Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Конкурентоспособность региональных социально-экономических систем.
Конкурентоспособность региона – свойство региона как социально-экономической системы функционировать и развиваться в рыночной среде, эффективно обеспечивать процессы воспроизводства человека, благ и регионального потенциала, который может изучаться в различных аспектах и на разных уровнях. Уровни конкуренции:между регионами одной страны; - с регионами других стран; - конкуренция макрорегионов. Различают 2 вида региональной конкуренции: 1) горизонтальная – между регионами одного ранга; 2) вертикальная – между разными уровнями власти (центральной и региональной), между областной властью и муниципалитетом за объем властных полномочий; за большую долю независимости и за большую долю перераспределяемых ресурсов). Межрегиональная конкуренция порождает положительные и отрицательные эффекты. В основе положительного эффекта лежит возможность передвижения мобильных факторов производства и потребителей между регионами, возможность выбора ими региона, что стимулирует власти быть более эффективными. К отрицательным относятся ухудшение условий функционирования в одном регионе, в результате использования общественных благ в другом.Система конкурентоспособности региона включает в себя: 1)Цели, достигаемые с помощью конкурентоспособности; 2)Отношения с внешней средой; 3)Элементы конкурентоспособности (источники, факторы, конкурентные преимущества)Конкурентные преимущества – специфические черты и особенности региона, важные для целевых рынков и отличающие его от других регионов. Конкурентные ресурсы – не только традиционные ресурсы, но и материальные и нематериальные элементы, обладающие рыночной ценностью и способствующей повышению спроса на другие конкурентные ресурсы (самобытные народные ремесла, бренд региона, туристико-рекреационный комплекс и др.). Источникконкурентоспособности– то, что обладает признаком редкости, и может быть использовано в процессе производства.Факторы – то, что может обеспечить наилучшее использование потенциальных ресурсов, превратить их в конкурентное преимущество (инновационная система региона, экономико-географическое положение региона, соц. капитал региона). Внутренняя и внешняя среда применительно к региону (субъекту РФ). Компоненты внутренней среды.Рабочая среда региона (ближайшее окружение).Макросреда регионального развития. Как и любая экономическая система, регион имеет внутреннюю и внешнюю среду, которые взаимодействуют и влияют на его конкурентоспособность. Эти связи могут быть как прямого, так и косвенного воздействия. Внешняя среда является источником, питающим регион ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Регион находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность успешного социально-экономического развития. Внешняя среда состоит из двух сред: 1. Общая внешняя сфера – фоновая среда, та часть окружающих факторов, оказывающих примерно одинаковое влияние на все регионы. Значение факторов фоновой среды очень велико и для ее изучения целесообразно применение STEP-анализа. Социальные факторы. Анализ социального макроокружения направлен на то, чтобы уяснить влияние на деятельность региона определенных социальных явлений. К таким явлениям, влияющим на деятельность региона можно отнести: - покупательная способность клиентов; - демографические процессы (возрастной и половой состав населения); - потребительские требования к продукции; - потребительские предпочтения; - традиции и обычаи; - менталитет. Технологические факторы. Анализ технологического макроокружения позволяет своевременно увидеть те возможности, которые развитие науки открывает для усовершенствования качества выпускаемой продукции и предоставляемых услуг, технологий по производству, перспективы оторваться от конкурентов. К таким факторам относятся: - новое более эффективное оборудование; - современные малоотходные и безотходные технологии производства; - новые формы управления регионом; - современные высокоскоростные системы передачи информации. Экономические факторы. Анализ экономического макроокружения позволяет понять то, как формируются и распределяются ресурсы. Совершенно очевидно, что это является, жизненно-важным для региона, так как доступ к ресурсам очень сильно определяет состояния входа в регион. К экономическим факторам относятся: - экономическое состояние страны в целом; - уровень денежных доходов населения; - темпы инфляции; - производительность труда; - системы налогообложения; - процентная ставка банковских учреждений; - давление на отечественного производителя со стороны зарубежных конкурентов; - безработица. Политические факторы. Анализ политического макроокружения заключается в выяснение того, какие программы пытается провести в жизнь государство в области деятельности регионов, какие изменения в законодательстве и правовом регулировании возможны в результате принятия новых законов и норм. Ключевым процессом политического макроокружения является борьба за власть. К политическим факторам относятся: - несовершенство законодательной системы; - коррупция. 2. Рабочая среда - прямо, непосредственно влияет на деятельность региона. Изучение непосредственного окружения направлено на анализ состояния тех составляющих внешней среды, с которыми регион находится в непосредственном взаимодействии. Элементы деловой среды: покупатели, поставщики, конкуренты, гос. органы, финансовые организации. Внутренняя среда региона является источником ее жизненной силы. Она заключает в себе тот потенциал, который дает возможность региону успешно функционировать, а, следовательно, существовать и развиваться в определенном промежутке времени. Внутренняя среда формируется системой потенциалов региона: природным, трудовым, экономическим, финансовым, инфраструктурным, управленческим. Но внутренняя среда может также быть и источником проблем, если она не обеспечивает необходимого функционирования региона. STEP-анализ Научное изучение внешней среды (макросреды) осуществляется на основе комплексного социального, технического, экономического и политического анализа (от сокр. англ. STEP). STEP – анализ – аналитический инструмент, предназначенный для выявления социальных, технологических, экономических и политических аспектов внешней среды, которые влияют на развитие региона.STEP-анализ проводится путем анализа с последующим обобщением полученных результатов и ранжированием факторов. Результаты STEP-анализа являются основой для разработки конкурентных преимуществ региона. Анализ внешней среды включает предварительный отбор социальных, технологических, экономических и политических факторов. При этом определяется состав основных значимых факторов макросреды и статистические характеристики результатов их ранжирования (оценки математического ожидания и среднеквадратического отклонения рангов). |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 218. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |