Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Естественные и искусственные языки




Логика

 

(Ууъетше тхю&ме

Рекомендовано УМО по образованию в области антикризисного управления в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 351000 «Антикризисное управление» и другим экономическиМ|

Смоленский филиал Санкт-Петербургского института внешнэзкономическид св&ей экономики и права _


БИБЛИОТЕКА


а- -i

'■-■г а


УДК 16 ББК 87.4 И25


СОДЕРЖАНИЕ


 


Настоящее издание подготовлено

в соответствии с соглашением между Cambridge University (US)

и Московской финансово-промышленной академией.

Печатается по решению

Ученого совета Московской финансово-промышленной академии

Ответственный редактор серии доктор экономических наук, профессор Ю.Б. Рубин


Глава 1 ПРЕДМЕТ ЛОГИКИ

§1. Основные этапы становления логики......................................................... . .     5

§ 2. Предмет логики......................................................................................................   6

§3. Логика и мышление................................................................................................   8

§ 4. Значение логики........................................................................................................... 9


 











Ивлева М. И.

И25    Логика: учеб. пособие / М. И. Ивлева. — М.: МаркетДС,

2007.- 160 с.

ISBN 978-5-7958-0153-7

Учебное пособие, согласно госстандарту, включает в себя такие темы, как «Логика и язык», «Понятие», «Суждение», «Дедуктивные и индуктив­ные умозаключения», «Определение», «Логические основы аргументации и критики». В пособии излагаются ной+ш и принципы правильного мыш­ления, рассуждения, определения понятий, излагается теория доказатель­ства и опровержения.

Учебное пособие предназначено для изучения курса логики студента­ми высших учебных заведений.

УДК 16 ББК 87.4


Глава 2
ЛОГИКА И ЯЗЫК                                    |

§1. Язык как знаковая система........................ '*'....................................... ■. .\. . .     13

§2. Естественные и искусственные языки...................................................... \. . .     14

§3. Язык логики высказываний......................................................................... -■ • ■    16

§4. Основные методологические принципы формальной логики.......... \. .       17

Глава 3

ПОНЯТИЕ

25 29 34 38

§ 1. Учение о понятии................................

§ 2. Виды понятий и отношения между ними
§ 3. Операции с объемами понятия ....
§ 4. Деление понятий.................................


 


© Ивлева М. И., 2007 jISBN 978-5-7958-0153-7 .*,'.; © 00° «МаркетДС Корпорейшн», 2007


Глава 4 ОПРЕДЕЛЕНИЕ

§ 1. Определение и сходные с ним приемы ....

§ 2. Явные и неявные определения.....................

§3- Реальные и номинальные определения .■. . ■
'§.4-> Правила определения................................

Униаерситетская серия


, •»»*„ * j=


49 55 |

. 58 i


,: W г шШМк


Содержание

Глава 5 СУЖДЕНИЕ

§ 1. Простые суждения .............................................................................................. 64

§ 2. Сложные суждения................................................................................................ 69

§ 3. Отрицание суждения................................................................................................. 74

§ 4. Отношения между суждениями............................................................................... 77

Глава 6 ДЕДУКТИВНЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ

§1. Дедуктивные выводы логики высказываний...................................................... 80

§ 2. Таблицы истинности в логике высказываний................................................. 88

§3. Непосредственные умозаключения........................................................................ 91

§ 4. Категорический силлогизм...................................................................................... 96

ГлаваУ!% ИНДУКТИВНЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ

§ 1. Обратная дедукция ...................................................... ;. ..';.....'; .'.                      103

§£ Обобщающая индукция.......................................................................................... 105

§3. Методы установления причинных связей между явлениями........................ 110

§4. Умозаключения по аналогии................................................................................ 116

Глава 8 ЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АРГУМЕНТАЦИИ И КРИТИКИ

§ 1. Аргументация и доказательство............................................................................. 121

§2. Критика и опровержение.......................................................................................... 125

§3. Стратегия и тактика аргументации и критики................................................... 126

§4. Правила аргументации и критики, доказательства и опровержения........... 132


Глава 1 ПРЕДМЕТ ЛОГИКИ

Основные этапы становления логики Предмет логики Логика и мышление Значение логики














Основные этапы становления логики

Название науки логики происходит от древнегреческого слова «XoyoCj», которое означает «разум», «рассуждение».

Логика является одной из древнейших наук на Земле. Она возникает
как часть риторики, науки об ораторском искусстве, в связи С необходи­
мостью построить правильную, убедительную, последовательную речь.
Другой областью, где логика была широко распространена, была прак­
тика судопроизводства. В использовании логики нуждались также воз­
никающие в эпоху античности естественные науки, в первую; очередь
математика.                                                                         \

Широко известны исследования в области логики таких древнегре­ческих' философов; как'Демокрит (родился ОКОЛО 470—460 it: to н. э.), Сократ (469—399 гг. до н. э.), Платон (427—347 гг. до н. э.).; По свиде­тельствам древних авторов, не дошедшее до нас сочинение Демокрита «Канон», или «О логике», содержало элементы индуктивной логики. Индукция по Сократу — это способ уточнения понятий этикг, заклю­чающийся в следующем: берется первоначальное определение какого-либо понятия, например понятие «мужество», анализируются различ­ные случаи употребления данного понятия; если этот анализ приводит к необходимости уточнить понятие, то оно уточняется, затем п юцедура повторяется. Платон понимал под индукцией так называемую с братную дедукцию. Однако «отцом логики» по праву можно назвать вел* чайшего греческого философа Аристотеля (384—322 гг. до н. э.). В соч шениях, объединенных под названием «Органон», он первым проанал 13ировал и систематизировал основные логические формы и правила рассужде­ния. В сочинении «Первая аналитика» он исследовал формы выводов и сформулировал учение о категорическом силлогизме. Во «Вт( рой ана­литике» Аристотель обосновал принципы научного дЬказательс гвр, в ра­боте «Об истолковании» рассмотрел некоторые виды выска ъгваний, > ^Категориях» предложил подходы к разработке учения ;о Снятии.


Университетская серия


Глава 1. Предмет логики


§2. Предмет логики


 


В сочинении «О софистических опровержениях» Аристотелем были вы­явлены истоки логических ошибок в спорах. Проблемам логики фило­соф уделял внимание и в таких философских работах, как «Метафизи­ка», «Риторика», «Топика». Сочинения Аристотеля заложили основу традиционной формальной логики, в неизменном виде просущество­вавшей болен двух тысяч лет, вплоть до середины XIX в.

В этот период следует выделить основные этапы развития логики, например, исследования таких средневековых мыслителей, как Росце-лин, РаймундЛуллий, Дуне Скотт, которые использовали логику для до­казательства истин теологии. Известна также разработка проблем логи­ки в новое время в трудах Ф. Бэкона, В. Г. Лейбница, а также Д. Милля, систематизировавшего исследования в области применения индуктив­ных методов.

Начиная со второй половины XIX в., логики стали широко приме­нять методы символической (математической логики), которая пред­ставляет высказывания на основе формализованных языков. Основны­ми элементами этих языков являются специальные символы, которые определенным образом интерпретируются. Идея символической ло­гики была высказана гораздо раньше известным математиком и филосо­фом Г. В. Лейбницем, утверждавшим^ что единственным средством улучшить наши умозаключения являйся сделать их, как у математиков, наглядными, чтобы ошибки сразу бросались в глазами можно было бы легко разрешать споры. Ее развитие связано.„<j ;иМенщи^Дж.лБуля, Ч.' Пирса, Г. Фреге, А. М. де Моргана. Первым «капитальным» трудом пегеимволической логике была книга Б. Рассела и А. Уайтхеда «Principia mathematical, опубликованная в 1910—1913 годах в трех томах.

В XX в. в качестве важных областей логических исследований высту­пили проблемы методологии, логической семиотики1 и символической логики.












Предмет логики


то...», «и», «или», «следовательно», «неверно..., что», «не», которые на­зываются логическими терминами.

Изучая языковой контекст, логика делает предметом своего рассмот­рения логические формы— способы связи мыслей, представляющих со­держание этого контекста. Для того чтобы выявить логические формы мыслей, необходимо отвлечься от значений и смысла входящих в состав высказываний нелогических дескриптивных терминов, терминов, обо­значающих какой-либо предмет, свойство или отношение1.

Отношение — это установление связей между характеристиками
двух и более объектов. Например, «старше, чем», «расположенный за»,
«стоящий между», подставив на их место символы-переменные А, В, S,
Р, М
и т. п. Каждый из символов-переменных соответствует определен­
ному термину.                                                                       {

Например, в случае рассуждения «Все млекопитающие — позвоноч­
ные животные. Ни один комар не является позвоночным животным,
значит, ни один комар не является млекопитающим» при замене пере­
менными нелогических терминов рас&уждение будет иметь следующий
вид. Все Р суть М. Ни один S не суть М. Следовательно, ни один S
не суть Р.                                                                              I

Несмотря на то, что при установлении логической формы <1>т смысла содержательных терминов отвлекаются, она несет в себе информацию, касающуюся этих терминов. В данном случае это информация о том, что если все предметы класса Р включены в класс М и ни один предмет клас-, са S не включен в класс М, то! ни один предмет класса S не в>|лючается! также и в класс Р.

Необходимо отметить, что между мыслями существуют связи, кото­рые зависят только от их логических форм. Такие связи между мыслями по форме, что истинность одной из мыслей обусловливает истинность другой, называются формально-логическими законами.В приведенном выше примере вместо символов-переменных 5, Р, М можно подставить любые нелогические термины таким образом, чтобы высказывания, в состав которых они включены, были истинными по смыслу, ив любом случае, при истинности исходных высказываний, получаемое высказы­вание будет истинным. Подобная связь между мыслями представляет, собой логический закон. Законы логики — это нормы, в соответствии с которыми должны осуществляться рассуждения, в противнрм случае наши выводы могут быть неверными.


1 Свойство — это признак объекта или явления, на основании которого|мы отлича­ем их друг от друга. Например, сравнивая дисциплины, изучаемые в инстипуте, мы мо­жем их охарактеризовать как сложные для понимания, легкие для изучения {гуманитар­ные, естественные и т. д.


: 6


Университетская серия


Университетская серия


Глава 1. Предмет логики

Чтобы установить, является ли логическим законом некоторое рас­суждение, необходимо произвести исследование, возможна ли такая си­туация, что при подставлении вместо символов-переменных произволь­ных терминов того же типа, что и эти переменные, окажется, что полу­ченное высказывание не будет истинным при условии истинности исходных высказываний (такая ситуация называется контрпримером). Если эта ситуация невозможна, значит, связь между исходными выска­зываниями — это логический закон, если она возможна, значит, этой связи нет и рассуждение является неправильным.

Например, имеется рассуждение: студенты — люди. Следовательно, умный студент является умным человеком. Его логическая форма: «Все S суть Р. Следовательно, все S„ суть Р„». Для него можно найтиконтр-пример: «Мыши — животные. Следовательно, крупные мыши —г круп­ные животные» — высказывание, которое не является истинным, зна­чит, исходное рассуждение не является логическим законом.

Необходимо учесть, что требование к рассуждению — иметь пра­
вильную логическую форму — является необходимым, но недостаточ­
ным условием развития научного знания. Правильный по логической
форме вывод может быть ложным по своему содержанию, если посылки
были ложными и содержание вывода не соответствует положению дел
в действительности.                 -*£

§3. Логика и мышление^ | ~"

Будучи нормативной наукой, регулирующей интеллектуальную по­знавательную деятельность людей, логика включает в себя изучение важнейших элементов рационального познания. .

Процесс познания осуществляется как движение от незнания к зна­нию, от знания поверхностного, неполного к знанию глубокому и пол­ному, и представляет собой единство двух ступеней: чувственного позна­ния и рационального познания, или абстрактного мышления.

В чувственном познании выделяют три формы: ощущение, воспри­
ятие и представление.                                        (

Начальной формой познания является ощущение. Ощущение — это отражение объектов посредством органов чувств. Оно возникает и суще­ствует в процессе непосредственного контакта с объектом и дает знание об отдельных сторонах этого объекта. Восприятие представляет собой чувственно конкретный, целостный образ вещей или явлений действи­тельности и также возникает в процессе взаимодеиствия^^бъёктаи объ­екта. Представление, как и восприятие, имеет наглядный' чувственно-конкретный характер, но оно является воспрой'Зве4енйё*1"в сознании

8

! -

Университетская серия


§ 4. Значение логики

человека целостного образа объекта, воздействовавшего на его органы
чувств в прошлом. Будучи вследствие этого менее четким, чем воспри­
ятие, представление становится основой для обобщения, выделения по­
вторяющегося в предметах, абстрагирования.            :

Чувственное познание, тем самым, это основа рационального по­знания, абстрактного мышления, которое представляет собой процесс оперирования образами. Формами рационального познания выступают понятие, суждение, умозаключение, гипотеза и теория.

Понятие — это мысль, отражающая в обобщающей форме сущест­венные признаки предметов и явлений действительности. Его формиро­вание — результат сложных операций абстрагирования, аналира, синте­за данных чувственного опыта.

Суждение — это мысль, в которой что-нибудь утверждается об объ­
екте, ему приписывается наличие или отсутствие некоторых свойств.
Например: дождь не идет, роза красная, ученик читает. j

Мыслительная связь нескольких истинных суждений и выведение из
нее определенного итога в форме нового суждения о предмета^, явлени­
ях, процессах называется умозаключением. Иными словами, Умозаклю­
чение
-- логическая форма получения знания, заключающаяся^ в движе­
нии мысли от определенных исходных данных к новому знанию, скла­
дывающемуся на основе этих данных.                             ,

Гипотеза представляет собой такое знание, истинность ]или лож­ность которого еще предстоит (установить.-О на формулируется в поисках, выхода из проблемных ситуаций, которые появляются в связи с разви­тием науки, либо с осознанием ограниченности знаний. Науч пая гипо­теза должна соответствовать принципам научного подхода к объясне­нию действительности, учитывать ранее установленные наукэй факты и законы, обладать способностью к практической экспериментальной проверке. Оправданность гипотезы прямо пропорциональна тому, на­сколько увеличивается число согласующихся с ней фактов в ходе ее проверки.

Результатом познавательной деятельности является теория!— особая форма научного знания, в которой содержится обобщенное щ едставле-ние о существенных связях и :закономерностях некоторой об; асти дей­ствительности, выступающей в качестве объекта данной теорци.

































Значение логики

Логика присутствует повсюду, как на макроуровне общественной жизни, научных исследований, экономики и производства, так и на' микроуровне жизни отдельного человека.

Университетская серия


Глава 1. Предмет логики


§4, Значение логики


 


Логическая культура мышления, т. е. способность результативно ис­пользовать логические приемы и способы рассуждения — очень важна. Человек не только способен точно и грамотно выражать свои мысли, но и делать верные выводы; убедительно обосновывать свои размышления, делать их понятными для других; доказать свою точку зрения, объяснив ошибочность рассуждений оппонента; зная правила и законы логики, можно быстро найти ошибку в рассуждениях оппонента. Объясняя, по­чему способ рассуждения является верным или нет, логика предоставля­ет возможность анализировать и незнакомые способы рассуждения. По­этому важно не только знание правил и законов логики, но и умение применять эти законы и правила на практике.

Любая наука строится по законам логики. Логика — неотъемлемая часть философии, юридической науки, педагогики, языкознания и т. д. В современных условиях, когда наблюдается активное усложнение сис­темы знаний и коммуникации, логика способствует оптимизации про­цессов выработки, хранения и передачи информации; она используется при создании и эксплуатации разнообразной электронно-вычислитель­ной техники, в компьютеризации производства.

О значении логики в жизни человека замечательные слова были ска­заны английским философом Д. С. биллем: «Когда я принимаю в со­ображение, как проста теория умозаключения, какого небольшого времени достаточно для приобретения полного знания ее принципов и правил, и даже значительной опытности в их (применении* я. не нат хожу никакого извинения для тех, кто, желая заниматься с успехом каким-нибудь умственным трудом, упускает это изучение. Логика есть великий преследователь темного и запутанного мышления; она рассеивает туман, скрывающий от нас наше невежество и заставляю­щий нас думать, что мы понимаем предмет, в то время когда мы его не понимаем»1.

УПРАЖНЕНИЯ2

Упражнение 1. Выявите логические формы следующих утверждений.

1. Все млекопитающие являются позвоночными.

2. Некоторые грибы являются сьедобными.

1 Челпанов Г. И. Учебник логики. М.: Госполитиздат, 1945'. С. 5—6.

2 В упражнениях к учебнику использованы материалы из книги Целее Ю. В. Логи­
ка. Сборник упражнений. М.: Книжный дом «Университет»,11998.  ■


 

3. Ни одна звезда не является обитаемой.

4. Некоторые студенты являются спортсменами.

5. Если некоторые люди являются талантливыми, то неверно, что ни один человек не явля­ется талантливым.

6. Неверно, что все лекарства являются невкусными.

7. Все конфеты являются сладкими.

8. Если некоторые лекарства являются горькими, то неверно, что все лекарства являются горькими.

9. Неверно, что ни один человек не является студентом.

Упражнение 2.Приведите примеры мыслей, имеющих ту же логическую форму, что и сле­
дующие.                                                                                   
'

1. Число, которое делится на 4, ноне делится на 7.

2. Существуют задачи, которые трудно решить.

3. Лондон находится севернее Рима. -±.

4. Нет идеальных родителей.

5. Если ты поверишь этому, то поверишь всему, что он тебе говорит.

Упражнение 3.Установите, являются ли формально-логическими законами, св^зи по фор­
мам между исходными суждениями и результатом в следующих рассуждени-
-■•■.-  ях, т.е. являются м этм рассуждения правильными.
..................... |: ■*

1. Некоторые участники этого преступления опознаны потерпевшим. Ни один из членов семьи Петровых не опознан потерпевшим. Следовательно, некоторые член^ семьи Пет­ровых не являются участниками этого преступления.          |

2. Некоторые биологи не являются философами. Следовательно, некоторые| философы не являются биологами.           \

3. Все студенты нашей группы - журналисты. Все студенты нашей группы - члены кружка по логике. Следовательно, все члены кружка по логике - журналисты.

4. Если философ является дуалистом, то он не идеалист. Если философ не i деалист, то он диалектик или метафизик. Этот философ не метафизик, следовательно он диалек­тик или не дуалист.

5. «Если умер Сократ, то он умер или когда жил, или когда умер. Если когда ж ил, то он не умер, так как один и тот же челойек и жил бы, и был бы мертв; но и не тогда, когда умер, ибо он был бы дважды мертвым.'Стало быть, Сократ не умер»1.

6. Некоторые участники этого преступления опознаны потерпевшим. Ни одий из членов семьи Петровых не опознан потерпевшим. Никто из лиц, не участвовавших в соверше-

■ нии'этого,преступления, не привлечен к уголовной ответственности за его с эвершение.

1 Секст Эмпирик. Соч.: в 2 т. М: Мысль, 1976. Т. 2. С. 289.


 


10


Университетская серия


Университетская серия


11


Глава 1. Предмет логики

Следовательно, ни один из членов семьи Петровых не привлечен к уголовной ответст­венности за совершение этого преступления.

Упражнение 4.Не выявляя логической формы следующего рассуждения, установите, являет­ся ли оно правильным. Если это преступление совершил Петров, то он знал потерпевшего. Петров не знал потер­певшего, но знал его брата. Петрова видели на месте преступления примерно в то время, когда преступление было совершено. У Петрова обнаружены похищенные вещи. Следова­тельно, Петров не совершал этого преступления.


Глава 2 ЛОГИКА И ЯЗЫК

Язык как знаковая система

Естественные и искусственные языки

Язык логики высказываний

Основные методологические принципы формальной логики



















Язык как знаковая система

Язык как знаковая система, средство фиксирования, хранения и пе­редачи информации — один из важных объектов рассмотрения логиче­ских исследований.

Знак— это объект, используемый в процессе коммуникации и по­
знания в качестве представителя другого объекта. Существует три вида
знаков:                                               .,

1) знаки-индексы — представляют причинно-следственную связь между знаком и представленным им объектом; так, дым является знаком огня, а изменение высоты ртутного столба — знаком изменения атмо­сферного давления;      |

2) знаки — образы — несут в себе информацию о представленных ими объектах, находясь с ними в отношении подобия, например, это ри­сунок, чертеж, план местности;      !

3) знаки-символы — представляют объект не будучи связаны с ним причинно или отношением подобия. Они могут быть как наглядными (например, логотип фирмы), так и вербальными (название фирмы). Предметом исследования логики являются вербальные знаки-символы, наиболее важное значение среди которых имеют имена.

Имя— это слово или словосочетание, обозначающее к; кой-л ибо объект. Имена имеют значение и смысл. Значение имени— этс совокуп­ность объектов, представленных этим знаком. По значению HiveHa могут быть непустыми, если эти объекты реально существуют или ,cyi цествова-ли, например, Луна, Аристотель;, ближайшая к Солнечной сие хме звез­да, или пустыми, если эти объекты не существуют и не существовали, например, вечный двигатель, русалка, Алконост.

Непустые имена обозначают один предмет или являются оэщим для предметов некоторого класса. В первом случае имена называ отся еди­ничными,.=fkx значением является единственный объект^.например,, «спутник Земли», «первый космонавт» а во втором — общими, ихзначе-ния —это некоторое множество объектов, например, «цветок>.,^<двига-


Университётская серия


13


Глава 2. Логика и язык


§ 2. Естественныеи искусственные языки


 


тель внутреннего сгорания». Объекты, являющиеся значениями имени, составляют класс, который называется объемом имени.

Если объем общего имени состоит из предметов, представляющих весь универсум высказывания, такие имена являются универсальными, например, «автомобиль с механической трансмиссией или с автомати­ческой трансмиссией». В данном случае универсум высказывания, как и объем имени, это множество всех автомобилей. В свою очередь, имя «автомобиль с механической трансмиссией* универсальным не являет­ся, так как его объем со множеством всех автомобилей не совпадает.

Независимо от того, какой объем — пустой или непустой — принад­лежит имени, оно обладает определенным смыслом. Смысл— это ин­формация об объектах, обозначаемых именем, которая позволяет отли­чать их от других объектов. В зависимости оттого, содержится ли эта ин­формация в самом имени или нет, имена делятся на имеющие собственный смысл и на имена с приданным смыслом. Имена, имею­щие собственный смысл, по форме являются описательными, напри­мер, «самая высокая гора в Азии» или «нынешний король Испании», их смысл определяется как смыслом имен, их составляющих, так и отно­шениями между значениями этих имен. Именах приданным смыслом являются неописательными, поэтому смысл придается им извне, путем постановки в соответствие этим ий^нам других имен. -Примеры имен с приданным смыслом: «парта», «человек», «гора».









Естественные и искусственные языки

В повседневной жизни мы пользуемся языком, усвоенным нами с детства — в разговорной речи, встречаемся с ним в произведениях ли­тературы и искусства. Этот язык является естественным, он формиро­вался исторически как средство общения вследствие потребности в вы­работке средств взаимного обмена информацией, в Первую очередь в процессе становления и развития трудовой деятельности. Появле­ние языка было вызвано необходимостью выработать целевую уста­новку в процессе труда, обосновать и сохранить опыт й'знания', полу­ченные людьми, успешно регулировать общественные отношения. Различным уровням трудовой деятельности соответствоваластепень совершенства словарного запаса, языка, речи; язык детерминирован особенностями культуры, не зря порой так сложно перевести выраже­ния чужого языка.

С течением времени наш жизненный опыт обогащается искусствен­ными языками. Искусственные языки — достаточно недавнее явление культуры, они появились как формализованные языки-науки —^матеМа1--


тики, химии, физики; затем как попытка выработать некий язык, кото­рый мог бы стать универсальным средством общения между людьми разных национальностей — одним из наиболее известных примеров яв­ляется эсперанто, в двадцатом столетии были созданы языки програм­мирования.

Научные языки в отличие от естественных создаются специально для решения определенных задач познания. Естественные языки в этой ситуации невозможно использовать в силу таких их особенностей, как:

а) многозначность (многие слова и языковые выражения естествен­
ного языка в зависимости от контекста имеют различные значения, на­
пример, омонимы — «ручка», «ключ» и т. д.);                 ',

б) некомпозициональность (в естественных языках часто! отсутст­
вуют правила, при помощи которых вне контекста можно точнф опреде­
лить значение сложного выражения, хотя значения всех входящих в него
слов известны — например, выражение «человек шел по дороге; с флага­
ми» может означать как то, что дорога была украшена флагами,|так и то,
что флаги были в руках человека);  *■'                        \

в) самоприменимости (выражения языка могут говорить сами о се­
бе, например, «слово «мрамор» — это существительное»).     '

В свою очередь, научные языки создаются в соответствии с такими нормативными принципами, как принцип предметности, принцип од­нозначности и принцип взаимозаменимости.

,. ^.... Принцип предметности. Согласно этому принципу в высказ уваниях должно утверждаться или отрицаться нечто о значении входяиих в их состав имен, о предметах, которые они представляют, а не о.саних этих именах. Например, в предложении: «За ночь снег растаял» — гс ворится о снеге, о том, что с ним произошло за определенный временно)! проме­жуток. Однако иногда приходится говорить о самих выражения* языка, например, слово «снег» состоит из четырех букв и является с>ществи-тельным. В том случае, когда слова, входящие в предложение,: потреб­ляются в качестве обозначений;самих себя, а не внеязыковых о уьектов, чаще всего реально существующих, используется автонимноеуп< >требле-ние выражений. Для указания на автонимное употребление выражений используется курсив или кавычки. Смешение обычного и автонимного употребления выражений способно приводить к логическим с шибкам в рассуждениях. Примером такой ошибки может служить схш дующее рассуждение: «Собака грызет кость. Собака — имя существительное. Следовательно, имя существительное грызет кость». Принцип однозначности.Согласно этому принципу всякое 1Ыраже-ние должно обозначать только один предмет, класс предметов hj и свой­ство; Принцип однозначности исключает омонимию, т. е. обЬз доение


 


14


Университетская серия


Университетская серия


15


Глава 2. Логика и язык


§ 4. Основные методологические принципы формальной логики


 


одним словом разных объектов, что часто встречается в естественных языках, например, слово «коса» может означать и вид прически, и сель­скохозяйственное орудие труда.

Принцип взаимозаменимости. Согласно этому принципу, если два выражения имеют олно и то же значение, то одно из них можно заме­нять другим, причем предложение, в котором производится замена, со­храняет свое истинностное значение. Так, два выражения «Михаил Юрьевич Лермонтов» и «автор повести «Тамань»» обозначают одного и того же человека, поэтому в предложении: «Михаил Юрьевич Лермон­тов родился в 1814 году» — первое выражение можно заменить вторым без всякого ущерба для истинности всего высказывания: «Автор повести «Тамань» родился в 1814 году».

Принцип взаимозаменимости служит для различения экстенсио­нальных и интенсиональных контекстов. Для экстенсиональных-"контек­стов важно только предметное значение выражений (их «объем»), по­этому выражения с одним и тем же значением отождествляются. В ин­тенсиональных контекстах учитывается также смысл выражений, поэтому замена выражений с одним значением может сделать истинное предложение ложным, если эти выражения имеют разный смысл. Если в истинном предложении: «Студент не знал, что Михаил Юрьевич Лер­монтов является автором повести «Тамань» — заменить выражение «alf-тор повести «Тамань»» выражением «Михаил Юрьевич Лермонтов», ко­торое имеет то же самое значение. В результате получится очевидно ложное предложение: «Студент не знал, что Михаил! Юрьевич-Лермон­тов является Михаилом Юрьевичем Лермонтовым».

§ 3. Язык логики высказываний

Логика изучает не только естественный язык, которым люди пользу­
ются в процессе повседневного общения, но также создает искусствен­
ные, специальные языки логики. Например, язык логики предикатов,
соответствующий всем требованиям, предъявляемым к искусственным
языкам, используется для выявления связей между мыслями исходя из
их логических форм.                                          ; ?

Для решения различных задач логики было выработано несколько специальных искусственных языков. Одним из наиболее широко при­менимых является язык логики высказываний. Логика высказываний — это раздел логики, в котором вопрос об истинности или ложности выска^ зывании рассматривается и решается на основе изучения ^ способа по­строения высказываний из так называемых элементарных, не разлагаемых на части и не анализируемых высказываний, с помрщыалогических опе-

16

.Унив.ереиШБкад:еерия.


раций конъюнкции, дизъюнкции, импликации, отрицания и т. д. Конъ­юнкция — это логическая операция, отражающая употребление союза «и» в логических выводах; дизъюнкция — операция, представляющая употребление союза «или»; импликация — операция, которой в естест­венном языке соответствует связка «если..., то».

Как и в естественных языках, в этом языке есть алфавит, а также сложные выражения.

Алфавит языка логики высказываний составляют следующие символы:

а) р, q, r, s, ... — пропозициональные переменные, символы для по­
вествовательных предложений, выражающих суждения. Каждый символ
соответствует целому предложению;

б) логические термины:

-. — отрицание («не», «неверно, что»);                               I

& — конъюнкция («и») (в последнее время для обозначения

конъюнкции все чаще используется знак ?;                       j

v — дизъюнкция («или»);                                                 i

з — импликация («если, ...то...»);•»-

= — эквиваленция («если и только если...»);

в) (...) — скобки;          '                                                  ■

г) , — запятая.             *  ,          ,                         ,
Выражения в языке логики высказываний являются формулами.

Формулы первого уровня —'это элементарные формулы, к кеторым применена только одна логическая связка, например, pv q,p±^q,p=q. Более сложные формулы строят, присоединяя высказывания при помо­щи логических связок к уже имеющимся формулам. Процесс построе­ния сложного высказывания из простых регулируется скобками озна­чающими порядок применения связок, например, (->р) v q. В случае, ко­гда сложное высказывание содержит много формул, которые надо выделять скобками, используют правило старшинства логических свя­зок: сильнее всех является связкач, за ней идут &, v, з, =. Если формула записана в виде/j v q & s, то q & s было построено раньше, а затем ;оеди-нено с р младшей связкой v.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 202.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...