Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Анри Файоль, Л. Урвик, Д. Муни




Целью административной школы было создание универсальных принципов управления, следуя которым организация может достичь успеха. Принцип управления – основные правила, определяющие построение и функционирование системы управления. 14 принципов:

1. разделение труда

2. власть и ответственность

3. дисциплина

4. единоначалие

5. единство руководства

6. подчинение частных интересов общим

7. вознаграждение

8. централизация

9. иерархия управленческих должностей (скалярная цепь)

10. порядок (всему свое место и все на своем месте)

11. справедливость

12. стабильность рабочего места персонала

13. инициатава

14. корпоративный дух

 

Они получили название «экономический человек», кроме того Файоль выделил 6 групп операций, имеющих место в любой организации, которые являются взаимозависимыми:

 

-технические

-коммерческие

-финансовые

-страховые

-учетные

-административные Файоль разделил на:

                              планирование

                              организацию

                              координацию

                              мотивацию

                              контроль

 

Школа человеческих отношений и поведенческих наук

В 50 г прошлого века в менеджменте появились новые тенденции, получившие название неоклассическая школа управления. Основным девизом стало «человек – главный объект управления».

Представители Гуло Мюстенберг, Мери Паркер Фоллетт.

1920 г она высказала идею гармонии труда и капитала.

Э. Мейло руководил в Гарвардском университете отделом промышленных изысканий. С 1927-1937 он руководил хаторнскими экспериментами, 10 лет печатал их результаты.

 

4. Человеческий фактор в развитии менеджмента.

Под человеческим фактором понимается личность, группа, коллектив, общество, включенное в управленческую систему. Внутренний мир людей, их потребности, интересы, установки, переживания.

В настоящее время человеческий фактор определяет конкурентоспособность организации и эффективность управления. Большую роль в становлении исследования человеческого фактора в управлении отводится Д. Карнеги «как приобрести друзей и оказывать влияние на людей» сформировал 6 правил, соблюдение которых позволит понравиться людям, 12 правил - позволяет склонить их к вашей точке зрения, 9 правил – позволяют воздействовать на людей не оскорбляя их и не вызывая чувства обиды.

В конце 60 гг школа человеческих отношений трансформировалась в школу поведенческих наук Д. Макгреген, А. Маслоу.



Зарубежные школы бизнеса

 

Эволюция (развитие) теории и практики менеджмента нашла свое отражение в многообразных направлениях.

На смену старому, традиционному направлению (американская модель) и относительно новой японской модели приходит новая маркетинговая (информационная) модель.

Суть американской модели

заключается в убеждении, что успех фирмы зависит прежде всего от факторов, лежащих в его границах (рациональной организации труда, снижения издержек производства, роста производительности труда, эффективного использования всех ресурсов).

Фирма – «закрытая система». Это было возможно, когда была небольшая конкуренция.

Решающее значение имеет контроль всех видов деятельности, дисциплина, управление сверху-вниз, организационная структура строится по функциональному признаку, жесткая дисциплина.

Суть японской модели.

Японская модель, являющаяся результатом специфической культуры и экономической системы, оценивается специалистами как обеспечивающая наибольшую гармоничность и мобильность организации.

Особенности японской системы проявляются в управлении персоналом и трудовыми ресурсами, производством, сбытом, финансами. Система пожизненного найма и продвижения в зависимости от выслуги лет и возраста, организация групповой работы, оплата труда с учетом стажа, а также вклада в рационализацию и качество процесса; система непрерывного обучения, управление снизу-вверх -- основные характеристики этой модели. Принцип оптимизации работы всей системы, как целостности является определяющим в системе управления производством. Поражение рассматривается как стимул к новой работе.

Сильные стороны японской модели:

-конкурентоспособность. Ее настоящими источниками является система образования, мотивация (заинтересованность), способность перестраиваться, меньшая острота конфликтов в обществе, внимание к производительности труда и качеству;

-быстрая приспособляемость к меняющимся условиям.

3. Суть маркетинговой модели.

Новая философия управления основана на системном ситуационном подходе. Фирма – «открытая» система. Главные предпосылки ее успеха, как внутри, так и вне фирмы (изучается внешняя среда). Успех связывается с тем, насколько удачно фирма вписывается во внешнюю среду (экономическую, научно-техническую и социально-политическую) или приспосабливается к ней.

Стратегическое управление основано на прогнозе будущего состояния среды.

Изменение ситуации вызывает изменение стратегии. Фирме должно быть присуще постоянное обновление, стремление приспособиться к внешним факторам. Главным из которых является потребитель.

 

Функции менеджмента

 

Выделение функций управления обусловлено многообразием управленческой деятельности и местом функций в цепочке: цель - функция - решение.

Состав функций определяется реализуемыми целями, а состав решений - всей совокупностью функций управления. Таким образом, функции связаны с объектом управления и системой управления, являясь в тоже время определенной стадией управления.

Функция управления - это обособленный вид деятельности, которая объективно необходима для реализации целей функционирования. Это обособленный вид деятельности, реализуемый путем принятия решений.

Классификации функций менеджмента весьма разнообразны, но большинство склонны их классифицировать по А. Файолю: планирование, организация, координация, контроль и присущая всем функциям - мотивация.

1. Планирование - включает определение руководства бизнесом путем установления целей и разработки стратегии, необходимой для достижения этих целей.

2. Организация - включает определение особых действий и ресурсов, которые будут необходимы для воплощения разработанного плана действий, а также принятие решений о распределении полномочий, обязанностей и ответственности.

3. Координация(руководство) - включает сообщение другим, в чем состоят их обязанности по выполнению плана компании, а также обеспечение организационного ощущения, в котором служащие побуждаются исполнять свои обязанности лучше, чем раньше.

4. Мотивация– стимулирование работника или группы работников к деятельности по достижению целей предприятия через удовлетворение их собственных потребностей.

Главные рычаги мотивации – стимулы ( например –премия) и мотивы (внутренние установки человека).

Методы мотивации:

- экономические (прямые) – повременная и сдельная заработная плата, премии за качественные и количественные показатели труда, оплата обучения;

- экономические (непрямые) – предоставление льгот в оплате жилья, транспортного обслуживания, питания на предприятии.

- не денежные – продвижение по службе, повышение квалификации.

5. Контроль – включает направляющую, наблюдательную и регулирующую деятельность, нацеленную на то, что бы помочь обеспечить организационное исполнение в соответствии с потребностями и надеждами фирмы.

Существует три вида контроля:

- предварительный;

- текущий;

- заключительный.

Предварительный – контроль осуществляется до фактического начала работы. Основными средствами осуществления предварительного контроля является реализация определенных правил, процедур и линий поведения в разработке стандартов. В организациях этот контроль осуществляется в трех ключевых областях:

по отношению к человеческим ресурсам; тщательный анализ деловых и профессиональных навыков;

по отношению к материальным ресурсам; контроль качества поступающего исходного сырья и материалов, состояние оборудования;

по отношению к финансовым ресурсам: соблюдение бюджета, т. е. Баланса доходов и расходов.

Текущий – контроль осуществляется непосредственно в ходе проведения работ. Регулярная проверка работы подчиненных, обсуждение возникших проблем и предложений по усовершенствованию работы позволит исключить отклонение от полученных планов и инструкций. Чтобы осуществить текущий контроль аппарату управления необходима обратная связь.

Заключительный – при текущем контроле используется обратная связь в ходе проведения самих работ для того, чтобы достичь требуемых целей и решить возникающие проблемы прежде, чем это потребует слишком больших затрат. В рамках заключительного контроля обратная связь используется после того как работа выполнена.

Таким образом, основа управленческой деятельности – это выполнение менеджером четырех общих функций, которые составляют цикл менеджмента: планирование организация, мотивация, контроль.

Цикл менеджмента

 

Цикл – совокупность процессов, совершаемых в течение определенного времени. В процессе производства продукции цикл менеджмента обычно осуществляется непрерывно и имеет тенденцию к возобновлению.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 223.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...