Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Школа научного управления Тейлор




Управление образования и науки липецкой области

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЛАСТНОЕ Автономное ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЛИПЕЦКИЙ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

 

 

 

 




КУРС ЛЕКЦИЙ

 

Для специальности 15.02.01

«Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)»

 

По ПМ 03 Участие в организации производственной деятельности структурного подразделения

МДК 03.01 Организация работы структурного подразделения

 

 

Составитель - Аникеева Ю.С.,преподаватель общепрофессиональных  дисциплин и профессиональных модулей

 

Липецк 2015 год


 Исторические предпосылки современного менеджмента.

 

Знание исторических законов позволяет анализировать действительность, диагностировать определяющие параметры, прогнозировать последствия принимаемых экономических процессов. В основе лежит моделирование.

История учит, что развитие менеджмента в России и на Западе проходило кардинально противоположными путями: в России оно шло cверху вниз, а на Западе - снизу вверх. В начале 90-х гг. эти пути пересеклись: российский менеджмент направлен резко вниз, к истокам, откуда началось восхождение Запада, а западный - к вершинам, на которых мы находились прежде, но не смогли их обустроить.Регулирование экономических процессов в России имеет глубокие исторические корни. Именно в этом направлении развивалась теоретическая экономическая мысль от А.Л. Ордин-Нащетина( ок. 1605 - 1680) (экономические взгляды которого наиболее четко сформированы в составленных им в 1666 г. «Указных «памятах» земским старостам Пскова» и «Новоторговом Уставе 1667 г.») и И.Т. Посошкова (1652-1726) (1724 г. «Книга о скудости и богатстве») – до академиков А.И. Берга, В.М. Глушкова, Л.В. Кинтарович, С.Г. Струшилина, B.C. Немчикова, и практическая деятельность глав государств от Петра I до В.И. Ленина, И.В. Сталина, Н.Г. Хрущева. Многие ученые, государственные деятели, практики внесли свой вклад в совершенствование системы управления экономикой: XVIII в.: Екатерина II, М.В. Ломоносов, А.П. Волынский, В.Н. Татищев; Д.А. Голицын и А.Н. Радищев, Александр I, M.M. Сперанский Н С. Мордвинов., Александр II, С.Ю. Витте, П.А. Столыпин (20-30 годы) А.А. Богданов, Н.И. Бухарин, А.К. Госев.

Реформ 1965 и 1974 гг. (Л.И. Брежнев, АН Косыгин, B.C. Немчиков, Н.А. Тихонов).

До перестройки: Горбачева М.С., Б.Н. Ельцина, Н И Рыжкова и Е.Т. Гайдара.

Мир пошел путем предсказанным Н.С. Мордвиновым. Это особенно ярко проявилось после всемирного кризиса 20-30 годов, когда под воздействием идей Кейнса (США) и опыта СССР -регулирование экономических процессов и внешнеэкономической политики стало официальной доктриной западных держав.

В свою очередь с 1992 года в России возрождено давно забытое в капиталистических странах фритредерство, т.е. невмешательство государства в экономическую жизнь и предоставлению полной свободы внутренней и внешней торговле. Это привело к тому, что: в среднем спад производства составил более 50 %, в пищевой промышленности - 60 %, в машиностроении - 70 %, в легкой промышленности 90 % (в этих отраслях традиционно занято 50 % работников всей промышленности).

В 1996 году доля импортных товаров и продуктов в ресурсах розничного товарооборота составила 54 %, а в Москве и Петербурге -более 80 %. Проведенная в 1996 году выборочно (1996 г.) проверка госторгинспекцией «в связи с серьезной опасностью для здоровья и жизни людей» забраковала 58 % колбасных и мясных изделий, разных консервов - 57 %, сливочного масла - 36 %, растительного масла - 38 %. Было забраковано почти 50 % обуви и швейных изделий. Но выборочная проверка - это капля в море на фоне бурного потока брака прибывающего на рынке России и стран СНГ.

 

Менеджмент как социально-экономический процесс

 

1. Предмет, его структура и содержание.

Предмет «Менеджмент» занимает одно из ведущих мест в системе подготовки специалистов.

Рыночный механизм хозяйствования, основанный на свободном предпринимательстве и конкуренции, борьбе за рынки сбыта требует овладения профессиональными управляющими секретами управления путем постижения науки и искусства менеджмента.

Три грани менеджмента:

1. Менеджмент - это процесс оптимизации человеческих, материальных и финансовых ресурсов для достижения организационных целей, (под процессом понимается система действий, предпринимаемых менеджером).

2. Менеджмент - это искусство выполнять работу чужими руками.

3. Менеджмент - это объект деятельности, которая сочетает искусство, науку и творчество (где под творчеством понимаем «растущий профессионализм»).

Целью учебной дисциплины является освоение (изучение) философии и практики менеджмента, методов формирования профессиональных управляющих для работы в условиях рыночных отношений и способных выполнять требования трех граней менеджмента.

Основной задачей курса является эффективное использование менеджмента в условиях перехода к рыночной экономике, повышение эффективности труда работников управления на основе внедрения прогрессивных форм организации, использования передового отечественного и зарубежного опыта.

 

2. Сущность управления. Принципы управления.

Управление как практика и экономика неразрывны и возникли, очевидно, одновременно, поскольку труд в коллективе не может обойтись без управления.

Управлять значит анализировать, прогнозировать, принимать решения, организовывать их управление, координировать, контролировать и стимулировать труд.

Управление персоналом – способ содействия подчиненным в успешном выполнении задания.

Менеджмент на предприятии, организации занимается организацией конкретной работы людей, сотрудников.

Организация (предприятие) – группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели.

Познанные законы, закономерности и оправдавший себя опыт управления обобщен в основных принципах управления.

Принципы управления – руководящие правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются менеджеры и органы управления.

Принципы управления условно квалифицируются:

- общие(для всех видов управления);

- специфические (для конкретных видов производств).

Менеджмент ставит своей целью сформулировать и применить на практике всеобщие принципы управления, пригодные для любой человеческой деятельности.

Общие принципы управления следуют из объективных законов развития общества и природы и их делят на:

Кибернетические принципы,которые совпадают, как правило, по формулировке с соответствующими законами управления, взаимосвязаны и отражают целостность системы принципов в единстве их проявления в любой управляемой системе.

Социально-экономические принципыуправления, которые присущи субъектам рыночной экономики.

Второстепенных принципов нет. В зависимости от ситуации любой из принципов может быть главным.

 

Научные школы менеджмента

 


Школа научного управления Тейлор

Тейлор считается основателем современного менеджмента. В 1903 году издает книгу «Управление циклом», «Принципы научного менеджмента». Он предложил строгую систему знаний о законах рациональной организации труда, составными элементами которой являются:

-математический способ исчисления себестоимости;

-дифференциальная система оплаты труда;

-ввел инструкционные карточки,

что получило название механизма научного менеджмента.

Последователи, развившие научное направление тейлоризм Фредерик и Лилиан Гилберт, Г. Эмерсон, Генри Форд.

 

2. Административная (классическая) школа менеджмента










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 221.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...