Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Особенности разработки и реализации стратегии развития федерального округа (макрорегиона)
Стратегия округа разрабатывается и корректируется в целях обеспечения согласованности проведения в территориальном и временном отношении мероприятий, предусмотренных стратегией пространственного развития Российской Федерации, отраслевыми документами стратегического планирования Российской Федерации, стратегиями социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, генеральными схемами, плановыми и программно-целевыми документами государственных корпораций, государственных компаний и акционерных обществ с государственным участием, в соответствии с положениями, определенными Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, стратегией социально-экономического развития Российской Федерации, а также на основе данных прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период. Стратегия разрабатывается на долгосрочный период по решению Правительства Российской Федерации и утверждается распоряжением Правительства Российской Федерации. В разработке стратегии принимают участие федеральные органы исполнительной власти, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, входящих в состав округа, государственные корпорации, государственные компании и акционерные общества с государственным участием, деятельность которых осуществляется на территории округа (далее - участники). Стратегия содержит следующую информацию: а) характеристика роли и места макрорегиона в экономике Российской Федерации и в мировой экономике; б) оценка пространственного положения макрорегиона; в) оценка совокупного ресурсного потенциала макрорегиона; г) приоритеты пространственного развития макрорегиона и конкурентные преимущества каждого субъекта Российской Федерации, входящего в состав макрорегиона; д) основные проблемы и ресурсные ограничения социально-экономического развития макрорегиона; е) приоритеты и направления социально-экономического развития макрорегиона, а также входящих в его состав субъектов Российской Федерации; ж) цели и задачи социально-экономического развития макрорегиона; з) направления инновационного развития экономики макрорегиона; и) показатели, характеризующие развитие отраслей экономики и социальной сферы макрорегиона, с их прогнозными значениями на период реализации стратегии макрорегиона; к) целевые показатели ожидаемой эффективности реализации стратегии макрорегиона; л) специализированные показатели развития отраслей экономики и социальной сферы макрорегиона (в зависимости от особенностей развития конкретного макрорегиона); м) механизмы реализации стратегии макрорегиона. В состав стратегии макрорегиона входят разделы, в которых представлены: а) направления и показатели социально-экономического развития макрорегиона с указанием сроков и этапов их реализации; б) сценарные варианты развития макрорегиона; в) предложения по формированию инновационных территориальных кластеров, территорий опережающего социально-экономического развития, особых экономических зон, промышленных кластеров и индустриальных парков в соответствии с приоритетами пространственного развития макрорегиона и конкурентными преимуществами каждого субъекта Российской Федерации, входящего в состав макрорегиона; г) мероприятия, направленные на повышение качества жизни населения; д) мероприятия по обеспечению межрегионального, приграничного и международного взаимодействия в целях социально-экономического развития макрорегиона; е) картографические материалы, отображающие результаты выделения потенциальных зон развития и территорий благоприятного проживания на основе комплексной оценки и анализа приоритетов пространственного развития макрорегиона и его потенциала. Министерство экономического развития Российской Федерации по итогам мониторинга реализации стратегии макрорегиона информирует об оценке эффективности ее реализации полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе, в пределах которого находится макрорегион.По итогам мониторинга стратегии макрорегиона и контроля ее реализации Министерство экономического развития Российской Федерации направляет участникам запрос о предложениях по корректировке стратегии макрорегиона.Участники в течение одного месяца после получения такого запроса направляют указанные предложения по корректировке с соответствующими обоснованиями в Министерство экономического развития Российской Федерации.Министерство экономического развития Российской Федерации в течение одного месяца после получения предложений, указанных в пункте 16 настоящего Положения, анализирует их и представляет в Правительство Российской Федерации. По решению Правительства Российской Федерации Министерство экономического развития Российской Федерации подготавливает проект распоряжения Правительства Российской Федерации о внесении изменений в стратегию макрорегиона и вносит его в Правительство Российской Федерации в установленном порядке. В настоящее время утверждены следующие стратегические документы федеральных округов и отдельных территорий (макрорегионов): 1. Комплексная стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа на период до 2020 года; 2. Стратегия социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года; 3. Стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года; 4. Стратегия социально-экономического развития Центрального федерального округа на период до 2020 года; 5. Стратегия социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года; 6. Стратегия социально-экономического развития Уральского федерального округа на период до 2020 года. 7. Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года; 8. Стратегия социально-экономического развития Сибири на период до 2020 года; 9. Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года. С 1 по 6 – стратегии федеральных округов, с 6 по 9 – стратегии макрорегионов. !!! Но №172-ФЗ «О стратегическом планировании в РФ» от 24.06.2014 относит и те, и те к стратегиям макрорегионов.
13. Стратегическое планирование муниципальных образований: городские округа 1. Города как объекты стратегического планирования. 2. Роль городов в развитии методологии территориального стратегического планирования в РФ. 3. Проблема координации стратегий субъектов РФ и региональных центров. 4. Методический инструментарий стратегического планирования развития городского округа. 5. Роль местного сообщества в разработке стратегий. 6. Система документов стратегического планирования социально-экономического развития городского округа. Города как объекты стратегического планирования. Впервые законодательно определено, что стратегическое планирование может осуществляться на уровне муниципального образования в ФЗ № 172 от 28.06.2014 «О стратегическом планировании в РФ» Для муниципального уровня определено следующее понятие стратегического планирования – это деятельность по целеполаганию, прогнозированию, планированию и программированию социально-экономического развития муниципального образований, направленная на решение задач и их устойчивого развития. ФЗ 131 от 2003 г выделяет следующие общие типы муниципальных образований: городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения В РФ городским поселением считаются населенные пункты, утвержденные законодательными актами в качестве городов и поселков городского типа. Все остальные населенные пункты считаются сельскими. В категорию городов в РФ входят населенные пункты с числом жителей не менее 12 000 чел., в которых не менее 85% составляют рабочие, служащие и члены их семьи. Как муниципальному образованию, городу присуще следующие основные особенности: - численность и плотность населения; - территориториальная концентрация населения и деятельности; - диверсификация видов деятельности. Классификация городов по численности населения установлена в Градостроительном кодексе:
Роль городов в развитии методологии территориального стратегического планирования в РФ. В России именно с уровня городов начало развиваться территориальное стратегическое планирование и его методический инструментарий. Первый город в России, разработавший стратегический план, который был принят 1 декабря 1997 года – Санкт – Петербург.В стратегическом плане Санкт – Петербурга впервые были закреплены принципы стратегического планирования, в том числе принцип партнерства при разработке и реализации стратегии.Там же впервые был принят закон «о требованиях к иерархической системе целей развития Санкт-Петербурга» (принят в марте 1999 года). В законе подробно изложена процедура целеполагания: введено понятие главной цели, описан принцип «древо целей».В методическом аспекте при разработке стратегического плана Санкт-Петербурга впервые были применены методы стратегического анализа, в том числе SWOT-анализ. |
||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 399. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |