Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Основные элементы региональной социально-экономической системы.Стр 1 из 13Следующая ⇒
Сущность стратегического планирования Сущность и основные функции планирования. Понятие стратегии. Сущность стратегического планирования. Этапы эволюции стратегического планирования. Стратегическое планирование и стратегическое управление. Методологические принципы стратегического планирования. Методология стратегического планирования Понятие методологии стратегического планирования. Система стратегического планирования и ее элементы: подсистема планов, процесс планирования, подсистема информационного обеспечения, подсистема организационного обеспечения. Концептуальная модель стратегического планирования. Методы стратегического планирования. Институциональные основы стратегического планирования в РФ Законодательство Российской Федерации, регламентирующее планово-прогнозную деятельность. Федеральный закон №72-ФЗ от 28.06.2014 года «О стратегическом планировании в РФ». Система стратегического планирования в РФ. Стратегическое планирование развития региона (субъекта Федерации) в системе стратегического управления развитием многоуровневой национальной экономики России. Региональная социально-экономическая система Как объект стратегического планирования Характеристика региональной социально-экономической системы как объекта стратегического планирования. Основные элементы региональной социально-экономической системы. Субъекты регионального стратегического планирования: федеральный уровень власти, роль федеральных округов; региональный уровень власти и управления. Роль местного сообщества. 5. Стратегическое планирование развития региона (субъекта Федерации): Институциональные основы и организация Федеральный закон №72-ФЗ от 28.06.2014 года «О стратегическом планировании в РФ». Организация стратегического планирования и управления региональным развитием в регионе (субъекте Федерации). Документы стратегического планирования субъектов РФ. Документы стратегического планирования муниципальных образований. Методические основы формирования и реализации региональных стратегий Основные цели и задачи стратегического планирования регионального развития. Концептуальная модель (логика) стратегического планирования развития региона. Стратегия социально-экономического развития субъекта Российской Федерации: понятие, структура, место в системе документов стратегического планирования на региональном уровне. Стратегический анализ социально-экономического развития региона Конкурентоспособность региональных социально-экономических систем. Внутренняя и внешняя среда применительно к региону (субъекту РФ). Компоненты внутренней среды. Рабочая среда региона (ближайшее окружение). Макросреда регионального развития. STEP-анализ. Основные методы стратегического анализа развития региона (SWOT-анализ). Прогнозирование социально-экономического развития региона Понятие прогнозирования регионального развития. Документы стратегического планирования, разрабатываемые в рамках прогнозирования на уровне субъекта РФ. Прогноз социально-экономического развития субъекта РФ на долгосрочный период. Бюджетный прогноз субъекта РФ на долгосрочный период. Прогноз социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на среднесрочный период. Целеполагание развития региональных социально-экономических систем Идеалы и цели регионального развития. Формирование видения и миссии региона. Система стратегических целей развития региона. Метод дерева целей. Требования к системе стратегических целей. Задачи социально-экономического развития. Процедура целеполагания в региональном стратегическом планировании. Стратегические альтернативы развития региона. Механизмы реализации стратегии развития региона Понятие механизма реализации стратегии развития региона. Ресурсное обеспечение реализации принятых стратегических решений. Проектно-программный комплекс реализации стратегии развития региона. План мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития субъекта РФ. Государственные программы субъекта РФ. Схема территориального планирования субъекта РФ. Основы формирования системы стратегического мониторинга. Критерии и показатели оценки реализации стратегии развития региона. Стратегическое планирование развития макрорегионов Понятие макрорегиона. Виды макрорегионов. Особенности стратегического планирования макрорегионов. Проблема согласования интересов. Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года: цели, задачи, структура стратегии. Стратегии социально-экономического развития федеральных округов РФ Федеральный округ России как объект стратегического планирования. Особенности разработки и реализации стратегии развития федерального округа. Актуальная практика разработки стратегий федеральных округов РФ.
13. Стратегическое планирование муниципальных образований: Городские округа Города как объекты стратегического планирования. Роль городов в развитии методологии территориального стратегического планирования в РФ. Проблема координации стратегий субъектов РФ и региональных центров. Методический инструментарий стратегического планирования развития городского округа. Роль местного сообщества в разработке стратегий. Система документов стратегического планирования социально-экономического развития городского округа. Стратегическое планирование развития муниципальных образований Муниципальные районы как территориальные социально-экономические системы. Двухуровневая система местного самоуправления и вопросы разработки стратегий. Актуальная практика стратегического планирования социально-экономического развития муниципальных районов. Документы стратегического планирования развития муниципальных районов. Государственная стратегия регионального развития Необходимость и сущность государственной стратегии регионального развития в федеративном государстве. Стратегия социально-экономического развития РФ в аспекте территориального аспекта развития государства. Стратегия пространственного развития РФ. Схемы территориального планирования РФ. Государственные программы РФ как инструмент стратегического управления региональным развитием. 1. Сущность стратегического планирования 1. Сущность и основные функции планирования. 2. Понятие стратегии. 3. Сущность стратегического планирования. 4. Этапы эволюции стратегического планирования. 5. Стратегическое планирование и стратегическое управление. 6. Методологические принципы стратегического планирования.
Сущность и основные функции планирования Планирование– одна из функций управления и форма общественной практики. Функции планирования: 1)определение внутренних и внешних условий и тенденций социально-экономического развития (СЭР), а также выявление возможностей и ограничений СЭР; 2) определение целей СЭР и приоритетов государственного управления; 3) выбор путей и способов достижения целей, обеспечивающих наибольшую эффективность использования имеющихся ресурсов; 4) формирование комплексов мероприятий, обеспечивающих достижение целей СЭР в соответствующих сферах СЭР; 5) определение необходимых ресурсов для достижения целей и задач СЭР; Процесс планирования осуществляется посредством след.этапов: 1)Подготовка вариантов управленческих решений в виде прогнозов, планов, программ, проектов; 2)Обоснование их оптимальности; 3)Обеспечение возможности выполнения; 4)Проверка их выполнения (оценка эффективности). Понятие стратегии Основным понятием, характеризующим стратегическое планирование (СП) является термин «стратегия». Стратегия - это обобщенная модель действий, необходимых для достижения поставленных целей путем координации и распределения ресурсов социально- экономической системы. Сущность стратегического планирования. Стратегическое планирование - деятельность участников стратегического планирования по целеполаганию, прогнозированию, планированию и программированию социально-экономического развития РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, отраслей экономики и сфер государственного и муниципального управления, обеспечения национальной безопасности РФ, направленная на решение задач устойчивого социально-экономического развития РФ, субъектов РФ и муниципальных образований и обеспечение национальной безопасности РФ. (№172-ФЗ от 28.06.2014г.). Этапы эволюции стратегического планирования. Стратегическое планирование и стратегическое управление. 1)до 50-х годов XX века – это планирование на основе бюджетно-финансового контроля, для которого характерна внутренняя направленность отчетности и отсутствие системной информации о внешних условиях деятельности предприятия. Бюджетный контроль осуществлялся посредством поправок в объем и структуру доходов и расходов по мере изменения текущей рыночной ситуации. Такая реакция на изменение наиболее естественна для предприятия, но требует много времени на осознание изменений, выработку новой стратегии и адаптацию к ней системы, поэтому в условиях быстрых изменений такой тип управления не приемлем. 2)50-60 годы – это планирование на основе экстраполяции, когда бюджетный контроль дополняется прогнозными экстраполяционными оценками продаж. На основе контрольных цифр продаж разрабатываются все функциональные планы, которые затем объединяются в единый финансовый план. Главная задача здесь заключается в поиске проблем, лимитирующих рост организации. 3)60-80 годы – это планирование на основе предвидения изменений и определения реакции на них через разработку стратегии 4)80-е годы по настоящее время – это планирование на основе гибких экстренных решений,что связано с резким ростом неопределенности внешней среды. Особенности такой системы управления: -акцент на интеграцию стратегических решений и управленческих действий; -децентрализация и демократизация; -рост значения интуиции и качественных оценок -рассмотрение организации как субъекта активного воздействия на среду;
Стратегическое планирование и стратегическое управление. Стратегическое управление– циклический процесс, определяющий порядок действий по разработке, реализации и коррекции стратегии. Цикл стратегического управления
Коррекция необходима для того чтобы учесть влияние внешней (быстроизменяемой) и внутренней (менее изменчивой) среды и приспособить к ним функционирование нашего объекта на основе обновленной стратегии. Являясь звеньями одной цепи, планирование и стратегическое управление имеют различие в целях и Методологические принципы стратегического планирования. Принципы стратегического планирования(№172-ФЗ от 28.06.2014г.): · Принцип единства и целостности означает единство принципов и методологии организации и функционирования системы стратегического планирования, единство порядка осуществления стратегического планирования и формирования отчетности о реализации документов стратегического планирования. · Принцип разграничения полномочий означает осуществление установленных законодательством Российской Федерации полномочий органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления муниципальных образований, в пределах которых участники стратегического планирования самостоятельно определяют цели и задачи социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, а также пути достижения этих целей и решения этих задач. · Принцип преемственности и непрерывности означает, что разработка и реализация документов стратегического планирования осуществляются участниками стратегического планирования последовательно с учетом результатов реализации ранее принятых документов стратегического планирования и с учетом этапов реализации документов стратегического планирования. · Принцип сбалансированности системы стратегического планирования означает согласованность и сбалансированность документов стратегического планирования по приоритетам, целям, задачам, мероприятиям, показателям, финансовым и иным ресурсам и срокам реализации. · Принцип результативности и эффективности стратегического планирования означает, что выбор способов и методов достижения целей социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации должен основываться на необходимости достижения заданных результатов с наименьшими затратами ресурсов в соответствии с документами стратегического планирования, разрабатываемыми в рамках планирования и программирования. · Принцип ответственности участников стратегического планирования означает, что участники стратегического планирования несут ответственность за своевременность и качество разработки и корректировки документов стратегического планирования, осуществления мероприятий по достижению целей социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и за результативность и эффективность решения задач социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации · Принцип прозрачности (открытости) стратегического планирования означает, что документы стратегического планирования, за исключением документов или их отдельных положений, в которых содержится информация, относящаяся к государственной, коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайне, подлежат официальному опубликованию. · Принцип реалистичности означает, что при определении целей и задач социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации участники стратегического планирования должны исходить из возможности достижения целей и решения задач в установленные сроки с учетом ресурсных ограничений и рисков. · Принцип ресурсной обеспеченности означает, что при разработке и утверждении (одобрении) документов стратегического планирования, разрабатываемых в рамках планирования и программирования, должны быть определены источники финансового и иного ресурсного обеспечения мероприятий, предусмотренных этими документами, в пределах ограничений, определяемых документами стратегического планирования, разрабатываемыми в рамках прогнозирования. · Принцип измеряемости целей означает, что должна быть обеспечена возможность оценки достижения целей социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации с использованием количественных и (или) качественных целевых показателей, критериев и методов их оценки, используемых в процессе стратегического планирования. · Принцип соответствия показателей целям означает, что показатели, содержащиеся в документах стратегического планирования и дополнительно вводимые при их корректировке, а также при оценке эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, должны соответствовать целям социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации · Программно-целевой принцип означает определение приоритетов и целей социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, разработку взаимоувязанных по целям, срокам реализации государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъектов Российской Федерации, муниципальных программ и определение объемов и источников их финансирования.
2. Методология стратегического планирования 1. Понятие методологии стратегического планирования. 2. Система стратегического планирования и ее элементы: подсистема планов, процесс планирования, подсистема информационного обеспечения, подсистема организационного обеспечения. 3. Концептуальная модель стратегического планирования. 4. Методы стратегического планирования. Понятие методологии стратегического планирования В широком смысле методология стратегического планирования – это органическое единство теории познания, аналитического, логического, системного, прогнозного и оценочного подходов к разработке целей, концепций, программ и планов развития объекта управления.В узком - систему методологии стратегического планирования формируют: теоретические основы, принципы, показатели, логика и методы стратегического планирования. Система стратегического планирования и ее элементы: подсистема планов, процесс планирования, подсистема информационного обеспечения, подсистема организационного обеспечения. Существует множество подходов к пониманию системы СП. Впервые описание такой системы было дано в работе авторов У.Кингаи Д.Клиланда«СП и хозяйственная политика» (1982г.). Система стратегического планирования может рассматриваться как комплекс, состоящий из нескольких подсистем. 1)Подсистема планов:Результатом процесса стратегического планирования, его выходом является плановая документация.Планы предназначены для согласования результатов планирования, получаемых на различных уровнях управления, в разных подразделениях и охватывающих разные периоды времени. 2) Процесс планирования: Осуществляется на основе логики планирования и описывается концептуальной моделью, которая отражает последовательность процесса разработки стратегии. 3) Подсистема информ. обеспечения: Это система сбора и обработки информации по состоянию внутренней и внешней среды планируемого объекта. 4) Подсистема организационного обеспечения: Включает организационные структуры планирования, в том числе специальные подразделения, процедуры участия в структурных подразделениях в процессе планирования. Концептуальная модель стратегического планирования. Концептуальная модель стратегического планирования отображает последовательность разработки стратегии и является универсальным для любого объекта. Этапы: 1) Анализ и прогнозирование развития внутренней среды объекта планирования. 2) Предварительное обоснование системы целей и задач в развитии объекта прогнозирования. 3) Анализ и прогнозирование развития внешней среды объекта планирования. 4)Уточнение и конкретизация целей и задач с учетом внешних факторов. 5) Выбор базовой стратегии, способов и средств реализации данной стратегии в нескольких альтернативах (направления / определенные способы действия в рамках базовой стратегии). 6) Определение объема ресурсов для достижения целей по альтернативам (наличные ресурсы/ создаваемые в плановом периоде). 7)Оценка альтернатив и выбор оптимального при заданных ограничениях и условиях будущего. 8)Разработка программы мероприятий плана (оформление плана как документа). 9) Определение системы процедур реализации плановых решений. 10) Контроль над реализацией плана и обратная связь. В общем виде: анализ – целеполагание – формирование альтернатив – выбор оптимальной альтернативы – разработка стратегии как документа. Методы стратегического планирования. Метод стратегического планирования– конкретный способ или прием (алгоритм), с помощью которого решается определенная проблема стратегического планирования. Классификация методов СП: 1)в зависимости от характера проводимого исследования: эмпирические и теоретические 2)в зависимости от сферы применения: общенаучные и конкретно-специфические К общенаучным относятся следующие методы: -наблюдение – направленное, систематическое, непосредственное визуальное или слуховое восприятие и регистрация значимых с точки зрения целей исследования явлений, подвергающ9ихся контролю и проверке -эксперимент – научно-поставленный опыт или наблюдение явлений в определенных условиях, позволяющих следить за ходом данного явления -классификация – разделение исследуемых явлений и понятий на определенные части. -исторический метод – позволяет исследовать возникновение, формирование и развитие процессов в хронологической последовательности, с целью выявить внутренние и внешние связи, закономерности и противоречия -метод восхождения от абстрактного к конкретному – установление логической связи между абстрактным представлением объектной, предметной областью исследования и её конкретным воплощением на реальном объекте. К основным методам стратегирования относят: Методы стратегического анализа, балансовый и нормативный методы планирования, методы прогнозирования (моделирование – упрощенное представление существенно важных характеристик реального объекта или ситуации; методы экспертных оценок:мозговая атака – генерация идей и возможных решений проблемы, обычно неочевидных и нереалистичных для узких специалистов предметной области. Проводится в два этапа: выдвижение идей и анализ идей; метод Дельфи – заочный, анонимный, многоэтапный экспертный опрос. Для проведения этого метода формируют аналитическую группу, которая после каждого тура производит статистическую обработку информации. Этапы: формирование аналитической группы, формирование экспертной группы, формирование вопросов к экспертам, проведение экспертизы, подведение итогов опроса. По итогам нескольких туров получается достаточно точная групповая оценка. Институциональные основы стратегического планирования в РФ 1. Законодательство Российской Федерации, регламентирующее планово-прогнозную деятельность.Федеральный закон №72-ФЗ от 28.06.2014 года «О стратегическом планировании в РФ». 2. Система стратегического планирования в РФ. 3. Стратегическое планирование развития региона (субъекта Федерации) в системе стратегического управления развитием многоуровневой национальной экономики России. Законодательство Российской Федерации, регламентирующее планово-прогнозную деятельность.Федеральный закон №172-ФЗ от 28.06.2014 года «О стратегическом планировании в РФ». ФЗ устанавливает правовые основы стратегического планирования в РФ, координации государственного и муниципального стратегического управления и бюджетной политики, полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и порядок их взаимодействия с общественными, научными и иными организациями в сфере стратегического планирования.Закон регулирует отношения, возникающие между участниками стратегического планирования в процессе целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования социально-экономического развития РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, отраслей экономики и сфер государственного и муниципального управления, обеспечения национальной безопасности РФ, а также мониторинга и контроля реализации документов стратегического планирования.В основу ФЗ положен комплексный подход, предусматривающий не только непосредственное регулирование процедуры стратегического планирования на разных уровнях власти, но и определение принципов и задач этой деятельности. Также в нем дается нормативное определение основных понятий, широко используемых в правоприменительной практике. Система стратегического планирования в РФ. ФЗ вводит единую систему стратегического планирования в стране, в которой все документы стратегического планирования на всех уровнях должны быть согласованы по целям, задачам, приоритетам и показателям достижения целей.Документы стратегического планирования разрабатываются в рамках целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования на федеральном уровне, на уровне субъектов Российской Федерации и на уровне муниципальных образований.К документам стратегического планирования, разрабатываемым на федеральном уровне, относятся: 1) документы стратегического планирования, разрабатываемые в рамках целеполагания, к которым относятся: (ежегодное послание Президента РФ Федеральному Собранию; стратегия социально-экономического развития РФ; стратегия национальной безопасности РФ, основы государственной политики, доктрины и другие документы в сфере обеспечения национальной безопасности РФ); 2) документы стратегического планирования, разрабатываемые в рамках целеполагания по отраслевому и территориальному принципу, к которым относятся: (отраслевые документы стратегического планирования РФ; стратегия пространственного развития РФ;стратегии социально-экономического развития макрорегионов); 3)документы стратегического планирования, разрабатываемые в рамках прогнозирования, к которым относятся: (прогноз научно-технологического развития РФ; стратегический прогноз РФ; прогноз социально-экономического развития РФ на долгосрочный период; бюджетный прогноз РФ на долгосрочный период; прогноз социально-экономического развития РФ на среднесрочный период; 4) документы стратегического планирования, разрабатываемые в рамках планирования и программирования, к которым относятся: (основные направления деятельности Правительства РФ; государственные программы РФ; государственная программа вооружения; схемы территориального планирования Российской Федерации; планы деятельности федеральных органов исполнительной власти. Стратегическое планирование развития региона (субъекта Федерации) в системе стратегического управления развитием многоуровневой национальной экономики России. В настоящее время стратегическое планирование получает распространение на различных уровнях территориальной организации – страна,регион, муниципальное образование, район. Разработка стратегий развития территорий – это не только требование федерального уровня, но и необходимость, определяемая потребностями самих территорий. Документы стратегического планирования региона призваны увязать между собой во времени и территориально мероприятия, которые осуществляют федеральный центр, регионы, муниципальные образования в соответствии с отраслевыми стратегиями развития и стратегиями социально-экономического развития (СЭР) субъектов федерации и муниципальных образований. К документам стратегического планирования, разрабатываемым на уровне субъекта Российской Федерации, относятся: 1) документ стратегического планирования, разрабатываемый в рамках целеполагания, - стратегия социально-экономического развития субъекта Российской Федерации 2) документы стратегического планирования, разрабатываемые в рамках прогнозирования, к которым относятся: (прогноз СЭР субъекта РФ на долгосрочный период; бюджетный прогноз субъекта РФ на долгосрочный период; прогноз СЭР субъекта РФ на среднесрочный период) 3) документы стратегического планирования, разрабатываемые в рамках планирования и программирования, к которым относятся: (план мероприятий по реализации стратегии СЭР субъекта РФ; государственные программы субъекта РФ; схема территориального планирования субъекта Российской Федерации). В Самарской области существуют след.документы страт. планирования: - Стратегия социально – экономического развития Самарской области до 2030 г.; - Прогноз социально – экономического развития Самарской области на 2018год и плановый период 2019 и 2020 годов; - Гос.программы региона (например, гос.программа Самарской области «Создание благоприятных условий для инвестиционной и инновационной деятельности в Самарской области» на 2014 – 2018 гг.); - Схема территориального планирования Самарской области.
4. Региональная социально-экономическая система как объект стратегического планирования 1. Характеристика региональной социально-экономической системы как объекта стратегического планирования. 2. Основные элементы региональной социально-экономической системы. 3. Субъекты регионального стратегического планирования: федеральный уровень власти, роль федеральных округов; региональный уровень власти и управления. 4. Роль местного сообщества. Характеристика региональной социально-экономической системы как объекта стратегического планирования. Социально-экономическая система — это целостная совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных и экономических институтов (субъектов) и отношений по поводу распределения и потребления материальных и нематериальных ресурсов, производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг. Социально-экономическую систему, как, впрочем, и всякую другую, характеризуют системные качества. В развивающемся экономическом пространстве можно выделить следующую иерархию региональных социально-экономических систем:
Регион - определённая территория, обладающая целостностью и взаимосвязью её составных элементов. Именно в этом качестве регион выступает как объект стратегирования.В РФ регионами, в отношении которых осуществляются процедуры стратегирования, являются субъекты РФ, муниципальные образования и макрорегионы. Сложность региона как социально-экономической системы определяет множественность субъектов стратегического планирования и комплексность плановых процедур. Основные элементы региональной социально-экономической системы. 1.Природные ресурсы - это все полезные ископаемые, имеющиеся в данном районе; различные виды природной энергии (например, солнечной, ветровой); земельные угодья и т.д. 2.Производственные ресурсы (промышленный капитал). 3.Финансовые ресурсы (капитал). 4.Трудовые ресурсы, в которые включаются и интеллектуальные (инженеры, техники, другие специалисты, ученые). 5.Потребности и возможности населения в приобретении материальных и духовных благ. 6.Производственная и рыночная инфраструктура (транспортная, информационно-коммуникационная, деловая и т.п. Субъекты регионального стратегического планирования: федеральный уровень власти, роль федеральных округов; региональный уровень власти и управления. В России как федеративном государстве задачи государственного управления региональным развитием решаются на федеральном и региональном уровнях.Субъекты Российской Федерации в рамках собственных полномочий осуществляют управление своими территориями прежде всего путем разработки и реализации стратегий и программ социально-экономического развития. Федеральные округа как структура представляют собой поле информационного сотрудничества федерального, регионального и муниципального уровней публичной власти, необходимое для совместного поиска средств разрешения стоящих проблем общегосударственного и местного масштабов и принятия адекватного управленческого решения. Органы исполнительной властисубъектов РФобеспечивают, реализуют власть в регионе посредством преимущественно государственного регулирования производственно-экономической и финансовой сфер региона, управления социальной сферой. Они непосредственно занимаются реализацией государственной федеральной социально-экономической политики в регионах, а также решением собственных социально-экономических задач с учетом территориальных интересов. Участниками стратегического планирования на уровне субъекта Российской Федерации являются (законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ; высшее должностное лицо субъекта (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта); высший исполнительный орган государственной власти субъекта; исполнительные органы государственной власти субъекта; контрольно-счетный орган субъекта; иные органы и организации). Роль местного сообщества. В современной России активно ведутся процессы разработки стратегий развития муниципальных образований. Но для их реализации необходимы ресурсы. Местное сообщество можно рассматривать в качестве одного из важнейших ресурсов стратегического планирования, способствующего развитию местного самоуправления. Осознанное включение людей в процесс разработки и реализации стратегии структурирует и организует местное сообщество, расширяет возможности партнерского действия и позволяет достичь результатов, которых по отдельности не может достичь ни один из его участников. Разные представители местного сообщества по-разному осознают себя и свои интересы. На стадии разработки стратегии необходимо учитывать интересы различных субъектов, опираться на их видение проблем и перспектив развития. На стадии реализации основная цель вовлечения - включить в региональное развитие ресурсы, которыми располагают эти субъекты, или, как минимум, обеспечить с их стороны благожелательное отношение к программам и планам этого развития. Все участники стратегического партнерства стремятся реализовывать свои личные интересы. Именно поэтому включение разных групп местного сообщества в рабочий процесс возможно только тогда, когда они увидят в этом дополнительные возможности для решения волнующих их проблем и вопросов. Одним из инструментов является технология регионального (муниципального) форсайта.
5. Стратегическое планирование развития региона (субъекта Федерации): институциональные основы и организация 1. Федеральный закон №72-ФЗ от 28.06.2014 года «О стратегическом планировании в РФ». 2. Организация стратегического планирования и управления региональным развитием в регионе (субъекте Федерации). 3. Документы стратегического планирования субъектов РФ. 4. Документы стратегического планирования муниципальных образований. Федеральный закон №172-ФЗ от 28.06.2014 года «О стратегическом планировании в РФ». ФЗ устанавливает правовые основы стратегического планирования в РФ, координации государственного и муниципального стратегического управления и бюджетной политики, полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и порядок их взаимодействия с общественными, научными и иными организациями в сфере стратегического планирования. Закон регулирует отношения, возникающие между участниками стратегического планирования в процессе целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования социально-экономического развития РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, отраслей экономики и сфер государственного и муниципального управления, обеспечения национальной безопасности РФ, а также мониторинга и контроля реализации документов стратегического планирования. В основу ФЗ положен комплексный подход, предусматривающий не только непосредственное регулирование процедуры стратегического планирования на разных уровнях власти, но и определение принципов и задач этой деятельности. Также в нем дается нормативное определение основных понятий, широко используемых в правоприменительной практике. Организация стратегического планирования и управления региональным развитием в регионе (субъекте Федерации). К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере стратегического планирования относятся: 1) определение в пределах полномочий субъектов Российской Федерации приоритетов социально-экономической политики, долгосрочных целей и задач социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, согласованных с приоритетами и целями социально-экономического развития Российской Федерации; 2) установление требований к содержанию документов стратегического планирования, разрабатываемых в субъектах Российской Федерации, порядку их разработки, рассмотрению и утверждению (одобрению) с учетом положений настоящего Федерального закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации; 3) разработка и утверждение (одобрение) документов стратегического планирования по вопросам, отнесенным к полномочиям субъектов Российской Федерации; 4) мониторинг и контроль реализации документов стратегического планирования, утвержденных (одобренных) органами государственной власти субъектов Российской Федерации; 5) обеспечение согласованности и сбалансированности документов стратегического планирования, разрабатываемых на уровне субъектов Российской Федерации; 6) установление порядка осуществления стратегического планирования в субъектах Российской Федерации в соответствии с нормативными правовыми актами, указанными в ст.2настоящего Федерального закона; 7) участие в формировании документов стратегического планирования, разрабатываемых на федеральном уровне по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, реализуемых на территориях субъектов Российской Федерации; 8) иные полномочия в сфере стратегического планирования, отнесенные в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. В Самарской области 1 марта 2018 года принят Закон «О стратегическом планировании в Самарской области» (кратко изложить его положения – об организации). Документы стратегического планирования субъектов РФ. К документам стратегического планирования, разрабатываемым на уровне субъекта Российской Федерации, относятся: 1) документ стратегического планирования, разрабатываемый в рамках целеполагания, - стратегия социально-экономического развития субъекта РФ - документ стратегического планирования, определяющий приоритеты, цели и задачи государственного управления на уровне субъекта Российской Федерации на долгосрочный период (разрабатывается на период, не превышающий периода, на который разрабатывается прогноз социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на долгосрочный период) 2) документы стратегического планирования, разрабатываемые в рамках прогнозирования, к которым относятся: -прогноз СЭР субъекта РФ на долгосрочный период-документ стратегического планирования, содержащий систему научно обоснованных представлений о направлениях и об ожидаемых результатах социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на среднесрочный или долгосрочный период (разрабатывается каждые шесть лет на двенадцать и более лет); -бюджетный прогноз субъекта РФ на долгосрочный период - обоснованное, опирающееся на реальные расчеты предположение о направлениях развития бюджета, возможных состояниях его доходов и расходов в будущем, путях и сроках достижения этих состояний; -прогноз СЭР субъекта РФ на среднесрочный период - документ стратегического планирования, содержащий систему научно обоснованных представлений о направлениях и об ожидаемых результатах социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на среднесрочный период (разрабатывается ежегодно) 3) документы стратегического планирования, разрабатываемые в рамках планирования и программирования, к которым относятся: - план мероприятий по реализации стратегии СЭР субъекта РФ – содержит этапы реализации стратегии, цели, задачи, показатели реализации и комплекс мероприятий. -государственные программы субъекта РФ- документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам и обеспечивающих наиболее эффективное достижение целей и решение задач социально-экономического развития субъекта -схема территориального планирования субъекта Российской Федерации - содержат положения о территориальном планировании и соответствующие карты.включают в себя: цели и задачи и перечень мероприятий по территориальному планированию и указание на последовательность их выполнения. В Самарской области существуют след.документы страт. планирования: - Стратегия социально – экономического развития Самарской области до 2030 г.; - Прогноз социально – экономического развития Самарской области на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов; - Гос.программы региона (например, гос. программа Самарской области «Создание благоприятных условий для инвестиционной и инновационной деятельности в Самарской области» на 2014 – 2018 гг.); - Схема территориального планирования Самарской области. Документы стратегического планирования муниципальных образований Согласно ФЗ-172 к ним относятся: 1) стратегия социально-экономического развития муниципального образования– документ стратегического планирования, определяющий цели и задачи муниципального управления и социально-экономического развития муниципального образования на долгосрочный период; 2) план мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образованиясодержит этапы реализации стратегии, цели, задачи, показатели реализации и комплекс мероприятий; 3) прогноз социально-экономического развития муниципального образования на среднесрочный или долгосрочный период - документ стратегического планирования, содержащий систему научно обоснованных представлений о направлениях и об ожидаемых результатах социально-экономического развития муниципального образования на среднесрочный или долгосрочный период; 5) муниципальная программа-документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам и обеспечивающих наиболее эффективное достижение целей и решение задач социально-экономического развития муниципального образования. В нашей области ещё не закончен процесс формирования всех документов стратегического планирования муниципальных образований. В настоящее время активно разрабатываются Стратегии. Уже приняты Стратегии г.о. Самара, Отрадный, Чапаевск, Кинель, м.р. Алексеевский, Кинель-Черкасский, Ставропольский и др.
6. Методические основы формирования и реализации региональных стратегий 1. Основные цели и задачи стратегического планирования регионального развития. 2. Концептуальная модель (логика) стратегического планирования развития региона. 3. Стратегия социально-экономического развития субъекта Российской Федерации: понятие, структура, место в системе документов стратегического планирования на региональном уровне. Основные цели и задачи стратегического планирования регионального развития Сбалансированное территориальное развитие РФ предусматривает ориентацию на обеспечение условий, позволяющих каждому региону иметь необходимые и достаточные ресурсы для обеспечения достойных условий жизни граждан, комплексного развития и повышения конкурентоспособности экономики регионов. Государственная политика регионального развития в долгосрочной перспективе будет формироваться исходя из следующих основных задач: - скоординированность принятия на федеральном, региональном и местном уровнях мер по созданию условий для развития отраслей экономики и социальной сферы и формированию центров опережающего экономического роста с учетом конкурентных преимуществ каждого региона; - предоставление финансовой поддержки регионам с целью обеспечения законодательно установленного минимально допустимого уровня жизни, связанного с предоставлением населению возможностей в целях получения качественного образования, медицинского и культурно-досугового обслуживания; - оказание финансовой поддержки регионам в целях сокращения дифференциации на условиях проведения преобразований, предусмотренных государственной политикой; - развитие инфраструктурной обеспеченности территорий и создание условий для повышения конкурентоспособности экономики регионов, а также решения вопросов социального развития, включая повышение транспортной доступности территорий; - совершенствование механизмов стимулирования органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в целях эффективного осуществления их полномочий и создания максимально благоприятных условий для комплексного социально-экономического развития регионов. Концептуальная модель (логика) стратегического планирования развития региона Концептуальная модель отражает последовательность процесса планирования регионального развития. Ее этапы: 1. Анализ и прогнозирование внутренней среды региона. 2. Предварительное обоснование системы целей и задач развития региона. 3. Анализ и прогнозирование внешних условий функционирования региона. 4. Уточнение и конкретизация целей и задач с учетом внешних факторов. 5. Выбор базовой стратегии, способов и средств в реализации поставленных целей в нескольких вариантах (альтернативах). 6. Определение объемов ресурсов для достижения целей по разным альтернативам. 7. Оценка альтернатив и выбор оптимальной стратегии при заданных ограничениях и условиях будущего. 8. Разработка программы мероприятий стратегии, то есть оформление собственно плана, как документа. 9. Определение системы процедур реализации стратегии. 10. Контроль над реализацией стратегии и обратная связь. В общем виде должна быть соблюдена последовательность: анализ – целеполагание – формирование альтернатив – выбор оптимальной альтернативы – разработка стратегии как документа. Стратегия социально-экономического развития субъекта Российской Федерации: понятие, структура, место в системе документов стратегического планирования на региональном уровне Стратегия социально-экономического развития субъекта Российской Федерации- документ стратегического планирования, определяющий приоритеты, цели и задачи государственного управления на уровне субъекта Российской Федерации на долгосрочный период (разрабатывается на период, не превышающий периода, на который разрабатывается прогноз социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на долгосрочный период). МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИПО РАЗРАБОТКЕ И КОРРЕКТИРОВКЕ СТРАТЕГИИСОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТАРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙПО ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ (Утвержденыприказом Минэкономразвития Россииот 23.03.2017 N 131) – кратко о требованиях. Стратегия социально-экономического развития субъекта Российской Федерации содержит: 1) оценку достигнутых целей социально-экономического развития субъекта Российской Федерации; 2) приоритеты, цели, задачи и направления социально-экономической политики субъекта Российской Федерации; 3) показатели достижения целей социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, сроки и этапы реализации стратегии; 4) ожидаемые результаты реализации стратегии; 5) оценку финансовых ресурсов, необходимых для реализации стратегии; 6) информацию о государственных программах субъекта Российской Федерации, утверждаемых в целях реализации стратегии; 7) иные положения, определяемые законами субъекта Российской Федерации. Стратегия социально-экономического развития субъекта Российской Федерации является основой для разработки государственных программ субъекта Российской Федерации, схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации и плана мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации. Стратегия социально-экономического развития субъекта Российской Федерации разрабатывается на основе законов субъекта Российской Федерации, актов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации с учетом других документов стратегического планирования субъекта Российской Федерации. Стратегия социально-экономического развития субъекта Российской Федерации утверждается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации. В соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации могут разрабатываться стратегии социально-экономического развития части территории субъекта Российской Федерации, социально-экономические условия в пределах которой требуют выделения отдельных направлений, приоритетов, целей и задач социально-экономического развития при разработке документов стратегического планирования субъекта Российской Федерации. Кратко – о Стратегии 2030 Самарской области.
7. Стратегический анализ социально-экономического развития региона 1. Конкурентоспособность региональных социально-экономических систем. 2. Внутренняя и внешняя среда применительно к региону (субъекту РФ).Компоненты внутренней среды.Рабочая среда региона (ближайшее окружение).Макросреда регионального развития. 3. STEP-анализ. 4. Основные методы стратегического анализа развития региона (SWOT-анализ).
|
|||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 287. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |