Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Содержание воспитательного процесса




              Все искусство воспитания состоит в том,

           чтобы ставить молодых людей в условия,

                             способные развить в них зачатки ума и добродетели

 /К. Гельвеций/

Цель – выполнить анализ теории воспитания, определить ее основное содержание, спроектировать содержание воспитательного процесса.

План лекции

1. Основные понятия теории воспитания (отношения, проживание отношений).

2. Содержание отношений – ценностные отношения.

3. Систематизация содержания воспитания.

Основные понятия теории воспитания

Проблемы человеческой жизни решаются в сфере отношений к миру и отношения человека к самому себе. Ребенок, вводимый педагогом в эту «человеческую ситуацию», вводится именно в сферу отношений.

А.С. Макаренко первым из педагогов провозгласил отношение в качестве основного объекта внимание педагога, тем самым предложил решение проблемы содержания воспитательного процесса. Отношение как социально-психологический феномен и составляет это содержание. Сущность отношений – оно наполняет педагогическое взаимодействие с детьми; оно располагается в поле любых взаимодействий ребенка с миром, оно, отношение, есть то, ради чего приходит ребенок в школу, бежит к друзьям.

Мы ошибочно предполагаем, что дети в школу «приходят за знаниями», а не за проживанием самых разнообразных, острых, неожиданных, ярких отношений.

Отношение – это связь, избирательно установленная в сознании субъекта с объектом окружающего мира, проявляющаяся в форме рациональной (вербальной), эмоциональной (переживания и состояния) и практическо-действенной (поведения, действия, деятельность).

Прожить отношение – это значит прочувствовать, осмыслить, ощутить в действии связь своего «я» и объекта действительности.

Установить отношение – значит принять, понять, оценить эту связь, осознавая личностный смысл ее для жизни «я». Отношение – центральная категория теории воспитания, которая определяет воспитательный процесс как наивысочайшей сложности и чрезвычайной тонкости явления.

Дисгармоничность отношения – основа его развития, преодоления противоречия между рациональной стороной отношения (мыслю, говорю, оцениваю) и эмоциональной (нравится, не нравится, люблю, ненавижу…), между внутренней и внешней, проявляющей себя в действиях – это механизм социально-духовного развития ребенка.

Профессиональное мастерство педагога предполагает умение воспринимать отношение, видеть тенденции его развития, интерпретировать проявление отношения с точки зрения современной культуры, уметь ярко выражать свое личностное отношение, корректировать формы его проявления.

Однако содержание воспитания оказалось бы безбрежным, если бы педагог избрал своим вниманием всю беспредельность отношений человека к окружающей действительности.

Ограничение! – очертить лишь ту совокупность отношений, которая исчерпывает значимые для человеческой жизни отношения – ценностные отношения.

Ценностные отношения – это отношения человека к наивысшим (высшего уровня абстракции) ценностям, таким как человек, жизнь, общество, труд, познание…; но это и совокупность общепринятых, выработанных культурой отношений, таких как совесть, свобода, справедливость, равенство, когда само отношение выступает в качестве ценности.

Будем ценностными отношениями называть и отношения к ценностям, и отношения, которые ценностны для жизни.

 

Содержательные блоки воспитательного процесса

I. Человек как ценность, цель и мера всех вещей.

Формирование у детей ценностного отношения к человеку как таковому составляет фундамент программы воспитания.

Что означает принять человека как ценность?

– обнаруживать его присутствие в окружающем мире;

– учитывая его присутствие, уважать автономию, самочувствие, интересы;

– помогать человеку по мере своих сил;

– понимать человека во всех его проявлениях, объясняя и оправдывая то, что кажется странным;

– содействовать благу человека в его жизни на Земле.

Итак, ценностная ориентация порождает правильные, устойчивые отношения, выступающие для окружающих людей как качества личности: дисциплинированность, честность, вежливость, доброжелательность, внимательность, совестливость, великодушие, самоотверженность, гуманность.

II. Жизнь как наивысшая ценность:           

1) признание неприкосновенности жизни как принципа человеческого совместного существования на Земле (признание права на жизнь каждого человека);

2) бережливость по отношению к любым проявлениям жизни;

3) восприятие жизни во всех ее разновидностях, этапах, формах;

4) содействие жизни по мере сил и способностей;

5) характеристика образа жизни, достойной человека;

6) осмысленная жизненная позиция;

7) сознательное выстраивание собственной жизни в качестве ее субъекта.

III. Общество как ценность. Формирование ценностного отношения к обществу – последовательный и поэтапный процесс:

1) общество выступает для ребенка сначала в виде общепринятых нормативов («так надо», «так нельзя»);

2) затем раскрывается связь текущей жизни за счет распределения социальных ролей человека в обществе (например, пассажир, житель дома, ученик…);

3) далее человек познает правовую основу общества и его политическое устройство;

4) познает ценностное отношение к Родине, сообществу людей. Патриотическое отношение – это любовь к той земле, на которой человек вырос.

IV. Труд как ценность – фокусирует совокупность отношений к человеку, жизни, обществу, Родине.

Отношение к труду – вторичное образование, имеющее мотивом нечто, лежащее за пределами самого труда, который выступает как средство

выражения отношения к какой-либо иной ценности. В первую очередь – к человеку. Природа не оснащает человека любовью к физическому, психологическому, интеллектуальному напряжению.

V. Природа как ценность. Природа – дом, в котором располагается и живет человек вместе с «фауной и флорой». Осмысление природы и человеческой жизни. Итак, содержание воспитания может быть определено через сущность двух основных понятий: отношение, проживание отношений. Систематизация содержания воспитания возможна через выделение ценностных отношений.

 

 

Систематизация содержания воспитания

Систематизация содержания воспитания может быть выполнена по различным основаниям. Так, по компонентам базовой культуры личности возможно выделить: познавательную, интеллектуальную, нравственную, эстетическую, трудовую, физическую культуру.

По направлениям воспитательно-образовательной работы (функциональный подход) выделяется: умственное воспитание и формирование мировоззрения, гражданское воспитание, нравственное, трудовое, экономическое, эстетическое, физическое воспитание. По видам деятельности будем выделять: интеллектуальную, познавательную деятельность, ценностно-ориентированную, трудовую, художественную деятельность.

Таблица 1










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 201.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...