Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей




Одной из основных проблем в области социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа (далее - дети-сироты), а также защиты их имущественных прав, требующих первоочередного решения, остается обеспечение таких детей жилыми помещениями.

Государственные гарантии жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлены статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В целях совершенствования деятельности по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями принят Федеральный закон от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусматривающий новый порядок предоставления жилья детям-сиротам, а также лицам из числа детей-сирот. Данным Федеральным законом уточняется порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам, в том числе предусматривается создание на региональном уровне нового вида специализированного жилищного фонда, предназначенного только для обеспечения жильем детей-сирот, предоставление права на обеспечение жильем детям-сиротам, которые по тем или иным причинам не могут вернуться в имеющиеся у них жилые помещения, а также сохранение за лицами из числа детей-сирот, достигшими возраста 23 лет, права на предоставление жилого помещения до их фактического обеспечения.

В соответствии с частью 8 статьи 100 Жилищного кодекса Российской Федерации типовые договоры найма специализированных жилых помещений утверждаются Правительством Российской Федерации.

Методические рекомендации по реализации Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ размещены на сайте www.usynovite.ru в разделе «обмен опытом», «методические материалы» (http://www.usynovite.ru/experience/1010121/).

Указанные рекомендации содержат, в том числе, разъяснения о порядке формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот, а также лиц из числа детей-сирот и порядка предоставления жилых помещений из указанного фонда.

Согласно подпункту 14.2 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» решение вопросов обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, а также лиц из числа детей-сирот относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В целях стимулирования субъектов Российской Федерации к исполнению расходных обязательств, связанных с обеспечением жилыми помещениями детей-сирот, а также лиц из числа детей-сирот, с 2007 года предусматриваются субсидии их федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на указанные цели (далее – субсидии).

В 2012 году распределение субсидий из федерального бюджета между бюджетами субъектов Российской Федерации осуществлялось по единой методике в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. № 1203, в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период на указанные цели, в зависимости от количества детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения, у которых возникает право на его получение в текущем финансовом году, средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья в субъекте Российской Федерации, устанавливаемой Министерством регионального развития Российской Федерации, с учетом уровней софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации. Указанное распределение субсидий из федерального бюджета утверждено распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 июня 2012 г. № 937-р «Об утверждении распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, на 2012 год».

Объем субсидий увеличен с 1 105,38 млн рублей в 2010 году до 6 222,9 млн рублей в 2011-2012 годах. Средний уровень софинансирования за счет субсидии составил 28%: по регионам от 10 до 62 процентов.

Из бюджетов субъектов в 2010 году выделено 10 456 млн рублей, в 2011 году – 13 403 млн рублей. По данным субъектов Российской Федерации,                 в 2012 году на обеспечение детей-сирот жилыми помещениями израсходованы бюджетные ассигнования в объеме 22 238,1 млн рублей. За счет собственных средств бюджетов субъектов Российской Федерации (16 015,2 млн рублей или в 2 раза больше, чем было предусмотрено соглашениями) обеспечено жилыми помещениями 23,3 тыс. детей-сирот и лиц из их числа, что на 60% больше, чем планировалось при заключении соглашений (в 2011 году – 18 964,4 млн рублей, обеспечено жилыми помещениями 20,7 тыс. детей-сирот).

Вместе с тем отдельными субъектами Российской Федерации не были исполнены предусмотренные соглашениями обязательства по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и по соблюдению установленного уровня софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации за счет собственных средств бюджетов регионов.

По обеспечению жилыми помещениями детей-сирот:

Республика Ингушетия не обеспечила жилым помещениями ни одного ребенка (обязательства, принятые по соглашению – 66 детей-сирот), при этом численность детей-сирот, у которых на конец 2012 года право на обеспечение жилым помещением возникло, но не реализовано, составила 658 человек;

Еврейской автономной областью жилыми помещениями обеспечено 4 ребенка-сироты или 26,7% от предусмотренных соглашением (обязательства, принятые по соглашению – обеспечить жильем 15 детей-сирот), при этом численность детей-сирот, у которых на конец 2012 года право на обеспечение жилым помещением возникло, но не реализовано (задолженность на конец года) – 260 детей-сирот;

Санкт-Петербургом жильем обеспечено 45 детей-сирот, или 52,3% от предусмотренных соглашением (86 детей-сирот), задолженность на конец 2012 года – 11 человек;

Тульской областью обеспечено жилыми помещениями 29 детей-сирот (69% от предусмотренных соглашением 42 детей-сирот), задолженность на конец 2012 года – 370 человек;

Республикой Тыва обеспечено 105 детей-сирот (95,5% от предусмотренных соглашением 110 детей-сирот), задолженность на конец 2012 года – 1 352 человека.

