Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Задание 1. Экспертиза проекта больничного участка




Проведите гигиеническую оценку генерального плана больничного участка, рассмотрев следующие моменты:

1) система строительства больницы;

2) площадь земельного участка больницы;

3) конфигурация участка, соотношение его сторон;

4) зонирование территории больницы;

5) величина санитарных разрывов между зданиями на участке;

6) удаление больничных корпусов, поликлиники, административно-хозяйственных зданий от красной линии застройки;

7) количество въездов на территорию больницы;

8) плотность застройки больничного участка;

9) ширина зеленых насаждений по периметру участка;

10) процент озеленения земельного участка больницы.

Перечислите выявленные недостатки планировки и застройки больничного участка.

Приемное отделение и помещения для выписки больных

В инфекционных больницах и инфекционных отделениях многопрофильных больниц для приема больных следует предусматривать приемно-смотровые боксы, количество которых определяется в зависимости от количества коек в отделениях:

• до 60 коек — два бокса;

• от 60 до 100 коек — три бокса;

• от 100 коек — три бокса и один дополнительный бокс на каждые 50 коек в отделениях.

Приемно-смотровой бокс является основным помещением приемных отделений детских и инфекционных больниц. Он предназначается для индивидуального приема больных и выполняет функции смотровых кабинетов многопрофильных больниц. В состав помещений приемно-смотрового бокса должны входить: входной (наружный или уличный) тамбур; смотровое помещение; уборная; предбокс, служащий шлюзом для входа персонала из коридора приемного отделения.

Внутренняя планировка приемного отделения должна обеспечивать профилактику внутрибольничных инфекций и способствовать ускорению и повышению качества лечебно-диагностического процесса. Приемные отделения должны быть отдельными для детского, акушерского, инфекционного, дерматовенерологического, туберкулезного, психиатрического (психосоматического) отделений.

Помещения для приема больных, поступающих в другие отделения, могут быть общими и размещаться в главном корпусе больницы или в корпусе с наибольшим количеством коек. Помещения для санитарной обработки больных при отсутствии отапливаемых переходов предусматривают в каждом лечебном корпусе. Расчетное число больных, поступающих в приемное отделение в течение суток, составляет:

• 10 % вместимости — для многопрофильных больниц;

• 2 % — для туберкулезных, психиатрических больниц и больниц восстановительного лечения;

• 15 % — для больниц скорой медицинской помощи;

• 12 % — для родильных домов.

При приемном отделении размещают палаты для больных с невыясненным диагнозом. Количество коек в них должно составлять 10 % от числа больных, поступающих в течение суток.

Состав и площади помещений для приема взрослых больных приведены ниже, м2:

вестибюль-ожидальня………………………………………... 1,2 на каждого больного, поступающего в течение суток, но не менее 12 (в детских отделениях не менее 1,5 на поступившего ребенка)
регистратура и справочная(в больницах на 200 коек и более)…………………………………………………………….. 10
помещение для временного хранения вещей больных…….. 0,3 на каждого больного, поступающего в течение суток, но не менее 4
смотровая:  
без гинекологического кресла………………………… 12
с гинекологическим креслом………………………….. 18
санитарный пропускник: 10
раздевальня……………………………………………... 6
ванная с душем………………………………………….  
ванна с приспособлением для опускания больного….. 12
одевальня………………………………………………... 6
процедурная…………………………………………………… 12
перевязочная…………………………………………………... 22
лаборатория для срочных анализов…………………………. 12
рентгенодиагностический кабинет:  
с одним столом…………………………………………. 34
с двумя столами………………………………………… 45
комната управления аппаратами……………………… 10
кабинет врача…………………………………………… 10
палаты:  
на одну койку…………………………………………… 9
на две койки и более…………………………………… 7 на каждую койку
пост дежурной медицинской сестры………………………... 6
буфетная………………………………………………………. 12
помещения:  
для мытья и стерилизации суден, мытья и сушки клеенок………………………………………………….. 8
кладовая предметов уборки……………………………. 4
для сортировки и временного хранения грязного белья……………………………………………………….. 4
кабинет заведующего отделением…………………………... 12
кабинет дежурного врача…………………………………….. 10
комната старшей медицинской сестры……………………… 10

В крупных многопрофильных больницах кроме перечисленных выше помещений предусматриваются операционная для срочных операций, реанимационный бокс (при отсутствии отделений анестезиологии-реанимации) и ряд других помещений.

Помещения для выписки больных состоят из выписной площадью 12 м2 и кабин для переодевания больных размером 3 м2. На каждые 100 коек планируют одну кабину, но их должно быть неменее двух. Помещение для выписки больных должно быть смежным с вестибюлем ожидальни.

Детские приемные отделения имеют ряд особенностей. В их состав входят приемно-смотровые боксы (16 м2), боксы для детей с невыясненным диагнозом (22 м2), санитарный пропускник для персонала, состоящий из гардеробных домашней и рабочей одежды и душевой. Количество приемно-смотровых боксов должно составлять 3 %, а количество боксов — 5 % от числа коек в детском отделении. Помещения для приема и выписки детей следует предусматривать в каждом корпусе, где размещены педиатрические отделения. Состав помещений для выписки и их площадь такие же, как в общем приемном отделении.

Задание 2. Экспертиза проекта планировки приемных отделений и помещений для выписки больных

Проведите гигиеническую оценку планировки приемных отделений и помещений для выписки больных, рассмотрев следующие моменты:

1) организация приема больных в различные отделения больницы (терапевтическое, хирургическое, гинекологическое, акушерское, детское, инфекционное);

2) состав и площади помещений общего приемного отделения;

3) количество смотровых и санитарных пропускников в общем приемном отделении;

4) требуемая площадь смотровой в общем приемном отделении;

5) состав и площади помещений для приема больных детей;

6) наличие помещения для выписки больных из детского, акушерского, терапевтического, хирургического и гинекологического отделений;

7) соблюдение принципа поточности движения поступающих и выписывающихся больных;

8) условия для оказания экстренной помощи и временной изоляции и госпитализации больных в приемном отделении.

Перечислите недостатки, обнаруженные при гигиенической оценке внутренней планировки приемных отделений и помещений для выписки больных.

Палатная секция

Основным структурным элементом больницы является палатная секция на 30 коек, состоящая из нескольких палат с относящимися к ним лечебно-вспомогательными помещениями. Секция предназначена для лечения больных с однородными заболеваниями.

В состав палатной секции входят следующие помещения: а) для пребывания больных: палаты, комната дневного пребывания, застекленная веранда;

б) лечебно-вспомогательные: кабинет врача, процедурная (манипуляционная), пост медицинской сестры, перевязочная в отделениях хирургического профиля;

в) хозяйственные: буфетная, столовая, бельевая, комнаты сестры-хозяйки и старшей медицинской сестры;

г) санитарный узел: ванная, умывальни, туалеты для больныхи персонала, санитарная комната;

д) палатный коридор, связывающий перечисленные помещения.

Палатное отделение может состоять из одной или двух палатных секций. В последнем случае некоторые вспомогательные помещения бывают общими для всего отделения (буфетная, столовая, кабинет заведующего отделением, комнаты старшей медицинской сестры и сестры-хозяйки).

Высота помещений палатной секции и всех лечебно-диагностических помещений больницы должна быть не менее 3,3 м, за исключением операционных блоков, высота которых должна составлять 3,5 м.

Площади помещений палатной секции представлены ниже, м2:

палаты для взрослых:  
на одну койку без шлюза…………………………………………. 9
одну койку со шлюзом……………………………………………. 12
одну койку со шлюзом и туалетом………………………………. 14
две койки и более:  
в ожоговых, радиологических отделениях и отделениях восстановительного лечения……………………………………… 10 на одну койку
отделениях интенсивной терапии…………………………….. 13
инфекционных и туберкулезных отделениях………………... 7,5
прочих отделениях……………………………………………... 7
пост дежурной медицинской сестры…………………………………… 6
кабинет врача…………………………………………………………….. 10
процедурная:  
с гинекологическим креслом……………………………………... 18
без гинекологического кресла……………………………………. 12
клизменная……………………………………………………………….. 8
буфетная с оборудованием для мытья посуды:  
для одной секции………………………………………………….. 18
двух секций………………………………………………………... 22
столовая (на одно посадочное место):  
в больницах восстановительного лечения………………………. 2,5
других больницах…………………………………………………. 1,2
помещение для дневного пребывания больных:  
в отделениях туберкулезных, психиатрических и восстановительного лечения………………………………………………….. 1 на одну койку
других отделениях………………………………………………… 0,8 на одну койку
веранда:  
в больницах туберкулезных, восстановительного лечения и отделениях патологии беременности……………………………. 3,5 на одну койку
других отделениях и больницах………………………………….. 2,5 на одну койку
помещения для хранения теплых вещей при веранде………………… 0,3 на одну койку на веранде, но не менее 6
санитарные узлы для больных:  
туалет мужской и женский с умывальником в шлюзах (один унитаз на 15 мужчин и на 10 женщин) …………………………………………………... 1,76 на одну кабину
ванная на одну ванну с душевой сеткой…………………………. 12
кабина личной гигиены женщины……………………………….. 5
кладовая чистого белья………………………………………………….. 4
кабинет заведующего отделением……………………………………… 12
комната сестры-хозяйки………………………………………………… 10
комната старшей медсестры……………………………………………. 10
комната персонала………………………………………………………. 10
помещение для хранения переносной физиотерапевтической и рентгеновской аппаратуры:  
в кардиологических отделениях………………………………….. 20
других отделениях………………………………………………… 12
кабинеты уролога, гинеколога, онколога, дерматолога, венеролога (предусматривается слив) ………………………………………………. 20
процедурные при этих кабинетах………………………………………. 18
кабинеты отоларингологический со звукоизолированной кабиной, офтальмологический и офтальмоневрологический с темными кабинами………………………………………………………………………. 18 + 8
кабинет отоневрологический…………………………………………… 15
кабинет для аудиометрических исследований со звукоизолированной кабиной……………………………………………………………… 18 + 8
кабинет нейрохирургический со звукоизолированной кабиной……... 24
стоматологический кабинет…………………………………………….. 14 (на каждое кресло свыше одного площадь увеличивается на 7-10)
кабинеты врачей прочих специальностей……………………………... 12
перевязочная……………………………………………………………... 22
комната для приготовления и хранения гипса………………………… 10
малая операционная с предоперационной……………………………... 24 + 8
лаборатория для эндокринологических исследований……………….. 12
процедурная для перитонеального диализа…………………………… 18
процедурная для проведения зондирования…………………………… 18

Все больничные помещения должны иметь естественное освещение. Искусственное освещение допускается в санитарных узлах при палатах, клизменных, гигиенических ванных, комнатах личной гигиены, душевых для персонала, наркозных, предоперационных, аппаратных, складских помещениях, фотолабораториях.

Гигиенические требования к ориентации и освещению больничных помещений приведены в подразд. 1.2.

Основным помещением палатной секции является палата. В настоящее время общие палаты для взрослых больных проектируются не более чем на четыре койки. При этом в каждой секции должны быть две палаты на одну койку и не менее двух палат по две койки. Кровати должны быть расположены параллельно стене с окнами, но не более чем в три ряда. При этом расстояние от кроватей до наружных стен должно быть не менее 0,9 м, между длинными сторонами рядом стоящих коек — не менее 0,8 м. Глубина палат при естественном освещении с одной стороны должна быть не более 6 м.

Пост дежурной сестры проектируется в виде остекленной кабины площадью 4 м2, располагающейся с северной стороны коридора и несколько выступающей в коридор, чтобы обеспечить хорошее наблюдение за входом в палаты. Расположение поста в центре секции (вокруг поста группируются одно- и двухкоечные палаты для тяжелобольных) сокращает график движения медицинской сестры (15—18 м до дальней палаты) и облегчает ее труд.

В больничном строительстве в настоящее время признана целесообразной частичная двусторонняя застройка коридоров с устройством светового разрыва протяженность не менее 40 % его длины. Наличие светового разрыва и окон в торцах коридора позволяет создать удовлетворительные условия естественной освещенности и эффективное проветривание коридора. При такой застройке значительно сокращаются графики движений персонала по сравнению с графиками движений при односторонней застройке коридора. Световые разрывы используются как помещения дневного пребывания больных. Ширина палатного коридора, необходимая для свободного передвижения и поворота носилок, каталок и кроватей, должна быть не менее 2,4 м.

Процедурная (манипуляционная) служит в палатной секции для проведения некоторых физиотерапевтических процедур, массажа, инъекций.

Прием пищи больными в столовой оказывает на них большое психологическое воздействие. Перевод больных в столовую воспринимается ими как переломный этап от болезни к выздоровлению. Столовую можно устраивать одну на отделение (две секции), располагая ее рядом с буфетной комнатой. Количество посадочных мест в столовых принимают равным 80 % количества коек впослеродовых физиологических, кожно-венерологических, туберкулезных, психиатрических отделениях и отделении восстановительного лечения и не менее 60 % в остальных отделениях. В буфетной комнате подогревают и распределяют на порции пищу, поступающую из кухни, а также моют посуду.

Санитарный узел состоит из умывальни, ванной, туалетов и санитарной комнаты. В санитарной комнате моют и стерилизуют подкладные судна, хранят материал для анализа, разбирают и временно хранят грязное белье, моют клеенки, хранят предметы уборки. Санитарные узлы для больных (умывальня, туалеты) должны иметь естественное освещение.

Задание 3. Экспертиза проекта планировки палатной секции

Проведите гигиеническую оценку планировки палатной секции на примере терапевтического отделения, рассмотрев следующие моменты:

1) количество секций в отделении;

2) набор помещений каждой палатной секции;

3) общие помещения для всего отделения;

4) количество палат и коек в них;

5) площадь на одну койку в двух- и четырехкоечных палатах, световой коэффициент, ориентация;

6) количество коек в палатах с ориентацией окон на север и северо-запад;

7) расстановка кроватей в палатах (по отношению к светонесущей стене, количество рядов, расстояние от наружной стены, между длинными сторонами рядом стоящих кроватей);

8) расположение поста дежурной медицинской сестры;

9) расстояние от поста дежурной медицинской сестры до дальней палаты;

10)взаиморасположение поста дежурной медицинской сестры и палат для тяжелобольных (одно- и двухкоечных);

11)процедурная, ее расположение, расстояние до поста дежурной медицинской сестры, площадь, ориентация;

12)комната дневного пребывания больных, ее расположение, достаточность площади;

13)буфетная, ее ориентация;

14)столовая, ее ориентация, достаточность площади и количества посадочных мест;

15)санитарный узел для больных, набор помещений, наличие естественного освещения;

16)палатный коридор, его ширина, наличие светового разрыва и окон в торцах его, процент двусторонней застройки.

Перечислите недостатки, обнаруженные при гигиенической оценке внутренней планировки палатной секции.

Терапевтическое отделение

Терапевтическое отделение — это основное структурное подразделение многопрофильной больницы. Для проведения лечебных мероприятий в большинстве терапевтических отделений предусматриваются только процедурные кабинеты. Поэтому палатные секции этих отделений состоят из набора одинаковых помещений.

