Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные элементы региональной социально-экономической системы.




Сущность стратегического планирования

Сущность и основные функции планирования. Понятие стратегии. Сущность стратегического планирования. Этапы эволюции стратегического планирования. Стратегическое планирование и стратегическое управление. Методологические принципы стратегического планирования.

Методология стратегического планирования

Понятие методологии стратегического планирования. Система стратегического планирования и ее элементы: подсистема планов, процесс планирования, подсистема информационного обеспечения, подсистема организационного обеспечения. Концептуальная модель стратегического планирования. Методы стратегического планирования.

Институциональные основы стратегического планирования в РФ

Законодательство Российской Федерации, регламентирующее планово-прогнозную деятельность. Федеральный закон №72-ФЗ от 28.06.2014 года «О стратегическом планировании в РФ». Система стратегического планирования в РФ. Стратегическое планирование развития региона (субъекта Федерации) в системе стратегического управления развитием многоуровневой национальной экономики России.

Региональная социально-экономическая система

Как объект стратегического планирования

Характеристика региональной социально-экономической системы как объекта стратегического планирования. Основные элементы региональной социально-экономической системы. Субъекты регионального стратегического планирования: федеральный уровень власти, роль федеральных округов; региональный уровень власти и управления. Роль местного сообщества.

5. Стратегическое планирование развития региона (субъекта Федерации):

Институциональные основы и организация

Федеральный закон №72-ФЗ от 28.06.2014 года «О стратегическом планировании в РФ». Организация стратегического планирования и управления региональным развитием в регионе (субъекте Федерации). Документы стратегического планирования субъектов РФ. Документы стратегического планирования муниципальных образований. 

Методические основы формирования и реализации региональных стратегий

Основные цели и задачи стратегического планирования регионального развития. Концептуальная модель (логика) стратегического планирования развития региона. Стратегия социально-экономического развития субъекта Российской Федерации: понятие, структура, место в системе документов стратегического планирования на региональном уровне.

Стратегический анализ социально-экономического развития региона

Конкурентоспособность региональных социально-экономических систем. Внутренняя и внешняя среда применительно к региону (субъекту РФ). Компоненты внутренней среды. Рабочая среда региона (ближайшее окружение). Макросреда регионального развития. STEP-анализ. Основные методы стратегического анализа развития региона (SWOT-анализ).

Прогнозирование социально-экономического развития региона

Понятие прогнозирования регионального развития. Документы стратегического планирования, разрабатываемые в рамках прогнозирования на уровне субъекта РФ. Прогноз социально-экономического развития субъекта РФ на долгосрочный период. Бюджетный прогноз субъекта РФ на долгосрочный период. Прогноз социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на среднесрочный период.

Целеполагание развития региональных социально-экономических систем

Идеалы и цели регионального развития. Формирование видения и миссии региона. Система стратегических целей развития региона. Метод дерева целей. Требования к системе стратегических целей. Задачи социально-экономического развития. Процедура целеполагания в региональном стратегическом планировании. Стратегические альтернативы развития региона.

Механизмы реализации стратегии развития региона

Понятие механизма реализации стратегии развития региона. Ресурсное обеспечение реализации принятых стратегических решений. Проектно-программный комплекс реализации стратегии развития региона. План мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития субъекта РФ. Государственные программы субъекта РФ. Схема территориального планирования субъекта РФ. Основы формирования системы стратегического мониторинга. Критерии и показатели оценки реализации стратегии развития региона.

Стратегическое планирование развития макрорегионов

Понятие макрорегиона. Виды макрорегионов. Особенности стратегического планирования макрорегионов. Проблема согласования интересов. Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года: цели, задачи, структура стратегии.    

Стратегии социально-экономического развития федеральных округов РФ

Федеральный округ России как объект стратегического планирования. Особенности разработки и реализации стратегии развития федерального округа. Актуальная практика разработки стратегий федеральных округов РФ.

 

13. Стратегическое планирование муниципальных образований:

Городские округа

Города как объекты стратегического планирования. Роль городов в развитии методологии территориального стратегического планирования в РФ. Проблема координации стратегий субъектов РФ и региональных центров. Методический инструментарий стратегического планирования развития городского округа. Роль местного сообщества в разработке стратегий. Система документов стратегического планирования социально-экономического развития городского округа.

Стратегическое планирование развития муниципальных образований

Муниципальные районы как территориальные социально-экономические системы. Двухуровневая система местного самоуправления и вопросы разработки стратегий. Актуальная практика стратегического планирования социально-экономического развития муниципальных районов. Документы стратегического планирования развития муниципальных районов.

Государственная стратегия регионального развития

Необходимость и сущность государственной стратегии регионального развития в федеративном государстве. Стратегия социально-экономического развития РФ в аспекте территориального аспекта развития государства. Стратегия пространственного развития РФ. Схемы территориального планирования РФ. Государственные программы РФ как инструмент стратегического управления региональным развитием.

1. Сущность стратегического планирования

1. Сущность и основные функции планирования.

2. Понятие стратегии.

3. Сущность стратегического планирования.

4. Этапы эволюции стратегического планирования.

5.  Стратегическое планирование и стратегическое управление.

6. Методологические принципы стратегического планирования.

 

Сущность и основные функции планирования

Планирование– одна из функций управления и форма общественной практики.

Функции планирования:

1)определение внутренних и внешних условий и тенденций социально-экономического развития (СЭР), а также выявление возможностей и ограничений СЭР;

2) определение целей СЭР и приоритетов государственного управления;

3) выбор путей и способов достижения целей, обеспечивающих наибольшую эффективность использования имеющихся ресурсов;

4) формирование комплексов мероприятий, обеспечивающих достижение целей СЭР в соответствующих сферах СЭР;

5) определение необходимых ресурсов для достижения целей и задач СЭР;

Процесс планирования осуществляется посредством след.этапов:

1)Подготовка вариантов управленческих решений в виде прогнозов, планов, программ, проектов;

2)Обоснование их оптимальности;

3)Обеспечение возможности выполнения;

4)Проверка их выполнения (оценка эффективности).

Понятие стратегии

Основным понятием, характеризующим стратегическое планирование (СП) является термин «стратегия».

Стратегия - это обобщенная модель действий, необходимых для достижения поставленных целей путем координации и распределения ресурсов социально- экономической системы.

Сущность стратегического планирования.

Стратегическое планирование - деятельность участников стратегического планирования по целеполаганию, прогнозированию, планированию и программированию социально-экономического развития РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, отраслей экономики и сфер государственного и муниципального управления, обеспечения национальной безопасности РФ, направленная на решение задач устойчивого социально-экономического развития РФ, субъектов РФ и муниципальных образований и обеспечение национальной безопасности РФ. (№172-ФЗ от 28.06.2014г.).

Этапы эволюции стратегического планирования. Стратегическое планирование и стратегическое управление.

1)до 50-х годов XX века – это планирование на основе бюджетно-финансового контроля, для которого характерна внутренняя направленность отчетности и отсутствие системной информации о внешних условиях деятельности предприятия. Бюджетный контроль осуществлялся посредством поправок в объем и структуру доходов и расходов по мере изменения текущей рыночной ситуации. Такая реакция на изменение наиболее естественна для предприятия, но требует много времени на осознание изменений, выработку новой стратегии и адаптацию к ней системы, поэтому в условиях быстрых изменений такой тип управления не приемлем.

2)50-60 годы – это планирование на основе экстраполяции, когда бюджетный контроль дополняется прогнозными экстраполяционными оценками продаж. На основе контрольных цифр продаж разрабатываются все функциональные планы, которые затем объединяются в единый финансовый план. Главная задача здесь заключается в поиске проблем, лимитирующих рост организации.

3)60-80 годы – это планирование на основе предвидения изменений и определения реакции на них через разработку стратегии

4)80-е годы по настоящее время – это планирование на основе гибких экстренных решений,что связано с резким ростом неопределенности внешней среды. Особенности такой системы управления:

-акцент на интеграцию стратегических решений и управленческих действий;

-децентрализация и демократизация;

 -рост значения интуиции и качественных оценок

 -рассмотрение организации как субъекта активного воздействия на среду;

 

Стратегическое планирование и стратегическое управление.

Стратегическое управление– циклический процесс, определяющий порядок действий по разработке, реализации и коррекции стратегии.

Цикл стратегического управления

Формирование стратегии
Реализация стратегии
Коррекция стратегии

 


Коррекция необходима для того чтобы учесть влияние внешней (быстроизменяемой) и внутренней (менее изменчивой) среды и приспособить к ним функционирование нашего объекта на основе обновленной стратегии.

Являясь звеньями одной цепи, планирование и стратегическое управление имеют различие в целях и


Методологические принципы стратегического планирования.

Принципы стратегического планирования(№172-ФЗ от 28.06.2014г.):

· Принцип единства и целостности означает единство принципов и методологии организации и функционирования системы стратегического планирования, единство порядка осуществления стратегического планирования и формирования отчетности о реализации документов стратегического планирования.

· Принцип разграничения полномочий означает осуществление установленных законодательством Российской Федерации полномочий органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления муниципальных образований, в пределах которых участники стратегического планирования самостоятельно определяют цели и задачи социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, а также пути достижения этих целей и решения этих задач.

· Принцип преемственности и непрерывности означает, что разработка и реализация документов стратегического планирования осуществляются участниками стратегического планирования последовательно с учетом результатов реализации ранее принятых документов стратегического планирования и с учетом этапов реализации документов стратегического планирования.

· Принцип сбалансированности системы стратегического планирования означает согласованность и сбалансированность документов стратегического планирования по приоритетам, целям, задачам, мероприятиям, показателям, финансовым и иным ресурсам и срокам реализации.

· Принцип результативности и эффективности стратегического планирования означает, что выбор способов и методов достижения целей социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации должен основываться на необходимости достижения заданных результатов с наименьшими затратами ресурсов в соответствии с документами стратегического планирования, разрабатываемыми в рамках планирования и программирования.

· Принцип ответственности участников стратегического планирования означает, что участники стратегического планирования несут ответственность за своевременность и качество разработки и корректировки документов стратегического планирования, осуществления мероприятий по достижению целей социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и за результативность и эффективность решения задач социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации

· Принцип прозрачности (открытости) стратегического планирования означает, что документы стратегического планирования, за исключением документов или их отдельных положений, в которых содержится информация, относящаяся к государственной, коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайне, подлежат официальному опубликованию.

· Принцип реалистичности означает, что при определении целей и задач социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации участники стратегического планирования должны исходить из возможности достижения целей и решения задач в установленные сроки с учетом ресурсных ограничений и рисков.

· Принцип ресурсной обеспеченности означает, что при разработке и утверждении (одобрении) документов стратегического планирования, разрабатываемых в рамках планирования и программирования, должны быть определены источники финансового и иного ресурсного обеспечения мероприятий, предусмотренных этими документами, в пределах ограничений, определяемых документами стратегического планирования, разрабатываемыми в рамках прогнозирования.

· Принцип измеряемости целей означает, что должна быть обеспечена возможность оценки достижения целей социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации с использованием количественных и (или) качественных целевых показателей, критериев и методов их оценки, используемых в процессе стратегического планирования.

· Принцип соответствия показателей целям означает, что показатели, содержащиеся в документах стратегического планирования и дополнительно вводимые при их корректировке, а также при оценке эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, должны соответствовать целям социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации

· Программно-целевой принцип означает определение приоритетов и целей социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, разработку взаимоувязанных по целям, срокам реализации государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъектов Российской Федерации, муниципальных программ и определение объемов и источников их финансирования.

 

 

2. Методология стратегического планирования

1. Понятие методологии стратегического планирования.

2. Система стратегического планирования и ее элементы: подсистема планов, процесс планирования, подсистема информационного обеспечения, подсистема организационного обеспечения.

3. Концептуальная модель стратегического планирования.

4. Методы стратегического планирования.

Понятие методологии стратегического планирования

В широком смысле методология стратегического планирования – это органическое единство теории познания, аналитического, логического, системного, прогнозного и оценочного подходов к разработке целей, концепций, программ и планов развития объекта управления.В узком - систему методологии стратегического планирования формируют: теоретические основы, принципы, показатели, логика и методы стратегического планирования.

Система стратегического планирования и ее элементы: подсистема планов, процесс планирования, подсистема информационного обеспечения, подсистема организационного обеспечения.

Существует множество подходов к пониманию системы СП. Впервые описание такой системы было дано в работе авторов У.Кингаи Д.Клиланда«СП и хозяйственная политика» (1982г.). Система стратегического планирования может рассматриваться как комплекс, состоящий из нескольких подсистем.

1)Подсистема планов:Результатом процесса стратегического планирования, его выходом является плановая документация.Планы предназначены для согласования результатов планирования, получаемых на различных уровнях управления, в разных подразделениях и охватывающих разные периоды времени.

2) Процесс планирования: Осуществляется на основе логики планирования и описывается концептуальной моделью, которая отражает последовательность процесса разработки стратегии.

3) Подсистема информ. обеспечения: Это система сбора и обработки информации по состоянию внутренней и внешней среды планируемого объекта.

4) Подсистема организационного обеспечения: Включает организационные структуры планирования, в том числе специальные подразделения, процедуры участия в структурных подразделениях в процессе планирования.

Концептуальная модель стратегического планирования.

Концептуальная модель стратегического планирования отображает последовательность разработки стратегии и является универсальным для любого объекта. Этапы:

1) Анализ и прогнозирование развития внутренней среды объекта планирования.

2) Предварительное обоснование системы целей и задач в развитии объекта прогнозирования.

3) Анализ и прогнозирование развития внешней среды объекта планирования.

4)Уточнение и конкретизация целей и задач с учетом внешних факторов.

5) Выбор базовой стратегии, способов и средств реализации данной стратегии в нескольких альтернативах (направления / определенные способы действия в рамках базовой стратегии).

 6) Определение объема ресурсов для достижения целей по альтернативам (наличные ресурсы/ создаваемые в плановом периоде).

7)Оценка альтернатив и выбор оптимального при заданных ограничениях и условиях будущего.

8)Разработка программы мероприятий плана (оформление плана как документа).

9) Определение системы процедур реализации плановых решений.

10) Контроль над реализацией плана и обратная связь.

В общем виде: анализ – целеполагание – формирование альтернатив – выбор оптимальной альтернативы – разработка стратегии как документа.

Методы стратегического планирования.

Метод стратегического планирования– конкретный способ или прием (алгоритм), с помощью которого решается определенная проблема стратегического планирования.

Классификация методов СП:

1)в зависимости от характера проводимого исследования: эмпирические и теоретические

2)в зависимости от сферы применения: общенаучные и конкретно-специфические

К общенаучным относятся следующие методы:

-наблюдение – направленное, систематическое, непосредственное визуальное или слуховое восприятие и регистрация значимых с точки зрения целей исследования явлений, подвергающ9ихся контролю и проверке

-эксперимент – научно-поставленный опыт или наблюдение явлений в определенных условиях, позволяющих следить за ходом данного явления

-классификация – разделение исследуемых явлений и понятий на определенные части.

-исторический метод – позволяет исследовать возникновение, формирование и развитие процессов в хронологической последовательности, с целью выявить внутренние и внешние связи, закономерности и противоречия

-метод восхождения от абстрактного к конкретному – установление логической связи между абстрактным представлением объектной, предметной областью исследования и её конкретным воплощением на реальном объекте.

К основным методам стратегирования относят:

Методы стратегического анализа, балансовый и нормативный методы планирования, методы прогнозирования (моделирование – упрощенное представление существенно важных характеристик реального объекта или ситуации; методы экспертных оценок:мозговая атака – генерация идей и возможных решений проблемы, обычно неочевидных и нереалистичных для узких специалистов предметной области. Проводится в два этапа: выдвижение идей и анализ идей; метод Дельфи – заочный, анонимный, многоэтапный экспертный опрос. Для проведения этого метода формируют аналитическую группу, которая после каждого тура производит статистическую обработку информации. Этапы: формирование аналитической группы, формирование экспертной группы, формирование вопросов к экспертам, проведение экспертизы, подведение итогов опроса. По итогам нескольких туров получается достаточно точная групповая оценка.

Институциональные основы стратегического планирования в РФ

1. Законодательство Российской Федерации, регламентирующее планово-прогнозную деятельность.Федеральный закон №72-ФЗ от 28.06.2014 года «О стратегическом планировании в РФ».

2. Система стратегического планирования в РФ.

3. Стратегическое планирование развития региона (субъекта Федерации) в системе стратегического управления развитием многоуровневой национальной экономики России.

Законодательство Российской Федерации, регламентирующее планово-прогнозную деятельность.Федеральный закон №172-ФЗ от 28.06.2014 года «О стратегическом планировании в РФ».

ФЗ устанавливает правовые основы стратегического планирования в РФ, координации государственного и муниципального стратегического управления и бюджетной политики, полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и порядок их взаимодействия с общественными, научными и иными организациями в сфере стратегического планирования.Закон регулирует отношения, возникающие между участниками стратегического планирования в процессе целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования социально-экономического развития РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, отраслей экономики и сфер государственного и муниципального управления, обеспечения национальной безопасности РФ, а также мониторинга и контроля реализации документов стратегического планирования.В основу ФЗ положен комплексный подход, предусматривающий не только непосредственное регулирование процедуры стратегического планирования на разных уровнях власти, но и определение принципов и задач этой деятельности. Также в нем дается нормативное определение основных понятий, широко используемых в правоприменительной практике.

Система стратегического планирования в РФ.

ФЗ вводит единую систему стратегического планирования в стране, в которой все документы стратегического планирования на всех уровнях должны быть согласованы по целям, задачам, приоритетам и показателям достижения целей.Документы стратегического планирования разрабатываются в рамках целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования на федеральном уровне, на уровне субъектов Российской Федерации и на уровне муниципальных образований.К документам стратегического планирования, разрабатываемым на федеральном уровне, относятся:

1) документы стратегического планирования, разрабатываемые в рамках целеполагания, к которым относятся: (ежегодное послание Президента РФ Федеральному Собранию; стратегия социально-экономического развития РФ; стратегия национальной безопасности РФ, основы государственной политики, доктрины и другие документы в сфере обеспечения национальной безопасности РФ);

2) документы стратегического планирования, разрабатываемые в рамках целеполагания по отраслевому и территориальному принципу, к которым относятся: (отраслевые документы стратегического планирования РФ; стратегия пространственного развития РФ;стратегии социально-экономического развития макрорегионов);

3)документы стратегического планирования, разрабатываемые в рамках прогнозирования, к которым относятся: (прогноз научно-технологического развития РФ; стратегический прогноз РФ; прогноз социально-экономического развития РФ на долгосрочный период; бюджетный прогноз РФ на долгосрочный период; прогноз социально-экономического развития РФ на среднесрочный период;

4) документы стратегического планирования, разрабатываемые в рамках планирования и программирования, к которым относятся: (основные направления деятельности Правительства РФ; государственные программы РФ; государственная программа вооружения; схемы территориального планирования Российской Федерации; планы деятельности федеральных органов исполнительной власти.

Стратегическое планирование развития региона (субъекта Федерации) в системе стратегического управления развитием многоуровневой национальной экономики России.

В настоящее время стратегическое планирование получает распространение на различных уровнях территориальной организации – страна,регион, муниципальное образование, район. Разработка стратегий развития территорий – это не только требование федерального уровня, но и необходимость, определяемая потребностями самих территорий. Документы стратегического планирования региона призваны увязать между собой во времени и территориально мероприятия, которые осуществляют федеральный центр, регионы, муниципальные образования в соответствии с отраслевыми стратегиями развития и стратегиями социально-экономического развития (СЭР) субъектов федерации и муниципальных образований. К документам стратегического планирования, разрабатываемым на уровне субъекта Российской Федерации, относятся:

1) документ стратегического планирования, разрабатываемый в рамках целеполагания, - стратегия социально-экономического развития субъекта Российской Федерации

2) документы стратегического планирования, разрабатываемые в рамках прогнозирования, к которым относятся: (прогноз СЭР субъекта РФ на долгосрочный период; бюджетный прогноз субъекта РФ на долгосрочный период; прогноз СЭР субъекта РФ на среднесрочный период)

3) документы стратегического планирования, разрабатываемые в рамках планирования и программирования, к которым относятся: (план мероприятий по реализации стратегии СЭР субъекта РФ; государственные программы субъекта РФ; схема территориального планирования субъекта Российской Федерации).

В Самарской области существуют след.документы страт. планирования:

- Стратегия социально – экономического развития Самарской области до 2030 г.;

- Прогноз социально – экономического развития Самарской области на 2018год и плановый период 2019 и 2020 годов;

- Гос.программы региона (например, гос.программа Самарской области «Создание благоприятных условий для инвестиционной и инновационной деятельности в Самарской области» на 2014 – 2018 гг.);

- Схема территориального планирования Самарской области.

 

 

4. Региональная социально-экономическая система как объект стратегического планирования

1. Характеристика региональной социально-экономической системы как объекта стратегического планирования.

2. Основные элементы региональной социально-экономической системы.

3. Субъекты регионального стратегического планирования: федеральный уровень власти, роль федеральных округов; региональный уровень власти и управления.

4. Роль местного сообщества.

Характеристика региональной социально-экономической системы как объекта стратегического планирования.

Социально-экономическая система — это целостная совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных и экономических институтов (субъектов) и отношений по поводу распределения и потребления материальных и нематериальных ресурсов, производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг. Социально-экономическую систему, как, впрочем, и всякую другую, характеризуют системные качества.

В развивающемся экономическом пространстве можно выделить следующую иерархию региональных социально-экономических систем:

Уровень иерархии Состав
Межгосударственный Межгосударственные объединения: регионы стран Балтийского моря
Государственный Совокупность регионов, например, субъектов РФ (85)
Макрорегиональный Охватывает значительные территории географических регионов страны  или образуют федеральные округа (8 ФО)
Межрегиональный Объединяют несколько регионов, субъектов РФ, которые наиболее  интенсивно взаимодействуют между собой
Региональный Уровень субъектов РФ (Самарская область)
Субрегиональный Несколько объединенных муниципальных образований для реализации общих проектов социально-экономического развития (Самарско-Тольяттинская агломерация, субрегионы)
Локальный Муниципальные образования (г.о. Самара)

 

Регион - определённая территория, обладающая целостностью и взаимосвязью её составных элементов. Именно в этом качестве регион выступает как объект стратегирования.В РФ регионами, в отношении которых осуществляются процедуры стратегирования, являются субъекты РФ, муниципальные образования и макрорегионы.

Сложность региона как социально-экономической системы определяет множественность субъектов стратегического планирования и комплексность плановых процедур.

Основные элементы региональной социально-экономической системы.

1.Природные ресурсы - это все полезные ископаемые, имеющиеся в данном районе; различные виды природной энергии (например, солнечной, ветровой); земельные угодья и т.д.

2.Производственные ресурсы (промышленный капитал).

3.Финансовые ресурсы (капитал).

4.Трудовые ресурсы, в которые включаются и интеллектуальные (инженеры, техники, другие специалисты, ученые).

5.Потребности и возможности населения в приобретении материальных и духовных благ.

