Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Авторские педагогические манипуляции воспитания
Типы ориентировок (по Гальперину): 1. Педагог задает готовый алгоритм и предлагает действовать по нему самостоятельно. 2. Педагог помогает действовать по предложенному алгоритму. 3. Педагогом создается ситуация самостоятельного осмысления необходимости поиска, а затем построения алгоритма (под руководством учителя). Третий тип ориентировки обеспечивает обучаемому самостоятельное принятие решения. Поэтому остановимся на технологии осуществления действия по нему. Выделим основные операции: 1) Начинается с анализа результатов конкретного дела, поступка, результатов контрольных работ. 2) Выделяется основная причина неуспешности. 3) Формулируется алгоритм этой деятельности в результате коллективной деятельности преподавателя и обучающихся. 4) Определяется структура алгоритма, его эвристические функции. 4. Парадигма педагогики поддержки в воспитании. В данной парадигме воспитанника определяем полноправным партнером. Тип взаимодействия субъект - субъектный. Сущность: не вести ребенка за собой и даже не направлять его развитие, а следовать за ним, поддерживать его в осуществлении самости, помогать ему в решении собственных проблем. Научные знания о воспитательных моделях, концепциях и теориях становятся основой проектирования воспитательного процесса в конкретной ситуации. При этом рождается новое научное знание – логика конструирования воспитательной программы. Сформулируем общую логику конструирования воспитательной программы как систему необходимых задач: 1) первая задача – знакомство с ребенком (вхождение в контакт, налаживание продуктивной коммуникации, принятие друг друга, взаимное уважение и доверие); 2) вторая задача – выявить потребности и способности ребенка, актуализировать его интерес; 3) третья задача: а) поддержка ребенка в познании себя, что помогает ребенку определить и вербализировать цели собственного развития, собственного продвижения по жизни. Сформировать совместно с ребенком педагогические цели его развития; б) помощь реализации своего актуального интереса («здесь и сейчас»); в) оказание учителем помощи в осознании воспитанником собственных проблем. Таким образом, цель воспитания ребенка оказывается продуктом совместных усилий воспитателя и воспитанника. Задача педагога: стимулирование самостоятельности воспитанника и нейтрализации асоциальных и личностно-деструктивных целей. Достоинства педагогики поддержки: – исключает рассогласование целей педагога и воспитанника; – предотвращает столкновение воли участников; – повышает эффективность воспитательного процесса; – позиция педагога оказывается позицией старшего товарища. Историография педагогики поддержки Если посмотреть на исторические корни педагогики поддержки, то можно отметить значительный вклад многих педагогов в познании содержания педагогики поддержки: – Я.А. Коменский – видел педагогический идеал в самом человеке. – Ж.-Ж. Руссо – призывал способствовать естественному росту детей. – И.Г. Песталоцци – предлагал поддержку ребенку в его самостоятельном развитии. – А. Бэн (вторая половина XIX в., Англия) связывал понимание воспитания с пониманием индивидуальности воспитанника. – Д. Дьюи – совершил «коперниковскую революцию» в педагогике – превращение ребенка в солнце. Он предложил лозунг «Дайте жить детям» вместо «Жить ради детей». При этом говорил о необходимости опираться на присущее каждому человеку естественное стремление к максимальной, полной реализации в активной деятельности своего «Я». – «Гуманистическая педагогика» предполагает создание условий для самоактуализации личности.
Другие возможные подходы к выделению воспитательных моделей Имеются и иные точки зрения на формулировку педагогических парадигм. Так, природа воспитания представляется тремя основными парадигмами, представляющими определенные отношения к социальным и биологическим детерминантам: 1) парадигма социального воспитания; 2) биопсихологическая парадигма; 3) диалектическая взаимозависимость социальной и биологической; психологической и наследственной составляющих в процессе воспитания. Педагогическая прогностика [1]. Семь стратегий для XXI в. 1. Педагогика любви. Педагогика любви – это область педагогики, в которой исследуются закономерности взаимовлияния педагогической любви на духовное развитие, сотворчество и саморазвитие как учителей, так и учащихся в процессе обучения и воспитания. 2. Эвристика для творческого саморазвития. Эвристика как наука выделяет и рассматривает творческое саморазвитие в качестве самостоятельного, универсального вида творчества, который вбирает в себя культуру, опыт других видов творческой деятельности личности: – закон неравномерности творческого саморазвития личности; – закон целостного творческого саморазвития личности; – закон свободы творчества; – закон самоусложнения творческих задач и проблем; – закон периодической мобилизации и релаксации; – закон ускорения творческого саморазвития в условиях конкуренции и стремления к лидерству; – закон сотворчества. 3. Педагогическая синергетика – теория самоорганизации. 4. Конфликтология. 5. Педагогическая соционика. Соционика – наука о социальных типах человеческой личности. 6. Педагогическая акмеология – наука о наивысшем профессиональном мастерстве. 7. Педагогическая валеология. Валеология – наука о здоровье. Педагогическая валеология – наука о воспитании и обучении человека здоровому образу жизни и саморазвитии его знаний, умений и способностей к самооздоровлению. Вопросы для самостоятельного осмысления 1. В чем Вы видите назначение профессионально-педагогической концепции? 2. Каково соотношение педагогического принципа и концепции педагогической деятельности? 3. Обоснуйте критерии оценки профессионально-педагогической концепции. Лекция 7 Совокупность педагогических парадигм в современной Теории и практике воспитания Воспитание – великое дело: им решается участь человека (В.Г. Белинский) Цель – познакомить студентов с методологией рождения совокупности педагогических парадигм для современной школы План лекции 1. Определение парадигмы. 2. Основные педагогические парадигмы XXI века. 3. Когнитивно-информационная парадигма. 4. Личностная парадигма. 5. Культурологическая парадигма. 6. Компетентностная парадигма. 7. Соотношение парадигм. 8. Основные принципы гармонизации образовательных парадигм. (Текст лекции в основном отражает позицию Е.А. Ямбурга по основным педагогическим парадигмам). Определение парадигмы Парадигма — это исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, методов исследования, господствующих в течение определенного исторического периода в науке. Таково ее исходное классическое понимание. Нас же будут интересовать две ее грани, которые для удобства читателя лучше всего выразить в двух компактных определениях. Парадигма – ведущая концептуальная идея, определяющая направление и характер грядущих преобразований. В одном из словарей читаем: смена образовательной парадигмы – изменение системы образования [47]. Другое определение, теория, выражающая важные, существенные черты действительности.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 186. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |