Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Стили руководства (К.Левин).
1. Авторитарный –абсолютная власть руководителя, максимальный уровень активности. 2. Демократический – деятельность группы осуществляется коллективно, руководитель занимает позицию активного партнера, подводит группу к идее, решения обсуждаются коллективно 3. Попустительский – руководитель занимает роль наблюдателя или бесстрастного комментатора, при этом руководство группы носит спонтанный, стихийный характер.
Большая социальная группа и ее особенности. Социальная группа – реально существующая имперически фиксированная совокупность людей, которая выступает как самостоятельный субъект социальных и исторических действий. Большая группа – коллективно не ограничиваемая условная общность людей, которая выделяется на основе конкретных социальных признаков: · статусные позиции в обществе, · возрастные группы, · группы по интересам, · группы по местности, · инвалиды, · дети с ОВЗ, · люди с психич.расстройствами Виды: 1) по характеру социальных связей: а) объективные макрогруппы – группа, в которой люди объединены общностью объективных связей, существующих независимо от сознания и воли этих людей; б) субъективно-психологические макрогруппы – группы, которые возникают в результате сознательного объединения людей; 2) по времени существования: а) длительно существующие группы (классы, нации); б) временно существующие группы (толпа, аудитория); 3) по организованности-неорганизованности: а) организованные группы (партии, союзы); б) неорганизованные (толпа); 4) по возникновению: а) возникшая стихийно (толпа); б) организованнаясознательно (партии, ассоциации); 5) по контактности членов группы: а) условные группы – группы, создаваемые по определенному признаку (пол, возраст, профессия и т. п.), в которых люди не имеют прямых контактов между собой; б) реальные большие группы – реально существующие группы, в которых люди имеют между собой тесные контакты (митинги, собрания); 6) по открытости: а) открытые; б) закрытые – членство определяется внутренними установлениями групп. Общие признаки, отличающие большие группы от малых: · нравы, обычаи, традиции - специфические регуляторы поведения, их существование обусловлено наличием специфической общественной практики, с которой связана данная группа, относительной устойчивостью, с которой воспроизводятся исторические формы этой практики; · образ жизни- особенности жизненной позиции: особые формы общения, типы контактов между людьми; · интересы, ценности, потребности - приобретают особое значение в рамках образа жизни; · специфический язык (например, в проф. или возрастной группе это жаргон). Большая социальная группа–этомногочисленная совокупность людей, занимающих одинаковое положение в структуре общества и имеющих вследствие этого общин интересы. Особенности: 1.В больших группах существуют специфические регуляторы социального поведения (нравы, обычаи и традиции); 2.Имеют структурную и функциональную организацию; 3.Определенный психический склад, групповая психология; 4.Особый образ жизни группы (особые формы общения, особые формы контактов, складывающихся между людьми); 5.Для некоторых групп язык (этнических групп) Примеры групп: нация, народность, класс, страта и т.д. Вопрос 18. Психология массовых явлений. Массовые явления— совпадающие оценки и установки, принятые стереотипы и внушенные образцы поведения, связанные с более или менее одновременно переживаемыми психическими состояниями людей, как результат коммуникаций в больших группах. 1.Общественное мнение — публично выраженное и распространенное суждение, содержащее оценку (одобрения или осуждения) и отношение к событиям, лицам, организациям и др. Формы – оценка, жалоба, совет, одобрение, пожелания, недовольство, осуждение, неодобрение, несогласие, протест. Функции: · регулирование и предложение определенного поведения; · оценка событий и фактов; · объект различных воздействий и манипуляций. Общественное настроение. Общественное мнение тесно связано с общественными настроениями, образуя умонастроение — направленность ума, интересов. Общественное настроение — преобладающее стэн чувств социальных групп в определенный период, который побуждает людей к деятельности, определяет поведение различных общностей. Признаки: · определенная предметная направленность (политическое, эстетическое); · характер и уровень эмоциональной напряженности (апатия, депрессия, подъём). Одной из форм общественного настроения является массовое настроение. 3. Массовое настроение — сравнительно продолжительное, устойчивое эмоциональное состояние групп, которое окрашивает их переживания и проявляется в позитивном или негативном эмоциональном фоне жизнедеятельности общностей. Присущ динамизм. Виды проявления: · общий эмоциональный фон (подъем, угнетение); · четко выраженное состояние (страх, радость, восторг). 4. Мода— форма стандартизированного массового поведения людей, возникающая стихийно под влиянием доминирующих в обществе настроений, вкусов, увлечений. Признаки: · сочетание противоречивых механизмов (идентификация и негативизм, унификация и персонализация, подражание и противопоставление); · проявляется во всех сферах общественной жизни: экономике, политике, искусстве, быту, спорте; · тесно связана мода с вкусами и обычаями людей; · динамичность Психологический механизм функционирования моды основывается на подражании и заражении. Чаще всего она реализуется, как попытка выделиться на фоне других новой внешней формой (одеждой, прической, поведением, манерой разговаривать и др.) или как стремление хотя бы внешне подражать более сильным, более богатым, более успешным. Функции: · социализация; · манипулирование массовым сознанием; · отражение дейтсвительности, т.е. текущего момента жизни общества. 5. Слухи –недостоверная или частично достоверная информация, поступающая от одного человека или группы, события, ситуации. Наличие или отсутствие слухов свидетельствует о конкретное состояние социальной общности, а также о эффективности, квалифицированности управления ею. Реализация слухов. Этапы: 1.Операционный – воздействие субъекта. 2.Процессуальный – принятие или непринятие воздействия объектом. 3.Результат – реакция в ответ. Факторы, обуславливающие возникновение и распространение слухов: · компенсация эмоциональной недостаточности (тот, кто сообщает информацию, получает удовольствие от реакции слушателя; слушатель также получает удовлетворение от восприятия новой информации, которую он считает чрезвычайно важной); · попытка утвердиться в группе (используя слухи, индивид пытается обрести или повысить свой авторитет в группе, сформировать для себя определенную установку членов группы); · искреннее стремление предупредить других об опасности; · неосознанное стремление ослабить личностное напряжение, рассеять свой страх, свое волнение (касается панических слухов); · личное озлобление, враждебные чувства по отношению к другим (агрессивные слухи). 6. Паника –эмоциональное состояние, разновидность поведения большой совокупности людей, порожденный дефицитом или избытком информации, угрожающим воздействием внешних условий и выраженное чувством страха. Возникает паника не в каждом среде людей. Она является порождением многих условий и факторов: · общая психологическая атмосфера тревоги и неуверенности большого количества людей, которая является следствием переживания опасности, законсервированных негативных эмоций и чувств; · наличие слухов, возбуждающих и стимулирующих панику; · инициирование паники СМИ, социальными, политическими событиями; · личностные качества людей, наличие паникеров — людей, склонных к панике (иногда достаточно незначительного их количества, чтобы паника охватила большую группу людей); · стечение обстоятельств (конкретные условия жизни большой группы на определенном промежутке времени). В панической ситуации трудно быть наблюдателем, поскольку, попав в ситуацию паники, человек в той или иной степени поддается ей. Во время паники одновременно действуют коммуникативный, перцептивный и интерактивный социально-психологические механизмы влияния на поведение человека (психологический настрой, заражения, внушения и пр.). Признаки паники: · люди неадекватно оценивают ситуацию, · преувеличивают опасность, · стремятся спастись бегством (массовое бегство), · проявляют чрезмерную суетливость, хаотичность или заторможенность · резко снижаются дисциплина, работоспособность · активизируются попытки воспользоваться успокаивающими средствами (лекарства, алкоголь). Такое состояние имеет способность стремительно усугубляться, если не принять своевременных, решительных, а главное правильных мер. Предотвратить панику и остановить ее могут такие системные действия: · решительное убеждение в необходимости сохранять спокойствие и равновесие; · эффективное руководство социальными группами; · четкая осведомленность членов группы об обстоятельствах, повлекших осложнение ситуации; · регулярное информирование; · решительные, интенсивные действия, способные вывести людей из шока, потрясения; · иногда эффективно применить сверхсильный раздражитель (в армейской практике — предупредительный выстрел). 7.Стереотипы — это упорядоченные, схематичные, детерминированные культурой «картинки» мира «в голове» человека, которые экономят его усилия при восприятии сложных социальных объектов и защищают его ценности, позиции и права. Виды. Большая часть стереотипов — это стереотипы пола, возраста, расы, национальности, профессии, социальной принадлежности. Примеры широко известны и достаточно очевидны. Для межличностного взаимодействия существенны также стереотипы внешности (поджатые губы — злой человек, очкарик — умный и пр.) |
||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 277. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |