Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Услуги в сфере торговли, рыночные услуги, услуги связи, транспорта




Услуги торговли. Торговые отношения в развитии человека всегда играли ключевую роль: значительное число городов было основано на пересечении торговых путей, маршрутов караванов. Ярмарка долгое время была единственным местом обмена товарами и местом, где ремесленники могли реализовать свой товар. Современный город сложно представить без предприятий торговли: продукты, одежда, топливо, бытовая техника, автомобили и мн. др. – необходимость для современного горожанина, обеспечивающая ему комфортную жизнь. Тенденции современного города интегрируют торговые услуги в концентрированном виде: супермаркеты, мегамоллы, ТРК, что делает процесс приобретения еще более доступным.

Услуги связи включают в себя достаточно большой спектр: от элементарных услуг почты до современных услуг телеконференций, телемостов, связи с объектами за пределами Земли. Связь позволила существенно ускорить информационное взаимодействие в социуме, в несколько раз увеличить интенсивность социальных взаимосвязей, научного обмена.

Услуги транспорта включают в себя сеть маршрутов городского транспорта: метро, автобусы, троллейбусы, трамваи. Услугами транспортных компаний пользуются как крупные промышленные предприятия, так и рядовые граждане.

Рыночные услуги (банковская сфера, страхование, риэлторские услуги) связаны с обслуживанием и адекватного функционированием современной экономики, которая основана на предоставлении товаров и услуг на кредитных условиях: многие товары и услуги являются крайне дорогостоящими (например, строительная и дорожная техника). Такие товары и услуги предоставляются в кредит с условием переплаты для потенциального покупателя.

 Услуги страхования дают человеку чувство спокойствия за свою собственность, они стараются защитить человека в случаях, когда он не способен возместить ущерб самостоятельно (несчастный случай, повреждения автомобиля, дорожно-транспортное происшествие, вред здоровью, порча имущества)

. Города как центр торговых путей, маршрутов караванов: ярмарки и другие формы организации обмена товарами. Города как центр торговли в Европе, торговля – источник личного богатства, а рост городов как причина развития данной услуги. Тенденции современного города интегрируют торговые услуги в концентрированном виде: супермаркеты, мегамоллы, торгово-развлекательные центры. Услуги связи: услуги почты, телеконференции, телемосты, связи с объектами за пределами Земли. XXI век – переломный момент в процессе оказания услуг связи: доступ к сети Интернет, способы и формы организации взаимодействия субъектов коммуникации. Услуги транспорта: сеть маршрутов городского транспорта: метро, автобусы, троллейбусы, трамваи, услуги компаний частного извоза (такси) и перевозок на дальние и средние расстояния, авиаперевозки, перевозки водным путем. Транспортные перевозки касаются не только пассажирского потока, но и потока грузов, которые обеспечивают нормальное функционирование инфраструктуры города и региона, страны. Рыночные услуги связаны с обслуживанием современной экономики, которая основана на предоставлении товаров и услуг на кредитных условиях: многие товары и услуги являются крайне дорогостоящими (например, строительная и дорожная техника).

