Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Парадигма педагогики манипуляции воспитания




В системе психолого-педагогического знания феномен манипуляции человеческим поведением изучается преимущественно в рамках психологической науки.

Суть манипуляции заключается в том, что манипулятор, преследуя свои цели, скрыто, неявно стремится возбудить у адресата намерения, не совпадающие с существующими у него актуальными желаниями.

Манипуляция в межличностном общении имеет место тогда, когда возникающий у манипулятора замысел внедряется с помощью специальных ухищрений в психику адресата и заставляет последнего действовать в соответствии с разработанной для него программой поведения, которую он изначально воспринимает как свою собственную.

Таким образом, с одной стороны манипулятор осуществляет скрытое программирование мыслей и намерений адресата, с другой – адресат не осознает оказываемого на него воздействия и не знает конечной цели манипулятора.

Конструктивная манипуляция в воспитании становится позитивным средством его развития. Парадигма педагогики манипуляции задает наставнику такую форму взаимодействия с воспитанником, которая стремится к созданию у питомца ощущения самостоятельности, ответственности. Он и объект педагогического воздействия и субъект.

Представители педагогики манипуляции: Сократ, Жан-Жак Руссо и Мария Монтессори (табл. 2).

Сократ у собеседника создавал ситуацию успеха, возможности осознания самостоятельности добывания знаний. Педагогический метод заключается в том, что он начиная обсуждать с учеником различные значимые для того проблемы, прикидывался простаком и просил разъяснить ему казалось бы очевидные вещи. Тем самым он помогал собеседнику избавиться из излишней самоуверенности и готовил его к совместному поиску истины. Сократ манипулировал учеником в педагогическом процессе, взаимодействуя с ним на вербальном (словесном) уровне, создавая у него иллюзию самостоятельного движения к истине, маскируя свою ведущую роль в общении. Этот метод пропагандируется уже 24 столетия.

Первую серьезную попытку теоретического осмысления манипулятивной модели образования предпринял Ж.-Ж. Руссо (1762, «Эмиль или о воспитании»). Он ярко показывает два вида зависимости: во-первых, в самой природе существует зависимость человека от вещей, которая не порождает никаких пороков и не вредит ему.

Во-вторых, зависимость от людей, которые развращают человека, превращает его в господина и раба. Ж.-Ж. Руссо призывал наставника стремиться следовать в постепенном ходе воспитания порядку природы, держать ребенка исключительно в зависимости от вещей.

Основным средством парадигмы манипуляции является хорошо направленная свобода педагогически целесообразной деятельности.

В выделенной парадигме Ж.-Ж. Руссо сформулировал требования к воспитателю: а) делать все, ничего не делая; б) создавать видимость свободы для ребенка; в) признавать только уроки, извлеченные из собственного опыта; г) воспитание организовывать так, чтобы ребенок не догадывался, что получает урок.

Начало XX века, в Италии работает М. Монтессори, которая являясь ярким представителем педагогики манипуляции, утверждает, воспитание не формирует ребенка, а лишь предоставляет ему возможность развивать свое тело и свою душу посредством собственной деятельности.

Смысл ее теории – особым образом организуя среду жизни ребенка, предоставить ему возможность свободно действовать в соответствии с его естественными наклонностями. Основной принцип теории М. Монтессори: дисциплина в свободе.

Таблица 2










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 157.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...