Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Б. Обобщение и ограничение понятий




Кроме булевых операций к понятиям применяются также операции обобщения и ограничения, в основании которых лежат родо-видовые о1 ношения. В случае, когда имеются два непустых понятия хА(х) ихВ(х), понятие .v/H.v) является родовым, а понятие хВ(х) видовым, если и толь-'v-.j 1"слм понятие хВ(х) находится в отношении подчинения к понятию y-'Hy). Это отношение обозначается символом «с».

Например, и i двух понятий «слудент» и «студент второго курса» пер­вое является родовым, а второе видовым, объем первого понятия боль-Ч;0. чем объем второго и. соответственно закону обратного отношения, содержание родового понятия является частью содержания видового понятия.

Ойобшеиием ноияiля называется переход от непустого понятия с данным ооьемом к непустому понятию с более широким объемом, но

;■',!'■

Университетская серия


УПРАЖНЕНИЯ

Упражнение 1. Установите, являются ли правильными следующие обобщения понятий?

1. Наука, изучающая причины преступности и меры ее предупреждения, - юридическая наука.

2. История первобытного общества - древняя история - средневековая история - новая история - новейшая история.

3. Количественное соотношение, в котором товары обмениваются как потребительные стоимости (меновая стоимость) - определенное количество общественно необходимо­го труда, затраченное на производство товара (стоимость).

4. Полезность вещи, ее способность удовлетворять какую-либо человеческую потреб­ность (потребительная стоимость) - определенное количество общественно необходи­мого труда, затраченное на производство товара (стоимость).

5. Денежное выражение стоимости товара (цена) - стоимость.

6. Художественное повествовательное прозаическое произведение небольшого разме­ра - художественное прозаическое произведение - прозаическое произведение.

Упражнение 2. Произведите обобщение следующих понятий.

1. Учащийся высшего учебного заведения.

2. Часть речи, выражающая действие или состояние как процесс («Глагол»).

3. Тайное похищение личного имущества граждан.

Университетская серия                                                                                                         37


 


I lOi:svi'Me


4. Деление понятий


 


 


tHit*,№ 'J.

зпяются ли правильными следующие ограничения поняшй?

Действие или бездействие квалифицируемое закоюм в качестве наказуемого - без­действие, квалифицируемое законом в качестве наказуемого.

'-оловек. хорошо знаюи^ый кьк^е-то юридические науки - человек хорошо знающий уголовное право.

Человек, хорошо знаюший уголовное право - человек, хорошо знающий какую-то юри­дическую науку.

Г

пределенное количество общественно необходимого труда, затраченное на производ­ство товара (стоимость) - количественное соотношение, в котором обмениваются това­ра как потребительные стоимости (меновая стоимость].

:j Определенное количество общественно необходимого труда, затраченное на производ­ство товара (стоимость) - полезность вещи, ее способность удовлетворять какую-либо человеческую потребность (потребительная стоимость).

V

Лег

жчэиие 4. Произведите ограничение следующих понятий-

Населенный пункт. ■?. Человек, изучивший все славянские языки. 'I. Преподаватель русского языка и литературы в школе. >. Часть речи. \ Наука о психических явлениях






Деление понятий

А. Виды деления

дгк

,'Ог

,\Я1

lib!.. ОСН<

i Наряду с обобщением и ограничением широко иеподыуется и такая <а.аия над понятиями, как деление. Деление бывает двух типов: так­тическое и мереологическое.

Таксономическое деление — это переход от некоторого непустого по-■ я к системе непустых видовых по отношению к исходному понятий, л |с;иых с точки зрения определенной характеристики, называемой ■,анием деления. Например, по характеристике «выделение исходной

.:уб' трншш» философские учения делятся на материалистические,

иле. тнетпческие и дуалистические.

Понятие, в объеме которого выделяются подклассы, являющиеся

чле^.ши системы видовых по отношению к исходному понятию, назы-

вае:. я делимым понятием. Понятия, получаемые в результате деления,

наг * вт; юте я членами деления.

"ачлпчают два вида таксономического деления: I по изменению видообразуюшего признака: . ) дихотомическое.


В делении по изменению виОообразующего признака члены деления выделяются на основании изменения характеристики, выступающей в качестве основания деления. Например, на основании признака года обучения студентов можно делить на студентов первого, второго, третье­го, четвертого и пятого курса.

Делимое понятие здесь являемся родовым по отношению к членам деления — видовым понятиям *в отдельных случаях членами деления могут быть единичные понятия). В большинстве случаев такое деление производится на основе добавления к видовому признаку исходного по­нятия новых признаков, присущ ix одним приметам рода и не присушим другим, т. е. на основе изменения видового при жака.

Сами видовые понятия, получаемые в результате деления исходного понятия, тоже могут оказаться обьектами деления. В таком случае деле­ние будет многоступенчатым. Например, студенты первого, второго, третьего, четвертого и пятого курсов, в свою очередь могут подразде­ляться по признаку места прописки: на москвичей и иногородних, по признаку работы: на работающих и неработающих, по признаку изуче­ния дополнительных иностранн лх языков: на изучающих дополнитель­но английский, французский, испанский язык и т. д.

Дихотомическое деление — л о деление объема понятия на два клас­са, где основанием деления является признак, присущий только одному из этих классов, иными словами, деление осуществляется по наличию или отсутствию этого признака. Слово «дихотомия» имеет греческое происхождение и может быть переведено как «деление на две части», а буквально означает «сечение на две части». Например, при использо­вании признака «прочитать роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин», люди делятся на прочитавших роман «Евгений Онегин» и тех, кто этот роман не читал.

Дихотомическое деление тоже может быть многоступенчатым. Так, те люди, кто прочитал роман «Евгений Онегин», могут быть разделены по признаку принадлежности к полу: «мужчины, прочитавшие роман «Евгений Онегин», и «женщины, прочитавшие роман «Евгений Оне­гин».

Как уже отмечалось, при таксономическом делении между делимым понятием и членами деления (их объемами) должно иметь место отно­шение «род — вид». Это отношение и дало название указанному виду де­ления. Термин «таксономия» заимствован из биологии, где классифика­ция объектов по типу «род — вид» широко распространена, и означает расположение в закономерном порядке. В соответствии с такой терми­нологией объемы видовых понятий называются таксонами.

В отличие от таксономическою деления,.мереологическое деление — это операция членения понятия о предмете на части, не связанные


 


Университетская серия


Университетская серия                                                                                                         39


,Л'!        ■■•M!i,r


§ 4. Деление понятий


 


■ ■>; пони'-нем родо-тповыми опгошемпя.ми. исходя in определен-: .;Гг .;||-акгерпстикь частей Мереологпя - - это раздел логики., описы­ваю., i м ■тюшение «пело? - часть». При этом делении осуществляется пер. о i oi понятия о предмете {делимою понятия) к понятиям о частях "-то"-- I тмети {к ч -снам -.слепня». Например. ■ чеделя делится па лонс-.':i',i- 1м., вте-рппк. t рсл\ ' отверг пятницу, субботу и воскресенье». Me-рео/ 'Г (ческое аедеппе !аюье может быть одноступенчатым и многосту-

мСН^П ЫМ.

1 'ереодогическо': деление легко отличить от таксономического по
елелмощему признаку: для каждого родового пднятия хА(х) и видового
иоп!:гия хВ(х) верно высказывание «всякий В есть А», в то время как
лля :.дня!ип. связанных отношением «целое — 1асть» это высказывание

HCHCiiH').

Б. Правила деления

Правило I. Деление должно быть соразмерным, т. е. в случае таксо­ном! ческого деления объединение членов деления должно совпадать с объл.ом делимого понятия, а в случае мереодогического деления мыс­ленное соединение ;начений членов деления (частей предмета) должно составить делимый предмет.

l-.pu нарушении этого правила могут возникать следующие ошибки.

! Неполное деление. Эга ошибка возникает, если при делении про­пущены какие-то классы и объединение объемов членов деления в слу­чае таксономического деления составляет лини, часть объема делимого :тошпи:-1 (не совпадающую с объемом), а в ел/чае мереодогического. мысленное соединение частей составляет лишь часть делимого предмета (иес< ипадаюшую с предметом). Например, при таксономическом деле­нии .классовые государства делятся на феодальные и капиталистиче­ские- (пропущен класс «рабовладельческие»), при мерсологическом — под ilmiitch на весну, дето и осень» (пропущена зима).

2 Деление с излишними членами. Эта ошибка совершается в тех слу­
чаях, когда в число членов деления включают понятия, объемы кото­
рых 1С входят в объем делимого понятия в случае таксономического
делет дя„ а также когда к членам деления относят понятия, значения
которых не являются частями делимого предмета в случае мереологи-
ческс го деления. Например, в случае таксономического деления «фи­
лософы делятся на материалистов, идеалистов и сентименталистов»

сентиментализм не является философским направлением), в случае меретогичеекого — «гол делится на рождественские каникулы, зиму, иссн\ дето и осень» (рождественские каникулы не являются време­нем года).

Университетская серия


Правило2. Деление должно производиться по одному основанию, т. е. характеристика, выбираемая в качестве основания деления, в чоде деления не должна подменяться другой

При нарушении этого правил \ возникает ошибка, которая называет­ся сбивчивое деление. Например, «т реугодьники делятся на остроугольные, тупоугольные и нарисованные в тетради». Члены деления «остроугольные треугольники" и «тупоугольные треугольники» выделены по одному ос­нованию, а член деления «нарисованные в тетради» по другому.

При мереологическом делении, если одна часть его членов выделя­ется исходя из одних характеристик, а другая исходя из других, также возникает ошибка сбивчивого основания. Например, «год делится па зиму, весну, третий квартал и четвертый квартал*.

Правило3. Члены деления должны исключать друг друга, т. е. их объемы не должны иметь общих элементов в случае таксономического деления и их значения не должны иметь общих частей в случае мереодо­гического деления. Если это правило не соблюдается, возникает ошиб­ка — «перекрещивающееся деление». Например, при таксономическом делении «треугольники делятся на равнобедренные, равносторонние и разносторонние» (есть общие элементы в классах), при мереологиче­ском — «коллектив МФПА делится на администрацию, преподавателей, студентов и технический персона1!» (есть студенты, одновременно рабо­тающие в деканатах).

Правило 4.Деление должно быть непрерывным, т. е. в случае таксо­номического деления от родового понятия следует переходить к видо­вым понятиям одного и того же уровня, а в случае мереодогического — от целого к его частям, а от частей — к частям частей и т. л.

Ошибка, возникающая при нарушении этого правила, носит назва­ние «скачок в делении». Например, в случае таксономического деления по признаку «прочитать роман «Евгений Онегин», скачком в делении будет деление «люди, прочитавшие роман» и «женщины, не прочитав­шие роман». В случае мереодогического деления — «сутки делятся на 11 часов и 60 минут».

В. Классификация

Классификация — это особого вида деление или система мереологи-ческих или таксономических делений.

Классификации отличаются следующими отличительными признаками:

во-первых, классификация — это система, являющаяся результатом последовательных делений:

во-вторых, результаты классификации представляются или, по крайней мере, могут быть представлены в виде таблиц или схем;

Университетская серия                                                                                                          41


%


:■■ :. нок.'Л1ле

■■■ TjK-.T;>ii\, в lponeto: классификации предметы доланы оыть опре-м-i таким->Гра'юч ■ гобы можно было сулить об их свойствах исхо-■ ■ мест;* ?■ к-нсси())1 к-шии. Известнейшим образном классификации --.;UMt..4 (аблиш чимпчееки: элементов Д. И. Менделеева.

."'■ процессе солдат'.я классификации необходимо учитывать тот : .г '. т"о она является известным упрощеьием действительности, так. :f.Г'iiмср, в классификациях не учитываются переходные формы, а так-е то,, что любой классифицируемый объект с течением времени измс-чст(и. развивается, поэтому возможно наступление момента времени, ."":к классификация оудет нуждаться в уточнении.

Гели классификация является результатом последовательных деле­на., которые осуществляются исходя из признаков, существенных для ■.-'пойми той пли ином теоретической или практической задачи, то она ..-пывается научной. 11римером такой классификации, в том числе, яв-;|'.пя план любой научной работы, том числе, курсовой и дипломной абог. Классификация, в которой в качестве; основания деления исполь-■уютея несущественною признаки, называется искусственной. Приме-о\\ такой классификации могут служить алфавитный каталог книг библиотеке либо алфавитный список студентов группы. Несмотря на о то в подобных классификациях рассматриваются несущественные Ц'пзппки. они также чвляютея весьма важными.

УПРАЖНЕНИЯ

'пражнение 1. Установите, к накш видам относятся следующие деления. Являются ли они правильными ? Если деление является неправильным, то какие правила нару­шены, какие ошибки допущены.

.. Треугольники делятся на остроугольные и тупоугольные.

2. Треугольники делятся на равнобедренные, равносторонние и разносторонние.

3. Живые суш,ества делятся на растения, позвоночных и беспозвоночных животных.

4. Живые существа делятся на растения и животных, растения - на однолетние и много­летние, животные - на позвоночных и беспозвоночных.

5. Сделки могут быть односторонними, двусторонними, многосторонними и письменными.

6. В книге можно выделить введение, заключение, основную часть и список литературы.

7. Допросы делятся на допросы свидетеля, потерпевшего и обвиняемого.

8. Различают следующие виды составов преступлений: основной состав преступления и состав преступления с отягчающими обстоятельствами.

9. Живые существа подразделяются на животных, растения и белки.


§ 4. Деление понятий

10. Уголовно-процессуальные док /менты делятся на обязательные (составляются по каж­дому уголовному делу органе м дознания или следователем) и факультативные (со­ставляются не по каждому уголовному делу). Первые в езою очередь делятся на по­становления, протоколы и обвинительные заключения. Ко вторым относятся представ­ления, подписки, обязательства, письменные поручения, письменные уведомления, письменные возражения, заявления, сообщения, объяснения, повестки, описи и др.

11. -Автор на практике установил, что международные менеджеры гораздо проще решают абстрактные правовые проблемы, имея под рукой конкретные примеры. Поэтому важ­нейшие для практики положения надлежит излагать путем расчленения конкретного договора:

 

- наименование договора:

- договаривающиеся стороны;

- предмет договора:

- цена и условия платежа;

'- сроки исполнения обязательств, односторонний отказ от договора:

- упаковка, транспортировка, страхование;

- переход права собственности, оговорки об условиях перехода права собственности;

- непреодолимая сила, форс-мажор;

- поручительство, ответственность за продукцию, гарантии:

- возмещение убытков, конвенциональный штраф:

- общие условия заключении сделки:

- действующий правопорядок;

- формальные требования, особенно при подписании дополнений к договору;

- арбитраж, оговорка о подсудности;

- расходы и пошлины, вытекающие из условий договора-1.

 

12. Дети делятся на две категории - на невоспитанных и наших.

13. Видами развития являются развитие в неорганической природе, в органической при­роде, в обществе, в познании.

14. Право делится на уголовное, уголовно-процессуальное и исправительно-трудовое.

15. Метеориты бывают железные, каменные и смешанные.

Упражнение 2. Произведите логический анализ следующих текстов (выделите имена, поня­тия, отношения между понятиями, деления, способы рассуждения, и т. д., про­верьте соблюдение правил логики).

1. Науки делятся на точные — математика и науки физического цикла (механика, термо­динамика, электродинамика, квантовая механика, химическая кинематика и др.) и опи­сательные (все остальные). Первые позволяют -предвидеть достаточно точно свойства и соотношения изучаемых объектов по некоторой частичной исходной информации о них*. Описательные пока не позволяют сделать это (когда-то все науки были описа­тельными)2.

' Xoiiep В. Как je.iiiTb бизнес и Европе. М.: flpoipecc, 1992. С. 21.

- ДороОницын А. Л. Математика и описагельные науки // Чии.ю и мысль. I9S2. Выи. 5. С. 7.


 


Университетская серия


Университетская серия


§4 Деление понятий


■■ :.vp..;-,ri.r.M ;го слово. которое обычно выбывает раздражение и вводит в заблуж-

■ ■■■:' эг-'bfThiM \-а< определение темперамента. Но одному из определений, консерва-

-л-. (.■дноррем1,1-,1.о являемся как естественной, гак и культурно обусловленной склон-

■ ■ гопрг>тиячтться различным изменениям в привычном образе жизни и деятель-

■■ ' i i

■ тгмционный консерватизм Пс второму определению, консереатизм - это явление, .; 'icpomv свойственно лреиводействовать различным изменениям е социальной, эко-1 линеек ой. юридической, религиозной, политической или культурной сферах... Од-- м-.| п., оплотов ситуационного консерватизма являются верхние слои общества, дру­гие ■- .";емлевладепьцы...

i ■■■п1П1ческий консерватизм. Если с помощью воображения мы соберем вместе ■'. :Ч( шое- число консерваторов первого и второго гипа и затем поместим их в круго-ij ч"нп политики то мы естественным образом придем к третьему определению кон-;: -рнатпзма которое примерно соответствует изношенному, но все же удобному яр-![ iKv правые.. Большинство людей, рассуждающих о консерватизме, имеют в виду 'т лиическии консерватизм, т. е. намерения и действия партий и движений в основ­ной скорее защитного, чем наступательного характера. Они прославляют унасле-лп!!янные моральные нормы и проверенные установки, они скептически относятся ,: эффективности народного правления, на них можно опереться, когда речь идет о противодействии реформистским планам умеренных левых и дезорганизующим с; емам крайних левых. Они пользуются наибольшей поддержкой тех людей, кото­рое материально и психологически заинтересованы в сохранении существующего порядка.

\( нсфзатизм как философия... В качестве философии, посвященной защите существую­щего порядка, а также господствующего положения определенных групп или классов в рам-

\а'; этого порядка консерватизм выступает как мощная интеллектуальная сила в большинст-■е стран Запада.. Консерваторы отдают предпочтение не равенству, а свободе...»'.

3. о i-.амом начале изложения следует точно определить значение важнейших терми-

■ с,-. [.'П-юсящихся к обсуждаемому вопросу.,.

г' -гких выражениях, как свободное падение тела, свободная продажа спиртных напит-ко!:, свободное самоопределение Чехии, начиная с 1918 г., и т. л,, мы имеем дело с по-чяием свободы, наиболее распространенным, именно с понятием отсутствия зависи­мо -т1: какой либо деятельности или деятеля от какого-либо условия. Это понятие свобо-■>> отрицательное

Свободное от одного условия может быть несвободным от других условий; например, политическая партийная газета, свободная от цензуры, может быть зависимою в своих :уждениях и оценках от программы своей партии. Поэтому отрицательное понятие сво-

ол.ы есть вместе с тем относительное понятие; свободный в одних отношениях, несво­бодный в других отношениях.

ораздо труднее дать предварительные сведения о том, что такое положительное поня-■w свободы. Это понятие приобретает определенное содержание, если нам удается

г , -:::.-р к. kuiiceruni imt ,./ США: Конссрвапшпая волна. М.: Прогресс, 1984. 36- i.


развить некоторое своеобразное учение о том. каког.а и как широка область того, что способен совершать деятель, и установить особый положительный характер его актов»'.

4. «По общепринятому мнению специалистов, маркетиш это эффективная организация всех производственных и с6ытое ых мероприятий (от закупки сырья до обслуживания покупателя), анализ рынка, стаплинг (форма и внешний вид) товара, определение характера упаковки, выбор товар -юй марки, фиксированные цены, планирование и ор­ганизация сбыта, реклама»2.

5. «Философ всегда размышляет о важных для людей кещах о боге, о природе, об обя­занностях. С именем философа связано представление о человеке, знающем истины, благодаря которым он живет счастливо и учит жить счастливо других... Философ — это человек, который не только знает истины, способствующие нашему счастью и доброде­тели, но и живет в соответствии с этими истинами. Было бы. утверждает Больцано, не­целесообразно и даже вредно отказаться от понимания философа как мудрого и доб­рого человека. Кто умело находит причины и основания, тот. может быть, философски талантлив, но его нельзя назвать философом, если он не постиг тех понятий, из кото­рых вытекает нравственность»3,

6, «Как идеология патриотизм включает три компонента. Во-первых, это верность земле,
любовь к земле, по которой каждый ступает. Но этой верности, любви нет, если нет от­
ветственности за эту землю. Земля - это живое существо. Это наша великая мать.
Во-вторых, это ответственность за свой народ. Может быть, это национализм. Тогда лю­
бовь к своим родителям тоже национализм. Но превосходство по отношению к другим
народам - это уже не национализм, а выражение национального комплекса неполно­
ценности...

Наконец, в-третьих, это верность своему государству. Государство нельзя сводить толь­ко к институтам... Если в этих институтах не выражается исторический дух народа, то они должны быть уничтожены...>'.

7, -Заслуживает внимания концепция вида К. Тимирязева 'Слово над - пишет он, -
в применении к организмам имеет, очевидно, два значения, и от неясного различия
двойственности этой точки зрения происходят бесконечные недоразумения и разногла­
сия ученых». Следовательно, вид, по Тимирязеву, имеет двойственную природу; поэтому
он всякий раз должен рассматриваться в двух аспектах: в аспекте логического, чисто
формального понятия как совокупность тождественных особей и в аспекте биологическо­
го - естественноисторического понятия как основная форма проявления хода эволюци­
онного процесса и существования самой жизни. Биологический вид, как правило, пред­
ставлен множеством особей и популяций, как-то различающихся между собой. Поэтому
биологический вид, с одной стороны, представляет собой отдельность и в этом смысле
цельность, с другой - комплекс различающихся индивидуумов и популяций, С одной сто­
роны, вид - дискретная обособленная отграниченная единица, с другой - характеризует-

Лосский И. О. Свобода воли // Избранное. М.: Правда, 1991. С. 484—485.

- Хойер В. Как делать бизнес в Европе. М.: Прогресс. I()92. ( J44

- Ксиядко В. И. Бернард Больцано. М.: Мысль, 1982. С. 27.

4 Султанов Ш. Гермафродиты и сверхчеловек //День- 1992^6—12 дек.


 


Университетская серия


Университетская серия


45


§ 4. Деление понятий


■ ■; ^носителькыми (подвижными) границами. Биологический вид как отдельность, обс-_<f ле-мая природа, относительно постоянен и вместе с "ем - этап развития. 'сошльно-логическое представление о виде более простое, нем естественно-истори--х-кое. Бесконечное и сложное разнообразие отдельностей природы организуется i л;гю обозримую систему на основе законов элементарной логики, 'й^пьно-логаческие представление о виде всегда буде' абстрактным, как абстрактно. : хиимер. наше понятие о лоиади или о геометрическом теле. Общее определение лоша-i Li, ^ак его дают зоологи и как оно сложилось в нашем представлении, в самом деле абст-.vlktho. поскольку не зключае! понятия о конкретной лошади: экстерьере, масти, возрасте. ■•lat се и 1. д. Математики определяют шар, как тело, где расстояние от любой точки поверх-■юсги до центра (т. е. радиус) сцинаково. Но это определение также абстрактно: не называ­ла:, о каком именно шаре идет речь, каковы его габариты, масса, цвет. Более того, в при-чд? и даже в современной технике нет и не может быть вполне правильных шаров, у кото­рых все радиусы были бы равиы. Подобных аналогий можно привести сколько угодно, т. к. любой отрасли науки начальный процесс познания основывается на элементарно-логиче-\\ом методе. Познавательные возможности этого метода ограничены. - iapBHii подходит к проблеме вида, имея в виду не абстрактные формально-логические ■ 'Дальности, а природно-исторические. Именно в этом смысле он дает глубокое науч-, ^-Философское, хо-'я. на первый взгляд, несколько субъективное определение: 'Вид I.-гт> не что иное, как резко выраженная и постоянная разновидность».

" ;шим образом, необходимо различать два принципиально отличных подхода к пробле­ме пида.

Мри формально-логическом подходе определение вида не представляет трудностей: м.<;ц - совокупность тождественных особей, практически неразличимых. Конечно, тож-jii'CTso в данном случае понимают условно и относительно как тождество, например. (.:; стений, развившихся из зерен одного колоса или целого куста пшеницы. Но для об­щей ориентации в естественной природе, в созданных человеком культурных ценозах, si практической работе агронома и ботаника по определению растений мы пользуемся именно формально-логическим методом.

Определение же вида как естественно-исторического явления природы представляет ч ->езвычайные трудности. Во всяком случае из многих десятков определений вида нет ни одного исчерпывающего и общепризнанного. Одно из наиболее общеизвестных и удов­летворительных определений вида принадлежит В. Л. Комарову (1949): *вид есть сово-к /пность поколений, происходящих от общего предка и под влиянием среды и борьбы за существование обособленных отбором от остального мира живых существ, вместе с тем вид есть определенный этап в процессе эволюции», В отличие от таксонов более высоко­го ранга виды характеризуются, во-первых, общностью плана строения цветка, плода и других репродуктивных, а также вегетативных органов и, во-вторых, существованием в природе вне зависимости от нашего сознания и деятельности систематиков. Приводим перечень систематических единиц царства растений в порядке их соподчи­нения.

Втц {species) - совокупность тождественных в основных диагностических признаках

особей.

Рид [genus] - совокупность близкородственных видов1. Хр:линова;(1Ц В. Г. Курс оишеп ботаники. М.: Высшая школ;), 1976. С. 8—9.


Упражнение 3. Являются ли правильными, следующие классификации или нет? К каким ви­дам они относятся? Если классификация неправильная, какие ошибки допу­щены?

1. Транспорт делится на сухопутный, водный и воздушный Сухопутный - на железнодо­рожный, автомобильный и трубопроводный. Водный - на морской и внутренний водный,

2. "В тех случаях, когда национальные (этнические) и политические границы совпадают, образуются однонациональные государства; примером могут служить Польша и Япо­ния. Некоторые страны, приближаясь к типу однонациональных, имеют какую-то долю национальных меньшинств, как, например, Болгария, Существуют также двунациональ­ные (Чехословакия, Бельгия, Канада) и, наконец, многонациональные государства -Югославия, Индия и др.»1.

3. Ресурсы делятся на:

 

- минеральные (уголь, нефть, газ, рудные);

- земельные (суша);

- водные;

- агроклиматические (оцениваются по показателям температур выше +1Р/С):

- отдыха и туризма;

- Мирового океана.

4. План лекции по теме -Материалистическая диалектика как мировоззренческая и мето­
дологическая основа познания и практики»,

Введение- Цели и задачи лекции,

Вопрос 1. Материалистическая диалектика как учение о всеобщей связи и развитии

в природе, обществе и познании (диалектика как мировоззрение).

A. Категории.

Б. Принципы (мировоззренческие).

B. Законы,

Вопрос 2. Диалектика как всеобщий метод познания и преобразования действительно­сти.

А. Элементы диалектики: непосредственные установки, принципы (методологические), методы, приемы, диалектико-логические формы познания. Б. Логика применения элементов диалектики в процессе познания и практики. Заключение. Замечания о реализации целей и задач, сформулированных во введении; рекомендации по дальнейшей работе над темой,

5. «В зависимости от последствий нарушения формы все сделки делятся на две группы:

1) сделки, для которых законом установлена простая письменная форма, нарушение которой влечет последствия, предусмотренные ст. 46 ГК РСФСР, т. е. лишение стороны права в случае спора ссылаться в подтверждение сделки на свидетельские показания;

2) сделки, для которых установлена простая или нотариальная форма сделок, наруше­ние которой влечет недействительность сделки (ст, 45-47 ГК РСФСР)2.

Экономическая география зарубежных стран. М.: Высшая школа. 1982. С 28.

Треушников М. К. Доказательства и доказывание в советском гражданском про­цессе. М.: Изд-во МГУ, 1982. С. 64.


 


Университетская серия


Университетская серия


47


•-•ооощьни* по гоажданским делам делятся на собственные- утверждения и ответы на опросы Последние в свою очередь делятся на подтверждения (признания] и возраже-н^ Подтверждения делятся на судебные признания и внесудебные. Среди зобствен-инх утверждении различают утверждения о наличии фактов и утвеождения об отсутст-

Г'ЗКТОВ

"\ивы^ существа деля1ся на неклеточные (вкрусы) и клеточные Последние целятся на :ос,-0яшие из клеток, не имеющих ядра (прокариоты), и состоящие из клеток', имеющих ндро 'эукариогы;. Среди прокариотов различают бактерии и сине-зеленые водоросли а среди эукариотов - растения и животных.

. Умы оывают трех родов: один все постигает сам; другой может понять то, что постиг первый, i ретий сам ничего не постигает и пос гигнутого другим понять не может. Первый ytv- -■ выдающийся, второй - значительный, тоетий - негодный/

//. !ос\ларь. М.: Планета, 1990. С. 70.


Глава 4 ОПРЕДЕЛЕНИЙ

Е Определение и сходные с ни л приемы

* Явные и неявные определена-i

'■ Реальные и номинальные определения

1 Правила определения

§1. Определение и сходныес ним приемы

Как уже говорилось выше, в повседневном языке общения часто от­сутствует требование точности и однозначности к языковым выражени­ям. В процессе общения мы часю не задумываемся, как правильно по­нять друг друга, используя для этою не только непосредственно услы­шанные слеша, но и выражение липа, жесты нашего собеседника, контекст ситуации и общее содержание рассказа другого человека. Тем не менее, если наше знание происходящею, либо того, о чем идет речь, не очень точно, не говоря уже о ситуации, когда люди, с которыми мы вступаем в коммуникацию, осознанно стремятся исказить информацию или умолчать о ней, особенно важное значение приобретает четкость и правильность формулировок предмета нашего разговора.

Подобное требование имеет огромное значение и в науке. В процес­се исследования необходимо определить его предмет, задачи, те средст­ва, которые будут использованы для изучения объекта науки. В ходе ис­следования, с получением новых данных, установлением новых свойств и отношений исследуемого объекта, требуется проводить уточнения сформулированных ранее определений. С особой точностью и тщатель­ностью необходимо определить предмет спора и понятия в ходе научных дискуссий, иначе может возникнуть такая ситуация, когда ученые будут отстаивать свои позиции, но ничего не смогут доказать своим оппонен­там, так как те. используя те же самые понятия, будут вкладывать в них совершенно иной смысл.

Велико значение точных, четких определений и в процессе препода­вания. Без правильных и ясных формулировок учащиеся не смогут по­нять материал, информация будет ими либо не воспринята вовсе, либо усвоена в недостаточной степени.

Важность определения как особой операции познания проявляется в названии самого термина. В русском языке слово «определение» про­исходит от слова «делить», отделять предмет от множества других пред­метов. В латинском языке слово «definition имеет своим источником сло­во «finis», означающее границу, конец чего-либо.

Университетская серия                                                                                                         49


4-5607


Определение


1. Определение и сходные с ним приемы


 


Определение -- это логическая операичя придания точного смысла <м новому выражению на основе выделения общих существенных при-ч ков для объектов, обозначаемых згпм выражением.

Л'огнка не только зааает способы и правила образования ©пределе-■•::■ ■. чо также изучает ошибки, которые возникают при нарушении этих ■ ■ ■- ■ в i ■ i.

(.формулировать гачное опрелеленис. установить пределы исполь-io\ анич того или иного термина, безошибочно выделить систему суще-ен'.енных признаков для того или иного объекта является весьма непро-ci л! задачей. Как уже упоминалось, часто требуется уточнение, дальней-ш ■■■ определение языковых выражений — причем не только в научных рп «работках, где это обусловлено развитием науки, инструментов, прие­мки, методов ее исследования, но и в обыденной жизни, что связано с i вменением общественных условий, культуры, сознания людей. Кроме то. ;■> любое определение, в свою очередь, состоит из языковых выраже­нии, смысл и значение которых надо уточнить, определить, но этот про-цо с не может длиться до бесконечности, поэтому существуют и неопре­де темые термины, прежде всего те, которые являются наиболее про­ст...ми и интуитивно ясными. Для того, чтобы установить их смысл, ис ользуются приемы, сходные с определением. Эти приемы часто при-меняются и в начале исследования какого-либо объекта, когда имеется м;: о информации.

Основные приемы, сходные с определением, это остенсивиое опреде­ление, описание, характеристика и сравнение. Они не являются собственно on. 'е.телениями, поскольку не раскрывают смысла языковых выражений.

Остенсивиое определение получило свое название от латинского "■о.- ietisio» — показывание. Эта операция представляет собой разъяснение языковых выражений при помощи непосредственного указания на пр диеты, действия или ситуации, обозначаемые этими выражениями.

Благодаря непосредственно-наглядному характеру остенсивные оп­ределения широко используются в процессе обучения иностранным языкам, а также во многих других случаях, однако именно вследствие на тядности их применение ограничено. Остенсивные определения мо­гу использоваться только в том случае, когда изучаемый объект являет­ся чувственно воспринимаемым человеком. Например, при помощи ос-геисивных определений можно разъяснить значение таких слов, как «жираф», «гроза», но нельзя пояснить абстрактные понятия типа «абсо-лк л-пания», «поэтическое», либо конкретные понятия, обозначающие объекты, которые человек неспособен непосредственно воспринять при полоши органов чувств в силу их ограниченности, такие, как «элек­трон», «нейтрино».

Ы)

Унизерситетская серия


Другим приемом, сходным с определением, является описание. Этот прием заключается в перечислении признаков предметов, о которых го­ворится в языковом выражении. Среди этих признаков могут быть как отличительные, существенные, ак и неотличительные и несуществен­ные, поскольку цель описания — выявить как можно больше любых свойств объекта. Вследствие такой специфики описания с его помо­щью не всегда удается точно выделить класс предметов, обозначаемых термином, и выявить сущее; иен ные признаки такого класса. Этот при­ем применяется на эмпирическом уровне познания, когда свойства изучаемых предметов только выявляются, они еще не осмыслены тео­ретически.

Более близким к определен и о, чем описание, приемом является ха­рактеристика. Она также представляет собой перечень признаков изу­чаемого объекта, однако к этим признакам предъявляется требование быть важными в каком-то отношении. Вот. например, как дается харак­теристика позитивизма как философского направления в учебнике «Философия»: «Программу позитивизма с учетом его эволюции можно представить так:

1) познание должно быть освобождено от мировоззренческой и ценностной интерпретации;

2) вся прежняя, традиционная философия как доктринерски-дог­матическая, метафизическая, т. е. направленная на поиски первопричин и субстанциональных начал и сверхчувственных сущностей, должна быть упразднена и заменена либо непосредственно специальными нау­ками (наука — сама по себе философия), либо обзором системы знаний, учением о языке науки;

3) следует отказаться от крайностей материализма и идеализма и пойти третьим путем.

Как совокупность философских идей, распространенных по всему миру, позитивизм имеет следующие черты.

1. В противовес субъективному идеализму И. Канта позитивизм от­казывается от признания априорного познания единственным средст­вом достижения подлинного знания. В качестве единственного средства научного познания позитивисты выделяют научные методы.

2. Наука рассматривается позитивистами как средство познания и преобразования мира. Они верят в силу научной рациональности.

3. Позитивисты полагают, что наука способна выявить в процессах природы и общества закономерное.

4. Для позитивизма характерна вера в прогресс»1.               ' '

1 Философия/под ред. Н. И. Сидоренко. М.: Изд-во Рос. экон. акад., 2004. С. 114. Университетская серия

4-


''■v. не \ietiu'. мт\ i чараие^пешку. указывают на свойств;-! пре;ьте-

. ,оторыс не (>6я'ит!с."|[;1-!<> < тлкчают его of других предметов. Иапшк

■ : . ■■> приведенном нь ше примере т-ера в npoipecc и отказ от априорно -

о .hi;ijfi^г к:м елпнеттк-нпок) средства достижения подлинного ша-

... г с лилнются чертами, присч чшми исключительно позттпши шу к;>к

:. и ;о:офском\ iianpan lUiino.

'■ ]рие;\юм. сходным i. uispt- iслепнем, является также сравнение. )io\i случае, творя <ю объекте., указываю", что его свойства аналогнч-! и свойствам друт ото. уже и шеетного объекта. Например; «злость с.ход-[ ' - кратковременные помешательством».

УПРАЖНЕНИЯ

.р;5жн9ние 1. Укажите, какие приемы, сходные с определением, использованы в следую­щих текстах

1. <=Маленькая рыбка сказала морской королеве: «Я постоянно слышу о море, где оно -я не знаю-. Морская королева ответила: «Ты живешь, движешься, обитаешь в море. Мо­ре и вне тебя и в тебе самой. Ты рождена морем, и море поглотит тебя после смерти*1.

2. -Слово гири фактически непереводимо... Поэтому лучше всего перечислить некоторые характеристики гири...

Гири - это обязанности человека по отношению к другому. Содержание и интенсив­ность исполнения этих обязанностей зависят от социального статуса. Есть гири ребенка по отношению к родителям, ученика к учителю, подчиненного к начальнику, должника к заимодавцу и т. д.

Человек не имеет права требовать от другого исполнения обязанностей гири. Он дол­жен ждать, когда тот добровольно станет их осуществлять...

Отношения гири неизменны. Раз возникнув между людьми, они продолжают жить до конца их дней...

...Гири коренится в глубинах сознания японца, оно слилось с его глубинным чувством и интеллектом.

Поскольку гири - явление эпохи феодализма, оно прежде всего строилось на иерархи­ческой основе: подчиненный всегда проявлял гири по отношению к господину. Послед­ний тоже осуществлял гири в сторону нижестоящих, но его гири было совсем другим; покровительственным... По современным понятиям глава фирмы или учреждения нару­шает нормы гири, если он общается с подчиненными только в сфере профессиональ­ной деятельности. Гири требует от руководителя интересоваться личной жизнью, семей­ными делами подчиненного. В свою очередь подчиненные, как велит им гири, склонны без понукания и подстегивания оказать начальнику услугу в его личных делах, напри­мер, помогать ему в самых различных домашних делах.

1 Проннчков В. А.. Лодшнн; И. А. Японии. М.: Наука, 1983. С. 44.


§ 1 Определение и сходные ; ним приемы

Те, кто отступают от норм гири теряют лиио. Их престиж в глазах окружающих сильно падает...»'.

3. В старой книге «Свойства поря/.очного человека» написано: -Он соединяв"! благовоспи­танность с физическими и умеренными достоинствами. Он должен выглядеть изящно, быть хорошим танцором, наезд -шом. охотником, но при этом обладать ученостью, ост­роумием, умением вести бесед/ и знанием света. Под «знанием света>' подразумевает­ся: любезно, крайне почтителью обходиться с дамами; молчать о своих добрых качест­вах, с готовностью хвалить чужие; не злословить ни о ком: при любых обстоятельствах хранить выдержку и полное самообладание2.

4. -Молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький, несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове. - один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими. Говорит и действует без всякого соображения. Он не в состоянии остано­вить постоянного внимания на какой-нибудь мысли. Речь его отрывиста, и слова вылета­ют из уст его совершенно неожиданно-3.

5. -Развитие понимается как частный случай изменения обьектов. Так как общее понятие о развитии дать весьма затруднительно (оно не известно), то понятие о развитии дается применительно к каждой из областей действительности:

 

- развитие в неорганической природе есть изменение, характеризующееся усложне­нием структуры, появлением новых свойств и отношений. Однако термин «развитие* в этой области очень условен. О развитии здесь скорее всего можно судить лишь отно­сительно изменений, способствующих возникновению органической природы;

- развитие в органической природе - изменения, характеризующиеся становлением более совершенного приспособления к внешней среде и более совершенным ее отра­жением;

- развитие в обществе - изменения, характеризующиеся возникновением более со­вершенных производительных сил и производственных отношений:

- развитие в познании - изменения, характеризующиеся возникновением более вы­соких форм и методов отражения действительности, ее более точным и полным отобра­жением» (Ю. А. Петров).

6. Жак ведут себя стулья. Хороший стул - это почти совершенное изделие. Это не должно
нас удивлять, ибо на его сиденье мы проводим значительную, может быть, даже боль­
шую, часть нашей жизни, С помощью стула мы выполняем целый ряд необходимых
в жизни действий - сидим во время еды, работы, при чтении, во время развлечения, от­
дыха. Как нам хочется посидеть после длительной прогулки! Необходимость стула оче­
видна, и часто он бывает более необходим чем, скажем, кровать. Стул появился на заре
истории, так как у человека возникла потребность посидеть, и выполнял роль протеза
для уставшего тела. Изобретателя стула, как и колеса, никто не знает, В отличие от ко­
леса стулу предшествовали различные естественные «сиденья-: камни, пни, неровно-

1 Пронников В. А'Ладаиов И. Л. Японны. М.: Наука. 1983. С. 115—117.

2 Иван А. А. Искусство правильно мыслить. М.: Просвещение, 1986. С 58.
- Гоголь И. В. Ревизор. М.: Худож. лит., 1956.


 


Университетская серия


Университетская серия


53


2. Явные и неявные определения


;тч ландшафта. Однако их нельзя было переюсить. Важнейшим же признаком стула является возможность его перемещать.

Психологическая функция стула mhoi огранна. Стул может оформлять угол помещения организовывать пространство для работы и отдыха. Может действовать успокаивающе, -ю может возбуждать страх, если это зубоврачебное кресло. Стул может привлекать ■л угрожать: стулья у гостей, стулья на ковре у начальника. Существует, наконец, стул смерти - электрический стул. Разные стулья вызывают разное психическое состоя­ние - о; удобного отдыха до длительного и утомительного сидения. Конечно, стул мо­жет служить не только для сидения на нем. С его помощью делают физические упраж­нения, на него встают, когда вешают белье, вбивают гвоздь в стену, он может нравиться и не нравиться Существуют стулья, олицетворяющие строго определенные символы: королевский трон, стул в президиуме, стул для подследственного, стул режиссера и другие важные виды стульев, которые не только организуют пространство, но и ^гово­рят с нами на четком языке символов»1.

7. -Гордость - за чтото. за кого-то. Гордиться чем-то. кем-то.

Я горжусь своими успехами, способностями, тем, что я создал, тем, что купил. Я горжусь своими знаниями и культурой, достатком. Я горжусь своими родственниками, достигшими и имеющими высокое положение в чем-то (обществе, знаниях, культуре). Я горжусь знаменитыми знакомыми и друзьями. Я горжусь своим городом, местностью, страной.

Для того, чтоб гордиться, я должен отождествить себя с предметом или качеством вели­чия.

Гордость относится к качествам и вещам более внешним, нежели гордыня. Гордыня - это нечто более внутреннее и более аксиоматичное. Гордыней - обуян. У меня - гордыня: моя - гордыня; его - гордыня.

I ордыня - качество в определенном смысле более тотальное, оно настолько заполняет личность, что она сама почти никогда не осознает его наличия у себя. Охваченного гордыней определяют обычно со стороны. При этом часто определение не соответствует истине Этим качеством могут обозначить и непривязанного, у которого нетрадиционный подход к жизни.

Гордыня - это безапелляционное доверие к значимости всех своих действий и собст­венной персоне.

Гордость, переходящая в гордыню, имеет своим потолком самолюбование, при котором ей не надо явного внимания общества, она возникает от ощущения собственного могу­щества, для которого не существенны мнения окружающих.

Верхний предел гордыни не ищет способа самоутверждения на мелких вещах. Каждое проявление себя в гордыне ощущает доказательством своей исключительности. Гордыня - одна из самых мощных модификаций соперничества. Трансмутация этого качества требует тотального зеркала.

Черноушек М. Психология жизненной среды. М.. 1989. С. 36.


Гордыня не допускает сраенения на равенстве" с чем-то традиционно невысоким, но благожелательна к возвеличиваниям. Гордость - это гордыня на виток спирали ниже1. 8. -Мотив преступления - это побудительная причина преступного деяния (корысть, месть, ревность и т. д.-2.

Упражнение 2. Разработайте мето, щу написания характеристики на студента, а также на вы­пускника высшего учебного заведения.

§ 2. Явные и неявные определения

Исходя ич различий по форме, определения подразделяются на яв­ные и.неявные определения.

Явными называются определения, которые имеют форму: «А есть б» (А = В), где А — это определяемое выражение, а В — определяющее. Оп­ределяемое выражение называется дефиниенлумом (от лат. definiendum, сокращенно: dfd), а определяющее дефиниенсом (от лат. definiens, сокра­щенно: dfri).

Неявные определения такой формы равенства понятий не имеют и задаются лингвистической конструкцией вида, где А есть то, что удов­летворяет условиям Ви В2, . ., В„.



















































































А. Явные определения

Наиболее распространены явные определения через род и видовое от­личие. В этих определениях вначале указывается множество предметов, среди которых необходимо выделить интересующие нас предметы, так на­зываемый род. Затем приводится система признаков, с помощью которых определяемые предметы выделяются среди других предметов рода. Она но­сит название видового отличия. Например: «Социальная философия — это тот раздел философии, который исследует общественную жизнь и челове­ка». В этом случае род — «раздел философии», в то вре\,я как «исследовать общественную жизнь и человека» — это видовое огличие.

В свою очередь, определения через род и видовое отличие подразде­ляются на квалифицирующие, целевые, генетические и операциональ­ные определения.

В квалифицирующих определениях видовым отличием является нали­чие некоторых отличительных свойств объекта. Например, металлы — это химические элементы.

1 Валерий. Ищущим. Рукописный текст. С. 177—178.

2 Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / под ред. В. И. Рад-
чепко. 1994. С. 9.


 


54


Университетская серия


Университетская серия


55


: '::.i ■: Определение

'■ > е.и'чы.* определения* в качестве видового обличи я выси пае i ool-

i чп^. лля Ч'":го суыеетвуст объект, каково его целевое предназначение.

"тппмер. тахометр — это прибор лля намерения скорости вращения.

П (Счетических определениях видовым отлитием является способ

■ ч: ■■оллечгя, во дшкноненпя. конструирования предметов. На-

■ . tMiep.. iuap --это геометрическая фигура, обра юваннач в результате
-г, -:»-iii.*Hjfn отрезка прямой вокруг одного из его концов в ipe\ измсре-

Н операциональных определениях в кач<;стве видового отличия высту-т;е, указание на операции, с помошвю которых можно распознать мс-'. е:уемые объекты. Например: щелочь — это жидкость, при погруже-i ч ч коюр\к> лакмусовая бумажка окрашивается в синий ивет.

вследствие того, что определяемые объекты чаше всего носят слож-!дп характер, часто используют определения, которые одновременно м.\г\ i быть отнесены к нескольким типам. Генетическое определение д. +:<л быть дополнено квалифицирующим, целевое - операциональ-п !м и т. д. Например: философия — это система знаний о наиболее об-и-w принципах развития природы, общества и человека, а также отно-neHiih человека к миру, которая возникает как форма духовной деягель-!'ч' ■ I!, включающая в себя совокупность знаний о мире.

Б. Неявные определения

Основными видами неявных определений являются индуктивные, ьсиоматнчеекпе, контекстуальные определения, а также определения i'.ve • отношение к противоположному.

Индуктивные определения — это такие определения, в которых по-\у\ in- о целой совокупности, классе предметов вводится путем указания определяющей части только некоторых представителей этого класса. л лшео которых при помощи определенных процедур распространяет-и >агем на все предметы данного класса. Например, определение нату-д ji.'ioio числа: «О есть натуральное число; если п — натуральное число, о ,7 (где «п'*> означает «'следующее за /?») — натуральное число, ничто '■'Ч- не является натуральным числом»

Аксиоматические определения — это определения, где содержание очятпя задается системой аксиом, куда оно входит и которые ограни-

■        пзаюг область его возможных интерпретаций. Поскольку аксиомы
читаются истинными утверждениями, постольку каждый входящий

Mf> термин получает косвенным образом смысл и значение. Наиболее известной формой подобных определений являются способы введения ■очягип о новых геометрических объектах на основе исходных одинна-шати аксиом и определений евклидовой геометрии.


2. Явные и неявные определения

Контекстуальные определения — это определения, в которых поня­тия о предметах образуются ivtcm выяснения смысла контекста, в кото­рый входит определяемый термин. При этом происходит перечисление отношений и взаимодействий определяемых предметов с другими пред­метами в той или иной еит\;шии. Моделью подобного определения яв­ляется перевод выражений с чужого языка та родной.

Контекстуальные определения всегда остаются в значительной мере неполными и неустойчивыми. Не ясно, насколько обширным должен быть контекст, познакомившись с которым, мы усвоим значение инте­ресующего пае слова. Не определено также и то. какие именно иные по­нятия могут или должны вхо тить в этот контекст. Может возникнуть си­туация, когда ключевых слоь, особо важных для раскрытия содержания понятия, в избранном нами контексте нет. Тем не менее эти определе­ния играют важную роль как в научном, так и в обыденном познании.

Определения через othoi ]ение к противоположному характеризуют­ся тем, что в них определяются сразу два термина путем указания отно­шения предметов, обозначаемых одним из этих терминов, к предметам, обозначаемым другим из этих терминов. Например, причина — это яв­ление, которое при определенных условиях обязательно вызывает дру­гое явление, называемое следствием.











УПРАЖНЕНИЯ

Упражнение 1. Установите, к какому виду относится каждое из следующих определений.

1. Кислота - это жидкость, при погружении а которую лакмусовой бумажки последняя ок­рашивается в красный цвет.

2. Круг есть фигура, получающаяся в результате вращения отрезка прямой вокруг одного из его концов в плоскости.

3. «Человек - смеющееся животное» (Аль-Фараби).

4. Щелочь - это жидкость, при погружении в которую лакмусовой бумажки последняя ок­рашивается в синий цвет.

5. Фасовать - раскладывать на части определенного веса или обьема.

6. Вес - тяжесть чего-нибудь, определяемая какой-нибудь мерой.

7. Федерация - государство, состоящее из объединившихся в единое государственное целое отдельных самостоятельных государств.

8. Окружность - замкнутая кривая, образованная движением точки, не меняющей рас­стояния от другой неподвижной точки.

9. «Впервые совершенным считается преступление, если преступное деяние совершено фактически первый раз, либо истек срок давности привлечения к уголовной ответствен-


 


Университетская серия


Университетская серия


57


I


-ь." ■•. Определение


§4. Правила определения


 


ног;]и за ее совершекное деяние, либо судимость за ранее совершенное преступление

погашена 'апл снята»".

iO Мошенничество - :то завладение личным имуществом граждан шм приобретение права на имуществе путем обмана или злоупотребления доверием.

■г.. Прибыль - .шница между выручкой предприятия за реализованную продукцию и из­держками на ее производство

.- 3. Реальные и номинальные определения

Исходи из характеристики конвенциональное™ и функции, кото-1 ю они выполняют в познании, определения делятся на реальные и но­рмальные.

Определения, в которых придается точный смысл выражениям, зна-■ л л?, которых с большей или меньшей степенью определенности уже ! tr-есгны, являются реальными. Посредством реальных определений ■■. ■инествлнетси описание отличительной для предметов, обозначаемых '■ иг елеленным термином, системы признаков. Поэтому с точки зрения '. ютветствия этого описания положению дел в действительности реаль-н '-ic.- определения могут- оцениваться как истинные или ложные.

Определения, которые представляют собой соглашения о том, как С,дог употребляться некоторый термин, представляющий собой языко-н.'С выражение, в котором отражены какие-либо новые или уже знако­вые явления или объекты, а также о том, в каком из известных смыслов и чао употреблять выражение в определенном контексте, являются но-h ппальными. вследствие того, что такие определения — результат со-I ;ашсния. их нельзя оценивать как истинные или ложные.

Номинальные определения часто имеют форму «будем употреблять i кое-то выражение в таком-то смысле», «будем считать, что...», «усло-в л-.ся понимать под...» и т. д. Однако эта форма не является единствен-!! и- Например, в науке используются предельные абстракции и идеали-i ими, при помощи которых формулируются научные законы. Термины, ь к:■!с. как «абсолютно черное тело», «идеальный газ» и тому подобные, ч . н:ются поминальными определениями — результатом соглашения v- жду учеными.

Ч реальные, и номинальные определения могут быть как правиль-н 1мн, так и неправильными. В логике выработаны определенные пра-п .да. которые необходимо соблюдать для того, чтобы сформулировать п ашпьное определение.












Пр шила определения

Правило 1. Определение должно быть соразмерным, т. е. объемы опре­деляемого выражения и опреде шющего выражения должны быть ровны друг другу.

При нарушении первою правила возникают следующие ошибки.

1. Слишком широкое определение. В этом случае объем определяюще­го (дефиниенса) шире объема определяемого (дефиниендума). Напри­мер: «Кошка — это домашнее животное» (в данном случае определение ошибочно, так как кошка не является единственным домашним живот-н ы м).

2. Слишком узкое определение. В случае такой ошибки объем опреде­ляющего (дефиниенса) меньше объема определяемого (дефиниендума). Например, «домашнее животнэе — это животное, которое дает молоко» (при таком определении домашними животными не будут считаться со­баки, кошки, хомячки и т. п.); »кража — это незаконное завладение соб­ственностью граждан» (а собственностью фирм, предприятий, государ­ства?).

3. Перекрещивающееся определение. Эта ошибка возникает, когда объемы определяющего (дефиниенса) и определяемого (дефиниендума) находятся в отношении перекрещивания. Например; «студенты -- это молодые люди, которые читают научные книги». Молодые люди, читаю­щие научные книги — это не только студенты, в свою очередь, студенты не только читают научные книги, но и слушают лекции, пишут курсовые работы, рефераты и т. д.

4. Определение «как попало». В этом случае объемы определяющего (дефиниенса) и определяемого (дефиниендума) находятся в отношении несовместимости, не имеют обших элементов. Такая ошибка возникает в случае заблуждения, недостаточно проверенной информации либо по небрежности. Как пример нельзя не вспомнить следующую историю: «Когда известный естествоиспытатель Кювье зашел в Академию наук (в Париже), где работала комиссия по составлению энциклопедического словаря, его попросили оценить определение слова «рак», которое толь­ко что удачно было найдено. «Мы нашли определение понятию «рак», — сказали члены комиссии, — вот оно: «Рак — небольшая красная рыбка, которая ходит задом наперед». — «Великолепно, — сказал Кювье. — Од­нако разрешите мне сделать небольшое замечание... Дело в том, что рак не рыба, он не красный и не ходит задом наперед. За исключением всего этого, ваше определение превосходно»1. - *


 


Комментарий к уго/шнн о-процессуальному кодексу РСФСР/ под ред А. М. Ре-■о чкова. Л. К. Орлова. М., 1981. С. 16.


Войшвидяо Е. К. Понятие как форма мышления. М.: Изд-во МГУ, 1989. С. 226.


 


Университетская серия


Университетская серия


59


'■-)Пр'-у-.!Я<-№!


§ 4. Правила определения


 


'-•rAir.Ku, '!. > !ncc>cirnu(J -!/l do 1жно codepjiximb в сое круга.

'!■ !-м;л1Ё","!Пш энного np'.irsii- i;.i во шикает ошибка, имеющая пз-

:■ и ■■к -к/))г б' .ы'К'<)с /егшг>. Она представляет собой ситуацию, когда оп-

! i' тяомое пОыг.-цяегс-! при помощи определяющего, которое, в свою

' ■'■•.[' ооьяспл лея поп помощи определяемого. Такая ошибка чаше

<■■ ! > появляется в случае, kojда при определении терминов необходимо

с '-'слить терм г ■ пл. пеполыуемые в онрелеленпи. Например в учебниках

юн юеофип ix-пюанос часiо определяема как то. что может стать дей-

'. ш it льным. л действительное — как осуществленная возможность.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 365.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...