Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Соотношение понятий «образование», «обучение», «научение».
Образование - целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства. Ведёт к овладению ценностями культуры и нравственно-эмоционального отношения к миру, опытом профессиональной и творческой деятельности, сохраняющими и развивающими духовные и материальные достижения человечества. Обучение— это специально организованный, управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями. Научение - приобретение знаний, умений и навыков. Термин применяется преимущественно в психологии поведения. В отличие от педагогических понятий обучения, образования и воспитания охватывает широкий круг процессов формирования индивидуального опыта (привыкание, запечатление, образование простейших условных рефлексов, сложных двигательных и речевых навыков, реакций сенсорного различения и т. д.). Итак, научение/обучение/образование - это процесс приобретения субъектом новых способов осуществления поведения и деятельности, их фиксации и/или модификации. Самым общим понятием, обозначающим процесс и результат приобретения индивидуального опыта человеком, является "научение". Научение человека в результате целенаправленного, сознательного присвоения им передаваемого ему общественно-исторического опыта и формируемого на этой основе индивидуального опыта определяется как учение. Проблемы соотношения обучения и развития Обучение— это специально организованный, управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями. Развитие – процесс количественного и качественного изменения в организме человека. Соотношение обучения и развития касается проблемы биол. и социального (развитие - био., обучение - соц.) Что первично, био. или соц. 1. Первично биологическое (биологизаторы) – любое развитие — это совершенствование генов, воспитание дополнительный фактор, который является катализатором и активизирует заложенные ресурсы. (Бюллер) 2. Ведущая роль у воспитания и обучения – основные черты характера и личности формируются только при жизни в процессе воспитания. (Павлов и Сеченов – теория условных рефлексов) человек индикатор среды. 3. Персоно-генеический – на первом месте активность и самосознание каждой личности. Исход развития зависит от индивидуальных ценностей, стремления и волевых качеств каждого человека. Теории обучения и развития: 1. Развитие опережает обучение (Пиаже) «мышление ребенка с необходимостью проходит через известные фазы и стадии, независимо от того, обучается ребенок или нет»; 2. Развитие = обучение (бихевиористы, У.Джеймс, Торндайк) ребенок развивается по мере того как он обучается. Мышление ребенка развивается за счет того, что он осваивает граммат законы. 3. Обучение и развитие связаны, но не тождественно (К.Коффка) ребенок овладевает операцией и одновременно овладевает принципом, сфера приложения которого шире одной операции. 4. Теория о зоне ближайшего и актуального развития, обучение опережает развитие и ведет его за собой, стимулирует его, и в то же время оно само опирается на актуальное развитие. Следовательно, обучение должно «ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития».
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 479. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |