Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Социально-перцептивная сторона общения (механизмы, эффекты социального восприятия)».




Перцептивная сторона общения – это понимание другого, учитывание вербальные и невербальные, находить между ними соответствие. Социальная перцепция –восприятие, понимание и оценка людей социальных объектов.

Механизмы восприятия:

1. Идентификация – это способ понимания другого человека через осознанное или бессознательное уподобление его характеристикам самого субъекта (премеривание на себя какой-либо роли). Тесно связана с эмпатией.

2. Рефлексия – это осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению.

Эффекты социального восприятия:

1) Эфффект ореола («галоэффект») заключается в формировании специфической установки на воспринимаемого через направленное приписывание ему определенных качеств.

2) Эфффект первичности. Предъявленная ранее информация преобладает над информацией, полученной позднее, при составлении впечатления (обычно при восприятии незнакомого человека).

3) Эффект новизны – новая информация.

4) Стериотипизация – это восприятие и оценка социальных объектов на основе определенных представлений ( стереотипов).

                                                                                          

Интерактивный компонент в структуре общения».

Интерактивный компонент общения состоит в обмене не только знаниями, идеями, но и влияниями, взаимными побуждениями, действиями.

Типы взаимодействия:

1. Положительные - взаимодействия, направленные на организацию совместной деятельности:

а) кооперация-взаимодействие, при котором его участники достигают взаимного соглашения о том, как необходимо действовать для достижения общих целей и стараются не нарушать его;

б) согласие;

в) приспособление;

г) ассоциация;

2. Отрицательные- взаимодействия, направленные на нарушение совместной деятельности, создание для неё препятствий:

а) конкуренция-взаимодействие, которое характеризуется достижением своих личных или общественных целей и интересов в условиях противостояния интересов между людьми;

б) конфликт;

в) оппозиция;

г) диссоциация.

                                                                                                                                                                                 9. Коммуникативный компонент в структуре общения, коммуникативные барьеры.

Коммуникативная часть общения представляет собой вза­имный обмен индивидами кодированной информацией с це­лью дальнейшего ее использования, которое возможно только в случае, если оба участника распознают систему кодировки информации. Препятствия, возникающие при кодировке и декодировке, часто имеют социальную или психологическую ос­нову. Информация, которой оперируют коммуникаторы, мо­жет быть разной по характеру и по сути: просьба, приказ, по­желание, сообщение, намек.

Простейшие модели коммуникации — вербальная и невер­бальная.                                                                                                                                                 1) Вербальная коммуникация использует в качестве- ко­дировки речь.                                                                                                                                                         2) Невербальная — четыре группы средств обще­ния: паралингвистические и экстралингвистические, оптико-кинетические, а также проксемика и визуальный контакт.

Структура общения включает понятие «дистанции общения». Дистанция между общающимися может быть публичной, офи­циально-деловой, межличностной и интимной. Каждая из них определяет расстояние, которое будет комфортным для обще­ния.

Коммуникативным компонентом общения считается совокуп­ность умений, знаний, навыков, которые с возрастом начина­ют регрессировать. Общение в любой сфере деятельности под­разумевает не только обмен информацией, но и параллельное обучение и получение опыта. Коммуникативные компоненты развивают способность восприятия другого человека как рав­ноправного партнера по общению, умение вызывать доверие, формировать совместное мышление, а.также предугадывать возникновение конфликтных ситуаций. Коммуникативные компоненты предполагают и конструктивную критику.

К коммуникативным барьерамвзаимодействия относятся мотивационный, этический барьеры и барьер стилей общения. Кроме того, выделяют барьеры восприятия и понимания: эстетический, со­циального положения, отрицательных эмоций, состояния здо­ровья, психологической защиты, установки, двойника, неже­лания общаться. Общение людей настолько многогранно, что определить четкие границы барьеров довольно сложно.

Конфликт как социальный компонент.Виды, структура, тактики поведения в конфликте.

Конфликт-столкновение 2-х противоположных целей, позиций, интересов, которое требует своего разрешения.                                                                         Виды конфликтов:

1.Межличностные (столкновение взаимодействующих людей, чьи цели либо взаимно исключают друг друга и несовместимы в данной ситуации, противодействуют и мешают друг другу).

2. Межгрупповые (противоборство групп в коллективе, социуме).

3. Внутриличностные (столкновение противоположно-направленных мотивов, потребностей, интересов у 1-го человека).

Структура конфликта:

Основными элементами конфликтного взаимодействия являются:                                                                                                                                                      1) объект конфликта                                                                                                                                                                                                                               2) участники конфликта                                                                                                                                                                                                     3) социальная среда, условия конфликта                                                                                                                                                                                4) субъективное восприятие конфликта и его личностные элементы

Тактики поведения в конфликте

К.Томас выделил 5 способов поведения в конфликте:1.Подавление – реализация своих интересов за счёт интересов других;2.Подчинение – одна из сторон жертвует своими интересами;3.Избегание - уход от конфликта;4.Компромисс - стиль частичных уступок(снижает остроту конфликта);5.Сотрудничество - решение полностью устраивающее обе стороны; требует умения сдерживать эмоции, выслушивать другую сторону, правильно излагать суть своих интересов.

Социальный статус, социальная роль

Социальный статус — это общее положение личности (группы) в обществе, связанное с определенными правами и обязанностями. Например, статус врача дает индивиду право заниматься лечебной практикой и в то же время обязывает врача исполнять свои функции и роли надлежащим образом.Статусы бывают предписанными — приобретенными по рождению (дворянин, русский, одессит, мужчина и т. д.) и приобретенным или достигнутыми (учитель, прокурор, жена, профессор и пр.)

Социальная роль - это модель (образец) поведения, которая должна отвечать предписанным нормам и ожиданиям окружающих. Это определенные действия, которые должен выполнять человек, занимающий данный статус.Одновременное исполнение нескольких ролей может привести личность к ролевым конфликтам. Социальная роль должна отвечать двум основным критериям:                                                               1) функциональной целесообразности; 2) соответствовать социокультурным ожиданиям людей.

 

Группа как социально-психологический феномен.

Под группой понимается реально существующее образование, в которых люди объединены каким-то общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства, определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию.Социальная группа– устойчивая организованная общность, объединенная общими интересами, социально значимыми целями, совместной деятельностью и соответствующей внутригрупповой организацией, обеспечивающей достижение этих целей.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 238.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...