Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тенденции развития образования за рубежом




 

 

    

 

                               Учебное пособие

 

 

                                              

 

                                   Санкт-Петербург

                                          2007

 

Печатается по решению кафедры ЮНЕСКО РГПУ им. А.И.Герцена

 

 

Составители:

Доктор пед.наук, профессор Е. И. Бражник, доктор пед. наук, доцент Е.В.Пискунова, канд. пед. наук, доцент И.А.Свиридова, канд. пед. наук, канд. пед. наук, Т.Г.Феофилова.

 

Рецензенты: доктор пед. наук, профессор Л.А.Балясникова

Доктор пед. наук профессор В.Д.Повзун

                  

 

Пособие предназначено преподавателям и студентам педагогических вузов, колледжей, педагогических классов. Материалы курса могут быть использованы в курсах «Сравнительная педагогика», «История образования и педагогической мысли» для организации самостоятельной работы студентов по различным темам курса, а также для подготовки преподавателями лекций и семинарских занятий.

Материал пособия может быть использован для создания альтернативных спецкурсов в соответствии с требованиями к подготовке бакалавра образования.

 

Слово к читателю

Уважаемый читатель, Вы взяли в руки учебное пособие по спецкурсу “Тенденции развития образования за рубежом”.

Пособие состоит из двух частей. Первая часть включает: программу спецкурса, разработанную на кафедре ЮНЕСКО РГПУ им. А.И.Герцена; примерное тематическое планирование спецкурса; варианты семинарских занятий; темы творческих работ; литература.

В программе раскрываются ведущие идеи, цели и задачи курса, основные понятия. Эти понятия не являются новыми для студентов, изучающих различные педагогические курсы, однако они рассматриваются в новом контексте, с позиций идей зарубежной педагогической теории и практики.

Данный курс предполагает постоянный сравнительный анализ современных тенденций развития российской и зарубежных систем образования. Предметом изучения являются системы образования высокоразвитых государств - Франции, Германии, Великобритании, США, Японии, где высокий уровень социально-экономического и культурного развития подчеркивает успехи этих систем.

Спецкурс помогает осмыслить роль различных факторов развития образования: национально-исторических, социально-экономических, социально-культурных; увидеть общие тенденции развития образования в развитых странах накануне XXI века, выявить особенности систем образования в каждой стране, вместе с тем подчеркивает общее, что присуще развитым странам.

На практических занятиях предлагается проблемное изучение конкретного материала. При этом студентам необходимо проанализировать зарубежную литературу, познакомиться с различными источниками информации о зарубежном педагогическом опыте. Активно используя периодические издания, студентами ведется поиск новейшей информации по сравнительной педагогике. Рекомендуется также посещение Международных образовательных центров в Санкт-Петербурге и учебных заведений, где широко применяется зарубежный педагогический опыт.

Приведенный в пособии вариант тем творческих заданий для самостоятельной работы студентов, а также текстовые контрольные задания могут использоваться каждым преподавателем для самостоятельной разработки аналогичных заданий.

Вторая часть пособия состоит из аналитических и информационных материалов, которые могут применяться в лекционном курсе, для обсуждения на семинарских занятиях, самостоятельной работы.

Курс “Тенденции развития образования за рубежом” способствует формированию будущего учителя, образованного, обладающего гуманистическим мировоззрением, концептуальным мышлением. Знание общих тенденций развития образования в мире поможет студентам лучше осмыслить собственную педагогическую деятельность и творчески применять как богатый российский, так и зарубежный педагогический опыт.

 

 

Часть I.  

 

 

       ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ЗА РУБЕЖОМ

                                Программа спецкурса

 

Основные идеи, цели и задачи курса

Изменившаяся социально-экономическая ситуация, новая концепция педагогического образования требуют перестройки содержания образования и педагогических технологий. Одним из средств решения этих задач является разработка и включение в учебный план нового курса “Сравнительной педагогики”.

Цель курса - формирование у студентов мировоззрения, ведущим принципом которого является культуросообразность, приобщение к мировой педагогической мысли, изучение основных тенденций в развитии мирового образовательного процесса, осмысление путей развития образования в мире.

Задачи курса

•   знакомство с опытом педагогики и школьной практики ведущих стран мира (США, Великобритании, Германии, Франции, Японии);

•   изучение сходства и различия в решении образовательных задач в разных странах;

•   выявление возможностей использования эффективного зарубежного педагогического опыта в российской системе образования.

Особенность данного курса состоит в том, что, решая задачи подготовки бакалавра образования, он создает условия для интеграции общекультурного и психолого-педагогического блоков образования, межпредметных связей с курсами “История мировой цивилизации”, “Философия”, “Социология”, “Современный иностранный язык”, (английский, французский, немецкий и др.), “Психология”, “История отечественной педагогики”, “История образования”, ” Этнопедагогика”.

Изучение студентами спецкурса будет способствовать:

•   обогащению их конкретным знанием зарубежного педагогического опыта;

•   более объективному и всестороннему осмыслению тенденций развития системы образования в России,

•   формированию умений осуществлять сравнительный анализ различных педагогических систем,

•   совершенствованию педагогической теории и практике в России на основе мирового опыта развития системы образования в ведущих странах мира.

Для дальнейшего развития отечественной системы образования важно осмысление положительного отечественного и зарубежного опыта, особенно развитых государств. Без этого осмысления невозможна интеграция России в современное мировое образовательное пространство.

Основные положения курса (идеи курса)

1. Современные системы образования в развитых странах мира есть результат национально-исторического развития этих стран.

2. В настоящее время существует прямая связь национальных систем образования с социально-экономическим и социально-культурным развитием той или иной страны.

3. Несмотря на национальные особенности, можно выделить общие тенденции развития систем образования в развитых странах мира.

4. Ведущей тенденцией развития образования в развитых странах является становление системы непрерывного образования.

5. Современная зарубежная школа - звено непрерывного образования человека, которое продолжается в течение всей его жизни.

6. Новые тенденции развития форм и методов обучения в школе связаны с развитием непрерывного образования.

7. Современные тенденции развития содержания образования связаны с новым этапом научно-технической революции .

8. Современная зарубежная школа - это школа развития личности, подготовки ее к непрерывному образованию и социальной адаптации.

9. В мире нет “идеальной модели “ образования: каждая система образования имеет свои особенности.

10. Существует возможность творческого использования зарубежного опыта в российской системе образования с учетом специфики конкретных условий.

                                              

Основные понятия курса

 

система образования                                   система непрерывного

структура образования                                образования

организация образования                            школьное образование

государственная школа                               частная школа

содержание образования                             технологическое

формы обучения                                          образование 

методы обучения                                         педагогика успеха

педагогика целей                                          модульное обучение

технологические модели обучения          исследовательские методы

одаренные дети                                            дети, имеющие трудности в                

международные формы образования          учении

альтернативные учебные заведения             семейное воспитание

педагогическое образование    

 

Принципы отбора содержания и структурирования учебного материала

В основу отбора и структурирования содержания данного спецкурса заложены следующие принципы:

•   принцип научности, требующий отображения сравнительной педагогики как постоянно развивающейся системы, входящей в структуру педагогической наук, имеющей свою историю, предмет, свои методы исследования, свои задачи;

•   принцип системности, предполагающий рассмотрение “объекта” с выявлением полной типологии его связей;

•   принцип целостности, обеспечивающий единство отдельных частей курса, преемственности его идей, связей с другими педагогическими дисциплинами, с психолого-педагогическим, общекультурным и предметным блоками;

•   принципы модульности и вариативности, позволяющие вводить в содержание дополнительные элементы (или исключать отдельные разделы) и выстраивать единицы содержания в авторской логике;

•   принцип дифференциации, предполагающий возможность освоения одного и того материала на разных уровнях: базовом, “продвинутом”, углубленном;

•   принцип индивидуализации обучения, учитывающий образовательные потребности студентов, их интересы, творческие возможности.

 

Отбор содержания, способов и форм освоения данного содержания студентами во многом зависит от научных интересов преподавателя: специфики его образования, круга актуальной для него литературы, педагогического опыта. Выбор содержания должен быть обусловлен и особенностями восприятия студентов, их ценностными установками, профессиональными интересами и потребностями, возможностями в изучении той или иной литературы.

Изучение спецкурса предполагает самостоятельную работу студентов по выполнению творческих заданий, предполагающих интеграцию знаний студентов по другим дисциплинам.

 

Темы, которые должен уметь раскрыть студент в процессе работы над курсом

( примерный перечень)

· Тенденции развития образования в современном мире;

· Практика организации систем образования за рубежом;

· Школьное образование в высокоразвитых странах мира (Великобритании, США, Франции, Германии, Японии): содержание, формы и методы обучения;

· Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках;

· Подготовка учителей за рубежом;

· Значение зарубежного опыта для реформ российской системы образования.

                            

Типовые задачи и задания курса

 

· Подбор научно-педагогической литературы по заданной проблеме, подготовка аннотаций прочитанного, составление тезисов, плана выступлений.

· Подготовка рецензий на педагогическую статью или книгу.

· Подготовка 5-10 мин. выступлений по проблеме.

· Подготовка рефератов по пяти и более источникам (объем до 50 стр.).

· Проведение исследовательских работ по проблемным вопросам.

 

Задачи и задания, требующие самостоятельного поиска способа решения

 

1. Подготовка реферативных сообщений;

2. Подготовка “досье” (сборника различных документов) по определенной теме;

3. Разработка наглядных пособий (альбомов, слайд-фильмов и т.п.);

4. Разработка новых учебных школьных курсов и программ с использованием зарубежного опыта;

5. Написание творческих работ, посвященных анализу:

•   основных тенденций развития современной зарубежной школы;

•   отдельных современных концепций воспитания и обучения в зарубежных странах;

•   актуальных проблем развития современной российской школы и разработке рекомендаций их решения с учетом отечественного и зарубежного опыта;

•   отдельных фактов и явлений в зарубежной педагогической практике и их обобщению;

•   отдельных педагогических проблем теории и практики российской и зарубежной систем образования;

•   деятельности культурных и образовательных международных центров в Санкт-Петербурге;

•   деятельности учебных заведений в Санкт-Петербурге, активно использующих зарубежный опыт в учебно-воспитательном процессе.

       

Принципы формирования контрольных заданий

 

Основой для формирования контрольных заданий могут быть:

творческие задания и задачи, проблемные вопросы теоретического характера, основные ведущие понятия курса, задания в виде тестов.

 

 

В качестве примера рассмотрим тему:

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 1083.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...