Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Система образования в Финляндии




 

возраст

Учебное заведение

19-24 Университеты (5лет) Профессиональные колледжи (4 года)
17-19 Высшая средняя школа (гимназия) Профессиональная средняя школа (4 года)
13-16

Старшая ступень общеобразовательной средней школы

7-13

Младшая ступень общеобразовательной средней школы

6-7

Подготовительные классы

Подготовительные классы в детских садах Подготовительные классы в общеобразовательных школах
2-6

Дошкольное обучение

Детский сад

 

Литература:

1. Structures of the Education and initial Training Systems in the European Union. - Second edition. - Brussels, 1995.

2. Education Training Youth Studies. Education in the European Union. Current Thinking and provision. Luxembourg, 1995.

3. In formation dossiers on the structures of the Education systems in the European Union .- The Haay, 1994.

 

 

 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ 90-х ГОДОВ В ГОЛЛАНДИИ

 

В 1993/94 годах все средние школы в Нидерландах начали осуществлять переход на новые учебные программы. Практически это положило начало крупнейшей за последние годы образовательной реформе в стране.

Основные изменения произошли в области содержания образования. Новые учебные программы стали обязательными для всех учащихся в возрасте от 12 до 15 лет. Сама же структура системы образования страны в основном не изменилась, и сегодня школьники Голландии могут по-прежнему получить среднее образование четырьмя основными путями

( см. схему “Система образования в Нидерландах”).

Однако, в связи с внедрением базовых программ, государство начало материально стимулировать объединение различных типов учебных заведений. Сегодня в таких “комбинированных” учебных заведениях могут быть представлены два-три типа школ. В настоящее время примерно половина школ страны охвачена процессом “объединения”. В результате, исчезают столь резкие границы между образовательными учреждениями разного типа. В тоже время такие комбинированные школы получают большую автономию и возможность самостоятельного определения своей образовательной политики.

В определенной степени меняется и система профессионального образования страны. Сегодня перед профессиональными учебными заведениями поставлена задача одновременного внедрения базовых учебных программ и осуществления профессиональной подготовки учащихся. Это безусловно облегчает решение проблемы получения молодежью дальнейшего образования.

Таким образом, внедрение базовых учебных программ привело к некоторым изменениям в “классической” системе образования Голландии. Естественно, что процесс реформирования среднего образования страны займет определенное время, по крайней мере, ближайшие десять лет пройдут в поисках путей решения задач, поставленных перед школой.

Необходимо отметить, что за последние двадцать лет в Голландии было разработано по меньшей мере четыре важных пакета политических предложений по реформированию среднего образования. И хотя эти предложения не были реализованы, они, безусловно, дали пищу для обсуждения проблем образования в высших эшелонах власти. В результате многочисленных дискуссий политики и специалисты в области образования сошлись во мнении о том, что реформы должны начаться именно в области содержания образования и разработки новых учебных программ.

В настоящее время базовые программы определяются как общая основа интеллектуального и социально-культурного образования, создающая условия для развития молодежи, дающая возможность продолжения обучения и выбора профессии.

Как уже было отмечено выше, внедрение базовых программ во всех школах страны повлекло за собой некоторые изменения в структуре среднего образования, хотя многие голландские специалисты выступали против этого. Вообще, споры вокруг разработки и внедрения базовых программ не утихают, и они характерны не только для Голландии, но и для других стран Западной Европы. Однако несомненно, что одной из причин, определивших необходимость их внедрения, явилась пресловутая проблема “отбора” или “селекции” детей, иначе говоря, столь болезненное для демократических систем образования распределение детей в учебные заведения различного типа. Кроме того, в зарубежных педагогических исследованиях особенно подчеркивается роль образования в социальной адаптации молодежи. Свои жесткие требования диктует и современный рынок труда, нарастает напряженность в связи со многими социальными и этническими проблемами. Все это требует от современного образования необычайной гибкости. Именно мобильность и гибкость рассматриваются голландскими специалистами как наиболее важные качества современного образования. Эти требования они пытались отразить в содержании базовых учебных программ.

Обращает на себя внимание тщательная разработка программ. Одиннадцать рабочих групп, состоящих из учителей, специалистов в области образования при поддержке Института тестирования (CITO) и Института развития программ (SLO), в течение долгого времени разрабатывали основные положения. Итоги и результаты работы групп обсуждались в Парламенте страны, и, наконец, в 1993 году Концепция базового образования была принята Парламентом Нидерландов.

Обязательные (базовые) программы голландских школ состоят из трех компонентов:

 

1. перечня учебных предметов,

2. количества часов, рекомендуемого для изучения данных предметов,

3. учебных задач, определенных для каждого предмета.

 

Одна из основных задач внедрения базового образования состоит в предоставлении каждому ребенку возможности изучать пятнадцать основных предметов:

1.  Голландский язык                                                

2.  Английский язык                                                         

3. Французский язык или немецкий язык                     

4.  Математика                                                                

5. Физика и химия                                                         

6. Биология

7. Домашняя экономика/ охрана здоровья                                                                                                                                               

8. Основы ремесел                                                        

9.  История и право

10.  География                                                                 

11.  Экономика

12. Информатика     

13.  Технологии

14.  Два предмета по выбору: а) рисование б) музыка, танцы г) драма

15. Физическое воспитание.

 

По выбору учащиеся могут изучать второй иностранный язык или два любых предмета по искусству.

В новый учебный план включены три новых предмета: информатика, домашняя экономика и курс “Мое здоровье”. Школы до определенных пределов могут сами комбинировать учебные курсы. Так, например, возможны варианты объединения курсов физики и химии, биологии и географии, истории и гражданского права. Только курс “Мое здоровье” и “Домашняя экономика” не могут объединяться с другими учебными предметами.

Количество часов, отведенное на изучение курсов, дается лишь в плане рекомендации. Если школа видит, что ее учащиеся справляются с учебными задачами быстрее, чем указано в рекомендациях, или, наоборот, нуждаются в большем количестве времени, то школа сама может изменить предложенную расчасовку. Обязательной для голландских школ является лишь минимальная 24-часовая недельная нагрузка.

Как уже было отмечено выше, одним из основных компонентов базовых программ являются учебные задачи, определенные для каждого предмета. Они выступают объектом пристального внимания учителей, поскольку определяют нормативы усвоения знаний и уровень овладения умениями. По мнению голландских специалистов, учебные задачи должны, прежде всего, отражать уровень усвоения учащимися основных компонентов содержания учебного предмета, например, грамматики - в иностранных языках, основных теорий - в биологии и т.п. Учебные задачи должны также отражать осознание учащимися практической значимости знаний, их социокультурного аспекта.

В качестве примера обратимся к трактовке учебных задач курса географии. Как отмечено в программе, обучение географии в средних школах Голландии направлено на формирование географических знаний и умений, которые могут быть востребованы учащимися, как в настоящее время, так и в будущем. Это должны быть:

•   знания о природной и социальной сферах, отношениях между ними;

•   знания и умения оценки природных явлений и ресурсов;

•   практические знания и умения по организации деятельности человека в природной среде;

•   умения проведения простейших географических исследований.

Общие цели конкретизируются в учебные задачи, в частности, отмечается, что, изучая географию, школьники должны:

1. обладать следующими умениями:

•   выявлять аспекты географических знаний в поставленных перед ними проблемах;

•   уметь собирать информацию о природных и социальных явлениях из различных источников, а также из собственных наблюдений за природой;

•   уметь анализировать, сравнивать и обобщать географическую информацию;

•   уметь обрабатывать и представлять полученные данные;

•   уметь делать выводы из полученных результатов, защищать свое мнение по географическим проблемам.

2. У учащихся должно быть сформировано картографическое представление о своей местности, стране, Европе, планете.

3. Учащиеся должны уметь читать различные виды карт и использовать их для описания различных типов местности и объяснения природных явлений.

Далее в программе подробно излагаются цель, и задачи изучения каждого раздела курса. Их всего четыре: Мой край, Моя страна, Европа, Мир. Для иллюстрации конкретных задач разделов обратимся к разделу “Европа”. В ходе изучения данного раздела курса учащиеся должны научиться:

1. Определять местоположение важнейших европейских субрегионов, знать их социально-географические различия;

•   устанавливать черты сходства и различия в культуре, традициях, образе жизни жителей Западной и Восточной Европы;

•   знать положение, состав Европейского Союза, оценивать его значение;

•   определять типы и особенности европейских туристических зон.

2. Приводить примеры европейской интеграции, а также геополитических изменений в Европе, определять значение этих изменений для развития промышленности, торговли, туризма и повседневной жизни.

3. Приводить примеры и осуществлять попытки анализа экологических проблем в Европе, а также соотносить их с экологической ситуацией в Нидерландах.

Надо сказать, что от школ не требуется неукоснительного следования задачам, определенных программой. Сегодня школы имеют право их адаптировать к возможностям своих учеников.

                  СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ НИДЕРЛАНДОВ

возраст

Учебное заведение

21-25

 

 

Университет (4 года)

Высшее

 профессиональное образование

(4 года)

           Среднее профессиональное образование (2-4 года)
Ремесленное обучение (1-4 года)
15-21 Доуниверситетское образование (6 лет) Общее среднее образование (5 лет) Общее среднее образование  (4 года) Подготовительное профессиональное образование (6лет)
12-15

Базовое образование (4 года)

4-12

Начальное образование (9 лет)

 

Учебные программы являются ориентиром, как для учителей, так и для учащихся, определение уровня достижений которых является обязательным для всех школ страны. Голландский Институт тестирования и оценки (CITO) в настоящее время разрабатывает целую систему различных методик, определения уровня достижений школьников. Школы обязаны использовать эти методики, и в тоже время могут осуществлять контроль свои путем.

В любом случае они обязаны предоставить итоги тестирования инспекторским службам, которые их обрабатывают и направляют обратно в школы сравнительный анализ результатов с другими средними учебными заведениями.

Реформа среднего образования, проводимая в настоящее время в Нидерландах, является чем-то уникальным. Но она четко отражает реалии современного общества и приводит образовательные институты в соответствие с современным уровнем идей свободы и демократии в образовательной политике страны.

 

Литература:

1. Going  to school in the Netherlands.LDC, 1994.

2. Education Policy in the Netherlands: 1992-1994. The Development of Education. A national report from the Netherlands. The Ministry of Education, Culture and Science, 1994.

3. Education and initial training systems . Second edition European Commision, Luxembourg, 1995.

4. Basic Education in the Netherlands. The attainment Targets. A publication of the Netherlands. Ministery of Education and Science.1994.                                                

 

 Система образования в Японии

Большой интерес сегодня вызывает не только страны Европы и Америки, но и страны Ближнего и Дальнего Востока это Япония, Южная Корея, Турция. Эти страны вышли на уровень высокоразвитых стран мира во второй половине XX века и немалую роль в «экономическом чуде» сыграло образование. Особое внимание привлекает Япония. Система образования в этой стране удивительным образом сумела, и сохранить национальные традиции, и вобрать все интересное и необходимое из лучшего опыта мирового образования. Японская школа строится на традициях и авторитете, но в тоже время как губка впитывает все, что позволяет ей успешно развиваться.

Система общего образования в Японии во многом напоминает американскую. Однако это относится в основном к формальному построению школы. По своему содержанию, а особенно по духу японская школа уникальна. Японцы настойчиво шли к созданию своей собственной системы образования. Правда, в ходе этого процесса были предприняты две попытки заимствования: после реставрации Мэйдзи японцы «настроились» было на копирование французских и прусских, а в послевоенные годы - американских образцов. Однако из этого мало что получилось. Социальная история японцев и японские социальные ценности мешали усвоению зарубежных стандартов. В результате постепенно сложилась подлинно японская школьная система

Принятая в 1947 году образовательная система Японии делится на пять основных ступеней.

Детский сад (с 3 до 6 лет);

 Начальная школа (с 6 до 12 лет);

 Средняя школа (с 12 до 15 лет);

 Старшая школа (с 15 до 18 лет);

 Колледж, или университет.

 

Все дети обязаны посещать школу с 6 до 15 лет. Для некоторых из детей обучение начинается еще раньше - с 3-4 лет, когда они начинают посещать детский сад. Однако, почти все дети учатся в школе до 18 лет, а треть из окончивших ее получает после этого и высшее образование.

Начальную и младшую среднюю школу, входящие в систему обязательного образования, посещают 99% детей данного возраста. В старшую среднюю школу поступает 94% выпускников 9-летней обязательной школы. Существу­ют государственные, муниципальные, частные учебные заведения, особенно много частных детских садов (58. 3%) и высших учебных заведе­нии (72. 9%)

Действующая система образования регулируется статьями конституции Японии (ст. 26). Основным законом об образова­нии (1947), Законом о школьном образовании с многочислен­ными изменениями и дополнениями, и рядом др. законов, опре­деляющих школьную структуру, содержание образования, фи­нансирование, управление, статус педагогического персонала, процедуру издания учебников и т. д.

Управление системой образования осуществляется как центр, органами (Министер­ством просвещения — Монбусё), так и местными (префектурными и муниципальными комитетами — кёику иинкай).

Государственные школы финансируются непосредственно Министерством про­свещения, а префектурные и муниципальные — из средств мест­ных бюджетов (доля государства в расходах на образование составля­ет 25%, остальная часть покрывается из местных средств).

Дошкольное воспитание детей в возрасте с 3 до 5 лет осуществляется в детских садах (етиэн), значительная часть которых — частные (а, следовательно, и платные), в них воспитывается 77, 4% детей. Дошкольным воспитанием охвачено 60% детей данного возраста. Задачей детских садов является умственное и физическое воспитание детей, привитие навыков общения и подготовка к школе. В последние годы наметилась тенден­ция к достижению полного охвата детей 4—5 лет с целью постепенного создания школы для малышей, подготовки для поступления в школу.

Начальная школа (сегакко) — срок обучения 6 лет для детей от 6 до 12 лет Государственный учебный план включает родной язык, обществоведение, естествознание, мораль, математику, музыку. рисование, ручной труд, физкультуру и. начиная с 5-го класса, домоводство для девочек и мальчиков. Недельная нагрузка — от 24 до 29 ч в зависимости от года обучения Учащиеся осваивают национальную фонематическую азбуку (кана), однако иерог­лифической письменностью овладе­вают недостаточно; за 6 лет они постигают 1 тысячу иерог­лифов, а для чтения газеты необходимо знать 2, 5 тысячи. При изучении обществоведения учащиеся получают отдельные све­дения по географии, истории, а также знакомятся с правилами пользования библиотекой, правилами уличного движения. В курсе естест­вознания даются элементарные сведения о живой и неживой природе и человеке. На занятиях по математике учащиеся изучают арифметические действия, получают элементарные сведе­ния по геометрии (измерение и сравнение отрезков, измерение площадей, понятие угла, простейшие геометрически фигуры)

Младшая средняя школа (тюгакко) — срок обучения 3 года для детей 12—15 лет, является I-й ступенью среднего образования. Учебный план состоит из обязательных предметов и предметов по выбору. Обязательные предметы: родной язык, математика, обществоведение, естествознание, мораль, музыка, изобразительное искусство, физкультура, основы производства (для мальчиков), домоводство (для девочек). Предметы по выбору: иностранный язык, технология, домоводство, дополнительные курсы музыки, физкультуры, искусства. Недельная на­грузка — 30 часов.

На уроках родного языка совершенствуется грамотность, количество иероглифов не лимитируется, но достигает 2 тыс. Вместе с изучением грамматики учащиеся практикуются в составлении докладов, отчетов, учатся вести дневник.

В учебных планах отсутствуют систематические курсы хи­мии, физики, биологии, географии, истории. Вместо них изуча­ются синтетические курсы естествознания и обществоведения. Эклектика, бессистемный отбор тем, характеризующие эти курсы, привели к снижению уровня образования. В новых программах предусматривается дифференцированное преподавание химии, фи­зики, биологии, географии, истории (в течение года каждый), однако столь ограниченное время, отводимое на изучение этих предметов, приводит к схематизму и фрагментарности знаний.

                                      Продолжающееся образование  

 

23 18

                        

 

 

 

 

 

 

22 17

21 16

ВУЗы

20 15

Младше коллежи

 

19 14

   ПТУ

Технические КОЛЛЕДЖИ

 

18 13

17 12           

       СТАРШАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА

Профессиональные и технические училища

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 246.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...