву азотом. ] 4. При удалении из телевизора одной лампы изображение на экране исчезало. Отсюда делалось заключение, что работа данной лампы является причиной наличие изображения, ! всех
.5.: При отсутствии материальной заинтересованности в результатах труда на-; г^ ^предприятия производительност^труда'была низкой.'При создании* матфиг Ньной . тересованности в результатах труда производительность труда на всех учгстках силась, хотя технических изменений не произошло. Из этого делается закт ючение материальная заинтересованность в результатах труда является причиной производительности труда.
6. С минимальными примесями углерода железо легко куется. При добавлении шого количества углерода железо (сталь) куется труднее, при большем; до! авлени лерода железо (чугун) иногда вообще не куется. Отсюда делается заключе! itoe личе'ние количества углерода является причиной ухудшения ковкости железа 7. На месте убийства были обнаружены следы ног Иванова и Петрова, которы в совершении убийства и утверждали, что совершили его одни. Однако с ; . . цев на .ноже, которым было совершено убийство, не принадлежали ни"
рову7 Было сделано заключение; что в убийстве участвовал еще один человек зался неоднократно судимый Федоров. ■ ■ 8. Вместе с посевом растений в почву внесли удобрение. Урожай оказался следующий год количество этого же удобрения увеличили. Урожай повысился опять увеличили количество этого удобрения. Урожай еще повысился, чение что урожай находится в причинной зависимости от этого удобрения м ~д_. с|ем меньше трение между колесом и осью повозки, тем меньше замедлен е * ^^йи^Слёдоватёльно-.трёнйе _ Дичина замедления Движения'Повозки.! !
Уни&ерситетская' серия ."1*1* - • Q- ' ■ ' # Глава 7. Индуктивные умозаключения § 4. Умозаключения по аналогии
10. Различные растения, находящиеся на солнце, имеют зеленую окраску. Те же растения, помещенные в темноту, теряют зеленую окраску. Заключение - причиной зеленой окраски растений является солнечный свет. 11. Различные тела: камень, пух, вата - падают с различной скоростью. В чем причина? Проделаем опыт. Будем бросать те же тела в резервуаре, из которого выкачали воздух. Оказывается, что здесь тела падают с одинаковой скоростью. Вывод: причиной разных скоростей падения тел является воздух. 12. Явление радуги наблюдалось на небе во время дождя, в водяной пыли водопада, в каплях росы. Сделали заключение, что причиной явления радуги является прохождение солнечного света через капли воды. Умозаключения по аналогии Умозаключением по аналогии (от древнегреческого dvaXoyia — соответствие, сходство) называется рассуждение, в котором исходя из сходства двух объектов в некоторых признаках !делается заключение об их сходстве в других признаках. В умозаключениях по аналогии, сравниваемыми объектами могут быть не только отдельные предметы, но и системы предметов. Если сравниваются отдельные предметы, переносимым признаком может быть наличие или отсутствие какого-либо свойства, если же сравниваются системы предметов, таким признаком может быть как наличие или отсутствие свойства в системе, так и наличи|е или^ртсут^твие^какоготли-. бо отношения. В последнем случае имеет место аналогия отношений, а в первом — аналогия свойств. В качестве предметов могут выступать как реально существующие предметы, явления и т. д., так и мыслимые предметы, свойства и отношения реально существующих или мыслимых предметов и т. п. Умозаключения по аналогии имеют следующую схему. Объект А имеет признаки а, Ь, с, d. Объект В имеет признаки Ь, с, d. Объект В имеет признак а. Пример X. Гюйгенс при исследовании свойств света и звука пришел к выводу; что анало Как и другие индуктивные умозаключения, умозаключения по аналогии имеют вероятностный характер и в большой степени зависят от того, насколько точным и разработанным является знание оТгризнаках объектов. В результате случайного сходства или фиксации несущественных признаков сравниваемых объектов их выводы могут быть далекими от истины. Существует два вида умозаключений по аналогии — так называемая нестрогая и строгая аналогия. Нестрогая аналогия используется в тех случаях, когда знания об изучаемом объекте и его признаках находятся в состоянии становления, поэтому в целях повышения правдоподобия вывода по аналогии к ней выдвигаются определенные требования. Аналогия должна основываться на существенных признаках, общих для сопоставляемых объектов, и по возможности на как можно большем числе сходных свойств у сравниваемых объектов: ■ изучаемые признаки должны быть как можно более разнородными, т. е. характеризовать сравниваемые предметы с разных сторон; | ■ общие признаки должны бытьгдо возможности отличительными для этих предметов, T; е. должны принадлежать только сравниваемым предметам или, по крайней мере, сравниваемом и лишь некоторым другим предметам; j ■ связь признака, относительно которого делается вывод!, с обнаруженными в объектах общими признаками должна быть* возможно более тесной; j ■ ''наТсонец, анЖгйя^ екты сходны во всех признаках. Строгая аналогия основывается на использовании научной методологии. Различают два вида подобных умозаключений. Строга г аналогия первого вида сходна с научной индукцией на основе общего. В качестве научной методологии здесь используется теория, объяснякщая связь признаков b,c,dc переносимым признаком а. На строгой ана вдгии первого вида основывается метод моделирования, применяемый как в естествознании, так и в социальном познании. Под моделью понимают систему, как материальную, так и мыслительную, которая замещает систе-муторигинал и находится с <ней в состоянии, родства, представляя ее существенные признаки и воспроизводя особенности структу ры и поведения оригинала. Моделирование широко применяется как в технических, так и в социальных науках. Строгая аналогия второго^ вида уточняет требования, прел ьявляемые
116 Университетская серия Университетская серия 117 9 § 4, Умозаключения по аналогии Глава 7. Индуктивные умозаключения Вследствие многообразия явлений общественной жизни, их зависимости от субъективного фактора, в социальном познании исследования с применением аналогии должны дополняться специальной методологией исследования той или иной сферы жизнедеятельности социума. УПРАЖНЕНИЯ Упражнение1. Проанализируйте следующие рассуждения. Установите, к какому виду они относятся, являются ли заключения в них обоснованными. 1. После того как на Солнце при помощи спектрального анализа обнаружили новый хими 2. 'Платон рассуждал приблизительно так. Начертите на песке круг. Он несовершенен и по и попробуйте убедить Платона в том, что человеческая йЫзнь не есть геометрия-1. 3. Американский профессор Карл Саган так обосновывал утверждение о том, что СССР -агрессивная страна. Он писал: «На ваших монетах ваш национальный символ охватывает весь земной шар*. Академик Арбатов ему отв'етигк «Что-касается... советского герба на монетах, то он имеет такое же притязание на земной шар, как полумесяц на турецком флаге к притязаниям Турции на Луну или Созвездие Южного Креста на австралийском флаге-к заявке этой страны на часть Вселенной»2. 4. Маркс в 'Капитале- мимоходом воспроизвел мысль Фейербаха, шуточно сравнивая человека с товаром: «Так как он родился без зеркала в |руках :и не фихтеанским философом: «R еемь Я., то человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека. Лишь отнесясь к человеку Павлу как к себе подобному/человек Петр начинает относиться к самому себе как к человеку-3. Но марксизм пошел далеко вперед от фейербаховской догадки о -я» и «ты». Почему только двое? Конечно, переход от «единственного*-к паре распахивает двери в.мир но- 1 Лосев А. Ф. Жизненный и творческий путь Платона. Предисловие к сочинениям Платона//Платон. Соч.: в 3 т. М., 1969. Т. 1.С. 37. ( -;-;., ,, 2 Огонек. 1988. № 11. : ■ ■ | .,.-,,■:*.-^ ^^ ,_,. ,,.^л ..^ ... 3 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 62. •■■ '■ -. "-■'.*».■ ^пгт, .».»,лв- ;.-■ .: — 118 вых понятий, где отношения между людьми первичнее и важнее, чем сам человек, про . «Существует легенда о том, что, когда однажды в Древнем Риме взбунтовались плебеи, сенатор Менений Агриппа умиротворял их следующим образом. Каждый из нас знает, -говорил он, - что в организме человека существуют разные части, причем каждая из этих частей выполняет свою определенную роль: ноги переносят человека с однрго места на другое, голова думает, руки работают. Государство - это тоже организм, в котором каждая часть предназначена для выполнения своей определенной роли: патриции - это мозг государства, плебеи - это его' руки. Что было бы с человеческим организмом, если бы отдельные его части взбунтовались и отказались выполнять предназначенную для них роль?-£сли бы руки человек&отказались,.рабстать, готова--думать, тогда чеговек был бы обречен на гибель. То же самое случится и с государством, если его граждане будут отказываться выполнять то, что является их естественной обязанностью»2. } '. «Сыск в государстве вещь необходимая, но сыскные чины - не свидетели, а рица, доставляющие свидетелей и следы преступления. Если взять сравнение из ^кизни, то не охотники добывают дичь, а собаки, указывающие охотникам, где она находится, потому- что у собаки хорошее обоняние, но плохо развито чувство. Собаки - только собаки, гриб не роза, а только гриб, он не будет пахнуть розой, не приобретет ее благовония: от него всегда будет пахнуть мухомором*3. (. «Подсудимая, мне кажется, сделала то же самое: она, изменив себе года, юзволила себе самую обычную женскую слабость: она, подобно тем, кто румянами, белилами и красками молодят себе лицо, кожу и волосы, помолодила себя путем «юр одической косметики*4. I 1
1 Поршнев Б. Ф. Социальная психология и история. М.: Наука, 1979. С. 71 2 Уемов А. И. Задачи и упражнения по логике. М.: Высшая школа, 1961. < 3 ПдевакоФ. И. Речь в защиту бек-Бакиханова // Избранные речи. М.:
4 ПлевакоФ. Н. Речь в защиту Шидловской // Избранные речи. М.: Юридическая Университетская серия Глава 7. Индуктивные умозаключения Упражнение 2.В каком случае вывод по аналогии будет более достоверным и почему? 1-й случай. При ограблении касс предприятий разоблаченные преступники действовали одним способом. Они нападали на сторожа, обезоруживали его, связывали и взламывали дверь кассы. С помощью ломика и кувалды отжимали дверку сейфа и похищали деньги. Через несколько лет в этом же городе стали происходить ограбления касс предприятий тем же способом. Было выдвинуто предположение, что в ограблениях участвует один из ранее осужденных, бежавший из мест заключения. 2-й случай. В другом городе тоже стали происходить ограбления касс предприятий. Способ Упражнение 3.В какой функции выступает аналогия в следующем расдказе? По дороге шел крестьянин. Он нес барашка. Его остановил прохожий и спросил: «Что не
11 Глава 8 ЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АРГУМЕНТАЦИИ И КРИТИКИ Аргументация и доказательство Критика и опровержение Стратегия и тактика аргументации и критики Правила аргументации и критики, доказательства и опровержения |
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 271. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |