Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Конкурентоспособность региональных социально-экономических систем.




Конкурентоспособность региона – свойство региона как социально-экономической системы функционировать и развиваться в рыночной среде, эффективно обеспечивать процессы воспроизводства человека, благ и регионального потенциала, который может изучаться в различных аспектах и на разных уровнях.

Уровни конкуренции:между регионами одной страны; - с регионами других стран; - конкуренция макрорегионов.

Различают 2 вида региональной конкуренции:

1) горизонтальная – между регионами одного ранга;

2) вертикальная – между разными уровнями власти (центральной и региональной), между областной властью и муниципалитетом за объем властных полномочий; за большую долю независимости и за большую долю перераспределяемых ресурсов).

Межрегиональная конкуренция порождает положительные и отрицательные эффекты. В основе положительного эффекта лежит возможность передвижения мобильных факторов производства и потребителей между регионами, возможность выбора ими региона, что стимулирует власти быть более эффективными.

К отрицательным относятся ухудшение условий функционирования в одном регионе, в результате использования общественных благ в другом.Система конкурентоспособности региона включает в себя:

1)Цели, достигаемые с помощью конкурентоспособности;

2)Отношения с внешней средой;

3)Элементы конкурентоспособности (источники, факторы, конкурентные преимущества)Конкурентные преимущества – специфические черты и особенности региона, важные для целевых рынков и отличающие его от других регионов.

Конкурентные ресурсы – не только традиционные ресурсы, но и материальные и нематериальные элементы, обладающие рыночной ценностью и способствующей повышению спроса на другие конкурентные ресурсы (самобытные народные ремесла, бренд региона, туристико-рекреационный комплекс и др.).

Источникконкурентоспособности– то, что обладает признаком редкости, и может быть использовано в процессе производства.Факторы – то, что может обеспечить наилучшее использование потенциальных ресурсов, превратить их в конкурентное преимущество (инновационная система региона, экономико-географическое положение региона, соц. капитал региона).

Внутренняя и внешняя среда применительно к региону (субъекту РФ). Компоненты внутренней среды.Рабочая среда региона (ближайшее окружение).Макросреда регионального развития.

Как и любая экономическая система, регион имеет внутреннюю и внешнюю среду, которые взаимодействуют и влияют на его конкурентоспособность. Эти связи могут быть как прямого, так и косвенного воздействия.

Внешняя среда является источником, питающим регион ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Регион находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность успешного социально-экономического развития.

Внешняя среда состоит из двух сред:

1. Общая внешняя сфера – фоновая среда, та часть окружающих факторов, оказывающих примерно одинаковое влияние на все регионы. Значение факторов фоновой среды очень велико и для ее изучения целесообразно применение STEP-анализа.

Социальные факторы. Анализ социального макроокружения направлен на то, чтобы уяснить влияние на деятельность региона определенных социальных явлений. К таким явлениям, влияющим на деятельность региона можно отнести:

- покупательная способность клиентов;

- демографические процессы (возрастной и половой состав населения);

- потребительские требования к продукции;

- потребительские предпочтения;

- традиции и обычаи;

- менталитет.

Технологические факторы. Анализ технологического макроокружения позволяет своевременно увидеть те возможности, которые развитие науки открывает для усовершенствования качества выпускаемой продукции и предоставляемых услуг, технологий по производству, перспективы оторваться от конкурентов. К таким факторам относятся:

- новое более эффективное оборудование;

- современные малоотходные и безотходные технологии производства;

- новые формы управления регионом;

- современные высокоскоростные системы передачи информации.

Экономические факторы. Анализ экономического макроокружения позволяет понять то, как формируются и распределяются ресурсы. Совершенно очевидно, что это является, жизненно-важным для региона, так как доступ к ресурсам очень сильно определяет состояния входа в регион. К экономическим факторам относятся:

- экономическое состояние страны в целом;

- уровень денежных доходов населения;

- темпы инфляции;

- производительность труда;

- системы налогообложения;

- процентная ставка банковских учреждений;

- давление на отечественного производителя со стороны зарубежных конкурентов;

- безработица.

Политические факторы. Анализ политического макроокружения заключается в выяснение того, какие программы пытается провести в жизнь государство в области деятельности регионов, какие изменения в законодательстве и правовом регулировании возможны в результате принятия новых законов и норм. Ключевым процессом политического макроокружения является борьба за власть. К политическим факторам относятся:

- несовершенство законодательной системы;

- коррупция.

2. Рабочая среда - прямо, непосредственно влияет на деятельность региона. Изучение непосредственного окружения направлено на анализ состояния тех составляющих внешней среды, с которыми регион находится в непосредственном взаимодействии. Элементы деловой среды: покупатели, поставщики, конкуренты, гос. органы, финансовые организации.

Внутренняя среда региона является источником ее жизненной силы. Она заключает в себе тот потенциал, который дает возможность региону успешно функционировать, а, следовательно, существовать и развиваться в определенном промежутке времени. Внутренняя среда формируется системой потенциалов региона: природным, трудовым, экономическим, финансовым, инфраструктурным, управленческим.

Но внутренняя среда может также быть и источником проблем, если она не обеспечивает необходимого функционирования региона.

STEP-анализ

Научное изучение внешней среды (макросреды) осуществляется на основе комплексного социального, технического, экономического и политического анализа (от сокр. англ. STEP).

STEP – анализ – аналитический инструмент, предназначенный для выявления социальных, технологических, экономических и политических аспектов внешней среды, которые влияют на развитие региона.STEP-анализ проводится путем анализа с последующим обобщением полученных результатов и ранжированием факторов. Результаты STEP-анализа являются основой для разработки конкурентных преимуществ региона. Анализ внешней среды включает предварительный отбор социальных, технологических, экономических и политических факторов. При этом определяется состав основных значимых факторов макросреды и статистические характеристики результатов их ранжирования (оценки математического ожидания и среднеквадратического отклонения рангов).










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 218.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...