6.Производственная и рыночная инфраструктура (транспортная, информационно-коммуникационная, деловая и т.п.

Субъекты регионального стратегического планирования: федеральный уровень власти, роль федеральных округов; региональный уровень власти и управления.

В России как федеративном государстве задачи государственного управления региональным развитием решаются на федеральном и региональном уровнях.Субъекты Российской Федерации в рамках собственных полномочий осуществляют управление своими территориями прежде всего путем разработки и реализации стратегий и программ социально-экономического развития.

Федеральные округа как структура представляют собой поле информационного сотрудничества федерального, регионального и муниципального уровней публичной власти, необходимое для совместного поиска средств разрешения стоящих проблем общегосударственного и местного масштабов и принятия адекватного управленческого решения.

Органы исполнительной властисубъектов РФобеспечивают, реализуют власть в регионе посредством преимущественно государственного регулирования производственно-экономической и финансовой сфер региона, управления социальной сферой. Они непосредственно занимаются реализацией государственной федеральной социально-экономической политики в регионах, а также решением собственных социально-экономических задач с учетом территориальных интересов. Участниками стратегического планирования на уровне субъекта Российской Федерации являются (законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ; высшее должностное лицо субъекта (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта); высший исполнительный орган государственной власти субъекта; исполнительные органы государственной власти субъекта; контрольно-счетный орган субъекта; иные органы и организации).

Роль местного сообщества.

В современной России активно ведутся процессы разработки стратегий развития муниципальных образований. Но для их реализации необходимы ресурсы. Местное сообщество можно рассматривать в качестве одного из важнейших ресурсов стратегического планирования, способствующего развитию местного самоуправления.

Осознанное включение людей в процесс разработки и реализации стратегии структурирует и организует местное сообщество, расширяет возможности партнерского действия и позволяет достичь результатов, которых по отдельности не может достичь ни один из его участников.

Разные представители местного сообщества по-разному осознают себя и свои интересы. На стадии разработки стратегии необходимо учитывать интересы различных субъектов, опираться на их видение проблем и перспектив развития. На стадии реализации основная цель вовлечения - включить в региональное развитие ресурсы, которыми располагают эти субъекты, или, как минимум, обеспечить с их стороны благожелательное отношение к программам и планам этого развития.

Все участники стратегического партнерства стремятся реализовывать свои личные интересы. Именно поэтому включение разных групп местного сообщества в рабочий процесс возможно только тогда, когда они увидят в этом дополнительные возможности для решения волнующих их проблем и вопросов. Одним из инструментов является технология регионального (муниципального) форсайта.

 

5. Стратегическое планирование развития региона (субъекта Федерации): институциональные основы и организация

1. Федеральный закон №72-ФЗ от 28.06.2014 года «О стратегическом планировании в РФ».

2. Организация стратегического планирования и управления региональным развитием в регионе (субъекте Федерации).

3. Документы стратегического планирования субъектов РФ.

4. Документы стратегического планирования муниципальных образований. 

Федеральный закон №172-ФЗ от 28.06.2014 года «О стратегическом планировании в РФ».

ФЗ устанавливает правовые основы стратегического планирования в РФ, координации государственного и муниципального стратегического управления и бюджетной политики, полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и порядок их взаимодействия с общественными, научными и иными организациями в сфере стратегического планирования. Закон регулирует отношения, возникающие между участниками стратегического планирования в процессе целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования социально-экономического развития РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, отраслей экономики и сфер государственного и муниципального управления, обеспечения национальной безопасности РФ, а также мониторинга и контроля реализации документов стратегического планирования. В основу ФЗ положен комплексный подход, предусматривающий не только непосредственное регулирование процедуры стратегического планирования на разных уровнях власти, но и определение принципов и задач этой деятельности. Также в нем дается нормативное определение основных понятий, широко используемых в правоприменительной практике.

Организация стратегического планирования и управления региональным развитием в регионе (субъекте Федерации).

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере стратегического планирования относятся:

1) определение в пределах полномочий субъектов Российской Федерации приоритетов социально-экономической политики, долгосрочных целей и задач социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, согласованных с приоритетами и целями социально-экономического развития Российской Федерации;

2) установление требований к содержанию документов стратегического планирования, разрабатываемых в субъектах Российской Федерации, порядку их разработки, рассмотрению и утверждению (одобрению) с учетом положений настоящего Федерального закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации;

3) разработка и утверждение (одобрение) документов стратегического планирования по вопросам, отнесенным к полномочиям субъектов Российской Федерации;

4) мониторинг и контроль реализации документов стратегического планирования, утвержденных (одобренных) органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

5) обеспечение согласованности и сбалансированности документов стратегического планирования, разрабатываемых на уровне субъектов Российской Федерации;

6) установление порядка осуществления стратегического планирования в субъектах Российской Федерации в соответствии с нормативными правовыми актами, указанными в ст.2настоящего Федерального закона;

7) участие в формировании документов стратегического планирования, разрабатываемых на федеральном уровне по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, реализуемых на территориях субъектов Российской Федерации;

8) иные полномочия в сфере стратегического планирования, отнесенные в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В Самарской области 1 марта 2018 года принят Закон «О стратегическом планировании в Самарской области» (кратко изложить его положения – об организации).

Документы стратегического планирования субъектов РФ.

К документам стратегического планирования, разрабатываемым на уровне субъекта Российской Федерации, относятся:

1) документ стратегического планирования, разрабатываемый в рамках целеполагания, - стратегия социально-экономического развития субъекта РФ - документ стратегического планирования, определяющий приоритеты, цели и задачи государственного управления на уровне субъекта Российской Федерации на долгосрочный период (разрабатывается на период, не превышающий периода, на который разрабатывается прогноз социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на долгосрочный период)

2) документы стратегического планирования, разрабатываемые в рамках прогнозирования, к которым относятся:

-прогноз СЭР субъекта РФ на долгосрочный период-документ стратегического планирования, содержащий систему научно обоснованных представлений о направлениях и об ожидаемых результатах социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на среднесрочный или долгосрочный период (разрабатывается каждые шесть лет на двенадцать и более лет);

-бюджетный прогноз субъекта РФ на долгосрочный период - обоснованное, опирающееся на реальные расчеты предположение о направлениях развития бюджета, возможных состояниях его доходов и расходов в будущем, путях и сроках достижения этих состояний;

-прогноз СЭР субъекта РФ на среднесрочный период - документ стратегического планирования, содержащий систему научно обоснованных представлений о направлениях и об ожидаемых результатах социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на среднесрочный период (разрабатывается ежегодно)

3) документы стратегического планирования, разрабатываемые в рамках планирования и программирования, к которым относятся:

- план мероприятий по реализации стратегии СЭР субъекта РФ – содержит этапы реализации стратегии, цели, задачи, показатели реализации и комплекс мероприятий.

-государственные программы субъекта РФ- документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам и обеспечивающих наиболее эффективное достижение целей и решение задач социально-экономического развития субъекта

-схема территориального планирования субъекта Российской Федерации - содержат положения о территориальном планировании и соответствующие карты.включают в себя:

цели и задачи и перечень мероприятий по территориальному планированию и указание на последовательность их выполнения.

В Самарской области существуют след.документы страт. планирования:

- Стратегия социально – экономического развития Самарской области до 2030 г.;

- Прогноз социально – экономического развития Самарской области на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов;

- Гос.программы региона (например, гос. программа Самарской области «Создание благоприятных условий для инвестиционной и инновационной деятельности в Самарской области» на 2014 – 2018 гг.);

- Схема территориального планирования Самарской области.

Документы стратегического планирования муниципальных образований 

Согласно ФЗ-172 к ним относятся:

1) стратегия социально-экономического развития муниципального образования– документ стратегического планирования, определяющий цели и задачи муниципального управления и социально-экономического развития муниципального образования на долгосрочный период;

2) план мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образованиясодержит этапы реализации стратегии, цели, задачи, показатели реализации и комплекс мероприятий;

3) прогноз социально-экономического развития муниципального образования на среднесрочный или долгосрочный период - документ стратегического планирования, содержащий систему научно обоснованных представлений о направлениях и об ожидаемых результатах социально-экономического развития муниципального образования на среднесрочный или долгосрочный период;
4) бюджетный прогноз муниципального образования на долгосрочный период - обоснованное, опирающееся на реальные расчеты предположение о направлениях развития бюджета, возможных состояниях его доходов и расходов в будущем, путях и сроках достижения этих состояний;

5) муниципальная программа-документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам и обеспечивающих наиболее эффективное достижение целей и решение задач социально-экономического развития муниципального образования.

В нашей области ещё не закончен процесс формирования всех документов стратегического планирования муниципальных образований. В настоящее время активно разрабатываются Стратегии. Уже приняты Стратегии г.о. Самара, Отрадный, Чапаевск, Кинель, м.р. Алексеевский, Кинель-Черкасский, Ставропольский и др.

 

6. Методические основы формирования и реализации региональных стратегий

1. Основные цели и задачи стратегического планирования регионального развития.

2. Концептуальная модель (логика) стратегического планирования развития региона.

3. Стратегия социально-экономического развития субъекта Российской Федерации: понятие, структура, место в системе документов стратегического планирования на региональном уровне.


Основные цели и задачи стратегического планирования регионального развития

Сбалансированное территориальное развитие РФ предусматривает ориентацию на обеспечение условий, позволяющих каждому региону иметь необходимые и достаточные ресурсы для обеспечения достойных условий жизни граждан, комплексного развития и повышения конкурентоспособности экономики регионов.

Государственная политика регионального развития в долгосрочной перспективе будет формироваться исходя из следующих основных задач:

- скоординированность принятия на федеральном, региональном и местном уровнях мер по созданию условий для развития отраслей экономики и социальной сферы и формированию центров опережающего экономического роста с учетом конкурентных преимуществ каждого региона;

- предоставление финансовой поддержки регионам с целью обеспечения законодательно установленного минимально допустимого уровня жизни, связанного с предоставлением населению возможностей в целях получения качественного образования, медицинского и культурно-досугового обслуживания;

- оказание финансовой поддержки регионам в целях сокращения дифференциации на условиях проведения преобразований, предусмотренных государственной политикой;

- развитие инфраструктурной обеспеченности территорий и создание условий для повышения конкурентоспособности экономики регионов, а также решения вопросов социального развития, включая повышение транспортной доступности территорий;

- совершенствование механизмов стимулирования органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в целях эффективного осуществления их полномочий и создания максимально благоприятных условий для комплексного социально-экономического развития регионов.

Концептуальная модель (логика) стратегического планирования развития региона

Концептуальная модель отражает последовательность процесса планирования регионального развития. Ее этапы:

1. Анализ и прогнозирование внутренней среды региона.

2. Предварительное обоснование системы целей и задач развития региона.

3. Анализ и прогнозирование внешних условий функционирования региона.

4. Уточнение и конкретизация целей и задач с учетом внешних факторов.

5. Выбор базовой стратегии, способов и средств в реализации поставленных целей в нескольких вариантах (альтернативах).

6. Определение объемов ресурсов для достижения целей по разным альтернативам.

7. Оценка альтернатив и выбор оптимальной стратегии при заданных ограничениях и условиях будущего.

8. Разработка программы мероприятий стратегии, то есть оформление собственно плана, как документа.

9. Определение системы процедур реализации стратегии.

10. Контроль над реализацией стратегии и обратная связь.

В общем виде должна быть соблюдена последовательность: анализ – целеполагание – формирование альтернатив – выбор оптимальной альтернативы – разработка стратегии как документа.

Стратегия социально-экономического развития субъекта Российской Федерации: понятие, структура, место в системе документов стратегического планирования на региональном уровне

Стратегия социально-экономического развития субъекта Российской Федерации- документ стратегического планирования, определяющий приоритеты, цели и задачи государственного управления на уровне субъекта Российской Федерации на долгосрочный период (разрабатывается на период, не превышающий периода, на который разрабатывается прогноз социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на долгосрочный период).

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИПО РАЗРАБОТКЕ И КОРРЕКТИРОВКЕ СТРАТЕГИИСОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТАРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙПО ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ (Утвержденыприказом Минэкономразвития Россииот 23.03.2017 N 131) – кратко о требованиях.

Стратегия социально-экономического развития субъекта Российской Федерации содержит:

1) оценку достигнутых целей социально-экономического развития субъекта Российской Федерации;

2) приоритеты, цели, задачи и направления социально-экономической политики субъекта Российской Федерации;

3) показатели достижения целей социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, сроки и этапы реализации стратегии;

4) ожидаемые результаты реализации стратегии;

5) оценку финансовых ресурсов, необходимых для реализации стратегии;

6) информацию о государственных программах субъекта Российской Федерации, утверждаемых в целях реализации стратегии;

7) иные положения, определяемые законами субъекта Российской Федерации.

Стратегия социально-экономического развития субъекта Российской Федерации является основой для разработки государственных программ субъекта Российской Федерации, схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации и плана мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации.

Стратегия социально-экономического развития субъекта Российской Федерации разрабатывается на основе законов субъекта Российской Федерации, актов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации с учетом других документов стратегического планирования субъекта Российской Федерации.

Стратегия социально-экономического развития субъекта Российской Федерации утверждается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации.

В соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации могут разрабатываться стратегии социально-экономического развития части территории субъекта Российской Федерации, социально-экономические условия в пределах которой требуют выделения отдельных направлений, приоритетов, целей и задач социально-экономического развития при разработке документов стратегического планирования субъекта Российской Федерации.

Кратко – о Стратегии 2030 Самарской области.

 

7. Стратегический анализ социально-экономического развития региона

1. Конкурентоспособность региональных социально-экономических систем.

2. Внутренняя и внешняя среда применительно к региону (субъекту РФ).Компоненты внутренней среды.Рабочая среда региона (ближайшее окружение).Макросреда регионального развития.

3. STEP-анализ.

4. Основные методы стратегического анализа развития региона (SWOT-анализ).

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 287.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...