Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

I. Понятие о форме организации воспитательного процесса




Занятие рассматриваем клеточкой учебного процесса. А в воспитании есть ли подобное занятие?

Воспитание, как и обучение, может стать процессом определенным, конкретным, целостным и управляемым, если выстроить четкую систему форм организации воспитательного процесса, тогда каждая форма и станет той «клеточкой» такого процесса.

В современной педагогической практике существует несколько понятий: «форма воспитательной работы», «воспитательное мероприятие», «дело» и др.

С педагогической точки зрения формы воспитания (воспитательной работы) – это способы организации, существования и выражения содержания воспитательного процесса, в которых открыто провозглашается отношение к предметам, явлениям, событиям, природе, людям и их сообществам.

Форма воспитания определяет варианты организации конкретной воспитывающей деятельности детей, их взаимодействия со взрослыми, построение конкретного дела, его содержание, атрибутику, методику и технику подготовки, проведения и педагогического анализа.

Одна из функций воспитательной деятельности – упорядочение взаимодействия педагога и воспитанников путем придания ему определенной формы.

Понятие «форма» многогранно по смыслу и употребляется в следующих значениях:

– форма организации определенного вида деятельности: познавательной, игровой, коммуникативной;

– форма взаимодействия педагогов и воспитанников (индивидуальная, групповая, коллективная, сетевая);

комплексная форма воспитательной работы, объединяющая различные виды активности ее участников в рамках педагогического процесса (неделя талантов, турнир знатоков);

– форма управления воспитательным процессом (педсовет, совет дело, общее собрание);

– форма контроля (творческий отчет, рапорт…).

Формы воспитательной работы многообразны. Они могут быть классифицированы по различным основаниям:

Ø простые (как акт ситуативного воздействия) и сложные (включающие воспитанников в самые многочисленные отношения);

Ø кратковременные («пять минут с одним стихотворением») и длительные («месячник по благоустройству микрорайона школы»);

Ø групповые (от двух участников и более), коллективные (класс, секция, кружок), общешкольные и даже межшкольные микрорайонные, межрегиональные, республиканские и всероссийские (всероссийская научная конференция школьников «Юность. Наука. Культура»);

Ø традиционные и творческие;

Ø спонтанно возникающие в ходе воспитательного процесса и специально организованные, планированные и особым образом подготовленные;

Ø регулярные (внесенные в сетку расписания классные часы) и эпизодические (как календарные, так и ситуативные, проводимые воспитателем, исходя из задач воспитания);

Ø многообразие форм, подчиненных единым целям и логике воспитательного процесса, может быть объединено в систему, названную воспитанием «крупными дозами» (В.А. Караковский);

Ø система интегрированных форм как клубный вариант, воспитательный центр, центр детского творчества и т.п.

Многообразие форм воспитательной работы

Основные жанры: мероприятия, дело, событие, ритуал, праздник.

1. Под мероприятиями подразумеваются все те массовые организованные воспитателями «сверху» формы работы, которые призваны оказывать прямое воспитательное воздействие на участников. Как правило, активны при этом немногие, большинству из них отводится роль зрителя-слушателя.

2. Воспитательное дело основано на общих интересах и потребностях его участников. Оно направлено на решение значимой для жизни коллектива проблемы. «Воспитание можно осуществить усиленно только в общем деле: вместе улучшая окружающую жизнь, вместе думая над тем, как это сделать» (И.П. Иванов).

3. Событием в воспитательном процессе может стать некая значимая, спонтанно возникшая или специально «сконструированная» ситуация, которая обеспечивала ее участникам своеобразный психологический порыв.

4. Ритуалы как специально-нормативная форма организации общественного поведения призваны демонстрировать должное отношение к лицу, атрибуту, событию или явлению.

5. Праздник как культурно-эстетическая форма организации совместных действий.

6. Воспитательные дела. Примером может быть система коллективных творческих дел (КТД). По словам И.П. Иванова, КТД не мероприятия, а прежде всего: полнокровная жизнь старших и младших, воспитателей и воспитанников и в то же время их общая забота об улучшении окружающей жизни, в которой педагоги выступают как старшие товарищи ребят, действующие вместе с ними и вперед них [16].

7. Ключевые дела (термин В.А. Караковского). Главные общешкольные дела, через которые осуществляется попытка интеграции усилий и целостное влияние на коллектив и личность школьника.

Они, как правило, управляются принципом цикличности (годовой цикл жизнедеятельности). Примером таких дел являются коммунарские сборы (мартовские сборы в школе МОУ № 1 г. Челябинска).

В системе подготовки и проведения КТД участники проходят шесть стадий коллективного творчества.

Первая стадия предполагает увлечь каждого радостной перспективой интересного и полезного дела создание положительного эмоционального фона.

Вторая стадия предполагает организацию коллективного планирования в условиях дробления структуры на микрогруппы. Это обеспечит возможность каждому стать причастным к выработке общей перспективы через включение в структуру отношений коллективного творчества.

Третья стадия связана с организацией работы Совета дела – активное ядро коллектива, призванное выражать способы выполнения общего замысла.

Четвертая стадия предполагает непосредственное проведение КТД (коллективного творческого дела), предполагающего индивидуальное присвоение совместно сформированного опыта заботы и гражданского отношения к окружающей жизни и к себе.

Пятая стадия обеспечивает коллективную рефлексию (что было хорошо и почему, что не удалось и почему).

Шестая стадия – заключительная – обмен приобретенным опытом.

Алгоритм подготовки и проведения любой формы

Воспитательной работы

1. Определение цели и задач. Целью выступает то запланированное отношение, которому посвящено организуемое педагогом дело.

Например, в серии различных форм воспитательной работы, посвященной единой цели – формированию музыкальной культуры учащихся, проводится классный час «Зачем человеку музыка? Какая музыка ему нужна?».

Задачи: 1) выявление музыкальных вкусов и интересов (предварительная работа); 2) формирование понятий и представлений, выработка определенного отношения к различным музыкальным жанрам; 3) развитие эмоционально-положительного отношения к «маленьким шедеврам большой музыки» (прослушивание).

2. Выбор формы воспитательной работы, определение жанра и названия мероприятия (Дискуссия «Что происходит в обществе и моя позиция»).

3. Создание психологического настроя (зажигательный рассказ о предстоящем деле и возможных результатах, выпуск стенгазеты и т.д.).

4. Предварительная подготовка (подбор содержательного материала, приглашение гостей).

5. В проведении самого мероприятия важны такие его элементы, как: начало (музыка…); содержательная часть; аккордно-финальная часть (принятие решения, обращение, взаимные благодарности, музыка).

4. Педагогический анализ:

– мера достижения цели и решения стратегических и тактических задач;

– характеристика эффективности избранных средств, методов и приемов;

– степень активности участников и их удовлетворенность;

– логика и структура воспитательного мероприятия;

– характер педагогического мастерства педагога;

– место проведенного мероприятия в системе воспитательной работы с классом.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 313.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...