Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основополагающие идеи и приемы конструирования




Творческих форм воспитательной работы

Идея первая: содержание воспитания, реализованное в различных организационных формах, обогащается за счет богатства наук и искусств, лежащих в основе тех или иных видов деятельности (познавательная – в области различных наук и их истории; ценностно-ориентированная – в этике, эстетике, культурологии, политологии, различных отраслях искусства; свободное общение – в углубленном изучении всех наук и искусств, лежащих в основе организации досуга, различных хобби).

Вторая идея: творческим сделать подход в воспитании. Педагогу поможет «копилка» специальных педагогических приемов, из которых можно конструировать различные методы воспитания и организационные формы: анализ афоризмов; использование биографий, историй жизни, жизненного опыта великих людей; использование сказок, легенд, преданий; конверт откровений; экспресс-опрос; «трудное чтение».

Картотека организационных форм воспитания.

1. Познавательная деятельность: устный журнал, викторина.

2. Ценностно-ориентировочная деятельность: встречи в литературной гостиной.

3. Трудовая деятельность (по восстановлению памятников страны).

4.Общественно-полезная деятельность.

5. Художественно-творческая деятельность.

6. Физкультурно-спортивная деятельность.

7. Деятельность свободного общения.

Причины, не позволяющие воспитателю получить положительный результат своей работы.

1. Формализм в педагогической деятельности (проще провести нужное мероприятие и отчитаться за него, нежели добиться воспитательного эффекта).

2. Излишняя заорганизованность всего до мелочей.

3. Непонимания внутренней природы формы и механизмов ее воспитательного влияния (беседа, со-беседники).

4. Неорганичность формы для ее участников (чаепитие родителей и детей, если класс социально разнороден).

5. Небрежность в реализации той или иной формы.

6. Попытка прямого копирования чужого сценария.

Клятва учителя

Я – Амонашвили Шалва Александрович – добровольно выбрав профессию Учителя и находя в ней свое признание, глубоко сознавая свою причастность к сохранению и процветанию жизни на Земле, с полной ответственностью принимая на себя заботу о судьбе Ребенка, о судьбах детей, клянусь:

любить детей, любить каждого ребенка от всего сердца;

– быть им верным и преданным;

– следовать цели раскрытия, развития, воспитания, утверждения в Ребенке личности;

– быть оптимистом в отношении любого ребенка в любых условиях.

Обязуюсь постоянно и усердно заботиться:

– о приобщении детей к высочайшим ценностям общечеловеской культуры и нравственности;

– о развитии и воспитании в них доброты, заботы о людях, о природе, о выживании человечества;

– об овладении искусством гуманного общения с детьми, с Ребенком.

Клянусь:

– не вредить детям,

– не вредить Ребенку.

Ш.А. Амонашвили

Домашнее задание: выполнить анализ клятвы с позиции ее потенциальных возможностей воспитательной работы.

Лекция 6

Воспитательные модели, концепции и теории

Воспитание – это самое трудное из искусств

/В.П. Вахтеров/

Цель – познакомить с метазнаниями по теории воспитания, раскрыть их возможности и назначения.

План лекции

1. Базовые модели воспитания и их парадигмальное представление.

2. Парадигма педагогики авторитета в воспитании.

3. Парадигма педагогики манипуляции в воспитании.

4. Парадигма педагогики поддержки в воспитании.

5. Другие возможные подходы к выделению воспитательных моделей.

Основные понятия: модель воспитания, содержание модели, виды моделей.

 

Базовые модели воспитания и их парадигмальное представление

Разработка общей стратегии воспитания предполагает определение ее парадигмально-педагогических оснований.

Процесс воспитания базируется на различных педагогических основаниях. Они предполагают многообразие форм конкретных педагогических действий и отношений и практически необозримое множество воспитательных систем, концепций, теорий, технологий, методик.

Базовые модели воспитания крайне абстрагированно выражают глубинные, родовые, сущностные особенности основных типов педагогически организованного взаимодействия между воспитателем и воспитанником в ходе достижения целей воспитания. Каждой базовой модели в природе соответствует определенная педагогическая парадигма.

Педагогическая парадигма воспитания – это совокупность устойчивых повторяющихся смыслообразующих характеристик, которые определяют сущностные особенности теоретической и практической педагогической деятельности и взаимодействия в воспитании независимо от степени и форм их рефлексии. Выделение, формулирование парадигмы воспитания может быть положено в основание определенной стратегии воспитания. Можно выделить три базовых модели воспитания, которые могут быть представлены парадигмами педагогики авторитета, манипуляции, поддержки.

 

Педагогика авторитета

Функции педагога  
Данная парадигма основана на признании педагога подготовленным человеком, который берет на себя ответственность за развитие обучающихся, получает право определять цели воспитания и обучения, выбирать педагогические пути, способы и средства достижения цели Воспитанники находятся в ситуации, требующей от них принятия ведущей роли педагога, организующей их развитие, выполнение его требований, следований его предписаниям и указаниям

 

Итак, за что отвечает педагог в названной модели? Педагог определяет цель; планирует желаемые изменения личности; проектирует свойства и качества личности. При этом педагог учитывает источники педагогического целеполагания, к которым относим:

1. Существующие государственные установки, нормативные документы.

2. Культурно-историческое наследие; этические традиции, востребованность социумом тех или иных правил и норм поведения.

3. Собственную позицию педагога. Педагог выступает идеологом государства во все времена.

Установка педагогики авторитета. Может быть сформулированакак требование готовности молодежи со стороны государства:

- к полноценной жизни в обществе и государстве – успешно в нем функционировать,

- играть определенные роли,

- усвоить определенные способы деятельности и коммуникации, нормы поведения.

Определив цели воспитания, наставник конструирует пути и способы их достижения.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 170.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...