Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Доступность дошкольных образовательных учреждений




В настоящее время в субъектах Российской Федерации функционируют 44,3 тыс. учреждений дошкольного образования, из них 26,5 тыс. (60%) – в городах и поселках городского типа, 17,8 тыс. (40%) – в сельской местности.

Из 44,3 тыс. учреждений дошкольного образования:

43,8 тыс. (98,8% от общего числа учреждений дошкольного образования) – государственные и муниципальные дошкольные образовательные учреждения (далее – ДОУ);

1,2 тыс. (2,7%) – учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста (в этих учреждениях есть дошкольные группы, в основном для детей с 3 лет, могут приниматься и дети более раннего возраста; и начальные классы – с 1-го по 4-й – общеобразовательной школы);

7,3 тыс. (16,4% от общего числа учреждений) – общеобразовательные учреждения, в которых созданы группы для детей дошкольного возраста. Динамика развития дошкольных групп в общеобразовательных учреждениях дана в таблице:

Год

Число общеобразовательных учреждений, в которых организованы группы для детей дошкольного возраста (единиц)

Число групп для детей дошкольного возраста в общеобразовательных учреждениях (единиц)

Численность детей, которые получают дошкольное образование в группах при общеобразовательных учреждениях (тыс. чел.)

2007

5 119

8 213

120,5

2008

5 630

9 478

142,5

2009

5 980

10 298

160,4

2010

6 353

11 446

183,5

2011

6 689

12 322

202,9

2012

7 250

15 675

274,5

 

Увеличивается численность воспитанников дошкольных образовательных учреждений: если в 2002 году их было 4,3 млн, 2010 году – 5,4 млн, 2012 году – 6,0 млн, то на 1 января 2013 года - 6,2 млн детей.

Показатели охвата[2] детей-дошкольников в возрасте от 1 до 7 лет различными формами дошкольного образования составили в 2011 году 60,6%, в 2012 году – 62,1%. Охват детей в возрасте от 3 до 7 лет в 2012 году составляет 81,2 процента.

Численность детей, стоящих на учете для определения в дошкольные образовательные учреждения (очередность), в 2010 году – 2,1 млн детей; в 2011 году – 2,2 млн детей; в 2012 году – 2,4 млн детей.

Развитие вариативных (альтернативных) форм дошкольного образования:

а) группы кратковременного пребывания (далее - ГКП) (не альтернатива, а вариант предоставления дошкольного образования). В 2012 году 11,7 тыс. таких групп функционировало в 12 тыс. учреждений (ДОУ, общеобразовательных учреждениях, учреждениях дополнительного образования). В них воспитывалось около 138,4 тыс. детей дошкольного возраста (около 2,3% от всех детей, охваченных дошкольным образованием). ГКП имеют разную направленность: группы адаптации для детей с 6 месяцев до 2 лет, в том числе для детей с родителями; группы развития (дошкольное образование на основе развивающих игр), группы «Особый ребенок» для детей-инвалидов, группы подготовки детей к школе и другие.

б) семейные дошкольные группы – новая форма, рожденная практикой. Их деятельность стала легитимной после утверждения новой редакции Типового положения. Создаются как структурные подразделения государственных и муниципальных ДОУ на дому у воспитателя. Чаще всего воспитатели – многодетные мамы, которые воспитывают своих детей дошкольного возраста (не менее трех) и могут взять еще 1-2 чужих детей. Воспитателями могут также быть педагоги, которые в своей квартире создают условия для дошкольного образования детей из семей, проживающих по соседству. Воспитатели семейных групп являются штатными сотрудниками ДОУ, им оказывается методическая поддержка со стороны методической службы детского сада. Дети семейных групп, помимо занятий со своим домашним воспитателем имеют возможность посещать физкультурные и музыкальные занятия в детском саду, гулять на участке детского сада. Дошкольное образование в семейных группах получают 13,1 тысяч детей (0,2% от общей численности детей, охваченных дошкольным образованием).

в) индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги в сфере дошкольного образования, а также по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста (гувернерство, семейные клубы, детские центры, домашние детские сады и т.д.). Услуги по присмотру и уходу и (или) по дошкольному образованию у индивидуальных предпринимателей получает 1 081 (около 0,02%) ребенок.

Группы кратковременного пребывания

 

2011 год

2012 год

Количество образовательных учреждений (ДОУ, школ, учреждений доп. Образования), в которых созданы ГКП

5 555

12 049

Количество ГКП

7 396

11 744

Численность детей, получающих дошкольное образование в семейных дошкольных группах

103 712

138 377

Семейные дошкольные группы

 

2011 год

2012 год

Количество ДОУ, при которых созданы семейные дошкольные группы

479

1 828

Количество семейных дошкольных групп

606

3 753

Численность детей, получающих дошкольное образование в семейных дошкольных группах

2212

13 130

Индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги дошкольного образования (детские клубы, группы присмотра и ухода, домашние детские сады, центры раннего развития детей)

 

2011 год

2012 год

Количество индивидуальных предпринимателей

93

1081

Развитие негосударственных дошкольных образовательных учреждений (НОУ).

Динамика изменения числа НОУ (частная собственность): 2010 год – 374 НОУ; 2011 год – 372 НОУ; 2012 год – 467 НОУ. На сегодняшний день в 467 НОУ получают дошкольное образование более 50 тыс. детей (0,8% от всех детей, охваченных дошкольным образованием).

Причины медленного развития сети НОУ: отсутствие государственной поддержки, большие издержки учредителей НОУ по содержанию здания НОУ, отсюда следует высокая родительская плата (следовательно, невысокий спрос).

Государственная поддержка: законодательно установлена обязательность финансирования за счет бюджетных средств негосударственных ДОУ (Федеральный закон от 28 февраля 2012 г. № 10-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).

Данным законом государство в лице органов государственной власти субъектов Российской Федерации наделяется обязательством (а не только правом, как было до принятия Федерального закона от 28 февраля 2012 г. № 10-ФЗ) по оказанию содействия обучению граждан в негосударственных дошкольных образовательных и общеобразовательных учреждениях путем их финансирования в пределах федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. При этом финансироваться негосударственные образовательные учреждения будут в соответствии с нормативами, установленными для государственных и муниципальных образовательных учреждений.

Уменьшение издержек: создание в субъектах программ поддержки НОУ за счет льготной арендной платы, налоговых льгот (Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2010 года).

Уменьшение родительской платы: с августа 2009 года установлена компенсация части родительской платы за содержание ребенка в негосударственном ДОУ (статья 52.2 Закона «Об образовании»); разрешено использовать средства материнского капитала на дошкольное образование в НОУ.

Основной целевой ориентир дошкольного образования определен в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» – достижение к 2016 году 100 процентов доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет.

Разработана Поэтапная программа ликвидации очередности в дошкольные учреждения, содержащая два основных направления: развитие государственно-муниципальной системы дошкольного образования и использование возможностей негосударственного сектора дошкольного образования.

Первое направление реализуется за счет создания дополнительных мест с использованием внутренних резервов (на свободных площадях в школах, учреждениях дополнительного образования, в вузах – для детей сотрудников, студентов и аспирантов); организации семейных дошкольных групп; возврата ранее переданных зданий детских садов; реконструкции зданий детских садов с увеличением их мощности; строительства новых дошкольных учреждений.

Второе направление включает меры государственной поддержки негосударственных учреждений (льготная аренда, налоговые льготы); меры по снятию административных барьеров для развития индивидуального предпринимательства в сфере дошкольного образования; меры поддержки родителей, дети которых посещают негосударственные детские сады (компенсация или субсидирование части родительской платы).

В рамках Поэтапной программы предполагается создать в стране в 2013 - 2015 годах более 1 млн мест и полностью ликвидировать очередность в дошкольные учреждения для детей от 3 до 7 лет.

Продолжается финансовая поддержка регионов. В 2012 и 2013 годах в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы в субъекты Российской Федерации предусмотрено направление субсидий в размере 1 млрд рублей ежегодно на оснащение дополнительных мест для детей дошкольного возраста. По итогам конкурсного отбора в 2012 году средства получили 72 региона.

В 2012 году 41 субъект Российской Федерации получил бюджетные кредиты на строительство и реконструкцию зданий детских садов на общую сумму 8 млрд рублей.

Для обеспечения качества воспитательно-образовательного процесса в дошкольных учреждениях разработаны федеральные государственные требования к структуре программы дошкольного образования. Качество условий нормативно обеспечено федеральными государственными требованиями к условиям реализации программы дошкольного образования. Усилия региональных и муниципальных властей направлены сегодня на внедрение данных федеральных государственных требований во всех дошкольных учреждениях.

Принят Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ), которым дошкольное образование определяется как уровень общего образования и предусмотрена разработка федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (далее - ФГОС) дошкольного образования.

Качество дошкольного образования напрямую зависит от качества кадрового потенциала, на развитие которого влияет рост уровня заработной платы. Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» поставлена задача доведения к 2013 году средней заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных учреждений до средней заработной платы в сфере общего образования в соответствующем регионе.

Законодательством Российской Федерации закрепленоразделение полномочий в сфере дошкольного образования,согласно которому организация общедоступного дошкольного образования, в том числе финансирование муниципальных дошкольных образовательных учреждений – компетенция или полномочие муниципалитета, органов местного самоуправления.

Обеспечение государственных гарантий реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в государственных и муниципальных организациях является компетенцией органов государственной власти субъектов Российской Федерации (статья 9 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ). Расходы на реализацию образовательной программы дошкольного образования покрываются за счет государства.

Наряду с реализацией образовательной программы дошкольного образования, за дошкольными образовательными организациями закрепляется обязанность осуществления присмотра и ухода за детьми (часть 1 статьи 65 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).

Вместе с тем согласно части 2 статьи 38 Конституции Российской Федерации забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей. Родители в силу конституционной обязанности заботиться о детях не могут устраняться от бремени несения расходов на их содержание в дошкольных образовательных учреждениях, поэтому расходы, связанные с содержанием и уходом за детьми, покрывают сами родители.

В соответствии с действующим законодательством родительская плата за присмотр и уход за ребенком в дошкольных образовательных организациях рассчитывается, в том числе, с учетом расходов на реализацию основной образовательной программы дошкольного образования (заработная плата воспитателей, расходы на учебно-наглядные пособия, технические средства обучения, игры, игрушки, расходные материалы, мебель и другие), что противоречит конституционной обязанности государства предоставлять дошкольное образование на бесплатной основе. Родители должны оплачивать расходы исключительно на содержание ребенка.

При этом, если в настоящее время расходы за присмотр и уход составляют в приблизительном отношении 20% от всех затрат на дошкольное образование, то в результате разделения дошкольного образования на услугу по реализации программы дошкольного образования и услугу по осуществлению присмотра и ухода за детьми, расходы на присмотр и уход за детьми будут точными.

Законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ предусмотрено, что за осуществление присмотра и ухода за ребенком учредитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей (законных представителей), и ее размер.

При расчете расходов за присмотр и уход за ребенком предусмотрены ограничения, в соответствии с которыми не допускается включение расходов на реализацию образовательной программы дошкольного образования, а также расходов на содержание недвижимого имущества государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования, в родительскую плату за присмотр и уход за ребенком в таких организациях (статья 65).

При этом нецелесообразно установление фиксированной платы за присмотр и уход за ребенком, так как это не позволит дошкольным образовательным организациям и родителям осуществлять выбор составляющих содержания, в том числе питания, средств гигиены. Плата за присмотр и уход за ребенком будет устанавливаться с учетом мнения и запросов родителей.

При этом государство не снимает с себя обязанности осуществлять адресную социальную поддержку социально незащищенным категориям граждан. Так, учредитель вправе снизить размер указанной родительской платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей в определенных им случаях и порядке.

Кроме того, Законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ установлена мера, согласно которой всем родителям (законным представителям ребенка) выплачивается компенсация в размере, устанавливаемом нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, но не менее 20% среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, – на первого ребенка, не менее 50% – на второго ребенка, не менее 70% – на третьего ребенка и последующих детей.

При этом норма, предлагаемая частью 4 статьи 67 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, выступает дополнительной гарантией обеспечения указанного права в случае отсутствия мест в образовательной организации, в которую обратились родители (законные представители) ребенка.

Общее образование

Одной из основных задач в части обеспечения прав детей на качественное общее образование вне зависимости от их психологических особенностей, учебных возможностей и склонностей, а также социального положения родителей и места жительства, является создание единого образовательного пространства, которое обеспечивается федеральными государственными образовательными стандартами.

Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения осуществляется субъектами Российской Федерации во всех общеобразовательных учреждениях, независимо от их вида, с целью обеспечения одинаково высокого качества образовательных программ.

В отчетный период утвержден федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413 размещен на официальном сайте Минобрнауки России 15 июня 2012 года).

Организованы мероприятия по разработке примерной основной общеобразовательной программы среднего (полного) общего образования.

18 декабря 2012 года в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования внесены изменения в связи с необходимостью введения с 2012/13 учебного года комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики».

В соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. № 309-ФЗ реализация ФГОС общего образования вводится в действие поэтапно по ступеням общего образования. Обязательное введение ФГОС во всех образовательных учреждениях Российской Федерации на ступени начального общего образования начато с 2011 года, на ступени основного общего образования – с 2015 года, на ступени среднего (полного) общего образования будет осуществляться с 2020 года.

По мере готовности образовательные учреждения могут переходить на обучение по новым стандартам в 5-х классах – начиная с 2012 года, в 10-х классах – начиная с 2013 года.

Таким образом, в 2012/2013 учебном году введение ФГОС начального общего образования осуществляется в штатном режиме во всех общеобразовательных учреждениях Российской Федерации в первых и вторых классах, в пилотном режиме в третьих классах. А также введение ФГОС основного общего образования в пилотном режиме в пятых классах.

По информации, полученной из субъектов Российской Федерации в рамках мониторинга проекта «Наша новая школа», в 2012/2013 учебном году доля учащихся, обучающихся по ФГОС (в общей численности школьников общеобразовательных учреждений, реализующих ФГОС), составила 24,5%.

Доля учащихся начальной школы, обучающихся по ФГОС (в общей численности учащихся первой ступени в общеобразовательных учреждениях, реализующих ФГОС) – 53,6%. В 2011 году обучались по ФГОС начального общего образования – 32,32%.

В 2012/2013 учебном году пилотное введение ФГОС основного общего образования осуществляется в 5-х классах в 70-ти субъектах Российской Федерации, что составляет 84% от общего числа субъектов (по данным МРСО).

Численность пятиклассников, обучающихся по ФГОС основного общего образования, – 155 310 человек, что составляет 2,58% от общей численности обучающихся 5-9-х классов и 12% от общей численности обучающихся 5-х классов.

В 2012 году рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы были реализованы проекты:

«Разработка научно-методического сопровождения введения и реализации ФГОС основного общего образования, направленного на обеспечение успешной социализации обучающихся, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и девиантным поведением»;

«Организационно-методическое и экспертно-аналитическое обеспечение электронного мониторинга введения ФГОС начального общего образования, а также динамики изменения величины средних заработных плат всех категорий работников учреждений общего образования, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья».

В 2012 году состоялось заседание Координационного совета при Министерстве образования и науки Российской Федерации по вопросам организации введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Материалы деятельности Координационного совета в 2012 году размещены в открытом доступе на сайте www.standart.edu.ru.

В рамках организации работы по введению федеральных государственных образовательных стандартов общего образования 19-20 апреля 2012 года проведен Всероссийский семинар-совещание региональных координаторов введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и руководителейучреждений дополнительного профессионального педагогического образования. В субъекты Российской Федерации направлены методические материалы по разработке и методическому обеспечению Программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни основной образовательной программы начального общего образования.

К началу 2012/2013 учебного года практически во всех регионах России разработан пакет методических рекомендаций по различным аспектам введения ФГОС: оценка готовности образовательного учреждения к введению ФГОС, разработка основной образовательной программы начального общего образования для муниципальных общеобразовательных учреждений с учетом региональных, национальных и этнокультурных особенностей, разработка моделей внеурочной деятельности обучающихся начальной ступени обучения и др.

К 2012/2013 учебному году в 75 регионах повысили квалификацию по вопросам введения ФГОС более 75% педагогов, в 7 регионах России – от 50% до 70% педагогов.

В рамках реализации Плана действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы, комплексов мер по модернизации региональных систем общего образования на 2011-2013 годы, ФЦПРО на 2011-2015 годы, приоритетного национального проекта «Образование», а также региональных целевых программ и планов проводится работа по созданию условий, отвечающих современным требованиям к условиям осуществления образовательного процесса.

С апреля 2011 года реализуется проект по модернизации региональных систем общего образования. Всего из федерального бюджета в 2011–2013 годах на государственную поддержку модернизации региональных систем общего образования (далее – МРСО) направляется 120 млрд рублей (в 2011 году – 20 млрд рублей, в 2012 году – 60 млрд рублей, в 2013 году – 40 млрд рублей).

Адресная поддержка региональных программ развития образования субъектов Российской Федерации в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование», комплексного проекта модернизации образования (КПМО), образовательной инициативы «Наша новая школа» в 2006 - 2010 гг., позволила сформировать «точки роста» современных моделей образования, и методически предопределила содержание проекта модернизации региональных систем общего образования (МРСО), реализуемого с 2011 года и направленного на поддержку всех субъектов Российской Федерации в решении следующих актуальных задач:

распространение и апробация инновационных практик;

стабилизация, закрепление, перевод в штатный режим достижений «периода модернизации»;

повышение качества общего образования;

доведение средней зарплаты учителей до средней зарплаты по экономике в регионе.

Идеология проекта МРСО позволяет перейти от поддержки лидеров к повсеместному распространению лучших практик, накопленных в предшествующих проектах, опираясь на основной принцип – «деньги в обмен на обязательства».

Объемы финансирования из федерального бюджета в 2012 году мероприятий комплексов мер в субъектах Российской Федерации распределились следующим образом.

В 2012 году было закуплено более 1 655 тыс. единиц учебно-лабораторного, учебно-производственного, спортивного и компьютерного оборудования, спортивного инвентаря (за I полугодие 2012 года закуплено более 663 тыс. единиц оборудования). При этом новым оборудованием обеспечены более 7,67 млн школьников.

Дополнительное оснащение школ учебно-лабораторным оборудованием (около 395 тыс. единиц), учебно-производственным оборудованием (около 215 тыс. единиц), а также компьютерным оборудованием (около 242 тыс. единиц) направлено на создание условий для введения новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) общего образования, обеспечение права выбора учеником индивидуальной образовательной траектории (профильное и углубленное обучение) на старшей ступени обучения.

Оснащение общеобразовательных учреждений новым спортивным оборудованием (более 178 тыс. единиц) создаст дополнительные условия для сохранения и укрепления здоровья школьников, позволит повысить уровень организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в школах.

Приобретено около 91,1 тыс. единиц медицинского оборудования, что повысило уровень медицинского обслуживания обучающихся.

Более 14 тыс. школ получили новое оборудование (около 138,7 тыс. единиц) для столовых, что позволило школам улучшить организацию и повысить качество питания обучающихся (за I полугодие 2012 года получили новое оборудование более 7 тыс. школ).

Приобретение более 24 тыс. единиц оборудования для проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся способствует повышению качества процедур оценки учебных результатов обучающихся.

Приобретено более 3,2 тыс. единиц транспорта для перевозки обучающихся (за I полугодие 2012 года закуплено более 870 единиц транспорта).

Более чем 212 тыс. школьников предоставлена возможность обучаться в соответствии с основными современными требованиями к условиям осуществления образовательного процесса. В совокупности с приобретаемым учебно-лабораторным, учебно-производственным и компьютерным оборудованием повышение транспортной доступности усилит эффект предоставления школьникам возможности выбора профиля обучения в старшей школе.

Пополнены библиотеки в более чем 37,5 тыс. школ. При этом в библиотечные фонды поступит около 21,1 млн единиц учебной литературы, что позволит обеспечить школьников современными учебниками, создаст дополнительные условия для повышения эффективности внеурочной и урочной деятельностей в образовательном процессе.