В настоящее время в составе отделений терапевтического профиля выделяются узкоспециализированные отделения: кардиологическое, ревматологическое, нефрологическое, гематологическое, гастроэнтерологическое, пульмонологическое и другие, где широко применяются новые методы диагностики и лечения больных с использованием сложной медицинской аппаратуры. Поэтому в большинстве медицинских специализированных отделений терапевтического профиля предусматриваются дополнительные помещения для проведения специальных исследований и лечебных процедур.

Задание 4. Экспертиза проекта планировки терапевтического отделения

Проведите гигиеническую оценку планировки терапевтического отделения, руководствуясь гигиеническими требованиями к внутренней планировке палатной секции (см. задание 3).

Хирургическое отделение

Общими требованиями, предъявляемыми к проектированию хирургического отделения (общего типа или специализированного), являются:

1) наличие удобной связи с операционным блоком и диагностическими отделениями (клинико-диагностической лабораторией, отделением функциональной диагностики, рентгенологическим отделением);

2) наличие соответствующего числа перевязочных и процедурных;

3) организация условий для послеоперационного пребывания больных в специально оборудованных палатах, в том числе и для проведения длительного наркоза с реанимационной или лечебной целью;

4) исключение возможности контакта послеоперационных («чистых») больных и так называемых «гнойных» больных, у которых появились послеоперационные осложнения.

Палатная секция отделения общей хирургии мало чем отличается от секции терапевтического отделения. Дополнительно во всех хирургических отделениях проектируется перевязочная.

Для больных с нагноительными процессами (флегмонами, абсцессами, обширными гнойными ранами) выделяются гнойные отделения или секции и специальная операционная. Все другие больные размещаются в чистых отделениях или секциях.

Главной особенностью отделения общей хирургии является наличие операционного блока, а в крупных больницах — операционных отделений.

Операционный блок представляет собой важную структурную единицу хирургического отделения. Большое значение придается его расположению и планировке. Удобнее располагать операционный блок в тупиковом выступе, торце здания или на отдельном этаже. При этом должны быть обеспечены удобные и кратчайшие связи с хирургическими отделениями, приемным отделением и рентгеновским кабинетом, если его нет в составе операционного блока. Операционный блок никогда не устраивают проходным. Как правило, он должен иметь два непроходных отделения: септическое и асептическое. В состав операционного блока входят: операционная, предоперационная, стерилизационная, наркозная и другие помещения.

Операционную следует проектировать из расчета один операционный стол на 30 коек хирургического профиля. Высота операционной в отличие от всех других помещений стационара должна быть не менее 3,5 м, ширина — не менее 5 м, ширина коридоров в операционном блоке — не менее 2,8 м.

Предоперационная предназначена для последней подготовки хирурга и другого медицинского персонала перед операцией. Из нее хирург должен иметь возможность наблюдать наркозную и операционную, где готовят к операции больного.

Наркозная — это помещение для последней подготовки больного к операции. Она является также рабочим местом анестезиолога, который обеспечивает наркоз во время операции.

Стерилизационная в операционном блоке располагается обычно между двумя операционными и служит для стерилизации хирургического инструмента.

Площади помещений операционного блока приведены ниже, м2:

операционная:  
общехирургического профиля………………………………………… 36
для ортопедотравматологических и нейрохирургических операций. 42
операций на сердце и сосудах………………………………………… 48
предоперационная:  
для одной операционной………………………………………………. 15
двух операционных……………………………………………………. 25
стерилизационная:  
для одной операционной………………………………………………. 10
двух операционных……………………………………………………. 15
наркозная:  
для одной операционной………………………………………………. 20
двух операционных……………………………………………………. 30
аппаратная……………………………………………………………………. 10
помещение для хранения и приготовления крови…………………………. 10
лаборатория срочных анализов (для септического и антисептического отделений)…………………………………………………………………….. 10
инструментально-материальная…………………………………………….. 4 на каждую операционную, ноне менее 10
помещение для разборки и мытья инструментов………………………….. 10
помещение для аппарата искусственного кровообращения:  
монтажная………………………………………………………………. 18
моечная…………………………………………………………………. 18
гипсовальная………………………………………………………………….. 20
комната для хранения гипса…………………………………………………. 10
кладовая для гипсовых бинтов……………………………………………… 6
кладовая для переносной аппаратуры………………………………………. 15
помещение для хранения передвижного рентгеновского аппарата и фотолаборатория………………………………………………………………… 10 + 6
кабинет заведующего отделением (для септического и антисептического отделений)…………………………………………………………………….. 10
кабинет врача-анестезиолога………………………………………………... 10
кабинет хирурга………………………………………………………………. 10
комната старшей медицинской сестры (для септического и антисептического отделений)……………………………………………………………... 10
комната медицинских сестер и сестер анестезисток………………………. 3,35 на одну сестру, но не менее 10
комната младшего медицинского персонала………………………………. 8

В непосредственной близости к операционному блоку размещаются палаты для послеоперационного пребывания больных. Количество коек в послеоперационных палатах устанавливают из расчета две койки на одну операционную. При наличии отделений анестезиологии и реанимации или реанимации и интенсивной терапии эти койки не предусматриваются. Площадь в послеоперационных палатах увеличивается до 13 м2 на одну койку, что позволяет разместить специальное оборудование для ухода за больными.

При послеоперационных палатах размещаются пост дежурной медицинской сестры (6 м2), помещение для мытья и стерилизации суден (8 м2), хранения предметов уборки (4 м2) и грязного белья (4 м2).

Задание 5. Экспертиза проекта планировки хирургического отделения

Проведите гигиеническую оценку планировки хирургического отделения, руководствуясь гигиеническими требованиями к планировке палатной секции и спецификой планировки отделения, рассмотрев следующие моменты:

1) наличие удобной связи операционного отделения с операционным блоком и диагностическими отделениями;

2) количество перевязочных в отделении, их площадь, ориентация;

3) возможность выделения септической («гнойной») секции.

Перечислите выявленные недостатки планировки хирургического отделения.

Задание 6. Экспертиза проекта планировки операционного блока

Проведите гигиеническую оценку планировки операционного блока, рассмотрев следующие моменты:

1) расположение операционного блока в здании больницы;

2) наличие удобных и коротких путей связи с хирургическими отделениями, приемным покоем, рентгеновским кабинетом;

3) набор помещений операционного блока;

4) количество операционных;

5) возможность выделения септической («гнойной») операционной;

6) площадь операционной, состояние естественного освещения, ориентация;

7) взаиморасположение предоперационной с операционной;

8) расположение стерилизационной;

9) расположение послеоперационных палат по отношению к операционному блоку, количество коек, площадь на одну койку;

10) другие помещения операционного блока (гипсовальная, кабинетзаведующего, комната хирурга, инструментально-материальная).

Перечислите выявленные недостатки планировки операционного блока.

Акушерское отделение

В том случае, когда акушерское и гинекологическое отделения расположены в одном здании, они должны быть изолированы друг от друга и иметь самостоятельные входы. В состав акушерских отделений (родильных домов) входят отделения патологии беременности (25—30% общего количества акушерских коек), родовое и послеродовое физиологические и обсервационные отделения.

Планировка акушерского отделения должна обеспечивать тщательную изоляцию здоровых и больных рожениц. В связи с этим для проведения родов и послеродового пребывания родильниц и новорожденных предусматриваются отдельные физиологические и обсервационное отделения. В последнее поступают роженицы с гнойничковыми заболеваниями кожи, гриппом, ангиной, температурящие, с подозрением на инфекционные заболевания.

Изолируют этих рожениц уже в приемном отделении, где имеется фильтр, через который проходит роженица до поступления в смотровую. Смотровых должно быть две: одна для поступающих в родовое физиологическое, другая — в обсервационное отделение. При каждой смотровой устраивается комната санитарной обработки с душевой и туалетом.

Помещения для выписки родильниц из физиологического послеродового и обсервационного отделений должны быть раздельными. Комнату встреч выписывающихся родильниц и новорожденных следует размещать рядом с помещением для посетителей.

Площади приемно-выписных помещений акушерского отделения приведены ниже, м2:

вестибюль-ожидальня………………………………………………. 1,5 на одну роженицу, поступающую в течение суток, но не менее 12
фильтр………………………………………………………………... 14
смотровая для поступающих в родовое физиологическое отделение и отделение патологии беременности……………………… 18
то же для поступающих в обсервационное отделение…………… 18
комната для санитарной обработки поступающих в физиологическое отделение с душевой кабиной и унитазом………………... 14
комната для санитарной обработки поступающих в обсервационное отделение с душевой кабиной и унитазом………………… 14
помещение для выписки родильниц из послеродового физиологического отделения………………………………………………... 12
то же для выписки родильниц из обсервационного отделения….. 12
комната ожидания выписывающихся родильниц и новорожденных…………………………………………………………………… 12

Родовое физиологическое отделение состоит из предродовых палат, родового и операционного блоков и послеоперационных палат. Их размер приведен ниже, м2:

предродовые палаты (12% расчетного количества коек послеродового физиологического отделения, но не менее двух):  
на одну койку…………………………………………………. 9
две-четыре койки……………………………………………... 7 на одну койку
родовые палаты (8 % расчетного количества коек послеродового физиологического отделения, но не менее двух):  
на одну койку…………………………………………………. 24
две койки……………………………………………………… 36
подготовительная для персонала…………………………………... 12
манипуляционные туалетные для новорожденных при родовых палатах:  
на одну кроватку……………………………………………… 12
две кроватки…………………………………………………... 24
родовая палата на одну кровать с туалетом для новорожденного (20 % коек физиологического родового отделения) и на две койки (при отсутствии отделений анестезиологии и реанимации и интенсивной терапии)………………………………………………. 26
помещение (пост) акушерки со стерилизационной………………. 6+ 10
операционный блок…………………………………………………. см. ранее
кладовая переносной аппаратуры…………………………………. 10
послеоперационные палаты (одна койка) при расчетной вместимости акушерского отделения до 10 коек, две койки при расчетной вместимости более 100 коек…………………………………... 13 на одну койку
помещения:  
для мытья и стерилизации суден……………………………. 8
временного хранения грязного белья……………………….. 4
хранения предметов уборки помещений……………………. 4
временного хранения последов……………………………… 4
шлюз при входе в отделение……………………………………….. 12

В родовом физиологическом отделении предусматриваются также кабинет заведующего отделением, ординаторская, комната старшей акушерки, сестры-хозяйки, буфетная (14 м2), кладовая для чистого белья. Перед входом в отделение размещается санитарный пропускник персонала.

В послеродовом физиологическом отделении количество коек в послеродовых палатах планируют на 50—55 % общего количества акушерских коек. Дополнительно предусматривают резервные койки, составляющие 10% этого количества. Послеродовое отделение состоит из палат для родильниц, новорожденных и вспомогательных помещений.

Палаты для родильниц устраивают небольшими, на две-четыре койки, чтобы все родильницы поступали и выписывались в один день. Обязательно предусматривают палаты на одну койку (не менее 7 % количества коек в отделении; в том числе в палатах со шлюзом размещают 4 % коек). Состав и площади помещений послеродовых физиологических отделений принимаются по нормативам для палатных секций (см. выше).

Количество кроваток в палатах для новорожденных должно составлять 110 % расчетного количества коек послеродового отделения. Новорожденных размещают в изолированных отсеках не более чем на 20 кроваток. В отсеке перед входом в палаты предусматривается специальное помещение шириной 2 м с постом дежурной сестры. Площади помещений для новорожденных приведены ниже, м2:

палаты для новорожденных:  
на одну кроватку……………………………………………… 9
две кроватки…………………………………………………... 10
изолятор на одну кроватку со шлюзом……………………………. 11
пост дежурной медицинской сестры………………………………. 10

Кроме того, в послеродовом физиологическом отделении специализированного роддома могут быть предусмотрены палаты совместного пребывания родильниц (одна-две койки) и новорожденных (одна-две кроватки).

Обсервационное отделение должно быть изолировано от физиологического акушерского отделения. Они сообщаются только через шлюз.

В обсервационном отделении предусматривают не менее трех однокоечных родовых палат (24 м2) и операционные с подсобными помещениями. Следует предусмотреть также родовой бокс (43 м2) для полной изоляции беременных, рожениц, родильниц с новорожденными.

Количество коек в послеродовых палатах составляет 20—25 % общего количества акушерских коек. Дополнительно планируют резервные койки, составляющие 5—7% расчетного количества коек в послеродовых палатах. Палаты обсервационного отделения устраивают на одну и две койки. В палатах на одну койку необходимо размещать не менее 15 % от общего количества коек отделения, в том числе в палатах со шлюзом — 10 % коек.

Количество коек в палатах для новорожденных планируют в размере 105—107 % от расчетного количества коек в послеродовых палатах. В обсервационном отделении они должны быть боксированными.

При родовых отделениях следует предусматривать помещения гипербарической оксигенации для родильниц и новорожденных.

Площади помещений обсервационного отделения (палат для родильниц и новорожденных, процедурных, клизменных, буфетных, кабинетов медицинского персонала, туалетов, санитарных комнат и др.) принимаются как и в физиологических отделениях по нормам палатных секций.

Задание 7. Экспертиза проекта планировки акушерского отделения

Проведите гигиеническую оценку внутренней планировки акушерского отделения, рассмотрев следующие моменты:

1) изоляция акушерского отделения от гинекологического;

2) наличие родового и послеродового физиологического и обсервационного акушерских отделений, состав и площади помещений для приема рожениц;

3) состав помещений родового физиологического отделения;

4) количество коек в предродовых палатах, площадь на одну койку, ориентация;

5) площадь родовых палат интенсивной терапии;

6) площадь, ориентация, вспомогательные помещения операционной;

7) состав помещений послеродового физиологического отделения;

8) количество коек в послеродовых палатах для родильниц, площадь на одну койку, световой коэффициент, ориентация;

9) количество коек в палатах для новорожденных, площадь на одну койку, ориентация;

10)устройство шлюзов перед палатами новорожденных;

11)наличие комнаты дневного пребывания, столовой в физиологическом отделении;

12)изоляция обсервационного акушерского отделения (секция, подсекции) от физиологического, наличие между ними шлюза;

13)наличие в обсервационном отделении родовой, операционной, послеродовых палат;

14)наличие боксированных палат для новорожденных;

15)наличие родового бокса для изоляции рожениц и родильниц с новорожденными.

Перечислите недостатки, обнаруженные при гигиенической оценке внутренней планировки акушерского отделения.

Гинекологическое отделение

В гинекологическом отделении осуществляется оперативное и консервативное лечение больных. Для оперативного вмешательства в отделении предусматривается малая операционная с предоперационной.

При консервативном лечении широко используются методы физического лечения (электролечение, диатермия, массаж, гимнастика и др.), поэтому отделения должны быть связаны с физиотерапевтическим отделением.

В гинекологическом отделении (в каждой палатной секции) предусматривается одна процедурная площадью 18 м2. Все другие помещения проектируются в соответствии с требованиями к внутренней планировке палатной секции.

Задание 8. Экспертиза проекта планировки гинекологического отделения

Проведите гигиеническую оценку внутренней планировки гинекологического отделения, руководствуясь гигиеническими требованиями к внутренней планировке палатной секции и спецификой планировки отделения, рассмотрев следующие моменты:

1) наличие малой операционной с предоперационной, их площади, ориентация;

2) площадь и ориентация процедурной;

3) наличие удобной связи с физиотерапевтическим отделением.

Перечислите недостатки, обнаруженные при гигиенической оценкевнутренней планировки гинекологического отделения.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 483.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...