Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Движущие силы воспитания как педагогического явления




Н.Н. Тулькибаева, З.М. Большакова, Г.Я. Гревцева

ПЕДАГОГИКА

КУРС ЛЕКЦИЙ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

 

 

Челябинск

2007

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Челябинский государственный педагогический университет»

 

Н.Н. Тулькибаева, З.М. Большакова, Г.Я. Гревцева

ПЕДАГОГИКА

КУРС ЛЕКЦИЙ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

 

Челябинск

2007

УДК 371. 011. (021)

ББК 74. 200.504. Я 73

Г 75

Тулькибаева, Н.Н. Педагогика [Текст]: учебное пособие / Авт.-сост.             Н.Н. Тулькибаева, З.М. Большакова, Г.Я. Гревцева. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-таГОУ ВПО «ЧГПУ», 2007. – 195 с.

 

     Учебное пособие отражает содержание разделов курса «Педагогика»: теория обучения, теория и методика воспитания, педагогика межнационального общения, социальная педагогика, педагогические технологии, психолого-педагогический практикум. Содержит примерное содержание лекций, семинарских и практических занятий, темы рефератов и сообщений, вопросы и задания для самоконтроля, список литературы. Работа соответствует государственному стандарту базового педагогического образования будущих учителей.

   Учебно-методическое пособие предназначено учителям школ, студентам педагогических вузов, а также всем, кто интересуется проблемами воспитания и обучения.

 

Рецензенты:

Дуранов М.Е., доктор педагогических наук, профессор ЧГАКИ;

Трубайчук Л.В.,доктор педагогических наук, профессор ЧГПУ

 

 

ISBN 5-85716-692-6

 

© Издательство Челябинского

государственного педагогического

университета, 2007

© Тулькибаева Н.Н., Большакова З.М.,

Гревцева Г.Я.,2007

ВВЕДЕНИЕ

Если учитель соединяет в себе любовь к делу

и к ученикам, он совершенный учитель /Л. Толстой/

 

Учитель – ключевая фигура в образовании, его профессионализм является фактором, который определит успех или неудачу любых изменений в этой сфере. Сейчас при обсуждении приоритетов государственной образовательной политики повышение профессионализма педагогов признается важнейшим условием обновления системы образования России.

Новые подходы к проблеме подготовки современного учителя нашли отражение в государственном образовательном стандарте высшего педагогического образования 2000 года. В документе делается акцент на формирование теоретической и практической профессионально-педагогической компетенции выпускника педагогического вуза, отмечается, что будущий учитель призван способствовать социализации, формированию общей культуры учащихся.

Предлагаемые программы по разделам курса «Педагогика» разработаны на основе Государственного образовательного стандарта общепедагогической подготовки. Основная цель– формирование у студентов профессиональной готовности к реализации целостного педагогического процесса. Материал пособия ориентирован на образование учителя как субъекта профессиональной деятельности, на стимулирование потребности в педагогическом совершенствовании, формирование у студентов профессионально-педагогической позиции.

В содержание лекционного курса входит рассмотрение вопросов культурно-исторического характера, становления и развития воспитательной системы и педагогических концепций. Образование представлено как важнейшая сфера духовной деятельности.

В рамках курса наряду с лекционными занятиями определена система лабораторно-практических занятий. Они призваны:

· способствовать развитию у студентов аналитических, интерпретационных, коммуникативных, проектировочных, прогностических и др. педагогических умений и рефлексивных способностей;

· формировать представление о путях и средствах совершенствования мастерства учителя;

· создавать условия к овладению педагогической техникой ведения учебных занятий.

Логика построения семинарских и лабораторных занятий опирается на принципы комплексности и интегративности в решении задач профессиональной подготовки студента – практиканта и учителя, педагогики сотрудничества, системно-деятельностного подхода. Особое внимание обращается на развитие навыков работы с разнообразными источниками, анализа и общения передового педагогического опыта, на формирование умения выделять проблему и находить пути ее решения (проблемные семинары).

Подготовка к семинарским занятиям включает несколько этапов:                     1) теоретический (знакомство с литературой, доклады, рефераты и т.п.);              2) теоретико-практический (таблицы, диаграммы и т.п.); 3) презентационный;    4) аналитический (анализ методики проведения формы семинарского занятия). Функция практических занятий: отработка у студентов профессиональных умений и навыков и применение знаний на практике. Содержание лабораторных занятий укладывается и в рамки деловых, ролевых игр и т.п. С целью осуществления самооценки студентами степени усвоения учебного материала предложены задания для самоконтроля.

Региональный компонент представлен на основе материалов исследований авторов и кафедры педагогики Челябинского государственного педагогического университета.

В основу построения курса положены прогрессивные идеи и направления современной педагогики:

· идеи целостности педагогической деятельности;

· положения онтологического и антропологического подходов в воспитании;

· гуманистические идеи педагогической науки; направления культурологического подхода в образовании;

· основные выводы педагогики отношений; главные ориентиры многоуровневого педагогического образования.

В структуре учебного пособия имеются:

1) лекции по разделам педагогики: теория обучения, теория и методика воспитания, педагогика межнационального общения, социальная педагогика, педагогические технологии;

2) планы практических и лабораторных занятий, вопросы для размышления, практические задания для индивидуальной самостоятельной работы;

3) вопросы к экзамену (зачету);

4) примерный перечень возможных курсовых и дипломных работ;

5) список рекомендуемой литературы;

6) список словарей и энциклопедий.

Изучение курса осуществляется путем освоения современных образовательных технологий и использования диалоговых форм обучения. Каждая лекция сопровождается вопросами для более углубленного осмысления материала. Самостоятельная работа студентов контролируется с помощью методики создания «рабочего портфеля» саморазвития.

 

 

ГЛАВА I. ЛЕКЦИИ ПО РАЗДЕЛУ КУРСА «ПЕДАГОГИКА»

Теория воспитания. Социальная педагогика

Лекция 1

Сущность процесса воспитания. Основные понятия

Дети сегодня – это не менее важно,

чем хлеб, сталь, оборона Родины,

потому что завтра – это наш хлеб,

 наша сталь и наши защитники

/Р. Быков/

Цель – познакомить студентов с основами теории и методики воспитания.

План лекции

1. Определение понятия «воспитание» и его роль в становлении личности.

2. Движущие силы процесса воспитания.

3. Основные признаки процесса воспитания.

4. Молодежная политика российского государства.

Основные понятия: воспитание (в широком социальном смысле, широком педагогическом смысле, узком педагогическом смысле), теория воспитания, формирование личности, становление личности, развитие личности.

 

Определение понятия «воспитание» и его роль

В формировании личности

В педагогике, как и в других науках, имеется особый вид понятий, которые получили название категорий и еще более – дали названия педагогическим теориям. Так понятие «воспитание» носит в себе многоаспектный смысл и является основанием для развития теории воспитания. При этом отметим, что данное понятие имеет и житейское (донаучное) представление, с которым многие люди проживают свою жизнь: это воздействие на ребенка, это влияние взрослого на ребенка, это подготовка ребенка к будущей самостоятельной жизни.

Имеется теоретический подход к определению понятия «воспитание». И здесь можно выделить различные составляющие названного определения. Отдельные составляющие могут быть выделены на основе определенных правил. Анализ закона «Об образовании» дает такую возможность. Если образование понимается как воспитание и обучение в интересах человека, общества и государства, то очевидно, что в термине «образование» присутствуют два процесса. К одному из таких процессов и относим воспитание. Далее следует выделить характеристики процесса воспитания, ориентируясь на его результат. Результатом воспитания выступает сформированность у человека определенных качеств. Поэтому определение понятия воспитания раскрывает сущность условий получения данного результата:

передача опыта старших поколений;

организация деятельности и общения детей;

приучение подрастающего поколения к требованиям государства и общества;

управление в процессе воспитания развитием и саморазвитием личности.

Широта подходов к определению понятия позволяет выделить различные смыслы в известных определениях [42, с. 209]. Содержание понятия развивается, порою это развитие происходит не только за счет выделения новых видовых признаков, но и в явлении синонимического взаимодействия понятий. Здесь следует указать на понятие «формирование», т.е. процесс получения результата может быть достигнут как в воспитании личности, так и ее формировании. «Формирование» всякий раз реализует механизм становления и совершенствования личности в условиях господствующих социальных установок.

В условиях гуманистической философии образования сущность понятия «воспитание» все ярче освобождается от смысла «формирования» как нормативного процесса и обогащается средствами, обеспечивающими развития свободной личности. На этот процесс указывает П.И. Пидкасистый [45, с. 445–

 

446], заявляя, что, говоря о «формировании личности» целесообразно понимать процесс изменения личности, появления новообразований (физических и социально-психологических), все это проявляется в изменении внешних проявлений человека в отношении других людей.

Термин «становление» – это достижение условного уровня развития, который позволяет человеку быть самостоятельным в заданных параметрах.

Итак, воспитание – это процесс передачи жизненного опыта старших поколений младших, целенаправленное формирование личности с заданными свойствами для обеспечения ей дальнейшей жизнедеятельности; деятельность по развитию духовного мира личности и процесс самоорганизации личности средствами своих внутренних ресурсов; один из видов человеческой деятельности, которая преимущественно осуществляется в ситуациях педагогического взаимодействия воспитателя с воспитанником при управлении конкретной познавательной деятельностью или общением.

Таким образом, многоплановость понятия воспитания не позволяет дать единственное ему определение. Договоримся о возможности выделения рамок определения. Очевидно, выстраивая комплекс определений можно поступить дедуктивно: от более обобщенного – к конкретному.

Первый, наиболее обобщенный уровень определяем рамками социального смысла понятия:

– воспитание – это процесс, определяемый совокупностью влияний деятельности всех общественных институтов, обеспечивающих передачу от старшего поколения младшему накопленного социально-культурного опыта, нравственных норм, ценностей и формирования общественно-признаваемого отношения.

Второй уровень понимания сущности воспитания определяется содержанием специальной деятельности, раскрывающей возможности педагогического явления. Данный уровень получил название «широкого педагогического значения»:

 

воспитание – целенаправленная деятельность педагогического коллектива, направленная на становление человека в условиях педагогически организованной воспитательной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателей и воспитуемых.

Третий уровень определяется возможностями образовательного процесса в формировании конкретных качества, свойств и отношений человека:

воспитание – конкретная деятельность педагога, педагогического коллектива по становлению определенных качеств, свойств и отношений воспитанника.

Воспитание в широком педагогическом смысле – процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателей и воспитуемых.

Если воспитание определяем как педагогическое явление (процесс), то возникает вопрос, как выстроить методику воспитания? «Научить ребенка считать очень просто. Наша методическая наука достигла в этом совершенства…. Но главное заключается не в этом. Главное в том, чтобы с этим умением считать ребенок не стал «обсчитывать». Умение считать и умение обсчитывать требует одного и того же навыка – умения считать» [С.Т. Шацкий]. Поэтому говорим об особом значении – знании нравственных норм. Всем известны случаи беспомощности высоконравственного человека перед негодяем, грубияном. У него, человека нравственно воспитанного, «нет слов» доказать очевидное, нет в его обиходе безнравственных средств. Суть воспитания как педагогического явления заключается в формировании отношения человека к окружающей действительности.

А.С. Макаренко, говоря о трудновоспитуемых детях, неоднократно писал, что имеет дело «…не с технической дефективностью личности, а с испорченными отношениями личности с обществом, родителями…» [30], педагогами, просто встречными людьми, с нравственными и правовыми нормами.

Отношение есть сущностная характеристика воспитания, педагогический смысл философско-психологической категории.

Возможно выделить три кита воспитания как педагогической категории: человек, деятельность, отношение. Только у человека, включенного в социальную деятельность, формируется отношение к знаниям, умениям, навыкам, способам их получения. Категория отношения по своей природе избирательна (человек сам решает: как применить свой интеллектуальный багаж, с кем быть, как себя вести).

Категория отношения является ядром процесса воспитания и определяет форму воспитания (рациональная, эмоциональная, поведенчески-деятельностная), составляющие содержания воспитания (просвещение, создание опыта сопереживания, организация разнообразных видов деятельности).

 

Движущие силы воспитания как педагогического явления

Любой процесс осуществляется в определенной среде в условиях существования совокупности противоречий. Противоречия, как правило, обуславливаются какими-то процессами и явлениями.

Педагогическое явление, каким является воспитание, обуславливается социальными процессами, которые объективно существуют и выступают внешними явлениями по отношению к педагогическому явлению. Поэтому можно выделить объективные внешние противоречия по отношению к педагогическому явлению [42]:

– порожденные политическими, экономическими, информационными и другими процессами, в частности, возрастающими требованиями к образованию и дефицитом средств в образовании;

– порожденные ожиданиями общества в отношении подрастающего поколения и собственными, субъективными потребностями детей, отражающими социокультурную, возрастную и индивидуальную ситуацию развития;

– противоречия отцов и детей, которые традиционно обнаруживают в различном опыте поколений; отражающие новый уклад семейной жизни и родственных отношений.

Кроме того, существуют объективные внутренние противоречия самого педагогического процесса [В.А. Сластенин, В.И.Смирнов]:

– между индивидуальными активно деятельными процессами становления личности ребенка и социально-репродуктивным характером организации педагогического процесса;

– между целями и мотивами деятельности и возможностями субъектов педагогического процесса.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 192.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...