Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основы формирования системы стратегического мониторинга




 Стратегический мониторинг - информационная основа аудита результативности и пересмотра стратегии. Таким образом, стратегический мониторинг является базой для осуществления контрольных функций в рамках управления стратегированием как единым процессом.

Стратегический контроль – это особый вид контроля, который заключается в наблюдении за процессом стратегического управления и его оценке с тем, чтобы обеспечить правильное функционирование региональной социально-экономической системы в рамках стратегического цикла. По сути, стратегический контроль проводится для реализации всех планов, намеченных в процессе стратегирования.

Стратегический контроль служит для определения правильности функционирования процесса стратегирования, а также является основой разработки рекомендаций по дальнейшему совершенствованию процедур стратегического планирования.

Критерии и показатели оценки реализации стратегии развития региона.

В качестве основных критериев оценки эффективности реализации стратегии развития региона предложены следующие:

- динамика основных показателей социально-экономического развития региона за период реализации стратегии;

- изменение уровня социально-экономического развития региона по сравнению с другими субъектами Российской Федерации;

- степень достижения за период реализации стратегии основных показателей социально-экономического развития региона, целевые значения которых предусмотрены в рамках стратегического документа;

- степень выполнения намеченных мероприятий;

- обеспечение нормативноправовой, организационной и финансовой поддержки выполнения стратегических задач.

Оценка результатов реализации стратегии производится на основе анализа динамики обобщающего показателя уровня социальноэкономического развития региона, т.е. анализируется, как изменилось положение региона по сравнению с другими субъектами Российской Федерации за период реализации стратегии. Следует отметить, что оценку результативности стратегии также можно осуществлять и без определения обобщающих показателей оценки уровня социально-экономического развития региона на основе анализа динамики рейтинга региона среди субъектов Российской Федерации по основным социально-экономическим показателям, т.е. на основе рейтинговой оценки, которая является наиболее распространенным методом, используемым в межрегиональных сопоставлениях.

Однако использование данного подхода требует от исполнителей высоких экспертных навыков комплексной оценки состояния региональной экономики.

11. Стратегическое планирование развития макрорегионов

1. Понятие макрорегиона.

2. Виды макрорегионов.

3. Особенности стратегического планирования макрорегионов.

4. Проблема согласования интересов.

5. Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года: цели, задачи, структура стратегии.    

Понятие макрорегиона

Согласно федеральному закону от 28 июня 2014 г. №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» макрорегион- часть территории Российской Федерации, которая включает в себя территории двух и более субъектов Российской Федерации, социально-экономические условия в пределах которой требуют выделения отдельных направлений, приоритетов, целей и задач социально-экономического развития при разработке документов стратегического планирования;

Виды макрорегионов

    Термин «макрорегионы» в России часто употребляется по отношению к экономическим районам, под которыми понимаются части страны с «характерными природными и экономическими условиями развития производительных сил, зависящими от сочетания и концентрации природных ресурсов, исторических факторов хозяйственного освоения и регионального распределения населения».

В настоящее время для макроэкономических исследований также выделяются два макрорегиона — Западная и Восточная зоны страны. Границы макрорегионов являются несколько условными, так как в их пределах имеются районы, природно-климатические и хозяйственные характеристики которых значительно отклоняются от особенностей, свойственных макрорегиону в целом. Природные и демографические ресурсы Восточной и Западной зоны развития столь различны, что подходы к их формированию принципиально не совпадают.

Нередко термин «макрорегион» употребляется в качестве синонима федерального округа.

Макрорегиональный уровень занимает промежуточное положение между региональным и национальным уровнем в ряду пространственно – территориальных идентичностей. Однако кроме межрегиональных территориальных сообществ внутри государства макрорегионами часто называют возникающие наднациональные образования (например, Европейский союз), а также регионы, опирающиеся на общие цивилизационные основания (Азия, Европа, Америка и т.д.). Так, классификация стран на макрорегионы мира, которая применяется в целях статистики ООН, может являться одним из примеров подобной географической группировки на макрорегионы (выделение Северной, Восточной, Южной и Западной Европы и т.д.)

Особенности стратегического планирования макрорегионов

Основной целью стратегического планирования на макрорегиональном уровне является выделение перечня приоритетных проектов и организация их скоординированной реализации за счет деятельности соответствующих институтов. Для этого необходимо детально проработать прогноз социально-экономического развития макрорегиона, стратегию и механизмы, которые включают план мероприятий реализации стратегии.

Необходимость разработки стратегии развития макрорегиона возникает при наличии проблем, которые по своей природе являются многоцелевыми и комплексными, а классические методы отраслевого и территориального управления оказываются недостаточными для принятия обоснованных решений с учетом сложившейся ситуации, порожденной разнообразными переплетениями интересов и связей внутри территориального сообщества.

Стратегия макрорегиона – это, в первую очередь, важнейший документ социально-экономического развития макрорегиона, представляющий собой систему принципов и положений, которые определяют подходы к долгосрочному социально-экономическому развитию макрорегиона и механизмы их реализации.

Стратегии социально-экономического развития макрорегионов разрабатываются икорректируются вцелях обеспечения согласованности проведения втерриториальном ивременном отношении мероприятий, предусмотренных стратегией пространственного развития Российской Федерации, отраслевыми документами стратегического планирования Российской Федерации, стратегиями социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, генеральными схемами, плановыми ипрограммно-целевыми документами государственных корпораций, государственных компаний иакционерных обществ сгосударственным участием, всоответствии сположениями, определенными стратегией национальной безопасности Российской Федерации, стратегией социально-экономического развития Российской Федерации, атакже наоснове данных прогноза социально-экономического развития Российской Федерации надолгосрочный период.

Таким образом, можно сделать вывод о важной функции стратегий макрорегионов, которые разрабатываются «в целях обеспечения согласованности», а следовательно, являются теми самыми инструментами сбалансированности, о которых говорится в законе о стратегическом планировании. Если принять как факт, что отраслевые стратегии являются отраслевой составляющей, а стратегии субъектов РФ — региональной составляющей стратегического планирования, выясняется основная роль таких документов, как стратегии макрорегионов (федеральных округов). Она заключается в том, чтобы балансировать отраслевой и региональные подходы в вопросах стратегического планирования и, таким образом, в вопросах постановки задач и распределения ресурсов для их выполнения.

Примеры стратегий макрорегионов в РФ:Стратегия соц.-эк. Развития Дальнего востока и Байкальского региона на период до 2025г., Стратегия соц-эк.развития Сибири до 2020 г. и Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 г.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 224.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...