Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Школьная адаптация и дезадаптация.
Адаптация - это приспособл. ф-й организма и его органов к усл. среды. Пон. адаптации ребенка к школе связано с готовностью ребенка к школе. Виды: 1.Психологическая - успешность обучения в школе зависит от индивидуальных особенностей ребенка и специфики учебного материала. Для осознания учебной задачи ребенок должен проявить определенные усилия и показать развитие целого ряда важнейших учебных качеств: желание учиться и выполнять задания учителя; понимать задания, стремиться к успешному выполнению; владеть элементарными умениями и знаниями; желание и способность воспринимать, перерабатывать и запоминать различную информацию, получаемую в процессе обучения; умение планировать, контролировать и оценивать собственную деятельность. Психологическая адаптация пройдет тем успешнее, чем выше развиты личностные качества ребенка. В период адаптации к школе поведение ребенка может изменяться. О сложностях с психологической адаптаций говорят такие изменения в поведении, как возбуждение или заторможенность, агрессивность или депрессия, чувство страха, нежелание ходить в школу. 2.Физиологическая - процесс физиологической адаптации ребенка к школе связан с напряжением всех функциональных систем организма ребенка и включает несколько этапов. Какую бы работу ни выполнял ребенок (умственная работа, психологическая нагрузка), организм и его системы напряженно работают. Следовательно, чем большее напряжение испытывает каждая система (зрительная, интеллектуальная, мышечная), тем больше ресурсов расходует маленький организм. Длительное напряжение влечет переутомление, которое может стать причинной болезни ребенка. Продолжительность физиологической адаптации приблизительно занимает пять-шесть недель. 3.Социальная- социальная адаптация связана с желанием ребенка принять новую роль - ученика. Успешное прохождение этого вида адаптации связано с особенностями ребенка, а именно: с умением слушать, реагировать на задания учителя, организовывать свою работу, анализировать результат, строить отношения с другими детьми и учителями, адекватно оценивать свои действия и действия одноклассников. Надо понимать, что желание ребенка ходить в школу зависит от его эмоционального состояния, которое в свою очередь связано с успехами в учебе, принятием школьных норм поведения, наличием положительных социальных контактов. Выделяют три основные линии, по которым должна вестись подготовка к школе: 1. Общее развитие. К тому времени, когда ребенок станет школьником, его общее развитие должно достичь определенного уровня. Речь идет о развитии памяти, внимания и особенно интеллекта. 2. Воспитание умения произвольно управлять собой. У ребенка дошкольного возраста яркое восприятие, легко переключаемое внимание и хорошая память, но произвольно управлять ими он еще как следует, не умеет. Он может надолго и в деталях запомнить какое-то событие, но сосредоточиться длительное время на том, что не вызывает у него непосредственного интереса, ему трудно. А между тем, это умение совершенно необходимо выработать к моменту поступления в школу. 3. Формирование мотивов, побуждающих к учению. Имеется в виду не тот естественный интерес, который проявляют ребятишки-дошкольники к школе. Речь идет о воспитании действительной причины их стремления к приобретению знаний. Можно выделять отдельные стороны готовности к школе: · Физическая (нормальный вес, рост, мышечный тонус, пропорции, кожный покров и прочие показатели; общее состояние здоровья); · Интеллектуальная (словарный запас, кругозор, специальные умения, уровень развития познавательных процессов; умение выделять учебную задачу, превращать ее в самостоятельную цель деятельности); · эмоционально-волевая (умение ставить цель, принимать решения, намечать планы действия, прилагать усилия к его реализации, преодолевать препятствия; формирование произвольности психических процессов); · личностная и социально-психологическая (формирование новой социальной позиции («внутренняя позиция школьника»); формирование группы нравственных качеств, необходимых для учения; формирование произвольности поведения, качеств общения со сверстниками и взрослыми). Школьная дезадаптация - это образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе в форме нарушений учебы и поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии. Критерии школьной дезадаптации. К ним можно отнести следующие признаки: 1.Неуспешность ребенка в обучении по программам, соответствующим способностям ребенка, включая такие формальные признаки, как хроническая неуспеваемость, второгодничество. Мы оцениваем этот параметр как когнитивный компонент школьнойдезадаптации. 2.Постоянные нарушения эмоционально-личностного отношения отдельным предметам и обучению в целом, к учителям, к жизненной перспективе, связанной с учебой, например, равнодушно безучастное, протестное, демонстративно-пренебрежительное и другие значимые, активно проявляемые ребенком и подростом формы отклонения к обучению (эмоционально-оценочный, личностный компонент школьной дезадаптации). 3.Систематически повторяющиеся нарушения поведенияв школьном обучении и в школьной среде. Неконтактность и пассивно-отказные реакции, включая полный отказ от посещения школы; стойкое антидисциплинарное поведение, случаи школьного вандализма (поведенческий компонент школьной дезадаптации). Как правило, при развитой форме школьной дезадаптации все эти компоненты четко выражены. Однако следует учитывать и возрастные особенности формирования школьной дезадаптации (дошкольный и младший школьный возраст, ранний и старший подростковый, юношеский возраст). Каждый из этих этапов личностного развития вносит свои черты в динамику ее становления. Преобладание того или иного компонента в проявлениях школьнойдезадаптации зависит еще и от ее причин. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 424. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |