Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ В ФИНЛЯНДИИ
Создание простой, конкурентноспособной, чутко улавливающей потребности современного общества системы образования, находится в фокусе образовательной политики Финляндии. В июле 1993 г. Государственный Совет Финляндии принял ряд документов по дальнейшему развитию финской системы образования на 90-е годы. Согласно этим документам роль науки и образования будет возрастать, а главными целями образовательной политики страны будут: • рост уровня образованности и духовности нации, • улучшение качества образования и научных исследований, • развитие инфраструктуры учебных и научных учреждений, • поощрение инициативы и предпринимательства граждан, • улучшение условий обучения и труда, • совершенствование профессиональных навыков населения и сокращение безработицы. Высшими органами власти, ответственными за реализацию образовательной политики, являются Министерства образования Финляндии и Национальный Совет по образованию. Министерство образования готовит образовательное законодательство, в его ведении находятся все общеобразовательные школы, профессиональные учебные заведения, университеты. Оно определяет также молодежную политику и отвечает за развитие спорта в стране. Интересно, что в Министерстве образования Финляндии два министра: министр образования и министр культуры. Национальный Совет по образованию является экспертом по проблемам определения и реализации целей образования, его содержания, методов обучения. Он определяет генеральную линию в проектировании программ и является ответственным за анализ состояния национальной системы образования. Национальный Совет по образованию управляется Советом Директоров, членами которого являются специалисты по проблемам образования, учителя, представители местных властей и общественности. Других центральных управленческих структур в Финляндии нет. Каждая из двенадцати провинций страны имеет свой школьный департамент. Правда, в последнее время их функции несколько сократились. В настоящее время департаменты занимаются распределением детей в различные типы учебных заведений, субсидируют профессиональную подготовку учащихся своего региона и отвечают за распределение дополнительных правительственных субсидий на образование. Основная забота о школе лежит на плечах муниципальных властей. Большинство школ в Финляндии содержатся муниципалитетами. Они отвечают также за образовательные центры для взрослых, вечерние и профессиональные школы. В обязанности муниципалитетов входит не только охват средним образованием всех детей, живущих на территории данного муниципалитета, но и подбор наиболее подходящей для каждого ребенка формы обучения. Высшие школы и колледжи могут содержаться усилиями нескольких муниципалитетов и различными фондами. Что касается частных школ, то их в Финляндии только двадцать четыре (0,5%). Они содержатся, в основном, известными в международных педагогических кругах организациями. Только одна школа в стране принадлежит религиозной организации. Несколько иная ситуация среди профессиональных учебных заведений: 54 % из них содержатся муниципалитетами, 34 % финансируются государством, 12 % являются частными. Строительство новых школ в Финляндии осуществляется государством совместно с региональными властями. Иногда местные власти получают правительственные Гранты в дополнение к собственным фондам. Главным фактором, определяющим размер правительственных субсидий, является количество учащихся, проживающих на территории муниципалитета, и финансовые возможности последнего. Обучение в средних школах страны бесплатное. Школьники обеспечиваются также бесплатными учебниками, завтраками и транспортом. На уровне высшей ступени школы учащиеся оплачивают учебники и учебные пособия. Процесс реформирования финской школы начался в 70-е годы. К этому времени в стране сложились все условия для внедрения обязательного среднего образования. До этого времени в Финляндии существовала практика деления детей 11-летнего возраста на две группы: одна - для продолжения обучения в средней школе, другая - для получения профессионального образования. Сегодня все жители страны обязаны получить 9-летнее среднее образование. Получение обязательного образования не означает обязательного посещения школы. Могут быть использованы и другие возможности получения знаний. Тем не менее, на практике почти все финны посещают общеобразовательные школы, для поступления, в которые нет никаких вступительных требований. Учащиеся и их родители имеют право выбора школы в пределах своего муниципалитета. Если ученик не может посещать школу, например, по состоянию здоровья, муниципалитет обязан подобрать для него другую подходящую форму обучения. Общеобразовательная средняя школа делится на две ступени: младшую (7-13 лет) и старшую (13-17 лет). Общеобразовательная школа может включать в себя подготовительные классы для детей 6 лет. Структура средних школ может варьировать: нижняя и верхняя ступень общеобразовательной школы и высшая средняя школа могут функционировать как самостоятельные учебные заведения или быть представлены в различных комбинациях. Продолжительность учебного года в Финляндии 190 учебных дней, он делится на два семестра. Учебная нагрузка в школах колеблется от 19 до 32 часов при 5-дневной рабочей неделе. Нагрузка определяется возрастом детей и количеством учебных предметов по выбору. Обучение в средних школах Финляндии осуществляется по программам, которые разрабатываются местными органами образования и самими школами на основе общих рекомендаций Национального Совета по образованию. В этих рекомендациях определены цели работы общеобразовательной школы, основное содержание учебных курсов и их задачи, а также общие положения об аттестации учащихся. Сами же учебные предметы и количество часов для их изучения определяются Собранием общеобразовательной школы. Однако как правило, во всех школах младшей ступени набор учебных предметов примерно одинаков. В правой колонке приведено минимальное количество часов в неделю в течение 6 лет обучения. Так, 32 часа “финского / шведского” языка означают, что в среднем в течение 6 лет обучения на младшей ступени средней школы количество уроков по этому предмету составляет 5,3 часа в неделю. Муниципалитет или сама школа могут увеличить количество часов по этим обязательным предметам. (См. стр.70). На старшей ступени средней школы распределение часов осуществляется иным образом. (См. стр.71). В правой колонке приведено минимальное количество часов в неделю за 3 года обучения на этой ступени средней школы. Так, 8 часов “финского / шведского языка” означают, что в среднем за это время финские школьники имеют 2,3 урока языка в неделю. Предметы по выбору и их количество определяются муниципалитетом или самой школой.
Учебные предметы и распределение часов на младшей ступени общеобразовательной средней школы
Интересным является курс, который можно назвать “Руководство учением”. На уроках по этому предмету школьников “учат учиться”. В старших классах он приобретает форму индивидуальной работы с детьми по проблемам их будущего обучения и выбора профессии. Детей знакомят с различными профессиями, с положением на рынке труда. Важным звеном в работе финской школы является аттестация учащихся. Ее целью является помощь и поддержка детей в определении их учебных достижений и постановке задач. Каждому ученику как минимум раз в год выдается отчет об успеваемости, по окончании школы ученик получает аттестат. Необходимо отметить, что в первые годы учебы отчеты об успеваемости имеют описательный характер (оценки не выставляются). В дальнейшем вводится оценочная система от 4 до 10 баллов. Аттестация проводится на основе достижений учащихся в работе на уроках и дома. Ученик может быть оставлен на второй год, но это бывает крайне редко. Так, в 1992 году лишь 0,4 % учащихся повторно изучали учебные предметы и 0,1 % окончили среднюю школу без аттестата.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 201. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |