Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 1. Предмет, цели, задачи юридической психологии.




Вопросы для обсуждения.

1. Возникновение и развитие юридической психологии. Юридическая психология в системе юридических и гуманитарных наук.

2. Предмет, цели, задачи юридической психологии.

3. Структура юридической психологии как науки и учебной дисциплины.

Совершенное владение материалом (вопросы для самопроверки)

1.  Что такое интеграция и дифференциация научного знания? В чем состоит роль интеграции научных знаний?

2. Что изучают социология, психология, социальная психология? Как возникли и развивались эти науки?

3. Соотнесите хронологию возникновения юриспруденции, криминальной и судебной психологии, психологии, социальной психологии, психиатрии и юридической психологии. В чем проявляется взаимодействие этих наук?

Критическое мышление

1. Е.Г.Журавель в статье, опубликованной в журнале «Юридическая психология» (2008г., N 3), утверждает, что юридическая психология – это отрасль психологии; классификация юридических наук, известная вам с первого курса, относит юридическую психологию к прикладным наукам. Эти суждения противоречат друг другу? В чем состоит системообразующая функция юриспруденции по отношению к юридической психологии?

Практическая работа

1. По мнению известного российского ученого С.П. Капицы «Все, сколь либо значимые проблемы носят междисциплинарный характер». Проведите анализ материала, изученного вами в курсе теоретических, историко-правовых, отраслевых и прикладных наук и выявите такие проблемы.

2. Сопоставьте предмет юридической психологии с предметами изучения других юридических наук. Определите схематично место юридической психологии в системе гуманитарных и юридических наук.

Задание для самостоятельной подготовки к семинарскому занятию

Вариант 1. Конспективное изложение содержания научной статьи (реферирование) (для студентов, чьи фамилии начинаются с буквы А – Й)

Вариант 2. Конспективное изложение содержания научной статьи (реферирование) (для студентов, чьи фамилии начинаются с буквы К – Р)

Вариант 3. Конспективное изложение содержания научной статьи (реферирование) (для студентов, чьи фамилии начинаются с буквы С – Я)

Рекомендуемая литература.

Еникеев М.И. Юридическая психология: учебник / М.И.Еникеев. – М., Норма, 2008. – 512 с.

Из сборника Юридическая психология: Хрестоматия / Сост. В.В. Романов, Е.В.Романова. - М.: Юристъ, 2000. - 448 с.: А.У. Фрезе. О применении психологии и психиатрии к юридическим вопросам; А.Л. Болтунов. О судебной психологии; А.Р. Ратинов. Судебная психология как наука; Л.Е. Владимиров. Психологическое исследование в уголовном суде.

 (Вариант 1) Журавель Е.Г. Юридическая психология как отрасль психологии и ее место в системе научного знания. / Е.Г. Журавель. // Юридическая психология. - 2008. - N 3.         

(Вариант 2) Грищенко Н.П. Психологическая теория права Л.В.Петражицкого / Н.П. Грищенко // Юридическая психология. - 2008. - N1.

(Вариант 3) Еникеев М.И. Памяти Д.А. Дриля и С.В. Познышева / М.И. Еникеев // Юридическая психология. - 2008. - N1.

 

 

Тема 2. Методология юридической психологии.

Вопросы для обсуждения.

1. Философские и общенаучные методы познания.

2. Методы юриспруденции и их значение для юридической психологии.

3. Методы психологии и их применение в правовой сфере.

Совершенное владение материалом (вопросы для самопроверки)

1. Какому закону материалистической диалектики соответствует понятие «рецидив»? Какие дефинитивные нормы уголовного закона отражают действие этого закона?

2. Какие правовые отношения иллюстрируют закон единства и борьбы противоположностей? Какие проблемы противоречия между полярными субъектами вскрывает этот один из основных законов диалектики?

3. В чем состоит сущность субъектно-деятельностного подхода? На конкретном примере правоотношений поясните, какие субъект-субъектные и субъект-объектные связи в нем возникают.

Критическое мышление

1. Докажите, что развитие таких сложных правовых систем, как уголовное судопроизводство, возможно только при реализации принципа состязательности на всех его этапах.

2. В конце 60-х годов прошлого века в отечественной уголовно-процессуальной науке возникла теория бесконфликтного следствия, представленная в работах А.М.Ларина, И.Ф.Пантелеева, М.С.Строговича. Эти авторы полагали, что конфликт как противоборство, в основе которого лежат антагонистические противоречия, не может возникнуть в производстве по уголовным делам (например, в таком случае невозможен логический прием презумпирования невиновности и придется признать, что показания подозреваемого не гипотетически, а реально правдивы). Тем не менее, сторонники бесконфликтного следствия не отрицают возможности возникновения противоречий, которые не являются антагонистическими, в ходе предварительного следствия. «Обвиняемый может не соглашаться с обвинением независимо от своей вины или невиновности. Противоречия по различным причинам появляются между показаниями обвиняемых в совместном совершении одного преступления, между показаниями свидетелей-очевидцев, между заключениями нескольких экспертов по одному и тому же вопросу. Такие конфликты естественны и правомерны» (Ларин А.М. Криминалистика и паракриминалистика. С.103)

Выскажите свое отношение к теории бесконфликтного следствия.

3. Астрологи пытаются предсказывать судьбу человека, определяя его психотип и специфические условия жизни. В чем отличие астрологических прогнозов от психологических характеристик? Зачем 52% россиян время от времени просматривают астрологические прогнозы?

     Практическая работа

1. Примените общенаучные методы анализа, синтеза, системного и функционального подхода в исследовании семьи как социального института.

2. Используя методы юридической психологии (наблюдение, беседа, анкетирование, опрос и т.д.), выявите проблемы, волнующие современную студенческую молодежь, классифицировав их по группам (учебная работа, проведение досуга, взаимоотношения с близкими и т.д.)

Задание для самостоятельной подготовки к семинарскому занятию

Изучите гл.6 монографии П.Экмана «Психология лжи» или статьи:              Подольный Н.А.Особенности судебной психофизиологической экспертизы / Н.А.Подольный // Эксперт-криминалист. - 2010. - N 2; Китаев Н.Н., Результаты опроса на полиграфе не могут иметь статус уголовно-процессуальных доказательств / Н.Н.Китаев, А.Н.Архипова // Российский следователь. – 2010. - N 3; Байрамов Ф.Д. Применение полиграфа / Ф.Д.Байрамов // Законность. – 2009. - N 8; Гольцов А.Т.Детектор лжи в уголовном судопроизводстве США / А.Т.Гольцов // Журнал российского права. – 2009. - N 4       

и сделайте вывод о возможности использования многоканального осциллографа для одновременной записи различных психосоматических процессов: дыхания, наполненности и частоты пульса, электропроводности кожи, изменения просвета кровеносных сосудов, напряжения мышц и др. (детектора лжи) в качестве верификатора.

Рекомендуемая литература.

      Баева Н.А. Субъектно - деятельностный подход в исследованиях проблемы конфликта в профессиональной деятельности адвоката / Н.А.Баева // 50 лет в криминалистике. К 80-летию со дня рождения Р.С.Белкина. Материалы международной научной конференции. – Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2002. - С.14-20.

      Байрамов Ф.Д. Применение полиграфа  / Ф.Д.Байрамов // Законность. – 2009. - N 8.

Брушлинский А.В. Деятельностный подход и психологическая наука / А.В.Брушлинский // Вопросы философии. - 2001. - №2. - С.89-95.

Гольцов А.Т.Детектор лжи в уголовном судопроизводстве США  / А.Т.Гольцов // Журнал российского права. – 2009. - N 4.            

Журавель Е.Г. Методы юридической психологии / Е.Г.Журавель // Юридическая психология. – 2009. - N 3.

Знаков В.В. Психология субъекта как методология понимания человеческого бытия / В.В. Знаков // Психологический журнал. – 2003. - № 2. – С.95.

Китаев Н.Н., Результаты опроса на полиграфе не могут иметь статус уголовно-процессуальных доказательств / Н.Н.Китаев, А.Н.Архипова // Российский следователь. – 2010. - N 3.

      Козлов И.С. Методологические аспекты применения опроса с использованием полиграфа в практике  / И.С.Козлов // Юридическая психология. – 2010. -N 3.

Ларин А.М. Криминалистика и паракриминалистика: Научно-практическое и учебное пособие / А.М.Ларин - М.,1996.

        Милюков С.В.К вопросу о составлении комплексного портрета личности / С.В.Милюков  // Юридическая психология. – 2010. -N 4.            

       Новикова-Грунд М.В.Текстовые методики: психолингвистический метод диагностики травмы и психотерапевтической работы с ней / М.В. Новикова-Грунд // Юридическая психология. – 2010. - N 4.

      Подольный Н.А.Особенности судебной психофизиологической экспертизы / Н.А.Подольный // Эксперт-криминалист. - 2010. - N 2.

Романов В.В. Юридическая психология: учебник / В.В. Романов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Юристъ, 2006. – 588 с.

       Соколова О.А. Использование методов психологии при диагностировании человека при расследовании и раскрытии преступлений / О.А.Соколова  // Юридическая психология. – 2010. -N 4.

Экман П. Психология лжи. Обмани меня, если сможешь / П.Экман – СПб.: Питер, 2010. – 304с.: ил.

 

 Тема 3. Психология личности в контексте правовых явлений.

Вопросы для обсуждения.

1. Психические процессы и их роль в деятельности юриста.

2. Психические состояния и их роль в деятельности юриста.

3. Психические свойства и их роль в деятельности юриста.

Совершенное владение материалом (вопросы для самопроверки)

1.  Чем отличается ощущение от восприятия?

2. Объясните деструктивное влияние запахов на поведение человека.

3.  Каково влияние искажений восприятия на реконструк­тивную деятельность в процессе расследования преступле­ний?

4.Каковы психологические особенности искажения па­мяти?

5.Какую роль играет воображение в деятельности юриста (следователя)?

6. Что такое логическая ошибка? В чем отличие паралогизмов от софизмов?

7.  Назовите виды юридически значимых психических состояний.

    Критическое мышление

1. Последние данные нейрофизиологии свидетельствуют о том, что рациональное нельзя отделять от чувственного или противопоставлять ему. Какие эмоциональные состояния способствуют активизации мыслительных процессов?

2. Каково влияние музыки на ваше настроение? Какая музыка помогает вам воодушевиться, успокоиться, отдохнуть, сменить атмосферу, настроиться на работу? Чем обусловлено такое воздействие?

Практическая работа

1. В подъезде дома был найден окровавленный мужчина, стонавший от боли. Жильцы опознали его как приятеля проживающего на третьем этаже Горбачева. По его словам, они с приятелем - Бровко в этот вечер выпивали. Бровко быстро захмелел, отказался продол­жать выпивку и, сославшись на то, что он должен поскорее идти домой, поднялся из-за стола. Горбачев проводил гостя до входной двери и вернулся к себе. Это было в десятом часу вечера. Приблизительно через час после ухода Бровко в дверь Горбачева по­стучала соседка по квартире и сказала: «Идите скорее на лестницу, там ваш приятель корчится и стонет».

Горбачев, по его словам, вышел на площадку вто­рого этажа и увидел Бровко, который стонал и держал руки на животе. Подсудимый вышел на улицу и вызвал карету скорой помощи. При содействии Горбачева Бровко был доставлен в больницу. Несколько раз подсудимый приходил в больницу справляться о состоянии здоровья больного. Через два дня Бровко умер. Вскрытие показало, что у него была раздроблена печень на одну восьмую долю. Горбачев был привлечен к уголовной ответственности.

Свидетельница Жукова, допрошенная в стадии предварительного показала: «Я бы­стрым движением распахнула двери и увидела, что Горбачев ногой ударил по животу лежавшего чело­века».

На очной ставке с Горбачевым эта свидетельница уже говорила несколько иначе: «Когда, услышав стоны за дверью, я открыла ее, то увидела Горбачева с за­несенной над лежавшим Бровко ногой». В дальнейших своих показаниях свидетельница Жукова указывает: «Бил ли Горбачев ногой Бровко, я точно сказать не могу».

Какая особенность памяти придает воспоминаниям свидетеля угасающий характер? Могут ли быть другие причины изменения показаний? Какую роль в восприятии события играют слабая освещенность, фрагментарность, предвзятость?

2. Возвращаясь домой, И.Е.Кольцова подверглась нападению. На третьем этаже лестницы Кольцову до­гнал неизвестный человек, сбил ее с ног и, вырвав сумочку, в которой находилась полученная в тот день пенсия, скрыл­ся. Никаких примет преступника потерпевшая не могла на­звать. Но преступника быстро нашли: убегая, он уронил библиотечную книгу «Железная пята» Джека Лондона, по формуляру установили абонента. Им оказался 16 летний школьник Виктор Сергачев. При первом же допросе Виктор Сергачев признал себя виновным. В судебном заседании адвокат Я.С.Киселев убедительно доказал, что Виктор выгораживал старшего брата.

Почему признание не может считаться достаточным доказательством вины? Как называется логическая ошибка, допущенная следствием?

3. Казимир Верховский был предан суду по обвинению в умышленном убийстве своей жены Людмилы. Работая по контракту на Севере, спустя некоторое время он вернулся домой и узнал, что жена сошлась с неким Кузнецовым. Вечер накануне убийства Верховский, Людмила и Кузнецов провели вместе, договорившись, что утром она скажет последнее слово, а чтобы никто не мог повлиять на ее решение, ночь проведет в столовой, которой она заведовала. Около шести часов утра Верховский и Кузнецов пришли к столовой. Кузнецов остался на улице, а Верховский с Людмилой прошли вглубь помещения и остановились у разделочного стола. На вопрос «Ну как решила?» Людмила ответила: «Как вы оба мне надоели!».

Как показывает Верховский, у него потемнело в глазах, вдруг очень сильно закружилась голова, он пошатнулся и, чтобы не упасть, оперся руками о разделочный стол. «Под руку попался нож, рука схватила его, зажала рукоятку и замахнулась… Все это подсудимый сделал «не помня себя» (из защитительной речи адвоката О.В.Дервиза).

Верховский нанес удар в грудь, но тут же выдернул нож, зажал рукой рану, из которой хлестала кровь, стал звать на помощь. Прибывшим сотрудникам милиции Верховский сказал, что ударил жену ножом и показал нож.

На каких фактах адвокат основывает предположение об аффекте? Достаточно ли этих фактов для квалификации действий Верховского как убийство, совершенное в состоянии аффекта?

4. И.И.Жибутис был предан суду по обвинению в убийстве бывшего мужа своей сестры Л.Гарлы. Вечером 17 ноября в дверь дома Жибутиса постучали. Из окна мать Жибутиса увидела стоящего на пороге Гарла с поленом в руке. В доме, кроме нее и малолетней внучки никого не было. Гарла бросил в окно полено, разбив оконную раму. Жибутене побежала к соседям, у которых находился ее сын, И.И.Жибутис, за помощью, оставив ребенка в доме. Прибежавший И.И.Жибутис обнаружил плачущую в кроватке девочку, осмотрел комнаты, потом «сел в кухне на табуретку подавленный» (из показаний И.И.Жибутиса). Прибежавшая Жибутене сообщила сыну, что Гарла шумит у дома соседки Маликенене. «Меня эти слова просто потрясли. Я вздрогнул, меня затрясло. … Мне много раз приходилось схватываться с Гарлой. Я знал, что голыми руками его не утихомирить. …На кухне подвернулся под руку топор, я схватил его». Жибутис утверждает, что подбежав к дому Маликенасов, он увидел Гарлу, идущего от двери дома к окну, кинулся за ним и увидел за окном Маликенене с плачущим ребенком на руках. Затем он услышал крик о помощи. В руке Гарла была видна занесенная для удара дубина. «Я сам не заметил, как подскочил к нему и нанес удар топором… Гарла упал… Топор я бросил здесь же…»

Народный суд признал И.И.Жибутиса виновным в убийстве, совершенном в состоянии сильного душевного волнения и осудил по ст.107 УК Литовской ССР к одному году исправительных работ без лишения свободы с отбыванием наказания по месту работы осужденного.

Перечислите признаки аффекта и соотнесите их с изложенной фабулой дела. Считаете ли вы решение суда законным и обоснованным? Справедлив ли постановленный приговор?

5. Исаков с женой и шестилетним ребенком проживал в частном доме. Соседнюю комнату занимала портниха Фомина, с которой у Исакова вскоре возникла интимная связь. Спустя три месяца жена Исакова пропала. Прошло более года, Исаков и Фомина возобновили отношения. Однажды, ночуя у Фоминой, Исаков вдруг обратил внимание, что доски пола, на которых стояла ее кровать, не закреплены. Когда он сказал об этом сожительнице, та резко изменилась в лице, но ничего не ответила. Это зародило в нем подозрение. В следующий раз он снова обратил внимание на то, что доски пола шатаются, и опять сказал об этом Фоминой. Она вновь крайне смутилась, но перевела разговор на другую тему. Исаков обратился в милицию. Сотрудники МУРа (события происходили в 1937-1938 гг.) подняли доски и произвели раскопку. На глубине одного метра был обнаружен труп Исаковой, завернутый в серую ткань и обвязанный веревками.

В каком психическом состоянии находилась Фомина? Какие эмоции и чувства выдали ее? Что вы можете сказать о ее психических свойствах?

6. Используя интроспективный метод, исследуйтеиндивидуально-психологические особенности своей личности (темперамент, характер и его свойства, общие и специальные способности).










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 339.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...