Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Стили руководства (К.Левин).




1. Авторитарный –абсолютная власть руководителя, максимальный уровень активности.

2. Демократический – деятельность группы осуществляется коллективно, руководитель занимает позицию активного партнера, подводит группу к идее, решения обсуждаются коллективно

3. Попустительский – руководитель занимает роль наблюдателя или бесстрастного комментатора, при этом руководство группы носит спонтанный, стихийный характер.

 

  Лидерство Руководство
1.Регуляция отношений межличностных официальных
2.Уровень микросреда макросреда
3.Возникновение стихийное назаначение/ избрание
4.Устойчивость менее стабильно более стабильна
5.Система санкций не определена определена
6.Принятие решений непосредственное опосредованное
7.Сефра деятельности малая группа представляет группу в более широкой социальной системе

 

Большая социальная группа и ее особенности.

Социальная группа – реально существующая имперически фиксированная совокупность людей, которая выступает как самостоятельный субъект социальных и исторических действий.

Большая группа – коллективно не ограничиваемая условная общность людей, которая выделяется на основе конкретных социальных признаков:

· статусные позиции в обществе,

· возрастные группы,

· группы по интересам,

· группы по местности,

· инвалиды,

· дети с ОВЗ,

· люди с психич.расстройствами

Виды:

1) по характеру социальных связей:

а) объективные макрогруппы – группа, в которой люди объединены общностью объективных связей, существующих независимо от сознания и воли этих людей;

б) субъективно-психологические макрогруппы – группы, которые возникают в результате сознательного объединения людей;

2) по времени существования:

а) длительно существующие группы (классы, нации);

б) временно существующие группы (толпа, аудитория);

3) по организованности-неорганизованности:

а) организованные группы (партии, союзы);

б) неорганизованные (толпа);

4) по возникновению:

а) возникшая стихийно (толпа);

б) организованнаясознательно (партии, ассоциации);

5) по контактности членов группы:

а) условные группы – группы, создаваемые по определенному признаку (пол, возраст, профессия и т. п.), в которых люди не имеют прямых контактов между собой;

б) реальные большие группы – реально существующие группы, в которых люди имеют между собой тесные контакты (митинги, собрания);

6) по открытости:

а) открытые;

б) закрытые – членство определяется внутренними установлениями групп.

Общие признаки, отличающие большие группы от малых:

· нравы, обычаи, традиции - специфические регуляторы поведения, их существование обусловлено наличием специфической общественной практики, с которой связана данная группа, относительной устойчивостью, с которой воспроизводятся исторические формы этой практики;

· образ жизни- особенности жизненной позиции: особые формы общения, типы контактов между людьми;

· интересы, ценности, потребности - приобретают особое значение в рамках образа жизни;

· специфический язык (например, в проф. или возрастной группе это жаргон).

Большая социальная группаэтомногочисленная совокупность людей, занимающих одинаковое положение в структуре общества и имеющих вследствие этого общин интересы.

Особенности:

1.В больших группах существуют специфические регуляторы социального поведения (нравы, обычаи и традиции);

2.Имеют структурную и функциональную организацию;

3.Определенный психический склад, групповая психология;

4.Особый образ жизни группы (особые формы общения, особые формы контактов, складывающихся между людьми);

5.Для некоторых групп язык (этнических групп)

Примеры групп: нация, народность, класс, страта и т.д.

Вопрос 18. Психология массовых явлений.

Массовые явления— совпадающие оценки и установки, принятые стереотипы и внушенные образцы поведения, связанные с более или менее одновременно переживаемыми психическими состояниями людей, как результат коммуникаций в больших группах.

1.Общественное мнение — публично выраженное и распространенное суждение, содержащее оценку (одобрения или осуждения) и отношение к событиям, лицам, организациям и др.

Формы – оценка, жалоба, совет, одобрение, пожелания, недовольство, осуждение, неодобрение, несогласие, протест.

Функции:

· регулирование и предложение определенного поведения;

· оценка событий и фактов;

· объект различных воздействий и манипуляций.

Общественное настроение.

Общественное мнение тесно связано с общественными настроениями, образуя умонастроение — направленность ума, интересов.

Общественное настроение — преобладающее стэн чувств социальных групп в определенный период, который побуждает людей к деятельности, определяет поведение различных общностей.

Признаки:

· определенная предметная направленность (политическое, эстетическое);

· характер и уровень эмоциональной напряженности (апатия, депрессия, подъём).

Одной из форм общественного настроения является массовое настроение.

3. Массовое настроение — сравнительно продолжительное, устойчивое эмоциональное состояние групп, которое окрашивает их переживания и проявляется в позитивном или негативном эмоциональном фоне жизнедеятельности общностей. Присущ динамизм.

Виды проявления:

· общий эмоциональный фон (подъем, угнетение);

· четко выраженное состояние (страх, радость, восторг).

4. Мода— форма стандартизированного массового поведения людей, возникающая стихийно под влиянием доминирующих в обществе настроений, вкусов, увлечений.

Признаки:

· сочетание противоречивых механизмов (идентификация и негативизм, унификация и персонализация, подражание и противопоставление);

· проявляется во всех сферах общественной жизни: экономике, политике, искусстве, быту, спорте;

· тесно связана мода с вкусами и обычаями людей;

· динамичность

Психологический механизм функционирования моды основывается на подражании и заражении. Чаще всего она реализуется, как попытка выделиться на фоне других новой внешней формой (одеждой, прической, поведением, манерой разговаривать и др.) или как стремление хотя бы внешне подражать более сильным, более богатым, более успешным.

Функции:

· социализация;

· манипулирование массовым сознанием;

· отражение дейтсвительности, т.е. текущего момента жизни общества.

5. Слухи –недостоверная или частично достоверная информация, поступающая от одного человека или группы, события, ситуации.

Наличие или отсутствие слухов свидетельствует о конкретное состояние социальной общности, а также о эффективности, квалифицированности управления ею.

Реализация слухов. Этапы:

1.Операционный – воздействие субъекта.

2.Процессуальный – принятие или непринятие воздействия объектом.

3.Результат – реакция в ответ.

Факторы, обуславливающие возникновение и распространение слухов:

· компенсация эмоциональной недостаточности (тот, кто сообщает информацию, получает удовольствие от реакции слушателя; слушатель также получает удовлетворение от восприятия новой информации, которую он считает чрезвычайно важной);

· попытка утвердиться в группе (используя слухи, индивид пытается обрести или повысить свой авторитет в группе, сформировать для себя определенную установку членов группы);

· искреннее стремление предупредить других об опасности;

· неосознанное стремление ослабить личностное напряжение, рассеять свой страх, свое волнение (касается панических слухов);

· личное озлобление, враждебные чувства по отношению к другим (агрессивные слухи).

6. Паника –эмоциональное состояние, разновидность поведения большой совокупности людей, порожденный дефицитом или избытком информации, угрожающим воздействием внешних условий и выраженное чувством страха.

Возникает паника не в каждом среде людей. Она является порождением многих условий и факторов:

· общая психологическая атмосфера тревоги и неуверенности большого количества людей, которая является следствием переживания опасности, законсервированных негативных эмоций и чувств;

· наличие слухов, возбуждающих и стимулирующих панику;

· инициирование паники СМИ, социальными, политическими событиями;

· личностные качества людей, наличие паникеров — людей, склонных к панике (иногда достаточно незначительного их количества, чтобы паника охватила большую группу людей);

· стечение обстоятельств (конкретные условия жизни большой группы на определенном промежутке времени).

В панической ситуации трудно быть наблюдателем, поскольку, попав в ситуацию паники, человек в той или иной степени поддается ей. Во время паники одновременно действуют коммуникативный, перцептивный и интерактивный социально-психологические механизмы влияния на поведение человека (психологический настрой, заражения, внушения и пр.).

Признаки паники:

· люди неадекватно оценивают ситуацию,

· преувеличивают опасность,

· стремятся спастись бегством (массовое бегство),

· проявляют чрезмерную суетливость, хаотичность или заторможенность

· резко снижаются дисциплина, работоспособность

· активизируются попытки воспользоваться успокаивающими средствами (лекарства, алкоголь).

Такое состояние имеет способность стремительно усугубляться, если не принять своевременных, решительных, а главное правильных мер. Предотвратить панику и остановить ее могут такие системные действия:

· решительное убеждение в необходимости сохранять спокойствие и равновесие;

· эффективное руководство социальными группами;

· четкая осведомленность членов группы об обстоятельствах, повлекших осложнение ситуации;

· регулярное информирование;

· решительные, интенсивные действия, способные вывести людей из шока, потрясения;

· иногда эффективно применить сверхсильный раздражитель (в армейской практике — предупредительный выстрел).

7.Стереотипы — это упорядоченные, схематичные, детерминированные культурой «картинки» мира «в голове» человека, которые экономят его усилия при восприятии сложных социальных объектов и защищают его ценности, позиции и права.

Виды. Большая часть стереотипов — это стереотипы пола, возраста, расы, национальности, профессии, социальной принадлежности.

Примеры широко известны и достаточно очевидны. Для межличностного взаимодействия существенны также стереотипы внешности (поджатые губы — злой человек, очкарик — умный и пр.)










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 277.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...