Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Готовность к школе. Психологическая готовность к обучению.
Готовность ребенка к обучению в школе в одинаковой мере зависит от физиологического, социального и психического развития ребенка. Это не разные виды готовности к школе, а разные стороны ее проявления в различных формах активности. Школьная зрелость - овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программы поведенческими характеристиками (А. Анастази). Готовность к школьному обучению - совокупность морфо - физиологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к систематическому, организованному школьному обучению (психологический словарь). Школьная готовность бывает: 1) Специальная готовность к школе – наличие у ребенка специальных знаний, умений, навыков, которые необходимы для изучения школьных предметов 2) Общая готовность к школе – выражается в достижении ребенком к моменту поступления в школу достаточного уровня физического, психического, умственного, нравственного, волевого, коммуникативного, эстетического развития. Базовыми качествами в структуре психологической готовности к школе являются: 1. мотивы учения; 2. зрительный анализ (образное мышление); 3. уровень обобщений (предпосылки логического мышления); 4. способность принимать учебную задачу; 5. вводные навыки (некоторые элементарные речевые, математические и учебные знания и умения); 6. графический навык; 7. произвольность регуляции деятельности (в условиях пошаговой инструкции взрослого); 8. обучаемость (восприимчивость к обучающей помощи) Физиологическая готовность включает: – хорошее состояние здоровья ребенка; – определенная выносливость и работоспособность организма; – высокая степень сопротивляемости организма; – гармоничное физическое и нервно-психическое развитие ребенка; – соответствие морфологического и физиологического развития возрастным показателям; – высокий уровень развития моторики; – овладение ребенком культурно-гигиеническими навыками; – сформированность привычки к соблюдению правил личной гигиены; Интеллектуальная готовность – это уровень развития познавательных процессов. Он затрагивает такие психические процессы, как восприятие, внимание, память, мышление, речь. Важным показателем развития внимания является то, что в деятельности ребенка появляется действие по правилу – первый необходимый элемент произвольного внимания. Вызывает тревогу ребенок 6, а особенно 7 лет, который не в состоянии сосредоточиться на необходимой, но не интересной деятельности хотя бы 5-10 минут. Память: для ребенка 6 – 7 лет вполне доступно такое задание - запомнить 10 слов, не связанных по смыслу. В первый раз он повторит от 2 до 5 слов. Можно называть слова еще раз и после 3 – 4 предъявлений ребенок обычно запоминает более половины слов. Если ребенок 6 – 7 лет не может запомнить более 3-х слов с 4-го предъявления возможно, ему необходима консультация невропатолога. К 7 годам процесс формирования произвольного запоминания можно считать завершенным. Мышление: совершенствуется наглядно-действенное мышление (манипулирование предметами), улучшается наглядно-образное мышление (манипулирование образами и представлениями), начинают активно формироваться предпосылки логического мышления. Речевая готовность к школе ( умение общаться в диалоге, отвечать на вопросы, задавать вопросы и т.д.). В состав личностной готовности к школе входит и комплекс качеств, выражающих отношение ребенка к труду (желание трудиться, чувство удовлетворения от хорошо и аккуратно выполненной работы, уважение к труду окружающих, овладение необходимыми трудовыми навыками, навыками самообслуживающего и коллективного труда. Социальная готовность - готовность ребенка к новому типу отношений, взаимодействия, потребность, готовность и способность осуществлять произвольно-контекстное общение со взрослыми и кооперативно-соревновательное со сверстниками. Принятие ребенком новой социальной позиции школьника, накладывающей на него ряд обязанностей, требований и привилегий. Коммуникативная готовность (умение общаться со взрослым собеседником/осознание контекста общения; уметь договариваться/кооперироваться/ спокойно чувствовать себя в общении со сверстниками). Эмоциональная готовность (соответствовать требованиям школы, умение принимать критику/соревнование/давление, стремление к успеху, развитие уверенности в себе). Мотивация учения. Первым условием эффективности учебного процесса является формирование мотивации учения. Учебная мотивация — это направленность учащихся к различным сторонам учебной деятельности. Учебная мотивация превращает внешние заданные цели деятельности во внутренние потребности личности. Во внешнем плане мотивация проявляется в прилежании, внимании и усидчивости детей.
Показатели, по которым можно выявить отдельные элементы мотивации: 1.Проявление мыслительной активности: через а) вопросы учащихся, б) участие учащихся в обсуждении вопросов, в) произвольное внимание, г) характер процесса деятельности (как принимается задание - безразлично или с готовностью); 2.Эмоциональные проявления учащихся; 3.Избирательная направленность чтения, участие по свободному выбору в различных формах и видах внеклассной работы. Учебные мотивы многообразны, отличаются между собой видом потребности, которой они отвечают. Мотивы делят по уровням, направленности, содержанию. Мотивы также бывают естественные (материальные) и высшие (духовные) мотивы. Мотивы также определяют по двум типам: внешние и внутренние. Внешние мотивы - наказание, угроза, необходимость, требование и т.д. Учение носит до некоторой степени вынужденный характер и выступает как препятствие, которое надо преодолеть на пути к цели. Это требует психического напряжения, а иногда и борьбы ученика с самим собой. Внутренние мотивы побуждают человека к учению как к своей цели (интерес, любознательность, желание). Здесь также требуются волевые усилия, которые вязаны с трудностями учения, с внешними препятствиями, но только не борьба с самим собой. Объектом познавательных интересов в школе является содержание учебных предметов, овладение которыми составляет основное назначение учения. Поэтому в сферу познавательного интереса включаются не только приобретаемые школьником знания, но и процесс учения в целом. Поэтому учебно-познавательные мотивы отличаются от познавательных интересов тем, что они направлены не на простое приобретение информации, а на усвоение способов действий в конкретной области изучаемого учебного предмета. Условия возникновения и развития интереса к учению: 1.Организация обучения должна способствовать вовлечению ученика в процесс самостоятельного поиска и "открытия" новых знаний (проблемного характера). 2.Учебный труд должен быть разнообразен. 3.Необходимо осознать учеником и понять нужность, важность изучения данного предмета. 4.Новый материал должен быть связан с усвоенными ранее знаниями. 5.Обучение должно быть трудным, но посильным. 6.Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника, тем интереснее ему работать. 7.Яркость, эмоциональность учебного материала, личность самого учителя оказывают влияние на интерес к обучению. 8.Интерес связан с игрой (если в задаче включается "взрослая" жизненная ситуация, то от того, как решит эту задачу ребенок, будет зависеть исход ситуации. Такая ситуация уже предопределена жизненной необходимостью. В процессе игры интеллектуально пассивный ребенок способен выполнить необычный для него объем умственной работы.) Уровень мотивации зависит от четырех факторов: 1. Значимость достижения успеха. Например, какое значение придает ребенок своему успеху в обучении, если он ориентируется на мнение учителя и родителя. Или он получит моральное или материальное вознаграждение и т.д. 2. Надежда на успех. Собственные представления о своих способностях, прошлый опыт успеха или неудач. Те дети, которые рассчитывают на успех, справляются с заданиями лучше. 3. Вероятность достижения успеха. Дети по-разному понимают, что лежит в основе успеха или неудач. Представление человека о причинах успеха и неудач может влиять как на уровень ожидания, так и на способы деятельности. Причины: а) способности или их отсутствие; б) упорство или его отсутствие; в) трудность или легкость задания; г) везение или его отсутствие. Эти все причины зависят от внешних и внутренних воздействий. 4. Эталоны достижений. Если в сравнение идет собственный опыт, то это автономный эталон; если достижения других детей - то это социальное сравнение. Учителю необходимо знать внешкольные интересы и увлечения детей и опираться на них при освоении учебного материала. Чем теснее связан материал уроков с любимыми детскими фильмам, книгами, играми, тем больше вероятность попадания в сферу интересов каждого ученика. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 267. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |