Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос №59. Арт-рынок: общая характеристика.




В узком смысле – арт-рынок – это исключительно экономическая категория, подразумевающая общий порядок цен на художественные произведения того или иного автора, его инвестиционную привлекательность, посредничество заключению сделок по купле – продаже произведений искусства.

Что касается нашей страны, то этот феномен до последнего времени мало кем изучался, хотя аспектов и подходов может иметь много. В российской действительности арт-рынок находится в стадии становления, но его потенциал достаточно велик. Известно, что русское искусство многие десятилетия было и остается конкурентоспособным в мировом культурном пространстве. Самые известные аукционные дома мира считают за честь выставлять на торги работы русских мастеров, весьма часто приносящие им баснословные прибыли. Рынок изобразительного искусства капиталоемкий рынок. Искусство сегодня представляется одной из заманчивых форм инвестирования.

Основными субъектами арт-рынка являются производители, (художники) и потребители (публика). Между главными субъектами в разное культурно-историческое время существовала группа посредников (биографы, арт-критики, искусствоведы, арт-консультанты, кураторы), которые к сегодняшнему дню максимально дифференцировались. Чтобы раскрыть сущность арт-рынка необходимо рассмотрим его основные функции, которые реализовываясь, объединяют и основные субъекты арт-рынка.

1.Информационная функция арт-рынка.

Информационная функция рынка существенным образом содействует развитию рыночных отношений, поскольку все его субъекты не могут успешно функционировать, не обладая соответствующей информацией. В широком смысле - это информирование публики о творчестве того или иного художника, это не только представление результатов его деятельности, но и то информационное поле, которое складывается вокруг художника. Авторитет и репутация художника напрямую зависят от его востребованности у публики. А именно: совокупность упоминаний о творце в художественной критике, биографических текстах и жизнеописаниях; церковных, исторических документах, сегодня в СМИ, специальной профильной литературе, особых изданиях и т.д. Реципиенты разного уровня художественно-эстетической подготовленности нуждаются в информационном сопровождении творчества художника. Большую роль здесь играет то, как произведение будет истолковано авторитетными источниками. Информационную функцию арт-рынка призваны актуализировать, прежде всего, ряд профессионалов, к которым необходимо отнести следующих:

Биограф (от греч. биография – жизнеописание) – это человек, который воссоздает историю жизни художника с научными, художественными, популярными и другими целями

Арт-критик, искусствовед – это человек, специализирующийся на художественно-эстетической оценке произведений искусства. Обычно они создают развернутые художественно-аналитические статьи и обзоры, публикуемые в различных профильных СМИ (сегодня, в том числе Интернет). Искусствоведы и художественные критики готовят монографические работы, коллективные научные исследования, теоретические доклады. Арт-консультант – на английском Adviser (советчик). И сегодня профессия консультанта весьма востребована. В условиях, когда люди хотят приобретать произведения искусство, но у них нет времени его изучать профессионально арт-консультант является весьма закономерной фигурой арт-рынка. Консультант ничего не продает, а лишь покупает произведения искусства от лица заказчика, или советует перспективных художников для своего заказчика. Причем, в отличие от критика или искусствоведа консультант не обязательно является общепризнанным экспертом по искусству. Именно поэтому мы не относим его к экспертному сообществу, хотя для заказчика он, безусловно, выступает экспертом.

Функция информирования на арт-рынке закрепляется не только за отдельными людьми, но и за организационными структурами. Информационную функцию в этом смысле призваны выполнять выставки и биеннале, которые традиционно в последнее время проходят раз в два года. На биеннале не ведутся продажи произведений искусства. Они призваны только демонстрировать общую направленность и тенденции искусства в мире или в отдельно взятой стране. В биеннале обычно принимают участие ведущие галереи. Таким образом, выставки и биеннале также информируют публику о состоянии художественного процесса и динамики арт-рынка, его трендах.

Особое значение среди субъектов арт-рынка имеют художественные музеи как государственные, так и частные. Музеи, приобретая произведение художника, возвышают его имя, повышают рейтинг его произведений, а, следовательно, и их стоимость. Отдельно стоит сказать о роли и функции куратора.

Куратор может быть постоянным сотрудником галереи, а может быть независимым, перемещающимся с одной площадки на другую, в том числе не только галерей, но и музеев и биеннале. Куратор – человек, занятый непосредственно разработкой концепции определенной выставки.

Итак, информационная функция арт-рынка подразумевает, что публика должна иметь представление о художнике и его творчестве. Биеннале, выставки, экспозиции, каталоги, монографии и прочее - это источники, которые знакомят публику с творчеством того или иного автора.

2. Посредническая функция арт-рынка.

 Коммерческое посредничество – это содействие заключению сделок между сторонам, между художником или владельцем художественного произведения и покупателем. Посредничество может осуществляться как в «открытую», так и по частной договоренности. Посредник может сводить покупателя с продавцом на прямую или совершать сделку по поручению одной или обеих сторон, соблюдая при этом и свои коммерческие интересы. В истории арт-бизнеса, ориентированном на изобразительное искусство, уже сложились и закрепились традиционные профессии посредников, которыми являются арт-дилеры, владельцы галерей, аукционы, художественные ярмарки. Все они представляют собой активно действующих субъектов арт-рынка.

Арт-дилер – в современном понимании профессионал, который покупает и продает произведения искусства, другими словами коммерсант от искусства. Основу профессиональной деятельности арт-дилера составляет поиск новых талантливых художников, установление с ним отношений с целью продвижения и продажи работ. Это первая часть профессиональной деятельности арт-дилера. Другая, не менее важная, часть деятельности арт-дилера поиск коллекционеров, галерей, художественных музеев, аукционных домов, ярмарок в чьи интересы потенциально входит работа с художниками. Основной коммерческой задачей арт-дилера является поиск и покупка работ по наиболее выгодным ценам и перепродажа их по более высокой цене коллекционерам, галереям и прочим субъектам арт-рынка. Различие в деятельности арт-дилера и галереи в том, что у дилера нет своего помещения, и как результат его процент от сделки обычно ниже, чем у галереи.

Галереи обычно специализируются на одном или нескольких направлениях искусства, имеют свою политику, концепцию и ориентируются на различные сегменты рынка. Галерея играет важную роль в продвижении художника. В целом художник заинтересован в работе с галереей, поскольку она выступает посредником между ним и покупателем, обеспечивая продажи и заказы. Главная задача владельца галереи (в просторечии галериста) – привлечь внимание зрителя к своей галерее, выставке, художнику с целью увеличения продаж. Галерист выступает посредником между творческим человеком и бизнесом, решая непростую задачу: заработать деньги для себя и для художника.

Художественная ярмарка – место периодической купли-продажи произведений искусства. Ярмарки могут специализироваться на различных видах, в частности, изобразительного искусства.

Ярмарка имеет несколько преимуществ:

Одновременно предлагается широкий выбор произведений искусства

Цены на ярмарках традиционно ниже рыночных

Все произведения искусства прошли определенный отбор

На ярмарке представлены различные субъекты арт-рынка, часто разделяющие одни и те же вкусы и предпочтения

В рамках художественных ярмарок происходит много различных профессионально-ориентированных сопутствующих мероприятий – конференции, выставки, демонстрацией фильмов, продаж полиграфической и мультимедийной продукции.

Аукцион (от лат. auction – продажа с публичного торга) — это метод продажи товаров покупателю, предлагающему самую высокую цену. Чем выше спрос на данный товар (обычно из-за его редкости или иных качеств, привлекательных для покупателя), тем выше его цена.

Можно выделить два основных вида аукционных торгов:

английская система, когда торги идут по принципу повышению цены;

голландская система, когда торги идут по принципу понижению цены.

. Аукционные дома дорожат своей репутацией и стараются тщательно подбирать произведения. Но большинство аукционных домов придерживаются принципа «caveatemptor» (лат. «пусть покупатель будет бдителен»), иными словами покупатель действует на свой риск, и убедившись в качестве предмета до совершения сделки, впоследствии сам несет ответственность за свой выбор. Обширный и подробный провенанс не может гарантировать стопроцентной подлинности картины. Такую гарантию не может дать ни один даже самый профессиональный и именитый эксперт.

Отдельным, но чрезвычайно важным субъектом рынка в рамках культурного посредничества является меценат.Меценатство - адресная поддержка конкретных людей, проектов или социальных областей деятельности. Меценат способен оказывать существенное влияние на развитие художественной жизни общества, патронируя и продвигая определенное искусство и определенных художников. С точки зрения функций, которое оно осуществляет, меценатство способно во многом влиять на личность художника и предпочтения публики, формируя общественные вкусы, в том числе последующих поколений. Меценат чаще всего, имеет обширную коллекцию произведений искусства, которую экспонирует на собственной выставочной площадке, с целью ознакомления публики с тем или иным художественным стилем, направлением или персоналией. Меценат может извлекать материальную выгоды от продаж произведений искусства. Часто он преподносит в дар художественные произведения различным адресатам - государственным структурам, музеям, частным лицам, ранее приобретенных произведения.

 3. Ценообразующая функция арт-рынка

Любое художественное произведение искусства неповторимо. Уникальность произведения искусства, обуславливает не только его духовную ценность, но и материальную его ценность. Осознание данного факта стало основанием для появления арт-рынка. Таким образом, мы также можем утверждать, что именно арт-рынок выработал систему бережного отношения к предметам искусства, тем, что определил ценность в них заключенную. На цену влияет эстетическая составляющая.

Рост цен на искусство также определяется тем, что самих произведений конкретных художников – лидеров рынка, становится все меньше. В данном случае стратегией инвесторов является спекулятивное повышение цен на художника путем обретения как можно большего количества его работ. Коллекционеры и торговцы нередко монопольно скупают рынок определенного искусства, чтобы извлечь из него максимум прибыли.

4. Регулирующая функция арт-рынка

Общеизвестно, что рынок должен регулировать спрос и предложение. Чем более высокого уровня мастерства достигает художник, тем он более востребован. Одним из важнейших критериев востребованности художника является его занятость,ангажированность (фр. еngagement – зачисление на службу, наем) – это система привлечения интеллектуально-творческих ресурсов с целью создания, продвижения и продажи продуктов культуры для удовлетворения духовных потребностей социума. Виды ангажирования различаются по источнику финансирования: государственного, частного, смешанного. Ангажирование может различаться и по целям: социальным, некоммерческим, коммерческим. Социально-творческий заказ является наиболее апробированным видом ангажирования. Регулирующая функция арт-рынка также подразумевает направление развития национальной экономики, а именно характер и уровень развития образования, массовой информации, законодательства в области культуры и искусства. Важнейшим условием успешного функционирования арт-рынка, как и любого другого, является формирование и развитие его инфраструктуры, обеспечивающей продвижение товаров от производителя к потребителю, то есть формирующей потребность в художниках и их творчестве.

Формирование развитой инфраструктуры должно начинаться с государственной политики в области культуры и искусства, не только грамотно реализуемой со стороны министерств и прочих государственных органов (в том числе через различные государственные премии, гранты и дотации), но и создающей экономические и правовые предпосылки для развития меценатства и предпринимательской деятельности в области культуры и искусства. В обществе должны быть реальные стимулы для появления благотворительных фондов, галерей и общей поддержки культуры бизнесом. Речь идет в первую очередь о налоговой и правовой базе, создающей благоприятные условия для развития вышеперечисленного. Налоговая база также должна быть благоприятной для экспорта и импорта произведений искусства в страну и из страны. Это подразумевает правовую прозрачность и защищенность всех субъектов арт-рынка.

Многое должно делаться и с точки зрения подготовки профессиональных кадров для этой сферы. Имеется в виду наличие качественного образования (университетов, библиотек, конференций, лекционных пространств и т.д.) в данной области, для всех субъектов    арт-рынка, начиная от художников, кураторов, арт-менеджеров, искусствоведов и заканчивая формированием общего высокого уровня образованности, детерминирующего общую высокую потребность в искусстве, то есть публику. Здесь немаловажно финансирование государственных музеев, выделение средств на реставрацию, приобретение новых экспонатов, организацию выставок, техническое оснащение и т.д. Или как уже говорилось выше, создание условий для переложения этих функций на бизнес среду. 

5. Стимулирующая функция арт-рынка

Рынок побуждает производителей создавать нужные обществу экономические блага с наименьшими затратами и получать достаточную прибыль.

Часть людей постоянно интересующихся искусством достаточно мала. спрос на произведения искусства может существенно варьироваться в зависимости от развития арт-рынка.

В тоже время, рынок стремится к получению выгоды, следовательно, ориентируется на большинство, что неизбежно ведет к снижению качества художественного продукта, его омассовлению. Еще одним важным рыночным элементом является конкуренция, явление, когда участники рынка соперничают друг с другом за рынок сбыта. Применительно к теме данного исследования, это подразумевает соперничество художников за внимание и признание у публики, следствием которого является увеличение числа заказов, рост продаж произведений искусства. Рынок художественных продуктов специфичен и согласно теории Фиршмана имеет три составляющих:

№ Тип творчества Целевая аудитория Основная цель

1 Творчество ради творчества, удовлетворение потребностей творца  Художник-творец              Самовыражение, самореализация

2 Творчество для избранных Узкий круг ценителей    Признание и восхищение интеллектуальной элитой

3 Коммерциализированное творчество      Широкий круг публики Прибыль

Ведущую роль играет разветвленность и профессионализм общей инфраструктуры рынка, которая на сегодняшний день можно представить в виде следующей схемы:

 

5. Социокультурная функция арт-рынка.

Особенностью арт-рынка является то, что это не только система экономических, но и во многом культурных взаимоотношений, при которых формируется не только спрос и предложение на предметы искусства, но и их эстетическая, духовная и культурная ценности.

Приобщение человека к культуре происходит через социокультурную деятельность [8]. Арт-рынок в этом смысле является ярким примером активной и многообразной социокультурной деятельности, которая реализуется в различные культурно-исторические эпохи в соответствующих конкретных формах.

Искусство ориентировано на создание ценностей и их сбыт». [9]

 Для художников всегда была актуальна проблема их продвижения на арт-рынок. Само понятие продвижение не является научным термином с точки зрения культурологии. Попробуем обозначить границы того, что в рамках данного исследования будет пониматься под словом продвижение. Продвижение художника на арт-рынок подразумевает совокупность следующих действий:

создание, трансляция и внедрение в сознание публики необходимого личностного образа художника;

информирование о качестве и уровне создаваемой художником продукции, подтверждаемое экспертным сообществом;

стимулирование активности покупателей, через демонстрации, показы, выставки;

обоснование цены на работы художника.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 521.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...