Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Соотношение понятий «образование», «обучение», «научение».




Образование - целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства. Ведёт к овладению ценностями культуры и нравственно-эмоционального отношения к миру, опытом профессиональной и творческой деятельности, сохраняющими и развивающими духовные и материальные достижения человечества.

Обучение— это специально организованный, управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями.

Научение - приобретение знаний, умений и навыков. Термин применяется преимущественно в психологии поведения. В отличие от педагогических понятий обучения, образования и воспитания охватывает широкий круг процессов формирования индивидуального опыта (привыкание, запечатление, образование простейших условных рефлексов, сложных двигательных и речевых навыков, реакций сенсорного различения и т. д.).

Итак, научение/обучение/образование - это процесс приобретения субъектом новых способов осуществления поведения и деятельности, их фиксации и/или модификации. Самым общим понятием, обозначающим процесс и результат приобретения индивидуального опыта человеком, является "научение". Научение человека в результате целенаправленного, сознательного присвоения им передаваемого ему общественно-исторического опыта и формируемого на этой основе индивидуального опыта определяется как учение.

Проблемы соотношения обучения и развития

Обучение— это специально организованный, управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями.

Развитие – процесс количественного и качественного изменения в организме человека.

Соотношение обучения и развития касается проблемы биол. и социального (развитие - био., обучение - соц.) Что первично, био. или соц.

1. Первично биологическое (биологизаторы) – любое развитие — это совершенствование генов, воспитание дополнительный фактор, который является катализатором и активизирует заложенные ресурсы. (Бюллер)

2. Ведущая роль у воспитания и обучения – основные черты характера и личности формируются только при жизни в процессе воспитания. (Павлов и Сеченов – теория условных рефлексов) человек индикатор среды.

3. Персоно-генеический – на первом месте активность и самосознание каждой личности. Исход развития зависит от индивидуальных ценностей, стремления и волевых качеств каждого человека.

Теории обучения и развития:

1. Развитие опережает обучение (Пиаже) «мышление ребенка с необходимостью проходит через известные фазы и стадии, независимо от того, обучается ребенок или нет»;

2. Развитие = обучение (бихевиористы, У.Джеймс, Торндайк) ребенок развивается по мере того как он обучается. Мышление ребенка развивается за счет того, что он осваивает граммат законы.

3. Обучение и развитие связаны, но не тождественно (К.Коффка) ребенок овладевает операцией и одновременно овладевает принципом, сфера приложения которого шире одной операции.

4. Теория о зоне ближайшего и актуального развития, обучение опережает развитие и ведет его за собой, стимулирует его, и в то же время оно само опирается на актуальное развитие. Следовательно, обучение должно «ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития».

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 479.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...