Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Готовность к школе. Психологическая готовность к обучению.




Готовность ребенка к обучению в школе в одинаковой мере зависит от физиологического, социального и психического развития ребенка. Это не разные виды готовности к школе, а разные стороны ее проявления в различных формах активности.

Школьная зрелость - овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программы поведенческими характеристиками (А. Анастази).

Готовность к школьному обучению - совокупность морфо - физиологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к систематическому, организованному школьному обучению (психологический словарь).

Школьная готовность бывает:

1) Специальная готовность к школе – наличие у ребенка специальных знаний, умений, навыков, которые необходимы для изучения школьных предметов

2) Общая готовность к школе – выражается в достижении ребенком к моменту поступления в школу достаточного уровня физического, психического, умственного, нравственного, волевого, коммуникативного, эстетического развития.

Базовыми качествами в структуре психологической готовности к школе являются:

1. мотивы учения;

2. зрительный анализ (образное мышление);

3. уровень обобщений (предпосылки логического мышления);

4. способность принимать учебную задачу;

5. вводные навыки (некоторые элементарные речевые, математические и учебные знания и умения);

6. графический навык;

7. произвольность регуляции деятельности (в условиях пошаговой инструкции взрослого);

8. обучаемость (восприимчивость к обучающей помощи)

Физиологическая готовность включает:

– хорошее состояние здоровья ребенка;

– определенная выносливость и работоспособность организма;

– высокая степень сопротивляемости организма;

– гармоничное физическое и нервно-психическое развитие ребенка;

– соответствие морфологического и физиологического развития возрастным показателям;

– высокий уровень развития моторики;

– овладение ребенком культурно-гигиеническими навыками;

– сформированность привычки к соблюдению правил личной гигиены;

Интеллектуальная готовность – это уровень развития познавательных процессов. Он затрагивает такие психические процессы, как восприятие, внимание, память, мышление, речь. Важным показателем развития внимания является то, что в деятельности ребенка появляется действие по правилу – первый необходимый элемент произвольного внимания. Вызывает тревогу ребенок 6, а особенно 7 лет, который не в состоянии сосредоточиться на необходимой, но не интересной деятельности хотя бы 5-10 минут. Память: для ребенка 6 – 7 лет вполне доступно такое задание - запомнить 10 слов, не связанных по смыслу. В первый раз он повторит от 2 до 5 слов. Можно называть слова еще раз и после 3 – 4 предъявлений ребенок обычно запоминает более половины слов. Если ребенок 6 – 7 лет не может запомнить более 3-х слов с 4-го предъявления возможно, ему необходима консультация невропатолога. К 7 годам процесс формирования произвольного запоминания можно считать завершенным. Мышление: совершенствуется наглядно-действенное мышление (манипулирование предметами), улучшается наглядно-образное мышление (манипулирование образами и представлениями), начинают активно формироваться предпосылки логического мышления.

Речевая готовность к школе ( умение общаться в диалоге, отвечать на вопросы, задавать вопросы и т.д.).

В состав личностной готовности к школе входит и комплекс качеств, выражающих отношение ребенка к труду (желание трудиться, чувство удовлетворения от хорошо и аккуратно выполненной работы, уважение к труду окружающих, овладение необходимыми трудовыми навыками, навыками самообслуживающего и коллективного труда.

Социальная готовность - готовность ребенка к новому типу отношений, взаимодействия, потребность, готовность и способность осуществлять произвольно-контекстное общение со взрослыми и кооперативно-соревновательное со сверстниками.

Принятие ребенком новой социальной позиции школьника, накладывающей на него ряд обязанностей, требований и привилегий.

Коммуникативная готовность (умение общаться со взрослым собеседником/осознание контекста общения; уметь договариваться/кооперироваться/ спокойно чувствовать себя в общении со сверстниками).

Эмоциональная готовность (соответствовать требованиям школы, умение принимать критику/соревнование/давление, стремление к успеху, развитие уверенности в себе).

Мотивация учения.

Первым условием эффективности учебного процесса является формирование мотивации учения.

Учебная мотивация — это направленность учащихся к различным сторонам учебной деятельности. Учебная мотивация превращает внешние заданные цели деятельности во внутренние потребности личности.

Во внешнем плане мотивация проявляется в прилежании, внимании и усидчивости детей.                                                                                             

 

Показатели, по которым можно выявить отдельные элементы мотивации:

1.Проявление мыслительной активности: через а) вопросы учащихся, б) участие учащихся в обсуждении вопросов, в) произвольное внимание, г) характер процесса деятельности (как принимается задание - безразлично или с готовностью);

2.Эмоциональные проявления учащихся;

3.Избирательная направленность чтения, участие по свободному выбору в различных формах и видах внеклассной работы.

Учебные мотивы многообразны, отличаются между собой видом потребности, которой они отвечают. Мотивы делят по уровням, направленности, содержанию. Мотивы также бывают естественные (материальные) и высшие (духовные) мотивы. Мотивы также определяют по двум типам: внешние и внутренние.

Внешние мотивы - наказание, угроза, необходимость, требование и т.д. Учение носит до некоторой степени вынужденный характер и выступает как препятствие, которое надо преодолеть на пути к цели. Это требует психического напряжения, а иногда и борьбы ученика с самим собой.

Внутренние мотивы побуждают человека к учению как к своей цели (интерес, любознательность, желание). Здесь также требуются волевые усилия, которые вязаны с трудностями учения, с внешними препятствиями, но только не борьба с самим собой.

Объектом познавательных интересов в школе является содержание учебных предметов, овладение которыми составляет основное назначение учения. Поэтому в сферу познавательного интереса включаются не только приобретаемые школьником знания, но и процесс учения в целом. Поэтому учебно-познавательные мотивы отличаются от познавательных интересов тем, что они направлены не на простое приобретение информации, а на усвоение способов действий в конкретной области изучаемого учебного предмета.

Условия возникновения и развития интереса к учению:

1.Организация обучения должна способствовать вовлечению ученика в процесс самостоятельного поиска и "открытия" новых знаний (проблемного характера).

2.Учебный труд должен быть разнообразен.

3.Необходимо осознать учеником и понять нужность, важность изучения данного предмета.

4.Новый материал должен быть связан с усвоенными ранее знаниями.

5.Обучение должно быть трудным, но посильным.

6.Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника, тем интереснее ему работать.

7.Яркость, эмоциональность учебного материала, личность самого учителя оказывают влияние на интерес к обучению.

8.Интерес связан с игрой (если в задаче включается "взрослая" жизненная ситуация, то от того, как решит эту задачу ребенок, будет зависеть исход ситуации. Такая ситуация уже предопределена жизненной необходимостью. В процессе игры интеллектуально пассивный ребенок способен выполнить необычный для него объем умственной работы.)

Уровень мотивации зависит от четырех факторов:

1. Значимость достижения успеха. Например, какое значение придает ребенок своему успеху в обучении, если он ориентируется на мнение учителя и родителя. Или он получит моральное или материальное вознаграждение и т.д.

2. Надежда на успех. Собственные представления о своих способностях, прошлый опыт успеха или неудач. Те дети, которые рассчитывают на успех, справляются с заданиями лучше.

3. Вероятность достижения успеха. Дети по-разному понимают, что лежит в основе успеха или неудач. Представление человека о причинах успеха и неудач может влиять как на уровень ожидания, так и на способы деятельности. Причины: а) способности или их отсутствие; б) упорство или его отсутствие; в) трудность или легкость задания; г) везение или его отсутствие. Эти все причины зависят от внешних и внутренних воздействий.

4. Эталоны достижений. Если в сравнение идет собственный опыт, то это автономный эталон; если достижения других детей - то это социальное сравнение.

Учителю необходимо знать внешкольные интересы и увлечения детей и опираться на них при освоении учебного материала. Чем теснее связан материал уроков с любимыми детскими фильмам, книгами, играми, тем больше вероятность попадания в сферу интересов каждого ученика.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 267.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...