Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Организация как объект менеджмента.




 

1. Понятие экономической организации. Общая характеристика организации.

Организация – группа лиц, взаимодействующих друг с другом с помощью материальных, правовых, экономических и других условий ради достижения поставленных целей.

Что бы добиться успеха в бизнесе, организацией нужно управлять. Организации имеют общие для всех характеристики, посредством применения которых (при воздействии на них) осуществляется управление.

К общим характеристикам относятся:

Ресурсы. В общих чертах цели всякой организации включают преобразование ресурсов для достижения результатов. К основным ресурсам относятся: люди (человеческие ресурсы), капитал, материалы, технология и информация. Скорость использования ресурсов и объем реализации продукции (результатов товаров, услуг) позволяют руководству решать, насколько успешно действует организация на пути достижения желаемых результатов. Организация полностью зависит от внешней среды. Внешняя среда организации - совокупность субъектов и процессов, составляющих ее определение.

Фоновое окружение: конкуренция, общественное мнение, стихийные бедствия, законодательство.

Горизонтальное разделение труда.Оно представляет собой разделение всей работы на составляющие компоненты. Например: производство, маркетинг, финансы.

Вертикальное разделение труда. Составляет сущность управления и представляет собой деятельность на координации действий людей для достижения целей на всех уровнях управленческой иерархии.

Разделение труда и специализация; организационная культура; технология основной деятельности; дифференциация и интеграция производственных процессов - являются элементами внутренней среды организации, под которой понимаем совокупность субъектов и объектов, процессов, придающих ей конкретное лицо.

Подразделение- группы людей в организации, деятельность которых сознательно направляется и координируется для достижения общей цели (отделы, службы и т.п.).

Необходимость управления. Для достижения целей работа по управлению должна быть четко отделена от индивидуальной работы, т.е. организации должны назначать руководителя и определять круг их обязанностей и ответственности.

Само существование экономической организации предполагает, что у нее есть некоторые цели и мотивы жизнедеятельности. Всю совокупность ориентиров деятельности можно разделить на три основные типа

Идеалы- ориентиры, которые мы не рассчитываем достичь в обозримом периоде, но допускаем приближение к ним

Цели - наиболее общие ориентиры деятельности фирмы в плановом периоде, достижение которых предполагается в полном объеме или в своей большей части.

Задачи - конкретные, количественно измеряемые ориентиры, описания серии рабочих функций, определяющие форму и время выполнения задания.

К идеалам экономической организации относится видение. Видение - это руководящая философия бизнеса, обоснование существование фирмы, это идеальная картинка будущего, то состояние, которое может быть достигнуто при самых, благоприятных условиях.

Видение определяет уровень притязаний в процессе стратегического управления и планирования Значение виденияопределяется следующими факторами:

1) оно является хорошим средством мотивации работников фирм, и с этой точки зрения взаимодействия с внутрифирменной культурой, основным элементом которой является система ценностей организации;

2) оно создает чувство перспективы в деятельности организации, у нее нет финишной черты, оно создает импульс для постоянного процесса.

Видение должно отвечать следующим критериям оно должно вдохновлять, быть простым, искренним, реалистичным, люди должны найти свое место в нем, оно должно давать ориентиры, играть важную роль в процессе перемен

 

2. Внешняя среда организации.

Внешняя среда – совокупность субъектов и процессов, составляющих ее окружение.

Основные силы:

Потребители– решающая сила. Их нужды, желания, потребности создают наш рынок, их восприятия, удовлетворенность, оценки определяют нашу позицию на рынке.

- цена на товары должна согласовываться с получаемыми ценностями;

- предложение должно предупреждать потребности потребителя.

Политики – регулирующая сила. Они должны определить правила, законы, которые защищают социальные цели и предотвращают эксцессы (непорядки, возмущения) и достигает цели экономики (здоровье нации, благополучие, безопасность, свобода выбора и действий).

- политикам нужна смелость, справедливость, воля для устранения политических уловок;

- политики – люди их правила никогда не будут идеальными.