Услуги страхования дают человеку чувство спокойствия за свою собственность, они стараются защитить человека в случаях, когда он не способен возместить ущерб самостоятельно (несчастный случай, повреждения автомобиля, дорожно-транспортное происшествие, вред здоровью, порча имущества).Услуги по приобретению жилья также нивелируют риски, которые могут быть возможны: неоднократная продажа одного объекта, юридические аспекты оформления собственности, ипотеки и иных проблем.Услуги образования неразрывно связаны с процессом социальной адаптации (социализации) индивида к специфике того или иного общества. Образование подразумевает несколько ступеней и этапов. Во-первых, это этап дошкольного образования, основной функцией дошкольных учреждений помимо образовательной и воспитательной является социализирующая функция, где ребенок во время занятости родителей на месте трудовой деятельности обретает знания, умения и навыки общения с одногодками и людьми старше себя (спортивные секции, кружки по интересам). Среднее звено образования двусоставно: оно вкл. в себя весь спектр образовательных услуг в школе, а также звено среднего профессионального образования. В результате общество получает адаптированного человека, способного осуществлять трудовую деятельность, не требующую высокой квалификации (специальные тематические курсы). Высшее образование нацелено на подготовку специалистов, необходимых для реализации трудовых функций более высокой квалификации. Современное высшее образование в России подразумевает три ступени: бакалавриат, магистратуру и аспирантуру. По итогам подготовки общество получает специалистов трех уровней: способных выполнять работу высокого квалификационного уровня, специалистов, способных выполнять работы высокого квалификационного уровня и способных руководить процессом, кандидатов наук, готовых взять на себя функции первых двух ступеней и реализовывать образовательные функции (второе высшее образование). Особо стоит отметить дополнительное образование. Учреждения доп образования сконцентрированы на особых потребностях, которые невозможно удовлетворить в рамках институций дошкольного, среднего и высшего уровня: прежде всего это досуг и спорт.

Услуги культуры и искусства связаны с удовлетворением нравственно-эстетических потребностей человека, а также потребностей в сфере досуга. В их число входят театральные представления, работа музеев, картинных галерей, дворцов культуры, парков, детских центров, заповедников, кинотеатров, клубов и других форм социально-культурной деятельности.Наука. Научная сфера является достаточно специфической. С одной стороны, мы пользуемся всеми благами и достижениями современной науки. С другой – достижения в технике и технологии являются предметом самых дорогостоящих транзакций на рынке, а инновации – гарантией извлечения сверхприбыли.

Услуги здравоохранения в нашем государстве пережили существенные трансформации. Традиционно существует сектор услуг, который находится на балансе государства. Оплату и поддержку больниц осуществляет государство посредством фонда обязательного медицинского страхования индивида, которое гарантирует четко обозначенный уровень обслуживания населения. Другим элементом в системе здравоохранения является сектор частных медицинских клиник, которые предоставляют услуги на платной основе. Спектр и уровень обслуживания в данных учреждениях существенным образом отличается от государственного сектора как в содержательном плане (например, набор препаратов, диагностическое оборудование, спектр методов клинико-лабораторной диагностики), так и в техническом (скорость оказания помощи, отсутствие очередей на операцию).

Вопрос

Сфера услуг отличалась своей фрагментарностью – выполнить минимум для жизни. Т.к. вся экономика была построена на военной и с\х-промышленности, то не было речи о западных стандартах и условиях качества сервиса. Были распространены столовые, парикмахерские, магазины и некоторые увеселительные и культурные заведения именно для поддержания этого самого минимума. Во времена Холодной Войны с западом эта сфера пришла в упадок (на госуровне) и появились подпольные заведения сервиса и рынок услуг благодаря факторам, как дефицит материалов, дефицит идей, несовершенство уровня технического обслуживания.

В конце 80-х годов производственные кооперативы стали основной организационно-правовой формой легализованной предпринимательской деятельности в СССР. Крайне усилившийся в этот период дефицит товаров и продуктов, вызванный, прежде всего, резким ростом номинальных доходов и накоплений населения и спадом производства, вызвал принятие 19 ноября 1986 года Закона СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности»[1], разрешивший гражданам и членам их семей параллельные заработки в свободное от основной работы время (частный извоз, репетиторство и пр.), а 5 февраля 1987 года Советом Министров СССР — постановления «О создании кооперативов по производству товаров народного потребления»[2]. Согласно данному постановлению, использование наёмного труда в кооперативах не допускалось.

Несмотря на легализацию частного сектора, коммунистическая власть во многом продолжала воспринимать кооператоров как классовых врагов. 14 марта 1988 года был подписан Указ Президиума Верховного Совета СССР о прогрессивном налогообложении кооператоров[3], посредством которого планировалось, по словам министра финансов СССР Б. И. Гостева, «изъятие определённых сверхдоходов» у советских кооператоров, под сверхдоходами министр подразумевал сумму, превышающую «две с половиной средние зарплаты».

26 мая 1988 года был принят Закон СССР «О кооперации в СССР», разрешивший кооперативам заниматься любыми не запрещёнными законом видами деятельности, в том числе и торговлей. Данный закон стал важной вехой на пути становления предпринимательской деятельности, так как в соответствии с ним кооперативы получали право использовать наёмный труд. В настоящее время 26 мая — день принятия закона — отмечается как День российского предпринимательства.

Однако надежды на то, что кооперативы быстро ликвидируют товарный дефицит, приведут к улучшению качества обслуживания, оказались неоправданными. Большинство кооперативов занялись откровенной спекуляцией, производством товаров сомнительного качества либо финансовыми операциями по обналичиванию денег.

Реструктуризация сферы услуг в девяностые годы, развитие конкуренции расширило степень качества бизнеса благодаря появлению таких понятий, как приватизация и частный бизнес.

Вопрос

Переформатирование сферы организации услуг в новом тысячелетии, усложнение структуры и интенсивности потребления услуг в сфере сервиса. Происходит утверждение ряда классификаций услуг в сфере сервисной деятельности. Классификация потребностей по уровню охвата: уровень микрорайона (услуги мелкосрочного и среднесрочного ремонта), уровень района (услуги почты, торговые центры, парки, РЦ, районные больницы), уровень города (транспортная сеть, спектр услуг сложного и высокого уровней), уровень региона внутри государства, уровень государства, уровень групп государств (регионов), мировой уровень.

Направление деятельности как основание для классификации: услуги торговли; услуги по обеспечению питания и проживания; услуги транспорта; услуги связи и информационное обслуживание; услуги по снабжению и иным материально-техническим ресурсам; услуги рынка (финансы, банки, страхование, риэлтерская сфера); услуги образования, культуры; услуги в сфере науки; услуги здравоохранения, массовый спорт; услуги по обслуживанию домашнего хозяйства (ЖКХ и др.); услуги личного характера (парикмахерские, фото, магазины и пр.).

Функциональная классификация. Производственные услуги – лизинг, инжиниринг, техническое и технологическое обслуживание производственного оборудования, ремонт коммуникационной сферы, инфраструктурных элементов. Потребительские услуги – услуги потребления, направленные на большие группы и ориентированные на поддержание домашнего хозяйства в функциональном состоянии. Профессиональные – страховые, финансовые, банковская сфера, юридические консультации, услуги органов государственного управления. Распределительные услуги – транспортно-экспедиционные услуги, услуги связи, сеть торговых учреждений (магазины, торговые точки, кафе, рестораны). Услуги личного характера – мелкосрочный ремонт, парикмахерские, спа-салоны, массажные салоны и прочее.

Вопрос 17

Одной из ранних концептуализаций маркетинга услуг была модель, разработанная Д. Ратмелом в 1974 г. В начале 1970-х годов дисциплина «маркетинг услуг» только зарождалась в ответ на явление, прозванное в западной литературе «революцией в секторе услуг». Модель Ратмела была первой попыткой показать различия между функциональными задачами маркетинга в производственном и непроизводственном секторах. Схематически модель представлена на рис 1.

Модель Ратмела показывает, что в производственном секторе возможно различить по крайней мере три, хотя и связанных, но вполне самостоятельных процесса: 1) процесс производства товаров; 2) процесс маркетинга этих товаров; и 3) процесс потребления этих товаров. Функциональные задачи маркетинга в этой системе можно было бы назвать классическими. Во-первых, необходимо организовать процесс производства тех товаров, которые удовлетворяют нужды потребителя (концепция маркетинга), а не тех товаров, которые нужно продать. Во-вторых, необходимо организовать процесс маркетинга этих товаров, т.е. разработать стратегии коммуникации, цены и каналов распределения, для того чтобы эффективно продвигать эти товары к потребителю (маркетинг-микс). Наконец, необходим мониторинг процесса потребления товаров с целью изучения поведения потребителей, выявления новых нужд потребителей и анализа вновь открывающихся возможностей для маркетинга с целью максимизации прибыли на основе полного удовлетворения выявленных нужд потребителей. Однако, эти функциональные задачи маркетинга становятся трудновыполнимыми в контексте производства, маркетинга и потребления услуг. Это также позволяет сформировать представление о спросе услуг.

Теория (концепция) 4P (англ. Marketingmix) — маркетинговая теория, основанная на четырёх основных «координатах» маркетингового планирования:

product — товар или услуга, ассортимент, качество, свойства товара, дизайн и эргономика;

price — цена, наценки, скидки;

promotion — продвижение, реклама, пиар, стимулирование сбыта;

place — месторасположения торговой точки, каналы распределения, персонал продавца.

Впервые эту схему предложил профессор Джером Маккарти в первом издании книги «Marketing» («Маркетинг»), вышедшем около 1960 года. Маккарти защитил диссертацию в Северо-Западном университете (NorthwesternUniversity) под руководством профессора Ричарда Клюитта, который использовал методику «продукт, цена, дистрибуция и продвижение» («product, price, distribution, andpromotion»). Маккарти заменил «дистрибуцию» («distribution») на «каналы распространения» («place») — с тех пор мы говорим о 4Р. Применительно к услугам М. Битнер предложила дополнить эту модель тремя дополнительными Р: процесс, материальное доказательство и люди (process, physicalevidence, people)

Вопрос 18

Несколько типов поведения потребителей, с точки зрения современного менеджмента. Выбирающий – необходимость большого выбора, ключевой тип потребителя современности. Коммуникатор – осуществление невербального взаимодействия. Исследователь: содержит два элемента. Первый – исследователь окружающего мира (простор помещений, стремление к комплексности), второй – исследователь себя (удовлетворение внутренних ценностей, соотношение собственных эмоций). Гедонист – получение физического удовольствия. Жертва – потенциальная возможность оказаться в роли жертвы манипуляций, рекламы и прочее. Бунтовщик – потребление как выражение негативного отношения к ценностям окружающих. Активист – продвижение интересов потребителей перед производителем. Гражданин – соотношение индивидуальных и социальных потребностей в общественном сознании.

Виды моделей покупательского поведения – экономическая, социальная, психологическая. Экономическая модель – основана на рациональном поведении потребителя. Прагматичные причины потребления – соотношение цены и качества услуги, уровень дохода потребителя, цена услуги, эксплуатационные расходы, амортизация. Основные сложности при анализе поведения потребителей.

Социальная модель – основана на определения степени влияния общественности на процесс принятия решения. Основные факторы – культура (ценности, традиции, мораль), социальные классы (дифференциация потребности от положения в социальной иерархии), референтные группы (правила и установки, транслируемые той или иной социальной группой, с которой индивид себя идентифицирует), семья, роли и статусы.

Психологическая модель. Социально-психологические основания поведения: тип личности, уровень самомнения и самооценки, восприятие внешнего мира, жизненный опыт, установки и убеждения.

 

Вопрос 19

На протяжении всей своей жизни любой человек постоянно совершенствуется, происходит его социализация

– процесс формирования личности, в ходе которого индивид усваивает умения, образцы поведения и установки, свойственные его социальной роли. В ходе социализации человек преобразует ценности своего окружения в свои собственные. Социализация имеет два не исключающих друг друга понимания:

1. социализация может рассматриваться как процесс усвоения социальных норм, в ходе которого индивид превращает внешние нормы, навязываемые ему его окружением, во внутренние, которым он подчиняется добровольно. Другими словами, личность делает нормы частью собственного «Я».

2. социализация может рассматриваться так же как важная составляющая социального взаимодействия: индивиды стремятся повысить самооценку, приводя свои действия в соответствие ожиданиям других, и благодаря этому стремлению они социализируются.

Процесс социализации начинается в самом раннем детстве и прекращается в старости. Первичная социализация охватывает период детства, вторичная – остальную часть жизни человека. Первичная социализация, по мнению большинства исследователей, оказывает наиболее сильное влияние на становление личности, а вторичная социализация как бы накладывается на то, что было приобретено при первичной социализации. Именно семья обеспечивает вход индивида в другие социальные структуры любого уровня. От того, насколько плавно и бесконфликтно осуществлялась социализация, зависит, насколько комфортно будет чувствовать себя человек во взрослой жизни.

Неудачная первичная социализация может привести к тому, что представления индивида о реальности не будут соответствовать ей. В этом случае личность может либо пройти процесс ресоциализации и усвоить новые представления, либо выбрать асоциальное поведение.

Агентами социализации называют любых субъектов социальной сферы, которые оказывают значимое влияние на этот процесс. Количество и состав агентов социализации различаются в разные периоды жизни человека:

• § в младенческий период главными агентами социализации являются родители или люди, которые постоянно заботятся о ребенке, общаются с ним.

• § в период от 3 до 8 лет кроме родителей, к ним теперь следует отнести так же друзей, воспитателей и др. людей, окружающих ребенка. На этом же этапе в процесс социализации включаются СМИ.

• § в период от 13 до 19 лет, который является исключительно важным в процессе социализации, начинает формироваться отношение к противоположному полу, возрастает агрессивность, появляется стремление к риску, независимости и самостоятельности. Этот период характеризуется:

• § изменением роли агентов социализации

• § трансформацией ценностных ориентаций

• § усилением восприимчивости к негативным оценкам окружающих

• § несовпадением между уровнем социальных притязаний и низким социальным статусом

• § противоречием между усилением стремления к самостоятельности и одновременным увеличением зависимости от родителей.

Социализация имеет две основные формы, выбор между которыми во многом зависит от биологических и психологических особенностей человека:

- адаптация – пассивное приспособление к среде, в результате которого личность действует в соответствии с ее требованиями, нормами и ценностями

- интеграция – активное взаимодействие личности со средой, в результате которого не только среда оказывает влияние на личность, но и личность изменяет среду.

Социализация человека продолжается всю жизнь, т.к. индивид сталкивается с необходимостью выполнения разных социальных ролей –

совокупность требований, предъявляемых обществом к лицам, занимающим определенные социальные позиции. Уже у взрослого человека в условиях быстрых социальных и технологических изменений образцы поведения, приемлемые ранее, должны заменяться новыми умениями и навыками, соответствующими изменившимся обстоятельствам, т.е. происходит ресоциализация.

Непосредственная функция социализации – формирование личности, способной к сосуществованию с др. людьми и в целом соответствующей ожиданиям общества.

Но бывают случаи, когда личность вступает в конфликт с окружающими, такое явление называют социальным конфликтом.

Вопрос 20.

Социальные потребности существуют в бесконечном многообразии форм. Не пытаясь представить все проявления социальных потребностей, мы будем классифицировать эти группы потребностей по трем признакам-критериям: 1) потребности для других; 2) потребности для себя; 3) потребности вместе с другими.

Потребности для других - это потребности, выражающие родовую сущность человека. Это - потребность общения, потребность защиты слабого. Наиболее концентрировано потребность "для других" выражается в альтруизме - в потребности жертвовать собой во имя другого. Потребность "для других" реализуется, преодолевая вечный эгоистический принцип "для себя". Примером потребности "для других" может служить герой рассказа Ю. Нагибина "Иван". "Ему доставляло куда больше удовольствия стараться для кого-то, нежели для самого себя. Наверное, это и есть любовь к людям... Но признательность не била из нас фонтаном. Ивана безбожно эксплуатировали, обманывали, обирали".

2. Потребность "для себя": потребность самоутверждения в обществе, потребность самореализации, потребность самоидентификации, потребность иметь свое место в обществе, в коллективе, потребность власти и т. д. Потребности "для себя" потому называются социальными, что они неразрывно связаны с потребностями "для других", и только через них могут быть реализованы. В большинстве случаев потребности "для себя" выступают как иносказательное выражение потребностей "для других". Об этом единстве и взаимопроникновении противоположностей - потребностей "для себя" и потребностей "для других" - так пишет П. М. Ершов: "Существование и даже "сотрудничество" в одном человеке противоположных тенденций "для себя" и "для других" возможно, пока речь идет не об отдельных и не о глубинных потребностях, а о средствах удовлетворения тех либо других - о потребностях служебных и производных. Притязание даже на самое значительное место "для себя" легче реализовать, если при этом по возможности не задевать притязания других людей; наиболее продуктивными средствами достижения эгоистических целей являются такие, в которых содержится некоторая компенсация "для других" -тех, кто претендует на то же место, но может довольствоваться и меньшим..."

3. Потребности "вместе с другими". Группа потребностей, выражающая побудительные силы многих людей или общества в целом: потребность безопасности, потребность свободы, потребность обуздания агрессора, потребность мира, потребность смены политического режима.

Закон возвышения потребностей действует во всех экономических формациях. Но действует по-разному. В капиталистическом обществе он прокладывает себе дорогу стихийно, пробиваясь через господствующую тенденцию к накоплению вещественного богатства и рыночный менталитет.

В социалистическом обществе постоянно расширяются возможности удовлетворения потребностей всех членов общества, а сами потребности облагораживаются, совершенствуются, служат целям всестороннего гармонического развития личности. В. И. Ленин писал, что социализм как планомерная организация создает предпосылки не только для удовлетворения нужд трудящихся, а и "для обеспечения полного благосостояния и свободного всестороннего развития всех членов общества".

Закон возвышения потребностей проявляется во взаимопроникновении общественных и индивидуальных потребностей, в наполнении потребностей личности все более социально значимым содержанием, в возрастании удельного веса духовных потребностей. Существенной стороной закона возвышения потребностей является обратное влияние духовных потребностей на материальные, в результате чего происходит гуманизация, очеловечивание потребностей человека.

Вопрос 21

Характеристики

Социальная сфера как экономическая категория представляет собой инфраструктуру общественной деятельности по удовлетво­рению социальных и духовных потребностей людей. Социальной сфере как области специфических экономических отношений свой­ственны некоторые общие экономические особенности, которые характеризуют определенные отрасли непроизводственной сферы (культуру, образование, науку, здравоохранение и т. д.).

Понятие социально-культурной сферы (СКС) используется, как правило, для характеристики общественной деятельности тех структур общества, в рамках кото­рых осуществляется социально-культурное воспроизводство, т. е. в нее включаются разнообразные социальные институты, специализирующиеся на данной функции (образование, культура, здравоохранение, физическое воспитание и спорт, социальное обеспечение, СМИ и коммуникации, а также другие виды и сферы социальной деятельности по развитию человеческого потенциала).

Таким образом, СКС – это совокупность предприятий, учреждений, организаций и органов управления, осуществляющих производство, распределение, сохранение и организацию потребления товаров и услуг социально-культурного и информационного назначения, обеспечивая тем самым удовлетворение культурных и информационных потребностей населения.

В отличие от социальной сферы в состав СКС не входят такие отрасли и виды деятельности, как государственное управление и финансы, ЖКХ, пассажирский транспорт.

Услуги в сфере социально-культурного сервиса служат удовлетворению потребностей двух уровней: общественно значимых и индивидуально необходимых.

В рамках социально-культурного сервиса обеспечивается удовлетворение индивидуальных потребностей граждан в сохранении на приемлемом уровне здоровья, потребностей в активной рекреации и спортивной деятельности, в освоении культурного, экономического и социального пространства. В социально-культурный сервис входят также услуги дошкольных учреждений и различные формы социального обеспечения всех категорий граждан.

Сфера культурной деятельности постепенно выделилась в самостоятельную отрасль. Функционирование этой отрасли направлено на создание продукта, способного формировать и удовлетворять культурные потребности людей, на всестороннее (интеллектуальное, эстетическое, нравственное и т. д.) воспитание человека и удовлетворение его духовных потребностей.

В сфере культуры выделяют такие категории: культурное наследие, публикации и литература, музыка, исполнительское искусство, изобразительное искусство, кинематограф и фотография, радио и телевидение, спорт и игры, природа и окружающая среда.

Черты

Во-первых, следует особо выделить гуманистический, культурологический, развивающий характер социокультурной деятельности, поскольку в основе она имеет культурные цели.

Социально-культурную деятельность отличают свобода выбора, добровольность, активность, инициатива, что обеспечивает ей гуманный характер. Эта деятельность обусловлена национально-этническими, региональными особенностями и традициями. Она характеризуется многообразием видов на базе общекультурных, художественных, познавательных, политических, социальных, бытовых, семейных, профессиональных и прочих интересов взрослых, молодежи, детей, что определяет ее культурологический характер. В то же время, участвуя в социокультурной деятельности, человек не только создает и сохраняет культурные ценности, но и обогащается духовно сам, что несомненно свидетельствует о его культурном развитии.

Во-вторых, социокультурная деятельность осуществляется в большей мере в свободное время. Исследование культурной деятельности в сфере свободного времени показало, что эта сфера имеет довольно развитую инфраструктуру, различные формы и виды деятельности, уровни и ступени ценностей для развития личности. Субъектами этой деятельности являются любительские кружки и сообщества, различные общественные объединения и учреждения культуры. Сфера свободного времени дает возможность индивидуального выбора средств, способов и форм деятельности. Социологические исследования показывают, что только городская культура предлагает человеку около 500 разных видов культурно-творческой деятельности.

В-третьих, социокультурная деятельность характеризуется глубокой личностной направленностью, потому что позволяет реализовать человеку его индивидуальные интересы, обусловленные его биологическими особенностями и социально-психологической структурой личности. Для нее характерна конкретная целенаправленность, которая определяет характер самой деятельности человека.

В-четвертых, социокультурная деятельность реализуется в институциональных и неинституциональных формах. Институци-ональные формы представляют деятельность различных социальных институтов (образовательно-воспитательных, культурно-просветительских и др. учреждений) в социокультурной сфере. Неинституциональныеформы основываются на добровольности, активности в социокультурной деятельности разных групп населения и отдельных людей. В социально-культурной сфере свободного времени происходит не только формирование способности к творческой деятельности, но и развитие личностных качеств человека, передача жизненного опыта от старших младшим, осуществляется рад социально значимых функций. В настоящее время наблюдается тенденция к самоорганизации культурной деятельности, росту количества профессиональных и молодежных клубов, любительских объединений, культурных сообществ, в том числе и сообществ национальных меньшинств в РБ.

В-пятых, в социально-культурной деятельности взаимодействуют репродуктивные, творческие и репродуктивно-творческие элементы. Репродуктивная деятельность в культурно-досуговой сфере является необходимым условием жизнедеятельности человека. Репродуктивность неизбежна и обязательна во многих видах досуговых занятий, непрофессиональной художественной самодеятельности, клубной практике и т.п. В то же время, например, для участника самодеятельного коллектива освоение азов искусства, овладение организаторскими умениями, сами процессы познания, реализации своих интересов и потребностей – не только репродукция, но и творчество. В связи с этим типологические уровни социально-культурной деятельности можно классифицировать следующим образом: творческий – преобладание творческих моментов в деятельности; репродуктивно-творческий – открытие человеком того нового для себя, что объективно не является новым; репродуктивный – простое воспроизведение отработанных форм, предметов, способов и т.п.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 287.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...