В более чем 9,8 тыс. школ отремонтированы около 647 тыс. помещений с целью обеспечения выполнения требований к санитарно-бытовым условиям и охране здоровья обучающихся и 10,7 тыс. помещений с целью их подготовки для установки оборудования, что повысит численность школьников, обучающихся в условиях осуществления образовательного процесса, отвечающих основным современным требованиям.

Более 4,5 тыс. школ модернизировано путем организации в них дистанционного обучения для обучающихся. В более чем 13,4 тыс. школ увеличена пропускная способность Интернет-трафика. В результате, школы получили расширенный доступ к сетевым электронным образовательным ресурсам, а также созданы дополнительные условия для использования современных информационных коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе, освоения ИКТ учителями и школьниками.

В рамках ежегодного мониторинга реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» получены следующие данные в динамике за три последних года:

Наименование показателя 2010 год 2011 год 2012 год
Доля школ, в которых создана безбарьерная среда 14,5% 15,9% 23,9%
Доля школ, в которых имеется медицинский кабинет 53,1% 57,6% 78,9%
Доля школ, имеющих подключение к сети Интернет на скорости более 2 Мбит/сек. 13,1% 17,4% 41,2%
Доля школ, в которых имеется библиотека, оснащенная стационарными и переносными компьютерами 49,1% 53,7% 71,8%
Доля школ, в которых обеспечен температурный режим в соответствии с СанПин 96,9% 98,1% 98,7%
Доля школ, в которых обеспечен температурный режим в соответствии с СанПин 54,3% 57,9% 62,1%
Доля школ, в которых имеется работающая система канализации 81,3% 84,1% 86,0%
Доля школ, в которых имеется один и более мультимедийный проектор 83,1% 87,5% 92,0%
Доля общеобразовательных учреждений, имеющих лаборантские в кабинетах химии (от общего количества общеобразовательных учреждений) 75,6% 78,3% 82,6%
Доля образовательных учреждений, имеющих столовые с современными характеристиками (от общего количества образовательных учреждений) 27,8% 30,7% 45,5%

О развитии сельской школы.

Государственная политика в сфере образования направлена на повышение роли сельской школы в предоставлении качественного общего образования, на то, чтобы сельская школа стала центром культурного, нравственного и физического воспитания, укрепления здоровья подрастающего поколения.

По данным федерального статистического наблюдения, всего в сельской местности расположено 27 107 учреждений, реализующих программы общего образования, в них обучается 3 608 193 человека.

В настоящее время сеть общеобразовательных учреждений Российской Федерации представлена общеобразовательными учреждениями (начальными, основными и средними школами), среди которых базовые школы, центры образования, сетевые школы, этнокультурные комплексы, кочевые школы, образовательные комплексы, ресурсные центры; общеобразовательными учреждениями для детей с особыми образовательными потребностями: школы с углубленным изучением отдельных предметов, лицеи, гимназии; учреждениями, реализующими программы общего образования: школы-интернаты, вечерние (сменные) школы и другие.

Доля малокомплектных школ по Российской Федерации в настоящее время составляет 40,3% от общего количества сельских школ.

Почти две трети сельских начальных школ имеют численность обучающихся до 40 человек, более половины общеобразовательных учреждений среднего (полного) образования – до 200 учащихся.

Из общего числа учреждений (27 107) имеют спортивный зал – 22 195 школ, плавательный бассейн – всего 205 учреждений.

Столовую или буфет имеют 25 640 учреждений с общим количеством посадочных мест для 1 635 163 обучающихся (всего 45% обеспеченности), при этом горячим питанием обеспечено 3 002 643 школьников (83%).

Важно отметить, что огромный шаг в повышении качества общего образования сделан благодаря возможности доставки школьников к базовым школам автотранспортом. В 2012 году по сравнению с 2009 годом обеспеченность школьными автобусами возросла с 9% (2009 год) до 15% (2012 год).

Повысился показатель обеспеченности школьников персональными компьютерами, по сравнению с 2009 годом на 8 процентов.

Во многом положительные изменения в оснащенности образовательного процесса сельских школ связаны с реализаций государственной политики поддержки сельских школ, в первую очередь проектов по созданию единого информационного пространства (подключение школ к сети Интернет), приоритетного национального проекта «Образование» («Поддержка лучших школ», «Школьный автобус»), комплексных проектов модернизации образования («Оптимизация сети сельских школ»), проекта по модернизации региональных систем общего образования («Развитие инфраструктуры школы»).

По данным мониторинга реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» (мониторинг ведется начиная с 2010 года), на конец 2012 года для 58,73% обучающихся предоставлены все основные виды условий обучения (диапазон соответствия условиям от 80 до 100 процентов, т.е. условия созданы). В общей численности обучающихся по основным программам общего образования соответствие современным требованиям к условиям составляет:

Диапазон соответствия условиям Доля школьников, обучающихся
от 0 до 20% условий 0,41%
от 20 до 40% условий 1,98%
от 40 до 60% условий 8,50%
от 60 до 80% условий 30,26%
от 80 до 100% условий 58,73%

В сравнении с 2010 годом, до начала реализации проекта по модернизации региональных систем общего образования, условия, отвечающие современным требованиям (от 80 до 100% соответствия) были созданы для 50% обучающихся всего в 10 субъектах Российской Федерации. В Тюменской области (для 88,29% обучающихся), в Санкт-Петербурге (для 64,45% обучающихся), в Республике Бурятия (для 63,55% обучающихся), в Пензенской области (для 55,32% обучающихся), в Краснодарском крае (для 54,67% обучающихся), а также в Ивановской, Омской, Белгородской, Ленинградской областях и Чувашской Республике (для 50-52 процента обучающихся).

Не менее важную задачу решает государственная (итоговая) аттестация выпускников в форме единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ), обеспечивающая всем обучающимся равные права при поступлении в учебные заведения среднего и высшего профессионального образования, а также обеспечивающая независимую оценку результатов обучения.

Подтверждением эффективности ЕГЭ как инструмента повышения доступности профессионального образования является тот факт, что значительная часть выпускников, выбирающих сдачу ЕГЭ, проживает в сельской местности (около 30%) и в населенных пунктах с населением до 100 тыс. человек. Наблюдается положительная динамика поступления таких выпускников в вузы Москвы, Санкт-Петербурга, других крупных городов России (так, в 2010 году контингент иногородних студентов в вузах Санкт-Петербурга составил более половины (59%) от общего числа зачисленных на первый курс). Кроме того, 62,5% выпускников, выбравших ЕГЭ, - из семей с ежемесячным доходом менее 10 тыс. рублей.

«Лидерами» среди предметов по выбору среди сельских школьников являются биология (33,6% от общего числа участников ЕГЭ по всем предметам), география (28,5%), химия (26,9%), история и обществознание (по 23,1%), физика (21,9%).

Реже выпускники сельских школ выбирают экзамен по информатике и ИКТ (14,9% от общего числа участников ЕГЭ по всем предметам), по литературе (14,4%) и иностранным языкам: немецкому (14,2%), английскому (8,3%) и французскому (3,2%).

Результаты участников ЕГЭ из сельской местности сопоставимы с общероссийскими показателями. Ниже показатели по иностранным языкам и информатике и ИКТ: расхождение с общероссийским показателем составляет порядка 10-15 баллов в сторону уменьшения.

Это дает основание говорить о необходимости выравнивания стартовых возможностей для всех слоев населения в получении качественного профессионального образования, в том числе по наиболее востребованным специальностям и направлениям подготовки.

С целью развития механизмов обеспечения качества общего образования выделена существенная проблема: требования к образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность, вне зависимости от ее места расположения, растут постоянно, тем более с введением в образовательную практику федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, а качество условий предоставления общего образования в сельской школе серьезно отстает.

Следовательно, в первую очередь необходимо решать проблемы обеспечения требований к условиям осуществления образовательной деятельности. С целью укрепления материально-технической и кадровой составляющей образовательного процесса в сельских школах предлагается продолжить линию, направленную на модернизацию сельской школы, на разработку стандарта оснащенности сельских школ в субъектах Российской Федерации.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 201.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...