Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Типология потребностей С. Б. Каверина: основные принципы конструирования потребностей




Основные принципы формирования потребностей: принцип принадлежности к происхождению и характеру потребности. Классификация потребностей: биогенные, социогенные, психофизические, высшие. Деятельностная классификация: безопасность и самосохранение, эмоциональный контакт, ориентировочная, потребность в игре, гедонистические, эмоциональное насыщение, свобода, восстановлении энергии, самовыражении, познание, общение, самоутверждение, подготовленность и преодоление, смысл жизни, нравственные и эстетические потребности, потребность быть личностью, потребность в творчестве.

 

В основе лежат два основных принципа: принцип принадлежности к происхождению и характеру потребности (биогенные, социогенные, психофизиологические и высшие), а также по деятельностному принципу (безопасность и самосохранение, эмоциональный контакт, ориентировочная, потребность в игре, гедонистические, эмоциональное насыщение, свобода, восстановлении энергии, самовыражение, познание, общение, самоутверждение, подготовленность и преодоление, смысл жизни, нравственные и эстетические потребности, потребность быть личностью, а также потребность в творчестве).

Биполярная система формирования позволяет представить систему потребностей человека в виде определенной зависимости: от низших (биогенных) к социокультурным (высшим), от простейших (в безопасности) к потребностями в творческой деятельности. Важным отличием классификации Каверина является ее ориентированность на субъекта, что фиксирует деятельностное начало в классификационной иерархии.С. Б. Каверин использует несколько иную логику в построении данной классификации. В системе присутствуют жесткие отношения управления:потребности более низкого уровня подчинены потребностям более высокого порядка; сами формы выражения первых зависят от степени развитости вторых. Более того, основанием для выстраивания такой цепочки служит вовсе не порядок удовлетворения, а степень социализации, т. е. удаленности от биологических оснований. Чем выше степень социализации потребности, тем более высоко ее положение в иерархии и тем большая часть потребностей формируется на ее основе. Поскольку в модели Каверина уровень насыщения любых потребностей ограничивается развитостью и удовлетворенностью потребностей более высокого порядка, концепция разумных потребностей оказывается здесь просто ненужной. Из этого напрашивается вывод о необходимости акцентировать педагогическую работу именно на воспитании высших потребностей .

Однако процесс социализации не ограничивает спектр действия той или иной потребности и выражение, скажем, в эмоциональном насыщении не противоречит потребности в самовыражении. Более того, потребность в эмоциональном насыщении выступает в качестве дополнения к потребности в общении и потребности в самоутверждении. Таким образом, классификации потребностей в социальной психологии сконцентрированы на социализирующих и эмоциональных аспектах целей человека, что достаточно емко отражает многообразие человеческой жизни.

 

Вопрос 13










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 727.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...