По соблюдению установленного уровня софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации за счет собственных средств бюджетов регионов:

Республикой Ингушетия не направлены собственные средства в целях соблюдения уровня софинансирования (при минимальном объеме, установленном соглашением 21,3 млн рублей и предусмотренных в бюджете 150,6 млн рублей);

Еврейской автономной областью направлены собственные средства в объеме 1,5 млн рублей (33,3% от уровня, установленного соглашением);

Республикой Тыва направлены собственные средства в объеме 24,8 млн рублей (62% от уровня, установленного соглашением);

Республикой Коми – 101,0 млн рублей (87,7% от уровня, установленного соглашением);

Республикой Башкортостан – 352,4 млн рублей (88,1% от уровня, установленного соглашением).

Наибольшее количество детей-сирот, обеспеченных жилыми помещениями в 2012 году (свыше 400 человек), проживает в 19 регионах, в том числе в Пермском крае (1 562 человека или в 1,6 раза больше, чем численность детей-сирот, право на получение жилого помещения, у которых возникло, но не реализовано к началу 2012 года (задолженность на начало года), в Краснодарском крае (1 107 человек или 56,1% от задолженности на начало года), Республике Башкортостан (792 человека или 98,3% от задолженности на начало года), Ставропольском крае (754 человека или в 1,5 раза больше задолженности на начало года).

Однако, несмотря на достигнутые результаты, проблема обеспечения жилыми помещениями детей-сирот не решена. Согласно данным, представленным субъектами Российской Федерации, задолженность по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения, на 1 января 2013 года составляет 75,5 тысяч детей-сирот (на 1 января 2011 года – более 60 тыс. детей-сирот).

По данным федерального статистического наблюдения № 103-РИК, в 2009 году обеспечено жилыми помещения 12 522 детей-сирот, в 2010 году – 13 905, в 2011 году – 22 545, в 2012 году – 24 795 детей-сирот.

По состоянию на 1 января 2013 года, численность детей-сирот, а также лиц из их числа в возрасте, которые должны быть обеспечены жилыми помещениями составляет 102 175 человек.

Наибольшая задолженность по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот на 1 января 2013 года образовалась в 25 регионах и составляет 72,2% от общей задолженности субъектов Российской Федерации, в том числе в Кемеровской области (8 313 человек), Иркутской области (6 755 человек), Саратовской области (3 489 человек), Забайкальском крае (3 093 человек), Свердловской области (2 913 человек), Омской области (2 126 человек), Оренбургской области (2 327 человек), Краснодарском крае (2 296 человек), Республике Бурятия (1 959 человек), Новосибирской области (1 845 человек), Хабаровском крае (1 810 человек), Алтайском крае (1 710 человек).

Наименьшая задолженность на 1 января 2013 года по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот: в Ярославской области (3 человека), Рязанской области (4 человека), Ямало-Ненецком автономном округе (5 человек), Санкт-Петербурге (11 человек.), Ханты-Мансийском автономном округе (14 человек), Московской области (17 человек), Мурманской области (21 человек), Сахалинской области (35 человек), Магаданской области (35 человек), Ульяновской области (39 человек).

В Камчатском крае, Калужской области, Вологодской области, городе Москве, Чукотском автономном округе задолженность по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот отсутствует.

Как правило, наличие задолженности у субъектов Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот является следствием того, что бюджетные ассигнования на исполнение указанных расходных обязательств предусматриваются в бюджетах ряда субъектов Российской Федерации в недостаточных объемах.

Принимая во внимание стоящую перед многими регионами проблему своевременного обеспечения жильем детей-сирот и лиц из их числа, указанными выше Правилами изменена методика распределения субсидий из федерального бюджета, в которой учитывается общая численность лиц из числа детей-сирот, достигших возраста 18 лет и старше, включенных в список на получение жилого помещения на конец отчетного финансового года по данным форм статистического наблюдения, а не только тех, у которых право на предоставление жилого помещения возникает в текущем году, как было ранее.

Данные изменения позволяют увеличить финансовую помощь субъектам Российской Федерации, имеющим значительную задолженность по обеспечению жильем детей-сирот и лиц из их числа, и при формировании региональных бюджетов предусматривать в них средства, достаточные для выполнения условий софинансирования и исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации.

Кроме того, Минфином России рекомендовано в составе региональных программ, предусматривающих мероприятия по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и лицам из их числа, которые в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, должны обеспечивать отсутствие либо ежегодное сокращение задолженности субъекта Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями указанной категории граждан, предусматривать также исполнение судебных решений об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа, а также средства, необходимые для их реализации в полном объеме.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 220.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...