Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Урок 2. «В темноте и тишине»
Уровень общего образования, для которого проводится урок: основное общее образование. Цель урока: формировать у детей представления об особенностях слепоглухих людей и способах общения с ними. Задачи урока: - формировать представление о взаимодействии и сопровождения человека с нарушением слуха и зрения; - обучать языку и этикету общения с людьми с инвалидностью по слуху и зрению; - практическое ознакомление с особенностями восприятия окружающего мира слабовидящими людьми. Тип урока: беседа. Форма работы обучающихся: групповое обсуждение, case-study (анализ конкретных ситуаций), игра. Перечень необходимого оборудования: компьютер, проектор, видеозапись урока дактилологии, таблицы дактилологические, документальный фильм к Уроку Доброты «Слово на ладони», видеоролик о приветствии и начале общения со слепоглухим человеком (http://www.so-edinenie.org/volonteram/privetstvie-i-nachalo-obscheniya/ ), о дактильной азбуке (http://www.so-edinenie.org/volonteram/daktilnaya-azbuka/ ).
Ход урока. Вводный этап – 10 минут. Дети сидят на стульях, расставленных по кругу. 1. Просмотр документального фильма «Слово на ладони». Основной этап – 30 минут. 2. Мини-лекция. Ребята, сегодня мы с вами поговорим о людях с одновременным нарушением слуха и зрения. Людей, имеющих одновременное нарушение слуха и зрения, называют слепоглухие. Если человек потерял зрение и слух в раннем детстве, до овладения и закрепления словесной речи, то его называют слепоглухонемой. Если потеря зрения и слуха наступила в дошкольном возрасте и позднее, когда у ребенка уже была сформирована речь, то такого человека называют слепоглухой. Таким ребятам приходится прибегать к помощи других людей для овладения какими-либо навыками. Так, например, обычно о многих вещах и способах действия с ними ребенок узнает просто, наблюдая за взрослым человеком. То здесь это невозможно. Для обучения и взаимодействия с этими людьми очень важен тактильный контакт. С другими людьми они общаются с помощью дактильной азбуки «в руку» или пальцевая азбука. Основной этап – 30 минут.
3. Практикум «Имитация». Детям предлагается прочувствовать ограничения, которые испытывает человек с одновременным нарушением слуха и зрения. Для этого класс разделяют на группы по 4-5 человек. Внутри группы каждый из детей должен побыть с завязанными глазами и в берушах. Задача остальных детей понаблюдать за изменением поведения товарища, потрогать его за руку. По окончании практикума проводится обсуждение. Вопросы для обсуждения: - Что ты чувствовал? - Что ты делал? - Было ли тебе трудно? - Что тебе мешало выполнить задание? Что помогало? - Нужна ли тебе была помощь? Педагог подводит детей к выводу о том, что при общении с людьми с одновременным нарушением зрения и слуха тактильный контакт, использование предметов для осязания. 5. Игра «Слепой скульптор». Педагог делит детей на команды по три человека. Первому из детей завязывают глаза и надевают беруши. Второй должен из третьего «слепить» скульптуру. Затем ребенок с завязанными глазами и в берушах должен из второго «слепить» то же, что тот слепил из третьего. 6. Игра «Я могу». В ходе этой игры дети на себе ощущают трудности, с которыми сталкиваются люди с одновременным нарушением слуха и зрения в быту, при выполнении простейших действий. Педагог предлагает детям с завязанными глазами: сделать несколько шагов вперед, определить где находится один из его товарищей и т.д. Далее педагог предлагает детям подумать, что помогает людям с одновременным нарушением слуха и зрения ориентироваться в быту. Рассмотреть различные устройства, которые предназначены для помощи в быту. 7. Знакомство с дактильной азбукой и пальцевой азбукой. Педагог предлагает обучающимся произнести свое имя на дактиле. 8. Составление памятки о способах общения и взаимодействия с человеком одновременным нарушением слуха и зрения. Дети делятся на команды по 5-7 человек и каждая команда должна составить памятку. Заключительный этап - 5 минут 9. Подведение итогов. Педагог подводит детей к формулированию вывода о том, что одновременные нарушения зрения и слуха создают значительные ограничения в познании окружающего мира, но организация применение вспомогательных устройств, помощь других людей позволяет людям вести интересную жизнь. Урок 3. «Волонтер, социальный куратор – это …?» Уровень общего образования, для которого проводится урок: основное общее образование. Цель урока: способствовать развитию добровольческой деятельности среди молодежи. Задачи урока: - формировать представление о значимости добровольческой деятельности; - формирование представлений о волонтерской деятельности и социальном кураторстве. Тип урока: беседа. Форма работы обучающихся: групповое обсуждение, дискуссия, игра. Перечень необходимого оборудования: компьютер, проектор, документальный фильм к Уроку Доброты «Мир слепоглухих».
Ход урока. Вводный этап – 10 минут. Дети сидят на стульях, расставленных по кругу. 1. Знакомство с темой. Педагог предлагает учащимся ответить на вопросы: ¾ Зачем волонтерство/социальное кураторство существует? ¾ Зачем волонтерство/социальное кураторство самому волонтеру/социальному куратору? Просмотр документального фильма «Мир слепоглухих». Основной этап – 30 минут. 2. Дискуссия «Что такое волонтерство/социальное кураторство? Педагог предлагает обучающимся рассмотреть и проанализировать основные характеристики, присущие добровольческой деятельности: Вознаграждение. Любое финансовое возмещение должно быть меньше стоимости выполненной работы. Добрая воля. Хотя мотивация участия в волонтерской деятельности, возможно, всегда будет состоять из нескольких причин, включая давление со стороны коллег (или родителей) и долг перед обществом, все же эта деятельность должна осуществляться добровольно, без принуждения со стороны. Приносимая польза. Группа людей, как окружающая среда или само общество), помимо (или в дополнение к) семьи или друзей волонтера. Организационная структура. Волонтерство/социальное кураторство может быть организованным или неорганизованным, осуществляться индивидуально или в группе, в общественных или частных организациях. Неорганизованное волонтерство/социальное кураторство - это спонтанная и эпизодическая помощь друзьям или соседям: например, уход за ребенком, оказание помощи в ремонте или стройке, выполнение мелких поручений, аренда оборудования или отклик на стихийное или созданное людьми бедствие. Это преобладающая форма добровольческой деятельности во многих культурах. Организованное волонтерство/социальное кураторство осуществляется в некоммерческом, государственном и частном секторе, и, как правило, более систематично и регулярно. Степень участия. От полного вовлечения до эпизодического участия в добровольческой деятельности. 3. Знакомство с принципами добровольческой деятельности? Педагог предлагает обучающимся обсудить принципы добровольческой деятельности, ответив на вопросы: ¾ Всем ли людям с инвалидностью надо помогать? ¾ Когда следует помогать? Когда следует помогать? Варианты: - когда попросили – охотно - когда попросили – неохотно - когда не просили, сам заметил - когда не просят, навязчиво - когда помог и ждешь благодарности - когда помог от души Заключительный этап - 5 минут 4. Подведение итогов. Педагог подводит детей к формулированию вывода о том, что осуществление добровольческой деятельности позволяет человеку ощущать себя значимым и нужным, поскольку именно это помогает изменить к лучшему чью-то жизнь, овладеть навыками общения и взаимопомощи. познакомиться с новыми людьми.
КЛАСС |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 202. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |