Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Описание методов интерактивного обучения




Мозговой штурм (брейнсторм)

Мозговой штурм или мозговая атака – это техника, для которой творческое мышление более важно, чем практическое мышление. Участники спонтанно предлагают идеи на заданную тему. Ни одна идея не отвергается и не критикуется, все идеи записываются.

Цель этого метода – генерирование как можно большего количества идей и стимулирование мышления всех участников.

После того, как перечисление идей закончено и все идеи записаны, участники группы могут обсудить идеи, предложенные другими участниками. Группа проясняет записанное, классифицирует и может обсудить одну или несколько предложенных идей (в зависимости от отведенного времени).

Мозговой штурм может стимулировать возникновение новых идей и новых решений для проблем, которые считались неразрешимыми, поскольку в нем поощряется свобода выражения.

 

Case-study (анализ конкретных ситуаций)

Это обсуждение подробно описанных реальных или гипотетических ситуаций, с которыми учащиеся могут столкнуться. Случай анализируется и обсуждается, и учащиеся обычно должны придумать план действий в данной ситуации.

Обсуждение случаев позволяет членам группы научиться предлагать несколько альтернативных способов решения проблем, развивает способность анализировать и разрешать проблемы.

 

Групповое обсуждение

Направлено на нахождении истины или достижение лучшего взаимопонимания. Групповые обсуждения способствуют лучшему усвоению изучаемого материала. На первом этапе группового обсуждения перед детьми ставится проблема, выделяется определенное время, в течение которого школьники должны подготовить аргументированный развернутый ответ. Могут устанавливаться определенные правила проведения группового обсуждения: рамки обсуждения; алгоритм выработки общего мнения; назначение лидера, руководящего ходом группового обсуждения и др. На втором этапе группового обсуждения вырабатывается групповое решение совместно с педагогом.

 

Методика «Попс-формула»

Использование методики «ПОПС - формула» позволяет помочь обучающимся аргументировать свою позицию в дискуссии. Краткое выступление в соответствии с ПОПС - формулой состоит из четырех элементов:

П – позиция (в чем заключается точка зрения) я считаю, что …
О – обоснование (довод в поддержку позиции) … потому, что …
П – пример (факты, иллюстрирующие довод) … например …
С – следствие (вывод) … поэтому …

 

Методика «Займи позицию»

Использование методики «Займи позицию» позволяет выявить имеющиеся мнения, увидеть сторонников и противников той или иной позиции, начать аргументированное обсуждение вопроса. Обсуждение начинается с постановки дискуссионного вопроса, т.е. вопроса, предполагающего противоположные, взаимоисключающие ответы. Все участники, подумав над вопросом, подходят к одной из четырех табличек, размещенных в разных частях аудитории:

Абсолютно за

Абсолютно против

Скорее за

Скорее против

Полностью согласен

Полностью не согласен

Скорее согласен

Скорее не согласен

Заняв позицию, участники обмениваются мнениями по дискуссионной проблеме и приводят аргументы в поддержку своей позиции. Любой участник может свободно поменять позицию под влиянием убедительных аргументов.

Дискуссионная технология «Аквариум»

Эта разновидность дискуссии применяется для обсуждения спорных, противоречивых вопросов, для формирования умения у обучающихся отстаивать и аргументировать свою позицию. В то же время она активно используется как метод социально-психологического обучения, так как позволяет ее участникам отрефлексировать свое поведение в процессе дискуссионного общения, проанализировать ход взаимодействия участников на межличностном уровне и откорректировать его.

Дискуссия "Аквариум" включает следующие этапы:

1) подготовительный - ведущий представляет проблему и делит студенческую группу на микрогруппы, которые располагаются по кругу. Группы обсуждают проблему и определяют свою точку зрения на нее. От каждой группы выбирается представитель, который будет отражать и отстаивать позицию группы перед другими участниками;

2) «аквариумное» обсуждение проблемы - представители микрогруппы собираются в центре аудитории и обсуждают проблему, представляя и отстаивая интересы своей группы. Остальные участники наблюдают за ходом дискуссии, занимая позицию аналитиков, оценивающих содержание и форму выступлений, степень их убедительности, особенности стиля общения дискутирующих, но вмешиваться в ход дискуссии им запрещается. Однако педагог может выделить специальное время на вопросы к участникам «аквариумного» обсуждения;

3) анализ хода и результатов дискуссии может проводиться в один или два этапа, в зависимости от цели дискуссии. Если необходим анализ характера взаимодействия в «аквариумной» группе, педагог просит ее участников оценить степень своей удовлетворенности тем, как проходило обсуждение, и проанализировать причины удовлетворенности или неудовлетворенности. Затем «аналитикам» предоставляется возможность оценить ход и результаты дискуссии, характер взаимодействия ее участников. И наконец, педагог систематизирует выводы школьников и подводит общий итог совместной деятельности.

 

Дебаты

Дискуссия в ролевой форме дебатов представляет собой разновидность дискуссии-спора и применяется для обсуждения сложной и противоречивой проблемы, по которой существуют резко противоположные точки зрения.

Цель дискуссии - научить школьников аргументировано и спокойно отстаивать свою точку зрения и постараться убедить оппонентов, используя имеющуюся информацию по проблеме.

Этапы дебатов:

1) Ведущий предлагает участникам (на выбор) две или несколько возможных точек зрения на проблему. Позиции могут иметь ролевой характер и имитировать разнообразные подходы к решению данной проблемы. Это могут быть представители разных профессиональных и социальных групп, политических партий и объединений и т.д.

2) Школьники выбирают, какую точку зрения они будут отстаивать и объединяются в микрогруппы, численный состав которых может быть разным.

3) Определяются правила дискуссии, продолжительность обсуждения в группах и регламент выступлений группы в дебатах (каждая группа имеет право на 3 выступления);

4) Организуется обсуждение проблемы в микрогруппах:

распределяются роли между членами каждой группы; выстраивается система аргументов для убеждения оппонентов;

продумываются ответы на возможные вопросы;

решается вопрос о том, как распорядиться предоставленным временем.

5) Ведущий по очереди предоставляет группам слово, определяя регламент выступления;

6) В завершение дебатов проводится совместный анализ результатов дискуссии.

 

Дискуссия «Эстафета»

Дискуссия направлена на организацию последовательного обсуждения предложенных вопросов и аспектов одной темы в малых группах с последующими анализом и согласованием различных подходов и принятием коллективного решения.

Алгоритм дискуссии "Эстафета":

группы располагаются в пространстве аудитории по кругу. Каждой группе выдается лист бумаги с вопросом, проблемой и дается время на обсуждение данной проблемы. Дискуссия в микрогруппе заканчивается записью общего решения на листе бумаги с вопросом (проблемой);

затем каждый такой лист передается по часовой стрелке следующей группе, которая обсуждает новый вопрос, также фиксируя свое мнение на этом листе. Процедура повторяется столько раз, сколько предложено вопросов, проблем и сколько создано групп;

по окончании работы каждой группе возвращается выданный первоначально лист и дается время на анализ и консолидацию (согласование) записанных на нем точек зрения или решений;

группы озвучивают результаты своей работы;

подводятся итоги, анализируется работа групп школьниками и педагогом.

 

Методика «Дерево решений»

Использование методики «дерево решений» позволяет овладеть навыками выбора оптимального варианта решения, действия и т.п. Построение «дерева решений» - практический способ оценить преимущества и недостатки различных вариантов. Дерево решений для трех вариантов может выглядеть следующим образом:

Проблема: …

Вариант 1: …

Вариант 2: …

Вариант 3: …

Плюсы Минусы Плюсы Минусы Плюсы Минусы
           
           
           

 

Мини-лекция

Это метод повествовательного изложения информации, применяемый педагогом как средство подачи нового материала для обучения школьников.

Длительность мини-лекции в среднем составляет 10—15 минут и не должна превышать 20 минут. За это время педагог должен дать всю необходимую информацию по выбранной им теме. Во время мини-лекции используются наглядные средства, иллюстрирующие представляемый материал: выписывает на доску ключевые фразы, создаются рисунки, которые служат маркерами для запоминания, использует метафоры. В качестве метафор могут быть использованы притчи, анекдоты, поговорки, примеры из личного опыта. Особыми выразительными средствами во время мини-лекции являются интонация, мимика, жесты и позы самого тренера. Желательно, чтобы в ходе мини-лекции педагог, как актер, сыграл сценку, демонстрирующую конкретные примеры, которые являются иллюстрацией теоретической информации. Педагог не просто подает материал, а наблюдает за тем, как подаваемый им материал воспринимается каждым школьником.

Практикум

Практикум (от греч.paktikos - деятельный) предусматривает практическое выполнение работ по какой-либо теме.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 167.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...