Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Из донесений гестапо о влиянии передач Московского радио в годы войны




В Германии и во всех оккупированных фашистами странах был введен строжайший запрет на прослушивание передач из Москвы. За нарушение — суровое наказание, вплоть до смертной казни. Но Москву слушали везде. Чем дальше шла война, тем смелее становились патриоты. До редакций Московского радио доходили многочисленные свидетельства о том, как слушали передачи, как рисковали жизнью.

Документ №1

Сотрудниками гестапо Гамбурга был арестован официант Фердинанд Мюллер. Мюллер слушал передачи Московского радио и на их основе делал сообщения о пленных или погибших немецких солдатах на Восточном фронте, которые затем по почте отправлял их родственникам.

5 ноября 1941 года

Документ №2

Титул и последний лист судебного дела против кочегара из немецкого города Цвиккау Альберта Якоба, казненного за прослушивание передач Московского радио на немецком языке.

Документ №3

Гертруда Шрайбер, одна из старейших слушательниц, в годы Великой Отечественной войны рассылала письма родственникам немецких военнопленных, имена которых узнавала из передач «Голоса России». 1941—1945.

Документ №4

Фотокопия сохранившегося в архиве гестапо анонимного письма. В 1943—1944 гг. по Германии курсировали тысячи таких писем. (В личных записях Геббельса отмечается, что он, вне себя от ярости, требовал еще более жестоких наказаний слушателям Московского радио). «Ваш родственник находится в русском плену и все у него в порядке. Это сообщило русское радио на волнах в диапазоне 42, 38, 31, 24, 25 м. Если хотите знать правду, слушайте его в 17.45, 18.45, 19.45, 20.15, 21.15, после 22 и 23 часов. Гитлер наш враг. Помогите свергнуть его и его банду. Меньше и хуже работайте. Гитлер нас закабалил, и эту войну он ведет, чтобы закабалить весь мир. А немецкий народ должен жертвовать своей кровью. Гитлер и его банда должны погибнуть, чтобы жил немецкий народ». Подпись: «Немец, который распознал Гитлера еще до 1933 года и участвовал в прошлой войне».

Радиопропаганда и контрпропаганда — испытание войной

Основная задача радиовещания на страны-союзницы состояла в том, чтобы вызвать чувство симпатии у населения этих стран к СССР и его борьбе на фронтах. Одной из привлекательных для слушателей форм вещания на Англию и США была ежедневная «Радиохроника советской жизни», в которой выступали рабочие, инженеры, учителя, ученые, писатели, люди других профессий с рассказами о том, как они помогают фронту. К концу войны в вещании на Англию широко использовались материалы об освобождении Советской Армией англичан-военнопленных, находившихся на территории Германии.

Редакции Московского радио стремились сделать все выступления и комментарии максимально оперативными. Было организовано прослушивание и стенографирование передач из стран вещания. Слушатели узнавали точку зрения Москвы на факты и события, прозвучавшие в передачах противника в тот же день. Выступления адресовались отдельным категориям слушателей, содержали обращения к жителям разных географических зон. Так, например, бывший председатель ЦК профсоюза угольщиков Германии Густав Собботка часто обращался к шахтерам Рейнского бассейна. Комментатор Шваб, уроженец Баварии, так начинал свои беседы у микрофона: «Мои дорогие баварцы!». Вилли Бредель, хорошо знавший жизнь портовых рабочих, беседовал по радио с докерами. Карл Маттен, прекрасно говоривший на берлинском диалекте, создал серию передач, которая называлась «Из рассказов берлинского пенсионера».

Большое внимание уделялось контрпропаганде. В передачах на Италию Тольятти и Гриеко остро полемизировали с фашистскими комментаторами Аппелиусом и Ансальдо. В результате Аппелиус был вынужден ввести в римском вещании специальную передачу, в которой пытался опровергать аргументы Московского радио.

С начала 1943 года в полемику с Московским радио вступили и германские комментаторы — руководитель гитлеровского радио Фриче, военные обозреватели Дитмар и Бальцер. Часто единственным оружием в полемике с Московским радио становилось глушение передач.

Значительное место в радиопередачах на страны противника занимали фельетоны. Редакцией вещания на Германию было передано в эфир несколько серий радиофельетонов. В передачи часто включали специальные программы, составленные из выступлений военнопленных, обращавшихся к своим соотечественникам, отрывки из писем погибших солдат армии противника. Был организован ряд передач из лагерей для военнопленных. Передавались также и радиофильмы, большей частью сатирического характера. Так, редакция вещания на Италию подготовила серию радиофильмов, высмеивавших Муссолини. Один из них назывался «Мои исторические заявления», он был построен на противопоставлении разного рода заявлений Муссолини и реальных фактов. Другой радиофильм, «Муссолини в бомбоубежище», рассказывал, как из этого безопасного места диктатор призывал к «борьбе до победного конца».

Характер радиовещания из Москвы на нейтральные страны определялся отношением СССР к стране, ее реальной позицией во время войны. Так, например, Франко объявил Испанию «невоюющей стороной», однако, как известно, франкистское правительство направило на советско-германский фронт 47 тысяч солдат «Голубой дивизии» и авиаэскадрилью. Швеция провозгласила себя «нейтральной страной», вместе с тем через ее территорию в 1943 году осуществлялся транзит фашистских войск. Передачи из Москвы обязаны были разоблачать такой псевдонейтралитет.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 260.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...