Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Социальная психология как наука (задачи, разделы)




Социальная психология – как наука изучает особенности поведения и деятельности людей обусловленное их принадлежностью к определенным группам и также изучающая психологические характеры этих групп.

Задачи:

1. Феномен взаимодействия между людьми, в т.ч. общение.

2. Социально-психологические характеристики социальных групп как целостных образований.

3. Массовые психические явления.

4. Собственно, психологические механизмы социальных влияний на человека и его общности как участников социальной жизни, субъектов социального взаимодействия.

5. Выработка практических рекомендаций в плане совершенствования взаимодействия людей; исследование проблем в больших группах (классы, нации); исследование проблем в малых группах (межличностные отношения, лидерство); социально-психологические проявления личности в коллективе.

Социальная психология по Г. Андреевой включает в себя 3 основных раздела:

· социальная психология групп;

· социальная психология общения;

· социальная психология личности.

Основные этапы становления социальной психологии как самостоятельной науки

Этапы развития СП:

· Донаучный (5в. до н.э.) - ведутся наблюдения, изучаются ритуалы/табу;

· Этап античного мира (философский)- (Платон, Аристотель, Локк, Гельвеций, Руссо, Гегель); Основная мысль - взаимосвязь индивидуального и общественного.

Концепции:

1. Общественное важнее индивидуального.

2. Индивидуальное сознание уникально, оно управляет общественным.

3. Индивидуальное и Общественное – всегда в конфликте (выживание человека под общественным влиянием).

· Этап средневековья (с 5 в. до 17в.) - СП как развивается как практическая отрасль. В рамках религии создавались инструменты межгруппового и внутригруппового влияния.

· «Ренессанс» - эпоха возрождения. Возрождение античных идей, интерес к человеку как социальному существу, интерес к влиянию культуры на человека.

 

· Новое время(18 – сер. 19 в.). Феноменологический этап (М.Лацарус, X.Штейнталь): появляются предпосылки для определения интереса к СП как самостоятельной науки. Интерес к общественному сознанию (группа как единое существо).

· Научный этап (сер. 19 в. – наше время). Рубежи:

1.1945 – развитие экспериментальной СП. 

2.«Кризис» сер. 20 в. – связан с расхождением экспериментальной и теоретической части СП.

3. Конец 20 в. соединение Теории и практики.

3. Объект, предмет социальной психологии. Теоретические и прикладные задачи социальной психологии

К объектам социальной психологии: относятся сами носители социально-психологических явлений:

· Личность в группе и системе отношений

· Взаимодействие человека с человеком (родственники, коллеги, партнёры и т.п.)

· Малая группа (семья, класс, компания друзей, рабочая смена и т.п.)

· Взаимодействие человека с группой (лидеры и ведомые, начальники и подчинённые, учителя и ученики и т.п.)

· Взаимодействие групп людей (соревнования, дебаты, конфликты и т.п.)

Предметсоциальной психологии – психические явления, возникающие в ходе взаимодействий между людьми в социальной группе (например, этнопсихология).

Предметом являются факты, закономерности и механизмы поведения, общения и деятельности личностей и групп, связанные с их включением в социальную общность.

Главная задача социально-психологической теории состоит в освещении основных характеристик социально-психологических явлений, объяснение причин и механизмов, построение прогнозов их развития, а также в научном раскрытии обоснований существа приемов оказания социально-психологической помощи.

Задачи прикладной социальной психологии:

· продолжение углубленных исследований проблем предмета социальной психологии;

· содержательный пересмотр социально-психологических проблем в связи с изменениями условий внешней среды;

· исследование новых явлений;

· социально-психологические исследования изменений в массовом сознании;

· анализ возрастной роли социальной психологии в условиях реформ общества;

· взаимодействие социальной психологии с прикладной и практической психологией;

· обеспечение взаимосвязи отечественной социальной психологии с различными зарубежными направлениями.

4. Общая характеристика общения (структура, функции)

Общение – взаимодействие двух и более людей, которое предполагает обмен между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера.

Функции:

1. Социальные

· Организация совместной деятельности

· Управление поведением и деятельностью

· Контроль

2. Психологические

· Обеспечение психологического комфорта

· Развитие

· Внутриличностная функция самопознания –общение с самим собой.

Структура:

· Перцептивная - процессе восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

· Интерактивная – в организации взаимодействия между людьми: например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника.

· Коммуникативная - обмен информацией между людьми.

 

Виды общения»

Виды общения:

I. От средств взаимодействия:

1. Непосредственное общение или общение лицо-к-лицу – исторически первая форма взаимодействия людей, является базовой. В основе лежит визуальный контакт.

2. Опосредованное общение – при помощи письменных и технических устройств. Общение превращается в коммуникацию.

II. Уровень общения:

1. Премитивное – собеседник для человека является не партнером, а нужным или ненужным предметом. Опирается на шаблоны восприятия (достаток, возраст и т.д.);

2. Мопулятивный – партнер относится к собеседнику как примитивное, но косвенное;

3. Стандартизированный – общение по определенным стандартам. Общение носит поверхностный характер, без эмоций;

4. Игровой – предполагает долгие и близкие отношения, которые сопровождаются только положительными эмоциями;

5. Духовные – предполагает обмен идеями, разговор о смысле жизни.

Невербальное общение»

Невербальное общение появилось в 50х годах XX века, родиной является Америка.

Структура невербального общения:

1. Экстролингвистика – интонация, смеха, голосовые психолингвистические способы, звуки( кашель, хмыканье, угуканье, плач );

2. Просодика – ритмика, интонационная сторона речи, не имеет семантической нагрузки ( ирония, сарказм );

3. Кинесика – опирается на киностатистическую базу общения и проявляется в позах, жестах, визуальный контакт. Отражаются культурные особенности;

4. Токесика – опирается на тактильно-киностатистические данные о пространственном положении тела.

5. Альфакторная система (система запахов) – влияет на подсознание человека на подкорковые структуры и в большей степени связана с биологическими функциями: сексуальная и пищевая.

Функции невербального общения:

1. Регулирует отношение социального взаимодействия;

2. Является индикатором актуальных психических состояний человека;

3. Распределяет активность партнеров по общению;

4. Выступает средством маскировки личностных качеств и намерений, который не принимает сам человек;

5. Поддерживает оптимальный уровень психологической близости;

6. Экономия речевого общения – использование мимики, жестов;

7. Уточнение или изменение вербального сообщения;

8. Выступает в роли показателя статусно-ролевых отношений.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 220.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...