Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тенденции развития образования в мире и его реформы на пороге XXI века
Логика изучения темы: I. Информационный материал, излагаемый преподавателем: 1) Реформы образования в конце ХХ -в начале ХХ1 вв.: их причины, цели, задачи; 2) Тенденции в реформировании образования в ведущих странах мира; 3) Теория и практика непрерывного образования за рубежом; 4) Основные изменения в школьном образовании. II. Материал, требующий для восприятия и осмысления диалогового режима мышления. Проблемные вопросы: 1) Какие факторы вызывают сходство проблем образования и его совершенствования в разных странах мира? 2) Какие причины вызывают необходимость продолжения и углубления реформирования школьного образования и педагогической науки в нашей стране? 3) Обоснуйте основные направления реформирования школьной практики в ведущих странах мира и в России. 4) Назовите общие тенденции изменений в управлении организации системы образования в нашей стране и за рубежом. 5) Укажите основные трудности и недостатки в реализации реформ в разных странах (из опыта 60-80-х т 90-х годов). 6) Укажите основные изменения в содержании, формах и методах обучения в зарубежной и российской школах. III. Материал, требующий самостоятельного выполнения творческих заданий: • сравните тенденции развития российской и зарубежной школы, • сравните теорию и практику непрерывного образования в России и за рубежом, • напишите статью, какой опыт зарубежных реформ образования, по вашему мнению, необходимо учитывать в реформировании российской школы.
Содержательная характеристика курса
В курсе можно выделить семь разделов, которые могут быть дополнены или сокращены в зависимости от подхода, выбранного преподавателями читающими курс.
I. Введение. Предмет, задачи и значение сравнительной педагогики для развития образования в нашей стране. Основные этапы развития сравнительной педагогики. Особенности современного этапа развития. Система методов сравнительной педагогики. II. Тенденции развития образования в мире и его реформы на пороге XXI века. Социально-экономические и социально-культурные факторы развития образования в развитых странах мира. Реформы образования в 80-90-е годы: их причины, цели и задачи. Теория и практика непрерывного образования. Интеграция европейских государств: образовательные программы Европейского союза и Совета Европы. Основные изменения в современной школе. III. Практика организации систем образования за рубежом. Основные принципы организации систем образования за рубежом. Общее и особенное в организации школьного образования за рубежом. Особенности организации международных форм образования (международный колледж и др. лучшие учебные заведения). Альтернативные учебные заведения в Западной Европе и США. IV. Образование в высокоразвитых странах мира: Великобритания, Германия, США, Франция, Япония. Изучается каждая страна отдельно по следующей примерной схеме: Состояние и основы организации образования; Современные педагогические концепции образования; Структура образования; Основные особенности учебно-воспитательного процесса в школе; Содержание, формы и методы обучения в школе; Формы и методы воспитания школьников; Профессиональная ориентация; Традиции семейного воспитания. V. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках: Технологические модели обучения; Исследовательский подход к обучению; Обучение как систематическое исследование; Обучение как игра; Обучение как дискуссия. VI. Подготовка учителей за рубежом Представление о личности учителя и его мастерстве в зарубежных странах; Различные концепции подготовки учителей; Система подготовки учителей за рубежом; Условия труда учителей за рубежом. VII. Значение зарубежного опыта для реформ системы образования в России. Тенденции развития российской и петербургской школы; Деятельность культурных и образовательных международных центров в России и в Санкт-Петербурге; Использование зарубежного опыта в учебных заведениях различного типа.
Общий объем спецкурса рассчитан на 60 часов. Из них лекций: 20 часов, семинарские занятия - 20 часов, самостоятельная работа студентов по выполнению творческих заданий - 20 часов. В разработке лекционного курса рекомендуется использовать культурологический и цивилизационный подход, акцентируя внимание на общих тенденциях и особенностях систем образования в каждой стране. На практических занятиях предлагается проблемное изучение материала на основе анализа зарубежной психолого-педагогической литературы, что позволяет содержательно расширить курс и обратить внимание на более интересные достижения зарубежной педагогической теории и практики.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Лекционный курс час. ______________________________________________________________ 1.Сравнительная педагогика как наука, ее предмет, задачи и значение. Основные этапы развития. Система методов сравнительной педагогики. 2 2.Реформы российской школы и тенденции развития образования в миренапорогеХХ1века. 2 3. Объединение Европы и проблемы развития образования. Вхождение России в европейские образовательные программы. 2 4. Образование во Франции: история и современность 2 5. Элитарное и народное образование в Англии 2 6. Тенденции развития образования в современной Германии 2 7.Проблема выбора и равенство возможностей в школьном образовании США 2 8. Система образования в Японии - основа “экономического чуда”? 2 9. Лучшие учебные заведения в мире 2 10. Зарубежный опыт в России и петербургских учебных заведениях 2 ____________________________________________________________________________ Всего: 20 ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ № Практический курс час.
1. Сравнительные педагогические исследования в различных странах мира. Источники знаний в России о зарубежном педагогическом опыте. 2 2. Пути развития российского и мирового образования в XXI в. 4 1. Традиционная система образования и альтернативные учебные заведения за рубежом 2 4. Обучение и развитие одаренных детей за рубежом 2 5. Учебные трудности и их преодоление в теории и практике зарубежной школы 2 6. Семейное воспитание в различных странах мира 2 7. Педагогическое образование за рубежом. Лучшие университеты мира. Учебные пособия для учителей 2 8. Семинарские занятия по теме, выбранной студентами, или защита творческих работ. 4 Всего: 20
Лекционный курс и практические занятия взаимосвязаны содержательно, так как посвящены изучению систем образования в пяти ведущих странах мира: Великобритании, Германии, Франции, США, Японии. Вместе с тем лекционный курс посвящен общим тенденциям и особенностям образования в каждой отдельно взятой стране. Практические занятия проводятся с опорой на знания, полученные на лекциях, и посвящены той или иной конкретной актуальной педагогической проблеме.
ВАРИАНТЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
I. Сравнительные педагогические исследования в различных странах мира. Источники знаний в России о зарубежном педагогическом опыте. Цель занятия - знакомство студентов с практикой развития сравнительной педагогики в различных странах мира, с источниками информации по сравнительной педагогике в России, с международными образовательными центрами, действующими в Санкт-Петербурге. Развитие умений самостоятельно работать с научно-педагогической литературой
Задания студентам: 1. Познакомьтесь с одной из статей в Интернет /журналах на тему: Сравнительная педагогика в различных странах: поиски и достижения. Знаменитые имена в истории развития сравнительной педагогики, их вклад в развитие науки. Международные организации (ЮНЕСКО, МОТ и др.), их роль в распространении идей сравнительной педагогики. 2. Посетите международные образовательные центры в Санкт-Петербурге, Центр французского языка (Школа № 155, Греческий пр. 21), Британский Совет, Американский образовательный Центр, Институт Гете, библиотеку им. В.В.Маяковского. Познакомьтесь с содержанием их деятельности, с литературой, находящейся в Центрах. Расскажите об этом на семинарском занятии.
Литература 1. Сравнительная педагогика: ситуации и контрасты // Перспективы. – 1991, Т. I, с.31-105. 2. Гловка Д., Новилов Л. Сравнительная педагогика - инструмент сотрудничества между Востоком и Западом// Педагогика. – 1991, с.126-134. 3. Домина Н.А. Ассоциированные школы ЮНЕСКО//Педагогика. – 1991, № 10, с.125-130. 4. Костомаров В.Г., Разумовский В.Г. Сравнительная педагогика и международное сотрудничество// Педагогика .- 1991, .№ 5, с. 115-122. 2. Вульфсон Б.Л. Становление сравнительной педагогики как науки//Педагогика.-1995, № 2. 6. Тагунова И.А. .Международные исследовательские проекты в образовании: проблемы совместимости//Педагогика. – 1993, № 5, с.105-109. 7. Прогностические модели систем образования в зарубежных странах. - М., 1994. 8. Международные исследования в педагогике. Методологический анализ. –М., 1994. 9. Бежков Г., Попов Н. Сравнительное образование. - София, 1994. 10. Доклад о положении дел в области образования в мире за 1993 год. - ЮНЕСКО, 1993. И другие статьи из журналов 1993-1998 гг.: Педагогика, Перспективы, Мир образования, Народное образование, Воспитание школьника, Дошкольное воспитание, Начальная школа, Школа и нация (фр..яз.), образование, Сравнительная педагогика ( англ..яз.), Педагогика (нем.яз).
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 511. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |