Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Пенсионное обеспечение семей, имеющих детей, государственная социальная помощь, денежные выплаты семьям с детьми-инвалидами




Вопросы пенсионного обеспечения детей в Российской Федерации регулируются федеральными законами от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ и Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ).

Так, в соответствии с нормами указанных законов детям в возрасте до 18 лет, а также учащимся детям по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы (в том числе в отдельных случаях в иностранных образовательных учреждениях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации), за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет (обучающимся детям граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС – до достижения возраста 25 лет), потерявшим одного или обоих родителей, в том числе детям умершей одинокой матери, а также детям-инвалидам устанавливаются трудовые пенсии по случаю потери кормильца или пенсии по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению.

В соответствии с нормами статей 8 и 15 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ в случае гибели (смерти) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, их детям назначается пенсия по случаю потери кормильца, размер которой зависит от причины смерти кормильца (военная травма или заболевание, полученное в период военной службы) и составляет соответственно 200 (150) процентов размера социальной пенсии, указанного в подпункте 1 пункта 1 статьи 18 данного Закона.

В соответствии с нормами статей 10 и 17 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ детям отдельных категорий граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, потерявшим одного или обоих родителей (детям умершей одинокой матери), назначается пенсия по случаю потери кормильца, размер которой не зависит от причины смерти кормильца и составляет соответственно 125 (250) процентов размера социальной пенсии, указанного в подпункте 1 пункта 1 статьи 18 этого Закона.

В соответствии со статьями 11 и 18 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ детям, потерявшим одного или обоих родителей, и детям умершей одинокой матери устанавливается социальная пенсия по случаю потери кормильца, а детям-инвалидам – социальная пенсия по инвалидности.

Вместе с тем детям-инвалидам одновременно с получаемой социальной пенсией по инвалидности в соответствии с подпунктом 5 пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ может быть установлена пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная пунктом 3 статьи 17 указанного Закона, если умерший кормилец относится к категории лиц, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф.

Численность детей-инвалидов, получающих социальную пенсию, на начало 2012 года составила 560,4 тыс. человек (на начало 2011 года – 540,6 тыс. человек, на конец 2009 года – 518,9 тыс. человек), на 1 января 2013 года – 567,8 тыс. человек.

Социальные пенсии индексируются ежегодно с 1 апреля с учетом темпов роста прожиточного минимума пенсионера в Российской Федерации за прошедший год. Коэффициенты индексации социальных пенсий устанавливаются Правительством Российской Федерации. Так, с 1 апреля 2012 г. в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2012 г. № 236 социальные пенсии были проиндексированы на 14,1 процента.

В результате принятых мер, средние размеры социальных пенсий за 2012 год составили:

для детей-инвалидов – 6 873,5 рублей (абсолютный прирост – 627,4 рублей);

для детей в возрасте до 18 лет, потерявших одного из родителей – 3 570 рублей (абсолютный прирост – 499 рублей);

для детей в возрасте до 18 лет, потерявших обоих родителей, и детей умершей одинокой матери – 7 159 рублей (абсолютный прирост – 1 006 рублей).

Для лиц, проживающих в регионах, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, размер социальной пенсии определяется с учетом соответствующего районного коэффициента.

В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», принят Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 51-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» которым предусматривается размер социальной пенсии детям-инвалидам и инвалидам с детства I группы с 1 января 2013 года устанавливать в повышенном размере относительно размера социальной пенсии, указанного в подпункте 2 пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ. Таким образом, средний размер социальной пенсии детям-инвалидам по состоянию на 1 января 2013 г. по сравнению с 1 января 2012 г. увеличился на 2 346,9 рублей и составил 8 704 рубля.

При наличии у умершего кормильца страхового стажа его детям назначается трудовая пенсия по случаю потери кормильца, которая определяется с учетом расчетного пенсионного капитала умершего кормильца. В случае назначения указанной пенсии детям, потерявшим обоих родителей, размер пенсии определяется исходя из расчетных пенсионных капиталов обоих родителей, детям умершей одинокой матери - исходя из увеличенной вдвое величины расчетного пенсионного капитала, полагавшейся умершей матери.

Размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца определяется также с учетом фиксированного базового размера трудовой пенсии по случаю потери кормильца. При этом детям, потерявшим обоих родителей, или умершей одинокой матери фиксированный базовый размер пенсии по случаю потери кормильца устанавливается в повышенном размере. В случае проживания нетрудоспособных членов семьи умершего застрахованного лица в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях фиксированный базовый размер увеличивается на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством Российской Федерации в зависимости от района (местности) проживания, на весь период проживания указанных лиц в этих районах (местностях).

В 2012 году трудовые пенсии были повышены дважды: с 1 февраля 2012 года на 7% и с 1 апреля 2012 года на 3,41%. В совокупности данные мероприятия в 2012 году обеспечили рост трудовых пенсий на 10,41 процента.

В результате проведенных мероприятий средние размеры трудовых пенсий по потере кормильца составили:

для детей в возрасте до 18 лет – 3 531 рубль (абсолютный прирост – 282 рубля);

для учащихся очной формы обучения в возрасте от 18 до 23 лет – 3 906 рублей (абсолютный прирост – 333 рубля);

для детей в возрасте до 18 лет, потерявших обоих родителей, и детей умершей одинокой матери – 7 569 рублей (абсолютный прирост – 872 рубля).

Для членов семей детей-инвалидов действующим законодательством предусмотрены определенные льготы. Так, в 2012 году в рамках Указа Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. № 1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами, предоставлялись ежемесячные компенсационные выплаты в сумме 1 200 рублей.

Для лиц, проживающих в регионах, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, размер этой выплаты определяется с учетом районного коэффициента.

В 2012 году в действующее законодательство Российской Федерации подготовлены изменения, предусматривающие установление с 1 января 2013 года ежемесячной выплаты неработающему трудоспособному родителю (усыновителю) или опекуну (попечителю), осуществляющему уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы в размере 5 500 рублей. Другим категориям неработающих трудоспособных граждан устанавливается ежемесячная выплата в сумме 1 200 рублей (установлены Указом Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 г. № 175 «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы).

Таким образом, один из родителей ребенка-инвалида, не имеющий возможности работать в связи с необходимостью ухода, получает ежемесячную выплату, размер которой сопоставим с минимальным размером оплаты труда.

Действующим пенсионным законодательством предусмотрено досрочное пенсионное обеспечение (то есть ранее достижения общеустановленного возраста) в связи с осуществлением социально значимой функции - воспитанием детей.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ досрочная трудовая пенсия по старости может быть назначена:

женщинам, родившим пять и более детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 15 лет;

одному из родителей инвалидов с детства, воспитавшему их до достижения ими возраста 8 лет: мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет;

опекунам инвалидов с детства или лицам, являвшимся опекунами инвалидов с детства, воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, трудовая пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста (60 лет – для мужчин, 55 лет – для женщин), на один год за каждые один год и шесть месяцев опеки, но не более чем на пять лет в общей сложности, если они имеют страховой стаж не менее 20 и 15 лет соответственно мужчины и женщины.

При этом в соответствии с подпунктами 3 и 6 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ при определении права на трудовую пенсию в страховом стаже учитываются периоды ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более 3 лет в общей сложности, и периоды ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за ребенком-инвалидом, в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности, за которые уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Указанные периоды могут подлежать возмещению в соответствии с Федеральным законом от 21 марта 2005 г. № 18-ФЗ «О средствах федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца отдельным категориям граждан». Сумма средств федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации в связи с зачетом в страховой стаж указанных нестраховых периодов, включается в расчетный пенсионный капитал застрахованного лица, исходя из которого ему исчисляется страховая часть трудовой пенсии по старости, трудовая пенсия по инвалидности и трудовая пенсия по случаю потери кормильца. Указанная сумма определяется исходя из стоимости страхового года на день установления пенсии. Так, в 2012 году стоимость страхового года составила 14 386,3 рублей.

Одновременно следует отметить, что с 1 января 2010 года решена проблема доведения минимального уровня материального обеспечения пенсионеров, в том числе получателей социальных пенсий, до размера прожиточного минимума пенсионера, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, путем установления к пенсии соответствующих социальных доплат.

В соответствии со статьей 121 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (в ред. Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 213-ФЗ) с 1 января 2010 года проживающим на территории Российской Федерации неработающим пенсионерам, в том числе детям-инвалидам, в целях доведения общей суммы их материального обеспечения до величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или по месту его пребывания, предусмотрено установление федеральных и региональных социальных доплат к пенсии.

Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации, а региональная доплата к пенсии – уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Социальная доплата к пенсии детям-инвалидам и детям, не достигшим возраста 18 лет, которым установлена трудовая пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г.  № 173-ФЗ или пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ, устанавливается в беззаявительном порядке со дня, с которого назначена соответствующая пенсия.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 371.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...