Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тенденции развития образования в мире и его реформы на пороге XXI века




Логика изучения темы:

I. Информационный материал, излагаемый преподавателем:

1) Реформы образования в конце ХХ -в начале ХХ1 вв.: их причины, цели, задачи;

2) Тенденции в реформировании образования в ведущих странах мира;

3) Теория и практика непрерывного образования за рубежом;

4) Основные изменения в школьном образовании.

II. Материал, требующий для восприятия и осмысления диалогового режима мышления.

Проблемные вопросы:

1) Какие факторы вызывают сходство проблем образования и его совершенствования в разных странах мира?

2) Какие причины вызывают необходимость продолжения и углубления реформирования школьного образования и педагогической науки в нашей стране?

3) Обоснуйте основные направления реформирования школьной практики в ведущих странах мира и в России.

4) Назовите общие тенденции изменений в управлении организации системы образования в нашей стране и за рубежом.

5) Укажите основные трудности и недостатки в реализации реформ в разных странах (из опыта 60-80-х т 90-х годов).

6) Укажите основные изменения в содержании, формах и методах обучения в зарубежной и российской школах.

III. Материал, требующий самостоятельного выполнения творческих заданий:

•   сравните тенденции развития российской и зарубежной школы,

•   сравните теорию и практику непрерывного образования в России и за рубежом,

•   напишите статью, какой опыт зарубежных реформ образования, по вашему мнению, необходимо учитывать в реформировании российской школы.

                                  

 

              Содержательная характеристика курса

 

В курсе можно выделить семь разделов, которые могут быть дополнены или сокращены в зависимости от подхода, выбранного преподавателями читающими курс.

 

I. Введение.

Предмет, задачи и значение сравнительной педагогики для развития образования в нашей стране.

Основные этапы развития сравнительной педагогики. Особенности современного этапа развития.

Система методов сравнительной педагогики.

II. Тенденции развития образования в мире и его реформы на пороге XXI века.

Социально-экономические и социально-культурные факторы развития образования в развитых странах мира.

Реформы образования в 80-90-е годы: их причины, цели и задачи.

Теория и практика непрерывного образования.

Интеграция европейских государств: образовательные программы Европейского союза и Совета Европы.

Основные изменения в современной школе.

III. Практика организации систем образования за рубежом.

Основные принципы организации систем образования за рубежом.

Общее и особенное в организации школьного образования за рубежом.

Особенности организации международных форм образования (международный колледж и др. лучшие учебные заведения).

Альтернативные учебные заведения в Западной Европе и США.

IV. Образование в высокоразвитых странах мира: Великобритания, Германия, США, Франция, Япония.

Изучается каждая страна отдельно по следующей примерной схеме:

Состояние и основы организации образования;

Современные педагогические концепции образования;

Структура образования;

Основные особенности учебно-воспитательного процесса в школе;

Содержание, формы и методы обучения в школе;

Формы и методы воспитания школьников;

Профессиональная ориентация;

Традиции семейного воспитания.

V. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках:

Технологические модели обучения;

Исследовательский подход к обучению;

Обучение как систематическое исследование;

Обучение как игра;

Обучение как дискуссия.

VI. Подготовка учителей за рубежом

Представление о личности учителя и его мастерстве в зарубежных странах;

Различные концепции подготовки учителей;

Система подготовки учителей за рубежом;

Условия труда учителей за рубежом.

VII. Значение зарубежного опыта для реформ системы образования в России.

Тенденции развития российской и петербургской школы;

Деятельность культурных и образовательных международных центров в России и в Санкт-Петербурге;

Использование зарубежного опыта в учебных заведениях различного типа.

 

Общий объем спецкурса рассчитан на 60 часов. Из них лекций: 20 часов, семинарские занятия - 20 часов, самостоятельная работа студентов по выполнению творческих заданий - 20 часов.

В разработке лекционного курса рекомендуется использовать культурологический и цивилизационный подход, акцентируя внимание на общих тенденциях и особенностях систем образования в каждой стране.

На практических занятиях предлагается проблемное изучение материала на основе анализа зарубежной психолого-педагогической литературы, что позволяет содержательно расширить курс и обратить внимание на более интересные достижения зарубежной педагогической теории и практики.

 

               ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

№                                                                               

                                       Лекционный курс                                        час.

______________________________________________________________ 1.Сравнительная педагогика как наука, ее предмет, задачи и значение. Основные

этапы развития. Система методов сравнительной педагогики. 2                                                             2.Реформы российской школы и тенденции развития образования

в миренапорогеХХ1века.                                                                                                      2                                     

3. Объединение Европы и проблемы развития образования. Вхождение России

 в европейские образовательные программы.                                                                    2                       

4. Образование во Франции: история и современность                                                   2      

5. Элитарное и народное образование в Англии                                                               2         

6. Тенденции развития образования в современной Германии                                      2      

7.Проблема выбора и равенство возможностей в школьном образовании

 США                                                                                                                                       2                  

8. Система образования в Японии - основа “экономического чуда”?                             2                          

9. Лучшие учебные заведения в мире                                                                                  2                                                                                             

10. Зарубежный опыт в России и петербургских учебных заведениях                           2                         

____________________________________________________________________________                                                                                                                                               

Всего:                                                                                                                                     20

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________   

                         Практический курс                                                  час.

 

1. Сравнительные педагогические исследования в различных странах мира.

 Источники знаний в России о зарубежном педагогическом опыте.                             2                                       

2. Пути развития российского и мирового образования в XXI в.                                  4

1. Традиционная система образования и альтернативные учебные заведения

за рубежом                                                                                                                            2  

4. Обучение и развитие одаренных детей за рубежом                                                   2                 

5. Учебные трудности и их преодоление в теории и практике

зарубежной школы                                                                                                              2              

6. Семейное воспитание в различных странах мира                                                       2                                   

7. Педагогическое образование за рубежом. Лучшие университеты мира.

 Учебные пособия для учителей                                                                                         2                                                                                                             

8. Семинарские занятия по теме, выбранной студентами, или защита

творческих работ.                                                                                                                 4

Всего:                                                                                                                                   20

  

Лекционный курс и практические занятия взаимосвязаны содержательно, так как посвящены изучению систем образования в пяти ведущих странах мира: Великобритании, Германии, Франции, США, Японии. Вместе с тем лекционный курс посвящен общим тенденциям и особенностям образования в каждой отдельно взятой стране. Практические занятия проводятся с опорой на знания, полученные на лекциях, и посвящены той или иной конкретной актуальной педагогической проблеме.

 

 

          ВАРИАНТЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

I. Сравнительные педагогические исследования в различных странах мира. Источники знаний в России о зарубежном педагогическом опыте.

Цель занятия - знакомство студентов с практикой развития сравнительной педагогики в различных странах мира, с источниками информации по сравнительной педагогике в России, с международными образовательными центрами, действующими в Санкт-Петербурге. Развитие умений самостоятельно работать с научно-педагогической литературой

 

Задания студентам:

1. Познакомьтесь с одной из статей в Интернет /журналах на тему:

Сравнительная педагогика в различных странах: поиски и достижения.

Знаменитые имена в истории развития сравнительной педагогики, их вклад в развитие науки.

Международные организации (ЮНЕСКО, МОТ и др.), их роль в распространении идей сравнительной педагогики.

2. Посетите международные образовательные центры в Санкт-Петербурге, Центр французского языка (Школа № 155, Греческий пр. 21), Британский Совет, Американский образовательный Центр, Институт Гете, библиотеку им. В.В.Маяковского. Познакомьтесь с содержанием их деятельности, с литературой, находящейся в Центрах. Расскажите об этом на семинарском занятии.

 

 Литература

1. Сравнительная педагогика: ситуации и контрасты // Перспективы. – 1991, Т. I, с.31-105.

2. Гловка Д., Новилов Л. Сравнительная педагогика - инструмент сотрудничества между Востоком и Западом// Педагогика. – 1991, с.126-134.

3. Домина Н.А. Ассоциированные школы ЮНЕСКО//Педагогика. – 1991, № 10, с.125-130.

4. Костомаров В.Г., Разумовский В.Г. Сравнительная педагогика и международное сотрудничество// Педагогика .- 1991, .№ 5, с. 115-122.

2. Вульфсон Б.Л. Становление сравнительной педагогики как науки//Педагогика.-1995, № 2.

6. Тагунова И.А. .Международные исследовательские проекты в образовании: проблемы совместимости//Педагогика. – 1993, № 5, с.105-109.

7. Прогностические модели систем образования в зарубежных странах. - М., 1994.

8. Международные исследования в педагогике. Методологический анализ. –М., 1994.

9. Бежков Г., Попов Н. Сравнительное образование. - София, 1994.

10. Доклад о положении дел в области образования в мире за 1993 год. - ЮНЕСКО, 1993.

И другие статьи из журналов 1993-1998 гг.: Педагогика, Перспективы, Мир образования, Народное образование, Воспитание школьника, Дошкольное воспитание, Начальная школа, Школа и нация (фр..яз.), образование, Сравнительная педагогика ( англ..яз.), Педагогика (нем.яз).

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 511.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...