Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Задание для самостоятельной подготовки к семинарскому занятию




Подготовьте реферат по теме «Моя будущая профессия». Объем реферата – 2-3 страницы.

Структура реферата.

1) Общие сведения о профессии:

история возникновения, назначение в судебной системе (системе ПОО или др.), связи с другими профессиями и специальностями, возможность освоения смежных профессий и специальностей, значение профессиональной квалификации, требования к соискателям, претендующим на должность, востребованность на рынке труда, престижность.

2) Описание процесса труда:

содержание трудового процесса, результаты труда, технические средства, применяемые в процессе труда, условия трудовой деятельности (наличие рабочего места, его комфортность), творческий характер, однообразие выполняемых операций и др.

3) Человек в процессе труда:

психологические, физиологические, моральные и др. особенности личности, способности и наклонности, необходимые в данной профессии, 

4) Социально-экономические особенности профессии:

условия труда (продолжительность рабочего дня, его нормированность, охрана труда, продолжительность отпуска и др. существенные условия трудового договора), размер заработной платы, система поощрений, социальный пакет, перспективы профессионального (карьерного) роста, возможность повышения квалификации.

Рекомендуемая литература.

    Баева Н.А. Природа и виды конфликтов в деятельности адвоката-защитника по уголовным делам / Н.А.Баева // Воронежские криминалистические чтения: сб. науч. трудов. – Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2006. – Вып.7. - С.11-23.

Гросс Г.О судебном следователе. См.: Юридическая психология: Хрестоматия / Сост. В.В. Романов, Е.В.Романова. - М.: Юристъ, 2000.

Еникеев М.И. Юридическая психология: учебник / М.И.Еникеев. – М., Норма, 2008. – 512 с.

      Калягин Ю.С. Некоторые вопросы социальной перцепции оперативного работника   / Ю.С. Калягин // Юридическая психология. -2010. - N 1.

      Ксенофонтов А.М. Динамика психологического состояния сотрудников милиции в экстремальных условиях деятельности / А.М.Ксенофонтов, И.А. Новикова // Юридическая психология. – 2010. -N 4.

       Литвинова Г.А.Социально-психологическое обеспечение деятельности полиции Баварии (Германия)  / Г.А.Литвинова // Юридическая психология. – 2010. - N 3.

Марков А.Н. Правила адвокатской профессии в России. Опыт систематизации постановлений советов присяжных поверенных по вопросам профессиональной этики / А.Н. Марков. - М., 1913.

Мельников В.Ю. Адвокатское расследование в состязательном уголовном процессе  / В.Ю. Мельников // Адвокатская практика. – 2010. - N 4.

     Олейник А.Н. Основы конфликтологии. Психологические средства деятельности сотрудников органов внутренних дел в ситуациях конфликта. / А.Н. Олейник. - М., 1992.

       Поздняков В.М. О профессионально-психологической компетентности и психологической культуре личности юристов  / М.В.Поздняков // Юридическая психология. – 2010. -N 3.

      Попова Г.В. Особенности функционирования личностных защитных механизмов сотрудников патрульной службы милиции с разным стажем профессиональной деятельности  / Г.В.Попова, Н.Э. Милорадова // Юридическая психология. – 2010. - N 3.

Простяков В.В. Психологические условия преодоления стресса сотрудниками органов внутренних дел / В.В. Простяков,
 О.Н.Зеленцова // Юридическая психология. – 2009. - N 1.

Ратинов А.Р. Судебная психология следователей. / А.Р. Ратинов. - М., 1967.

Романов В.В. Юридическая психология: учебник / В.В. Романов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Юристъ, 2006. – 588 с.

       Скворцова Е.В. Психологическое обеспечение профилактики и преодоления профессиональной деформации личности сотрудников милиции / Е.В.Скворцова // Юридическая психология. -2010. - N 2.

Соколова Е.Н. Психологические проблемы соблюдения законности сотрудниками оперативных подразделений / Е.Н. Соколова //
Юридическая психология. – 2009. - N 1.

      Фомин А.С. Проблемы формирования психологической готовности к управленческой деятельности / А.С.Фомин // Юридическая психология. - 2011. - N 1.     

Чеботарева И.Н. Адвокат-защитник как субъект доказывания по уголовным делам  / И.Н.Чеботарева // Адвокатская практика. – 2010. - N 4.

Экман П. Психология лжи. Обмани меня, если сможешь / П.Экман – СПб.: Питер, 2010. – 304с.: ил.

 

             Тема 6. Криминальная психология.



Вопросы для обсуждения.

1. Психология личности преступника.

2. Психология преступной группы и ее лидера.

3. Психология жертвы преступления (виктимология).

Совершенное владение материалом (вопросы для самопроверки)

1.     Что такое типология личности преступника? Какие классифицирующие признаки могут быть положены в основу типологии?

2. Существуют ли принципиальные отличия в структуре личности правонарушителя и законопослушного гражданина?

3. Существуют ли гендерные факторы, влияющие на поведение правонарушителей?

4. Возможна ли полимотивация преступного поведения?

5. Что такое виктимология? Совпадает ли смысловое содержание понятий «жертва преступления» и «потерпевший от преступления»?

Критическое мышление

Американский психолог А.Маслоу делит потребности и мотивы по их социальному уровню на высшие и низшие (они же базовые, они же фундаментальные). Низшие ("потребности нужды") - физиологические (голод, жажда, сексуальная потребность и т.п.); далее по возрастающей - потребности в безопасности и защите от боли, страха, гнева и неустроенности; затем потребности в социальных связях (любви, нежности, присоединении, идентификации); далее следуют потребности в самоуважении, признании, одобрении и достижениях; высший уровень - самоактуализация, потребность в понимании и осмыслении.

Какие из указанных потребностей могут стать мотивом преступного поведения? Рассмотрите каждый уровень и приведите примеры.

Практическая работа

1. Группа подростков 14-15 лет совершила несколько краж и два ограбления. Один из подсудимых, сын преуспевающего бизнесмена, свое участие в преступлении объяснил тем, что его привлекала сама опасность и соблазняла возможность проявить смелость; кроме того, он боялся показаться трусом перед своими товарищами.

 Объясните поведение подростка. Какие особенности личности несовершеннолетних наиболее ярко проявляются в противоправном поведении? 

2. В детской палате отделения патологии беременных института клинической медицины был облит едкой жидкостью ребенок роженицы Малиновой, врача-ординатора терапевтического отделения этого же института. Тяжелые ожоги лица и глаз повлекли за собой полную потерю зрения в правом глазу и неизгладимое обезображение лица ребенка.

Следствие исключило преступную неосторожность. Обвинение было предъявлено педиатру Новинской. Основным мотивом, по мнению следствия, стала зависть к положению Малиновой и месть за высокомерное отношение. Новинская все отрицала.

Защита обратила внимание на показания профессора Пхакадзе, который первым осмотрел ребенка. Он утверждает, что по характеру ожога можно сделать вывод, что он произошел не от того, что плеснули в лицо кислоту, а от вытирания ватой, намоченной в кислоте. Опытный врач Годунова, более двадцати лет работающая в акушерских отделениях, показала, что няни обычно промывают глаза новорожденным не так, как положено – от периферии к переносице, а выжимают ватку над переносицей и затем проводят ею по глазам ребенка от центра к периферии.

Таким образом, характер ожога свидетельствует о причастности к трагедии другого лица – няни Березовой. Дело в отношении Новинской было прекращено за недостаточностью улик.

Можно ли по характеру совершения преступного деяния сделать вывод о психологических, физиологических, профессиональных особенностях лица, его совершивших? Приведите примеры, подтверждающие ваше мнение.

3. Изучая материалы уголовных дел о серии нераскрытых убийств, совершенных в разных районах города, следователь обратил внимание, что по ряду из них в качестве понятого при осмотре места происшествия участвует некий И.А.Ванюков. Из бесед со следователями, производившими эти осмотры, выяснилось, что они привлекали понятых из числа лиц, находящихся около места происшествия; таким же образом привлекался ими в качестве понятого и Ванюков. С учетом того, что эти убийства были совершены в разных районах города, была выдвинута подтвердившаяся позже версия о причастности Ванюкова к совершению этих преступлений (пример О.Я.Баева).

Какая психологическая особенность поведения Ванюкова позволила раскрыть преступления? Чем еще характерно поведение серийных убийц?

4. Фронтовик Петр Матейко прибыл на побывку в родную Дубровку. Еще недавно его, здорового и красивого парня проводили в армию, а теперь на его кителе сияла Звезда Героя Советского Союза, боевые ордена и медали.

Петр рассказывал односельчанам яркие эпизоды из фронтовой жизни, о жарких схватках с фашистскими самолетами в небе. Получая в финансовом отделе райисполкома пособие на ремонт избы родителей, Петр предъявил удостоверение на имя Героя Советского Союза Андрея Голована, объяснив, что смена имени и фамилии произошла из-за близости аэродрома к фронту: «У нас завсегда так делают, - фрицев дезориентируем».

По пути на фронт Петр решил посетить областной центр. Фронтовой гость – статный летчик, капитан, умело и быстро завязывал знакомства с областным начальством. Героя приглашали на митинги, он выступал по радио, дал интервью корреспондентам областной газеты: «За время войны я имею на своем боевом счету 29 вражеских самолетов, сбитых лично, и 23 – в групповых боях».

Вся история Матейко развеялась в прах из-за одного наивного вопроса. На встрече с героем в школе пятиклассник спросил:

 - Дяденька, значит за три месяца можно выучиться на летчика и сбивать фашистов?

- Как это за три? – не понял оратор.

- Вы же сами сказали, что ушли в армию в апреле этого года, а сейчас июль.

«Капитан» не смог объяснить школьникам, как он стал героем за три месяца, зато он подробно рассказал об этом в судебном заседании Военного трибунала. Петр дезертировал из армии в первые дни призыва, был задержан и осужден к десяти годам лишения свободы с отбытием наказания после фронта. Сбежал вторично и укрылся в пассажирском поезде, где вошел в доверие к капитану Головину, украл его китель с орденами и продолжил свой «боевой» путь. Военный прокурор с учетом обстоятельств дела требовал для подсудимого 10 лет строго режима без применения статьи об отбытии наказания после войны. Адвокат Брауде добился более мягкого приговора – 10 лет лишения свободы с отбытием наказания после фронта.

К какому типу преступников (см.: Еникеев М.И. Юридическая психология: учебник. М.: Норма, 2008. - С. 53) следует отнести лжекапитана? Какие признаки архитипа трикстера проявляются у Матейко? Почему Военный трибунал проявил снисхождение к дезертиру?










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 186.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...