Компании и предприятия – сила, которая способна удовлетворить рынок. Начиная с малых до грандиозных размеров – все предприятия имеют сильные и слабые стороны конкуренции.

- с прибылью, удовлетворяя потребности потребителя, компании создают благосостояния и т. о. Гарантируют вознаграждение, дивиденды и налоги.

Конкуренты – тревожащая сила. Они соревнуются за все.

- конкуренция создает давление, но улучшает исполнение;

- успех в конкуренции требует лидерства, способностей и ресурсов.

Партнеры – стабилизирующая сила. Компаниям требуются партнеры по всем направлениям. Решение о партнерстве должно базироваться на свободе выбора. Выгода должна доставаться всем партнерам.

- эффективное сотрудничество повышает шансы рыночного успеха

Наемные рабочие – движущая сила. Успех компании зависит от мотивированных работников.

- постоянное балансирование между самомотивацией, самоответственностью и давлением (поощрение и наказание).

 

3. Внутренняя среда организации.

В широком понимании организация - это процесс создания структуры предприятия, которая дает людям возможность эффективно работать вместе для достижения его целей. В узком понимании организация - это процесс распределения работы среди сотрудников или группы сотрудников и координация их действий. В организации управления различают две основные функции аппарата управления:

- организация взаимодействия и распределения полномочий;

- построение организационных структур управления.

Организация взаимодействий и распределения полномочий осуществляется посредством их делегирования -т.е. передачи задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение. Ответственность - представляет собой обязательство выполнить имеющиеся задачи и отвечать за их удовлетворительное разрешение.

Полномочия - представляют собой ограниченное право использовать ресурсы предприятия и направлять усилия некоторых его сотрудников на выполнение задач. Полномочия делегируются должности, а не индивиду.

Ответственность и полномочия отражаются в Положениях о структурных подразделениях предприятия и в должностных инструкциях специалистов.

Проектирование структуры должно базироваться на стратегических планах предприятия. Организационные структуры управления формируются под воздействием различных факторов, среди которых ведущую роль играют цели, задачи и вытекающие из них функции управления.

Различают следующие основные типы структур управления:

Линейная структура - наиболее простой тип, при котором руководитель предприятия (подразделения) осуществляет все функции управления.

Во главе подразделения руководитель. Прямое воздействие на производство и сосредоточение в одних руках всех функций руководства.

Достоинства:

- тесная связь руководитель – подчиненный;

- полная ответственность руководителя за результаты работы.

Недостатки:

- необходимость для руководителя обладать разносторонними знаниями во всех направлениях деятельности.

Функциональная структура - основана на разделении основных и специфических функций управления.

Достоинства:

- все вопросы решаются более компетентно.

Недостатки:

- возможность противоречивых указаний.

Чисто функциональной структуры не существует.

Матричная структура - основана на улучшении взаимодействия между подразделениями при решении конкретной задачи, т к. параллельно с функциональными подразделениями создаются специальные органы (проектные группы) для решения конкретных производственных задач.

Ликвидируется связь руководитель – подчиненный и заменяется на экономические отношения рынка купли – продажи.

В фирме должны быть созданы центры коммерческого расчета и ликвидирована монополия.

Комбинированные структуры - сочетание линейного и функционального управления.

В помощь линейным руководителям (начиная с начальника цеха) создаются специализированные функциональные подразделения (штабы, отделы) для решения различных задач. Штабы готовят рекомендации и проекты для руководителей, а руководитель отдает распоряжения вниз.

Достоинства:

- более высокое качество управленческих решений.

Недостатки:

- усложнение процесса принятия решений.

Каждая из указанных схем в чистом виде применяется редко, но их элементы присутствуют в любой рассматриваемой структуре управления фирмой. Форма организационной структуры управления зависит от масштаба организации.

Проектирование структур управления ведется различными методами, наиболее общий из них - метод организационного моделирования. Состав структурных подразделений и способы их организации зависят от формы собственности.

Структура управления металлургического комбината зависит от характера выпускаемой продукции и услуг, объема выпуска и продаж и технической оснащенности предприятия.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 205.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...