Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Классификация потребностей С. В. Орлова




Биологические потребности – необходимый комплекс потребностей для поддержания функциональности человека (жилье, пища, одежда, продолжение рода), физиологические потребности организма. Социальный характер удовлетворения биологических потребностей - общение.

Социальные потребности тесно связаны с биологической составляющей, потребности человека как члена социального коллектива, группы, общества. Социальная идентичность и референтные группы, потребности в социальном статусе, социальной мобильности, признании и самовыражении, сопричастности и социальной значимости.Социальные потребности связаны с жизнедеятельностью человека как члена общества, коллектива, соц.группы. К ним относятся потребности в социальной активности, независимости, достижении определенного социального статуса. Они вытекают из образа жизни людей. К особой социальной потребности относится потребность в творческом и содержательном труде как средстве самовыражения, самоутверждения и самореализации. Она проявляется в неодолимом тяготении их к труду как к жизненно необходимой и приятной деятельности. При наличии такой потребности труд доставляет человеку радость, счастье, и человек не может не трудиться.

Материальные потребности – весь спектр потребностей, связанных с обеспечением материального существования: материально-биологические (пища, еда, жилье).Факторы влияния на материально-биологические потребности: научный и технический потенциал, теория потребления, запросы элит. И материально-социальные (трудовая деятельность, трудовой обмен, общение) потребности.

Духовные потребности– потребности в знаниях, настроениях, переживаниях и впечатленияхФормируются из четырех аспектов: потребность в познании, потребность в образовании, потребность в воспитании, смысложизненные потребности. Процесс познания также является одним из ключевых вопросов философии. Потребность в познании окружающего мира является необходимым для человека социального, помогает адаптироваться к трансформациями в культуре и социуме. Научное познание возможно с помощью следующих методов: анализ и синтез, абстрагирование. обобщение. дедукция, индукция. Процесс познания не ограничивается исключительно научным видением мира. Познание окружающего мира возможно через восприятие художественных образов: литература, искусство содержат значительное количество социального опыта человечества, формируют нормы и модели поведения. представления о прекрасном. о должном и необходимом.Удовлетворяя потребность в образовании, человек может совершенствовать свои навыки. а также решать проблемы своего карьерного развития. Наряду с образованием важную роль в процессе социализации играет еще одна важная потребность - потребность в воспитании.Значимость ближайшего окружения в процессе воспитания такжекрайне высока: через ближайшее окружение человек формируеткруг собственных интересов и создает круг своего общения.Потребность в смысле жизни является одной из самыхпротиворечивых. С одной стороны, человек всегда задумываетсяо собственном предназначении и месте в жизни. С другойсмысл жизни занимал многих самых мудрых философов, однакоего сложность подразумевает множество трактовок и вариантов.Формирование представлений о смысле жизни обозначают целии задачи частной жизни человека` его перспектив и задач на жизненном пути. Данные потребности напрямую зависят от формирования личности человека в процессе социализации (потребности в образовании и воспитании).

Индивидуальные потребности – потребности конкретной личности, имеющей собственные биологические и психологические характеристики, анатомические и физиологические специфические черты организма.Они продиктованы рядом факторов, которые мы должны обозначить. Прежде всего, это фактор личной выгоды: в зависимости от конкретных преференций (финансовая выгода, карьерный рост и другое) индивид формирует круг потребностей. Во-вторых, результаты процессов образования и воспитания: ценности и традиции, модели поведения, жизненные стратегии и т.д. В-третьих, важное значение имеет социо-культурное пространство, в котором реализует себя индивид: в обществах, ориентированных на коллектив (Китай` Япония. КНДР и др.), индивидуальные потребности рассматриваются сквозь призму коллективных, а в обществах индивидуалистического типа (например, страны Западной Европы и США) ценности частной собственности, личной независимости доминируют. При этом ценность самого индивида, его жизни, частной жизни, комфорт индивида, уровень благосостояния человека являются приоритетными потребностями в современных обществах.

 

 Общественная потребность – потребности, которые коррелируют с общественными интересами, потребности большинства индивидов. - надыиндивидуальная конструкция, а все институциональные инструменты (образование, политические институты) нацелены на формирование гражданина, который органично вписывается в параметры того или иного государства. Примером подобных потребностей могут служить следующие: сохранение экологического равновесия (проблема пресной воды, сохранение редких видов флоры и фауны), сохранение мира и предотвращение военных конфликтов, повышение уровня медицинского обслуживании, образовательных услуг, свободы слова, вероисповедания и др. Если мыслить границами того или иного государства, то под общественными потребностями мы можем понимать защиту интересов государства, его территориальной целостности, повышения уровня жизни, сокращение числа нуждающихся и мн. др.

Субъекты социума: индивид, группа, коллектив. Коллектив(в том числе социально-профессиональные группы). На этом уровне также существуют потребности коллективного характера: повышениекачества результатов трудовой деятельности, качества конечногопродукта, условий труда, уровня корпоративной культуры, психологического комфорта коллектива. Все эти аспекты, в конечном итоге, формируют комфортные условия для сотрудника вколлективе: уважение со стороны коллектива, признание роличеловека в коллективе. финансовую устойчивость, психологическое состояние сотрудника.

Далее мы обозначим потребности индивида в рамках малых коллективов (групп). Традиционно под малыми социальнымигруппами понимают немногочисленную группу людей (от 3 до15 человек), которые объединены общей социальной деятельностью. находятся в непосредственном общении, способствуютвозникновению эмоциональных отношений. В рамках такихгрупп также возникает ситуация доминанты коллективных ценностей над индивидуальными, наиболее распространенный пример – семья, где интересы общественные (сохранение семьи, дети, условия воспитания детей, поощрение полных семей, стимулирование многодетных семей) превалируют над условиями личного комфорта и личных интересов.

Рутинные потребности -повседневное потребление уже созданных типовых товаров и услуг.

Творческие потребности – это потребности в создании новых, материальных и духовных ценностей, или в самостоятельном осмыслении и переработке уже познанного и осознанного. Творчество является основой человеческой жизни, источником всех материальных и духовных благ. Высшая форма деятельности личности. Потребность в созидании через интеллектуальную деятельность. Процесс творчества: существующий социальный опыт (накопление, классификация), поиск дополнительной информации, период осмысления (инкубации) через отвлечение, создание креативной идеи, проверка и доработка замысла.

 

Вопрос № 7.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 634.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...