Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Классификация методов воспитания
Многообразие предметов, явлений ставит проблему их классификации. Так произошло и с методами воспитания. Каждое историческое время проблему классификации делает актуальной. В основе любой классификации лежит признак, на основании которого отдельные методы группируются и обособляются. В 60-х годах XX столетия общепринятой была классификация методов воспитания, состоящая всего из двух групп. В основе такой классификации были области воспитательного воздействия: сознание и поведение ребенка. В 70-х гг. XX столетия значительная часть теоретиков педагогики предпринимала классификацию на основе трех главных направлений деятельности воспитателя: – методы целенаправленного формирования качеств личности; – методы стимулирования естественного саморазвития личности; – методы коррекции развития личности. Самое уязвимое в данной классификации – количество направлений, их, безусловно, не три. В конце 70-х годах – начале 80-х годов XX столетия в педагогике оформилась концепция деятельностного подхода к воспитанию. Ленинградские педагоги Т.Е. Конникова и Г.И. Щукина предложили классификацию методов воспитания, где основанием явилась функция метода по отношению к деятельности воспитанников. Так появилась еще одна классификация, включающая такие группы методов: – методы формирования положительного опыта поведения в процессе деятельности. – методы формирования общественного сознания. – методы стимуляции деятельности. В.А. Караковский за основание классификации избирает средства воспитания и предлагает такую систему методов воспитания: – методы воспитания словом; – методы воспитания делом; – методы воспитания ситуацией; – методы воспитания игрой; – методы воспитания общением; – методы воспитания отношением. Проблема классификации методов воспитания – это проблема XX века. Так, в начале XX века во всех педагогических институтах дореволюционной России педагогику изучали по учебнику немецкого педагога Фридриха Паульсена, изданному в Санкт-Петербурге в 1913 году. При этом отметим, что проблема о классификации методов воспитания не обсуждалась. Ф. Паульсен подробно описывает, как воспитывать дисциплину, храбрость, настойчивость, честь, любовь к Родине и человечность. Для каждой добродетели он определяет свой набор методов, дает советы по их использованию. Такой учебник привлекал, но описать более 1500 вариантов формирования только нравственных качеств не представляется возможным. Поэтому и встал вопрос о природе общих методов воспитания, понимании их механизма, возможности и ограничениях. Приступая к воспитанию детей на практике, необходимо всякий раз выстраивать свою систему методов воспитания. Как можно поступить при создании еще одной системы методов воспитания? Вспомним предмет воспитания – социальный опыт детей, их деятельность и отношение к миру и с миром, к себе и с самим собой. Система методов педагогического воздействия: 1) метод убеждения; 2) метод управления; 3) метод оценки. Основные средства воспитания С философской точки зрения, средство понимают как все то, что использует человек в процессе движения к цели. Средства располагаются вне субъекта, заимствуются извне для реализации деятельности, получения ее наиболее предпочитаемого результата, для усиления и повышения качества деятельности и отдельных ее элементов. Средства воспитания являются «инструментарием» материальной и духовной культуры, который используется для решения воспитательных задач: · знаковые символы, · материальные средства, · способы коммуникации, · мир жизнедеятельности воспитанника, · коллектив и социальная группа, · технические средства, · культурные ценности (книги, произведения искусства), · природа. Выбор воспитательных средств зависит от цели, задач, организационных форм воспитания, возраста, индивидуальных особенностей, принятых ценностных, ключевых воспитательных функций: наглядности, инициирования (так хлопотно быть хорошим человеком), инструментальной. Точки опоры (жизненные): 1. Природа. 2. Культура. 3. Дело. 4. Окружающие люди. 5. «Я сам как наивысшая ценность».
Вопросы для самостоятельного осмысления 1. Почему приходится вводить понятие воспитательного средства? 2. Проанализируйте терминологически известную фразу «Ремень – не метод воспитания, а средство убеждения!» 3. Поощрения и наказания: «за» и «против». Попробуйте вывести собственные правила.
Лекция 5 Формы организации воспитательного процесса Всякая форма есть выражение какого-то внутреннего содержания /Р. Роллан/ Цель – выделить различные формы организации воспитательного процесса, определить их системы и требования к их реализации. План лекции 1. Понятие о формах организации процесса воспитания. 2. Многообразие форм воспитательной работы. 3. Возможный алгоритм подготовки и проведения воспитательной работы. 4. Причины, не позволяющие воспитателю получить запланированный результат. Основные понятия: форма воспитательной работы, воспитательное мероприятие, дело. Задания: 1. Сформулируйте краткую систему профессиональных запретов, начав ее с фразы: «Желая быть хорошим воспитателем, я никогда не буду…». 2. Подобрать и описать примеры творческих форм организации воспитания на основе анализа одного из номеров журнала «Классный руководитель». |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 218. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |