Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Основополагающие идеи и приемы конструирования
Творческих форм воспитательной работы Идея первая: содержание воспитания, реализованное в различных организационных формах, обогащается за счет богатства наук и искусств, лежащих в основе тех или иных видов деятельности (познавательная – в области различных наук и их истории; ценностно-ориентированная – в этике, эстетике, культурологии, политологии, различных отраслях искусства; свободное общение – в углубленном изучении всех наук и искусств, лежащих в основе организации досуга, различных хобби). Вторая идея: творческим сделать подход в воспитании. Педагогу поможет «копилка» специальных педагогических приемов, из которых можно конструировать различные методы воспитания и организационные формы: анализ афоризмов; использование биографий, историй жизни, жизненного опыта великих людей; использование сказок, легенд, преданий; конверт откровений; экспресс-опрос; «трудное чтение». Картотека организационных форм воспитания. 1. Познавательная деятельность: устный журнал, викторина. 2. Ценностно-ориентировочная деятельность: встречи в литературной гостиной. 3. Трудовая деятельность (по восстановлению памятников страны). 4.Общественно-полезная деятельность. 5. Художественно-творческая деятельность. 6. Физкультурно-спортивная деятельность. 7. Деятельность свободного общения. Причины, не позволяющие воспитателю получить положительный результат своей работы. 1. Формализм в педагогической деятельности (проще провести нужное мероприятие и отчитаться за него, нежели добиться воспитательного эффекта). 2. Излишняя заорганизованность всего до мелочей. 3. Непонимания внутренней природы формы и механизмов ее воспитательного влияния (беседа, со-беседники). 4. Неорганичность формы для ее участников (чаепитие родителей и детей, если класс социально разнороден). 5. Небрежность в реализации той или иной формы. 6. Попытка прямого копирования чужого сценария. Клятва учителя Я – Амонашвили Шалва Александрович – добровольно выбрав профессию Учителя и находя в ней свое признание, глубоко сознавая свою причастность к сохранению и процветанию жизни на Земле, с полной ответственностью принимая на себя заботу о судьбе Ребенка, о судьбах детей, клянусь: – любить детей, любить каждого ребенка от всего сердца; – быть им верным и преданным; – следовать цели раскрытия, развития, воспитания, утверждения в Ребенке личности; – быть оптимистом в отношении любого ребенка в любых условиях. Обязуюсь постоянно и усердно заботиться: – о приобщении детей к высочайшим ценностям общечеловеской культуры и нравственности; – о развитии и воспитании в них доброты, заботы о людях, о природе, о выживании человечества; – об овладении искусством гуманного общения с детьми, с Ребенком. Клянусь: – не вредить детям, – не вредить Ребенку. Ш.А. Амонашвили Домашнее задание: выполнить анализ клятвы с позиции ее потенциальных возможностей воспитательной работы. Лекция 6 Воспитательные модели, концепции и теории Воспитание – это самое трудное из искусств /В.П. Вахтеров/ Цель – познакомить с метазнаниями по теории воспитания, раскрыть их возможности и назначения. План лекции 1. Базовые модели воспитания и их парадигмальное представление. 2. Парадигма педагогики авторитета в воспитании. 3. Парадигма педагогики манипуляции в воспитании. 4. Парадигма педагогики поддержки в воспитании. 5. Другие возможные подходы к выделению воспитательных моделей. Основные понятия: модель воспитания, содержание модели, виды моделей.
Базовые модели воспитания и их парадигмальное представление Разработка общей стратегии воспитания предполагает определение ее парадигмально-педагогических оснований. Процесс воспитания базируется на различных педагогических основаниях. Они предполагают многообразие форм конкретных педагогических действий и отношений и практически необозримое множество воспитательных систем, концепций, теорий, технологий, методик. Базовые модели воспитания крайне абстрагированно выражают глубинные, родовые, сущностные особенности основных типов педагогически организованного взаимодействия между воспитателем и воспитанником в ходе достижения целей воспитания. Каждой базовой модели в природе соответствует определенная педагогическая парадигма. Педагогическая парадигма воспитания – это совокупность устойчивых повторяющихся смыслообразующих характеристик, которые определяют сущностные особенности теоретической и практической педагогической деятельности и взаимодействия в воспитании независимо от степени и форм их рефлексии. Выделение, формулирование парадигмы воспитания может быть положено в основание определенной стратегии воспитания. Можно выделить три базовых модели воспитания, которые могут быть представлены парадигмами педагогики авторитета, манипуляции, поддержки.
Педагогика авторитета
Итак, за что отвечает педагог в названной модели? Педагог определяет цель; планирует желаемые изменения личности; проектирует свойства и качества личности. При этом педагог учитывает источники педагогического целеполагания, к которым относим: 1. Существующие государственные установки, нормативные документы. 2. Культурно-историческое наследие; этические традиции, востребованность социумом тех или иных правил и норм поведения. 3. Собственную позицию педагога. Педагог выступает идеологом государства во все времена. Установка педагогики авторитета. Может быть сформулированакак требование готовности молодежи со стороны государства: - к полноценной жизни в обществе и государстве – успешно в нем функционировать, - играть определенные роли, - усвоить определенные способы деятельности и коммуникации, нормы поведения. Определив цели воспитания, наставник конструирует пути и способы их достижения. |
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 170. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |