Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос2. Сущность, структура и функции сознания




Среди множества подходов, которые существуют относительно сущности, структуры и функций сознания, мы выбрали следующие.

Сознание – это и есть то главное, что отличает человека от других видов живых существ. Оно является одним из основных понятий философии, психологии и социологии, обозначающее высший уровень психической активности человека как социального существа. Своеобразие этой активности заключается в том,что отражение реальности в форме чувственных и умственных образов, опережает практические действия человека, придавая им целенаправленный характер.Уточним: понятием «сознание» человек порой определяет и такие способности, как «ум», «душа». Но эти понятия, например, «ум», отражает лишь мыслящую часть сознания, а душа (гр. – «психе») отражает психические процессы человеческого сознания.

  Сознание – явления многоплановое, и это сделало сознание не только предметом изучения многих наук (как мы уже говорили), но и определило различные подходы к его изучению. Познакомимся с некоторыми из них.

Начнем свульгарно-материалистического подхода к сознанию. Сторонники этого направления, например, Якоб Молешотт (р. 1893г.) и др.,сводят сознание к вещественным изменениям, указывая на его подобие желчи,вырабатываемой печенью, а характер мышления определяют пищей, влияющей через химизм крови, на мозг и его работу.

     Противоположный этому – объективно-идеалистический подход. Его сторонники определяют сознание как независящее от мозга явление, которое определяется неким потусторонним духовным началом, явлением «над» человеческим, космическим.

    Подход о потустороннем, «космическом» источнике сознания представлен, прежде всего, в религиозных течениях, обоснованных Владимиром Соловьевым, Дмитрием Андреевым, Тейяром де Шарденом.По их мнению, сознание определяется божественным разумом, который они называют или «живым телом космоса», или «галактическим разумом», и т.д. 

Не отвергая этого подхода, остановимся на другом, нашедшем научное объяснение, подходе, объявляющем сознание атрибутом человека. Он разрабатывался в рамках философского реализма (диалектического материализма). А мировоззренческим основанием его послужил принципотражения, сформулированный В.И.Лениным(1870-1924гг.).

Рассмотрим эту теорию.

       Втеории отражения сознание признается высшей формой отражения действительного мира, свойственной только человеку. Ленин В.И. считает, что сознание, какими бы удивительными свойствами оно ни обладало, не сверх природный дар, а естественное следствие развития и усложнения материального мира – мозга человека. (О его удивительных свойствах мы поговорим позже).

Ступень за ступенью, Ленин В.И. прослеживает усложнение процесса отражения, начиная с неорганического мира и до высшей ее формы – сознания.

     Простейшей формой отражения в неорганическом мире является, например, окислениеметаллов. По мере усложнения организации материи формируется способность материи отвечать на воздействие внешней среды. Исходя из потребностей самосохранения, они целесообразно реагируют на биологически важные условия среды. Например, насекомоядные растения (мухоловка).Или, например, ящерица. Эта форма отражения называется раздражением илиприспособлением.Более организованные существа на основе органов чувств(слуха, зрения, осязания, и т.д.) приобрели способность отражать отдельные свойства объекта: цвет, форму, влажность и др. То есть, появилась способность ощущения,которое является новым, усложненным уровнем отражения.

На основе ощущений происходит формирование зачатков психической формы отражения. Это уже свойство живых (позвоночных) организмов реагировать на окружающую среду с целью приспособления к ней. Ее начальной формой является восприятие,которое позволяет сознанию охватывать объект в его целостности и полноте.

На основе ощущений и восприятий формируются новый., более сложный уровень сознания – представления,которые в целостности закрепляют в нашем сознании образы объектов.

Представления имеют рефлекторную природу.

Здесь мы подошли к пониманию такогосвойства сознания, как рефлексы,которые лежат в основе психических явлений. Процесс рефлекторного механизма был рассмотрен такими учеными и философами, какИ.П. Павлов(1849-1936гг.), И.М. Сеченов(1829-1905гг.).Многочисленные опыты позволили им сделать выводы о том, что рефлекс начинается с раздражителя, продолжается первыми процессами в организме, в результате чего вырабатывается условный рефлекс. Эти раздражители предвещают (сигнализируют) о предстоящем наступлении важной для организма рефлекторной деятельности (пищевой, защитной, и т.д.). Рефлекторная деятельность заканчивается ответным движением и закрепляется в безусловном рефлексе.

   Эта логическая система объяснения сознания на основе теории отражения раскрывает его сущностные основы. Но возникает вопрос: а как же быть с творческим воображением человека, предчувствием, интуицией, так же присущих сознанию человека?

Поэтому среди современных философов все более широкую поддержку находит представление о том, что бытие изначально возникло в двух формах: материальной и духовной. (Такой точке зрения придерживался Р. Декарт, и русский философ В.Соловьев). Этот подход находится в основе современных концепций объяснения феномена сознания, среди которых мы выделим реалистическое направление.В понимании источников сознания оно выделяет следующие факторы:

1.предметный и духовный мир;

2.природные, социальные и духовные явления, отражающиеся в сознании в виде конкретных чувственно-понятийных образов (такая информация есть результат взаимодействия человека с наличной ситуацией, обеспечивающей постоянный контакт с нею);

3.социокультурная среда: идеи, социальные идеалы, этические и эстетические установки, правовые нормы, знания, средства, способы и формы познавательной деятельности (это позволяет отдельному человеку смотреть на мир глазами общества);

4.духовный мир индивида, его собственный уникальный опыт жизни и

переживаний (человек и при отсутствии внешних взаимодействий способен переосмысливать прошлое, строить планы и т.д.);

5.мозг как макроструктурная природная система, обеспечивающая,

осуществление общих функций сознания (установлено, что биохимическое состояние мозга влияет на сознание и в этом правы вульгарные материалисты, ошибка их в игнорировании специфики других факторов, в отстаивании положения о вещественности сознания).

6.источником сознания выступает также и космическое информационно-смысловое поле, одним из звеньев которого является сознание человека. (Подтверждается гипотезой о квантово-механической природе мозга).

    Таким образом, источником индивидуального сознания являются не сами по себе идеи (как у объективных идеалистов), и не сам по себе мозг (как у вульгарных материалистов), а реальность (объективная и субъективная), отражаемая человеком посредством высокоорганизованной материи – головного мозга.

 

Вопрос 3. Сознание и мозг

Итак, мы подошли к пониманию функций мозга. Мы уже знаем, что сознание – это продукт взаимодействия двух факторов: мозга человека и среды.Это подтверждается хотя бы тем, что человек, изолированный от общества, как правило, не способен ни мыслить, ни говорить.

Итак, мозг материален и является важнейшим элементом сознания. Он состоит из клеток – нейронов, которые составляют от 40 до 50 млрд. Каждая из них, в свою очередь, имеет сложную структуру. Благодаря этому, мозг передает команды соответствующим органам путем выработки определенных химических, т.н., нейротропных веществ.Одно из них нам известно как адреналин, вызывающий у человека чувства удовольствия, радости и подъема. (Некоторые люди пытаются выработать это чувство-вещество искусственно, например, при помощи наркотиков)

Важнейшее свойство мозга – быть всегда в работе. Не включенные в процесс работы клетки отмирают. А активная умственная деятельность продлевает их жизнь. Но даже при самой активной умственной деятельности человек использует лишь около 4% нейронов. Считают, что больший процент используемых (задействованных) процессом умственной деятельности нейронов, приводит к болезни мозга (например, шизофрении).

В мозге человека происходят исключительно сложные процессы: отбор информации, запоминание, забывание. При этом никакие приборы не в состоянии зафиксировать этот процесс работы мозга.

Еще одной важной особенностью мозга является ассиметрия его структуры. У большинства людей левое полушарие «отвечает» за формирование абстрактных понятий, логическое мышление. А правое – за образное мышление, художественное восприятие. При этом редко оба полушария равны друг другу: у одних людей преобладает какое-либо одно. Поэтому одни люди склонны к точным наукам, а другие – к гуманитарным и искусству.

С функциональной деятельностью мозга неразрывно связана память.Память – это способность сознания сохранять и воспроизводить информацию о внешнем мире и о своем внутреннем состоянии, которая необходима ему для дальнейшего ее использования в процессе жизнедеятельности. Память, связывая в единое целое все элементы жизненного опыта человека, является одной из важнейших и необходимых предпосылок формирования сознания, а, в конечном счете, личности.

За всю историю философии не возникало сколько-нибудь серьезных разногласий по вопросу о сущности и назначении памяти. Начиная с античности, все философы единогласно признавали память фундаментом, на котором зиждется мышление, и без которого не были бы возможны ни обобщения (за отсутствием накопляющихся впечатлений), ни рассуждения (ибо невозможно построить простейшее рассуждение без наличия исходных данных), ни умозаключения.

Еще одна форма связи двух компонентов – мира материального (мозга) и идеального – язык. Это знаковая система, выполняющая познавательную и коммуникативную функции в процессе человеческой деятельности. Язык играет огромную роль в формировании сознания. Проблема языка сравнительно недавно появилась в философии. Но, несмотря на то, что современная наука все более утверждается в мнении, что сознание и язык возникли и существуют одновременно(поскольку идеи не могут существовать отдельно от языка – ведь даже в безмолвии мы говорим сами с собой, облекая свои мысли в слова), исследователи все еще расходятся по поводу объяснения сущности взаимосвязи этих феноменов. Укажем на некоторые из них. Продолжает развиваться позиция, сформулированная еще Г. Гегелем, суть которой заключается в понимании языка, как объективного явления, т.е. существующего независимо от мышления. Данное понимание языка, в принципе, не идет вразрез с новейшими психологическими исследованиями, которые допускают даже полную независимость мышления от языка – с одной стороны, и возможность существования языка, независимо от мышления – с другой стороны. В самом деле, психологи давно показали, что мы можем далеко не все выразить словами, однако мы можем понять любое произнесенное человеком слово.

Есть понимание языка в качества «знакового мира», которое заключает мышление в рамки «мира текстов», «мира слов». Эта позиция, выдвинутая К. Марксом, а позднее подтвержденная практическими достижениями (лингвистики,теориями структурализма, герменевтики, лингвистической философии и др.), заключается в следующем: «...язык – практическое, существующее и для других людей и лишь тем самым существующее также и для меня самого, действительное сознание...» (К.Маркс). Но, несмотря на то, что все эти подходы заслуживают внимания, современный взгляд на проблему основан на том, что сознание и язык одновременно – едины, и, вместе с тем, различаются. Нет языка без мышления, мышления – без языка. Ведь человек, как деятель, преобразует мир и самого себя, поэтому его жизнь возможна лишь как совместная деятельность с другими людьми. А для такого способа жизни необходим язык, который и возникает как средство человеческой деятельности, общения, управления, познания и самопознания. Эта проблема имеет ряд аспектов, которые оказывают влияние на ее научное решение. Так, один из них: структура мышления и структура языка различны. Почему? Прежде всего, потому, что законы мышления действительно едины для всех, а язык – национален.

Другой аспект проблемы: как мы уже знаем, осуществляя речевую деятельность, человек мыслит, а, мысля, оформляет мысль в слове. Но говорить – не обязательно означает мыслить, но невозможно мыслить, не оттачивая слово. Таким образом, язык является символическим выражением в звуке и письме психической жизни человека. Язык может быть как естественным, так и искусственным. Под естественным языкомпонимается язык повседневной жизни, служащий формой выражения мыслей и средством общения между людьми. Искусственный языксоздается людьми для каких-либо узких потребностей, как знаково-символические системы выражения психической жизни человека. Это языки науки, машинные языки, жаргоны (эсперанто).

Особо значительную роль в условиях научно-технической революции стали играть формализованные и машинные языки. Формализованные языки – это логические и математические исчисления, в которых используются математические знаки и формулы. Знаки удобны для машинной обработки, для развития технических систем связи. Такого рода языки есть ступеньки к информационной цивилизации. Языковые знаки, будучи по своей физической природе условным по отношению к тому, что он обозначает, тем не менее, обусловлены, в конечном счете, процессом познания реальной действительности.

Вопрос 4. Бессознательное,в широком смысле этого слова, это совокупность психических процессов и состояний, отсутствующих в сознании человека, но, тем не менее, являющихся его неотъемлемой частью. Оно оказывает влияние на поведение человека, хотя и не осознается им.

Общая идея бессознательного восходит к учению Платона о «познании-воспоминании» (анамнесисе) и оставалась господствующей в философии, вплоть до Нового времени. Р.Декарт, утверждавший тождество сознательного и психического, обозначил новый этап в понимании бессознательного: за пределами сознательного, считал он, может быть только физиологическое, не имеющее ничего общего с деятельностью мозга.

Впервые четкую формулировку бессознательного дал Г.Лейбниц, который понимал бессознательное как низшую форму душевной деятельности, лежащую за порогом осознанных представлений. В ранг универсального принципа, основы бытия и причины мирового процесса, выдвинул бессознательное А. Шопенгауэр Новый стимул в изучении бессознательного дали работы в области психопатологии, где в целях терапии стали применять специфические методы воздействия на бессознательное в человеке. Исследования, особенно французской психиатрической школы (Ж. Шарко и др.), позволили вскрыть психическую деятельность патогенного характера, не осознаваемую пациентом.

Продолжением этой линии явилась концепция Зигмунда Фрейда(1856-1939гг.), основоположника психоанализа. Если раньше бессознательное, чаще всего, рассматривалось как ослабленное сознание, которое может быть подвергнуто сознательному рассмотрению, согласно З.Фрейду является более значительным явлением психики человека. Он считает, что бессознательное – это и есть единственное бытие, которое существует помимо воли и сознания человека. Он поднимает бессознательное над сознанием, и, согласно его учению, «человек в своем доме не хозяин». Не внешние раздражения, а внутренние влечения определяют направленность развития человека и его поступков. Главное из этих влечений – либидо(любовь), которая охватывает всю сферу человеческой любви, включая любовь родительскую, дружбу, любовь к Родине, и т.д. Но, все же признавая, что деятельность человека обусловлена наличием как биологических, так и социальных влечений, доминирующую роль он отводит двум инстинктам: инстинкту жизни – Эрос, и инстинкту смерти – Тонатос.

Карл Юнг(1875-1961гг.), последователь З.Фрейда, помимо личного бессознательного, ввел понятие архетип (гр. – начало и образ). Так он называет изначальные, врожденные психические структуры, первичные схемы образов, содержащиеся вколлективном бессознательном, которые лежат в основе жизнедеятельности человека, выявляясь в мифах, верованиях, произведениях литературы и искусства.

К бессознательным относят также рефлекторные(несознательные) действия (инстинкты, рефлексы, гипноз). Однако для понимания бессознательного, как философской категории, нам приемлемо понимание бессознательного, как особой области психики, сосредоточившей в себе вечные влечения, мотивы, стремления, смысл которых определяется инстинктами и недоступен сознанию. Хотя, как мы обратили внимание, на протяжении истории развития философской мысли эти два значения сливались и взаимоподменялись. Например, очень трудно провести между ними границу в работах З.Фрейда и др.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 222.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...