Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Социальная психология как наука (задачи, разделы)
Социальная психология – как наука изучает особенности поведения и деятельности людей обусловленное их принадлежностью к определенным группам и также изучающая психологические характеры этих групп. Задачи: 1. Феномен взаимодействия между людьми, в т.ч. общение. 2. Социально-психологические характеристики социальных групп как целостных образований. 3. Массовые психические явления. 4. Собственно, психологические механизмы социальных влияний на человека и его общности как участников социальной жизни, субъектов социального взаимодействия. 5. Выработка практических рекомендаций в плане совершенствования взаимодействия людей; исследование проблем в больших группах (классы, нации); исследование проблем в малых группах (межличностные отношения, лидерство); социально-психологические проявления личности в коллективе. Социальная психология по Г. Андреевой включает в себя 3 основных раздела: · социальная психология групп; · социальная психология общения; · социальная психология личности. Основные этапы становления социальной психологии как самостоятельной науки Этапы развития СП: · Донаучный (5в. до н.э.) - ведутся наблюдения, изучаются ритуалы/табу; · Этап античного мира (философский)- (Платон, Аристотель, Локк, Гельвеций, Руссо, Гегель); Основная мысль - взаимосвязь индивидуального и общественного. Концепции: 1. Общественное важнее индивидуального. 2. Индивидуальное сознание уникально, оно управляет общественным. 3. Индивидуальное и Общественное – всегда в конфликте (выживание человека под общественным влиянием). · Этап средневековья (с 5 в. до 17в.) - СП как развивается как практическая отрасль. В рамках религии создавались инструменты межгруппового и внутригруппового влияния. · «Ренессанс» - эпоха возрождения. Возрождение античных идей, интерес к человеку как социальному существу, интерес к влиянию культуры на человека.
· Новое время(18 – сер. 19 в.). Феноменологический этап (М.Лацарус, X.Штейнталь): появляются предпосылки для определения интереса к СП как самостоятельной науки. Интерес к общественному сознанию (группа как единое существо). · Научный этап (сер. 19 в. – наше время). Рубежи: 1.1945 – развитие экспериментальной СП. 2.«Кризис» сер. 20 в. – связан с расхождением экспериментальной и теоретической части СП. 3. Конец 20 в. соединение Теории и практики. 3. Объект, предмет социальной психологии. Теоретические и прикладные задачи социальной психологии К объектам социальной психологии: относятся сами носители социально-психологических явлений: · Личность в группе и системе отношений · Взаимодействие человека с человеком (родственники, коллеги, партнёры и т.п.) · Малая группа (семья, класс, компания друзей, рабочая смена и т.п.) · Взаимодействие человека с группой (лидеры и ведомые, начальники и подчинённые, учителя и ученики и т.п.) · Взаимодействие групп людей (соревнования, дебаты, конфликты и т.п.) Предметсоциальной психологии – психические явления, возникающие в ходе взаимодействий между людьми в социальной группе (например, этнопсихология). Предметом являются факты, закономерности и механизмы поведения, общения и деятельности личностей и групп, связанные с их включением в социальную общность. Главная задача социально-психологической теории состоит в освещении основных характеристик социально-психологических явлений, объяснение причин и механизмов, построение прогнозов их развития, а также в научном раскрытии обоснований существа приемов оказания социально-психологической помощи. Задачи прикладной социальной психологии: · продолжение углубленных исследований проблем предмета социальной психологии; · содержательный пересмотр социально-психологических проблем в связи с изменениями условий внешней среды; · исследование новых явлений; · социально-психологические исследования изменений в массовом сознании; · анализ возрастной роли социальной психологии в условиях реформ общества; · взаимодействие социальной психологии с прикладной и практической психологией; · обеспечение взаимосвязи отечественной социальной психологии с различными зарубежными направлениями. 4. Общая характеристика общения (структура, функции) Общение – взаимодействие двух и более людей, которое предполагает обмен между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера. Функции: 1. Социальные · Организация совместной деятельности · Управление поведением и деятельностью · Контроль 2. Психологические · Обеспечение психологического комфорта · Развитие · Внутриличностная функция самопознания –общение с самим собой. Структура: · Перцептивная - процессе восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания. · Интерактивная – в организации взаимодействия между людьми: например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника. · Коммуникативная - обмен информацией между людьми.
Виды общения» Виды общения: I. От средств взаимодействия: 1. Непосредственное общение или общение лицо-к-лицу – исторически первая форма взаимодействия людей, является базовой. В основе лежит визуальный контакт. 2. Опосредованное общение – при помощи письменных и технических устройств. Общение превращается в коммуникацию. II. Уровень общения: 1. Премитивное – собеседник для человека является не партнером, а нужным или ненужным предметом. Опирается на шаблоны восприятия (достаток, возраст и т.д.); 2. Мопулятивный – партнер относится к собеседнику как примитивное, но косвенное; 3. Стандартизированный – общение по определенным стандартам. Общение носит поверхностный характер, без эмоций; 4. Игровой – предполагает долгие и близкие отношения, которые сопровождаются только положительными эмоциями; 5. Духовные – предполагает обмен идеями, разговор о смысле жизни. Невербальное общение» Невербальное общение появилось в 50х годах XX века, родиной является Америка. Структура невербального общения: 1. Экстролингвистика – интонация, смеха, голосовые психолингвистические способы, звуки( кашель, хмыканье, угуканье, плач ); 2. Просодика – ритмика, интонационная сторона речи, не имеет семантической нагрузки ( ирония, сарказм ); 3. Кинесика – опирается на киностатистическую базу общения и проявляется в позах, жестах, визуальный контакт. Отражаются культурные особенности; 4. Токесика – опирается на тактильно-киностатистические данные о пространственном положении тела. 5. Альфакторная система (система запахов) – влияет на подсознание человека на подкорковые структуры и в большей степени связана с биологическими функциями: сексуальная и пищевая. Функции невербального общения: 1. Регулирует отношение социального взаимодействия; 2. Является индикатором актуальных психических состояний человека; 3. Распределяет активность партнеров по общению; 4. Выступает средством маскировки личностных качеств и намерений, который не принимает сам человек; 5. Поддерживает оптимальный уровень психологической близости; 6. Экономия речевого общения – использование мимики, жестов; 7. Уточнение или изменение вербального сообщения; 8. Выступает в роли показателя статусно-ролевых отношений.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 253. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |