Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Оценка социально-экономического положения семей, имеющих детей




Социально-экономическое положение семьи зависит от ее состава, количества и возраста детей, жилищной обеспеченности, трудовой деятельности и уровня дохода, состояния здоровья членов семьи и многих других факторов, влияющих на жизнедеятельность.

На стабильность семьи, репродуктивное поведение и здоровье членов семьи оказывает влияние уровень и качество их жизни.

В 2012 году темп роста реальных располагаемых денежных доходов населения составил 104,4% (в 2011 году – 100,5%; в 2010 году – 105,9%).

Реальная начисленная заработная плата в 2012 году составила 108,4% к уровню предыдущего года (в 2011 году – 102,8%; в 2010 году – 105,2%).

Рост реального размера назначенных пенсий составил в 2012 году 104,9% (в 2011 году – 101,2%; в 2010 году – 134,8%).

Покупательная способность денежных доходов населения (соотношение между среднедушевыми денежными доходами и величиной прожиточного минимума на душу населения), остававшаяся неизменной на протяжении последних нескольких лет и составлявшая 3,3 раза, увеличилась в 2012 году и составила 3,5 раза.

В 2012 году численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума составила 15,6 млн человек или 11,0% от общей численности населения (в 2011 году – 17,9 млн человек или 12,7%; в 2010 году – 17,7 млн человек или 12,5%).

Соотношение доходов 10% наиболее обеспеченного населения и 10% наименее обеспеченного населения (коэффициент фондов) увеличилось и составило в 2012 году 16,4 раза (в 2011 году – 16,2 раза; в 2010 году – 16,6 раза).

Доходно-имущественное расслоение граждан в последние годы сильно не изменилось. На долю 20% наиболее обеспеченного населения в 2012 году приходилось 47,6% всех денежных доходов (в 2011 году – 47,4% и в 2010 году – 47,7%), а на долю 20% наименее обеспеченных граждан – 5,2% (в 2011 году  – 5,2% и в 2010 году – 5,2%).

По данным выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств, располагаемые ресурсы в домохозяйствах с детьми в возрасте до 16 лет в 2012 году составили 16 251 рубль в среднем на 1 члена домохозяйства в месяц (в 2011 году – 14 062 рубля, в 2010 году – 12 051 рубль).

При этом доходы многодетных семей существенно ниже, чем в других категориях семей с детьми. Так, располагаемые ресурсы в домохозяйствах с четырьмя и более детьми в 2012 году составили 5 574 рубля (в 2011 году – 6 617 рублей, в 2010 году – 3 869 рублей), в домохозяйствах с тремя детьми – 9 605 рублей (в 2011 году – 8 084 рубля, в 2010 году – 7 490 рублей), а в домохозяйствах с одним ребенком – 17 664 рубля (в 2011 году – 15 182 рубля, в 2010 году – 12 756 рублей).

Располагаемые ресурсы в домохозяйствах с 4 и более детьми в 2012 году равнялись 30,0% от располагаемых ресурсов в целом по домохозяйствам (в 2011 году – 39,9%; в 2010 году – 26,5%).

В 2012 году домохозяйства с детьми в возрасте до 16 лет составляют 62,2% общей численности домохозяйств с уровнем располагаемых ресурсов ниже величины прожиточного минимума (в 2011 году – 59,7%; в 2010 году –57,5%), в том числе домохозяйства с одним ребенком – 33,4% (в 2011 году – 32,7%; в 2010 году – 31,2%), домохозяйства с двумя детьми – 21,3% (в 2011 году – 20,6%; в 2010 году – 20,3%), домохозяйства с тремя и более детьми – 7,5% (в 2011 году – 6,5%; в 2010 году – 6,0%).

В общей численности крайне бедных домохозяйств (с располагаемыми ресурсами в два и более раза ниже величины прожиточного минимума) семьи с детьми в возрасте до 16 лет в 2012 году составили 66,6% (в 2011 году – 67,5%; в 2010 году – 65,9%), в том числе семьи с одним ребенком – 26,1% (в 2011 году – 28,9%; в 2010 году – 28,6%), семьи с двумя детьми – 24,4% (в 2011 году – 22,9%; в 2010 году – 22,9%), семьи с тремя и более детьми – 16,2% (в 2011 году – 15,7%; в 2010 году – 14,4%).

Среднедушевые располагаемые ресурсы в малоимущих домашних хозяйствах, имеющих несовершеннолетних детей, в 2012 году составили 4 724рубля, что на 2,9% больше, чем в 2011 году, и на 16,5% больше, чем в 2010 году.

Дефицит располагаемых ресурсов в домашних хозяйствах, имеющих детей в возрасте до 16 лет, составил в 2012 году 1 739 рублей в месяц на одного члена малоимущего домашнего хозяйства (в 2011 году – 1 768 рублей; в 2010 году – 1 637 рублей), в том числе в семьях с одним ребенком – 1 593 рубля (в 2011 году – 1 625 рублей; в 2010 году – 1 501 рубль), с двумя детьми – 1 756 рублей (в 2011 году – 1 775 рублей; в 2010 году – 1 634 рубля), с тремя и более детьми – 2 143 рубля (в 2011 году – 2 226 рублей; в 2010 году – 2 118 рублей), что выше, чем в целом по домохозяйствам (в 2012 году – 1 704 рубля; в 2011 году – 1 703 рубля; в 2010 году – 1 571 рубль).

Основными факторами бедности, по-прежнему, остаются низкая заработная плата работников, прежде всего, в бюджетной сфере, невысокие размеры пенсий и ряда социальных пособий и других социальных выплат.

Во всех домохозяйствах, независимо от числа детей в них, основным источником располагаемых ресурсов являются денежные доходы, удельный вес которых в семьях с одним ребенком составил в 2012 году 83,5% (в 2011 году – 86,2%; в 2010 году – 88,2%), а в семьях с четырьмя и более детьми – 82,4% (в 2011 году – 76,4%; в 2010 году – 83,3%). Денежные доходы в домохозяйствах с четырьмя и более детьми в 3,2 раза ниже, чем в домохозяйствах с одним ребенком (в 2011 году – в 2,6 раза; в 2010 году – в 3,5 раза).

С увеличением числа детей возрастает значение для семьи такого источника ресурсов, как поступление продуктов питания в виде сельскохозяйственной продукции собственного производства, помощь родственников, поступление товаров и услуг, оплаченных работодателем. Удельный вес натуральных поступлений в располагаемых ресурсах домохозяйства увеличивается в 2012 году с 3,0% в семьях с одним ребенком до 10,5% в семьях с четырьмя и более детьми (в 2011 году – с 3,5% до 14,0% и в 2010 году – с 3,7% до 10,6% соответственно).

О низком уровне жизни семей с детьми свидетельствуют и данные о расходах на потребление.

В 2012 году расходы на конечное потребление в обследованных домохозяйствах увеличились по сравнению с 2011 годом на 11,5%, что немногим меньше роста располагаемых ресурсов (12,0%). В меньших размерах они возросли у семей с тремя детьми – на 5,1%, у семей с одним и с двумя детьми данные расходы увеличивались более высокими темпами по сравнению с 2011 годом: на 14,4% и на 22,6% соответственно. В то же время у семей с четырьмя и более детьми наблюдается существенное снижение данного показателя – на 16,4%.

Уровень расходов на конечное потребление в семьях с детьми ниже, чем в целом по обследованным домохозяйствам. В домашних хозяйствах с двумя детьми расходы на конечное потребление в 2012 году были на уровне 79,3% среднего уровня расходов на члена домохозяйства и составляли 10 356 рублей (в 2011 году – на уровне 76,6% и составляли 8 972 рубля), в семьях с тремя детьми – 49,6% среднего уровня и 6 481 рубль (в 2011 году – 51,5% и 6 031 рубль соответственно), а в семьях с четырьмя и более детьми – 30,2% и составляли 3 949 рублей (в 2011 году – 39,8% и 4 666 рублей соответственно).

В последние годы отмечаются следующие изменения в структуре потребления домашних хозяйств с детьми. Так, доля расходов на питание во всех семьях за 2012 год, составившая 33,6% расходов на конечное потребление, уменьшилась по сравнению с 2011 годом на 1,4 процентного пункта, а за период с 2010 года уменьшение составило 1,7 процентного пункта. В домохозяйствах с одним ребенком доля расходов на питание составила 31,1%, уменьшившись по сравнению с 2011 и 2010 годами на 1,3 процентного пункта и на 2,1 процентного пункта соответственно. Большую долю средств на питание продолжают тратить многодетные домохозяйства (с четырьмя и более детьми) – 48,3%, при этом наблюдается значительное увеличение доли расходов на питание по сравнению с 2011 годом – на 9,8 процентного пункта и уменьшение по сравнению с 2010 годом на 4,7 процентного пункта.

С увеличением размера семьи в домохозяйствах с детьми понижается пищевая и энергетическая ценность питания. В многодетных домохозяйствах преобладает углеводная модель питания, для которой характерно превышение потребления хлебопродуктов и картофеля по сравнению с нормами потребления на эти продукты и недопотребление мяса и рыбы против соответствующих норм. Так, домохозяйства с четырьмя и более детьми по сравнению с домохозяйствами с одним ребенком в 2012 году потребляли мяса и мясопродуктов на 43,7% меньше (в 2011 году – на 41,3%), рыбы и рыбопродуктов – на 30,2% меньше (в 2011 году – на 30,5%).

В 2012 году расходы на непродовольственные товары по сравнению с 2011 годом резко уменьшились в многодетных семьях (с четырьмя и более детьми). На покупку непродовольственных товаров эти семьи стали тратить на 43,3% меньше. Соответственно и разрыв в расходах на непродовольственные товары между семьями с одним ребенком и семьями с четырьмя и более детьми существенно увеличился и составил 4,1 раза (в 2011 году – 1,9 раза).

Расходы на оплату услуг в домохозяйствах, имеющих несовершеннолетних детей, наиболее значительно возросли в 2012 году по сравнению с 2011 годом в семьях с двумя и четырьмя и более детьми (в 1,2 раза). Разрыв в расходах на оплату услуг между семьями с одним ребенком и семьями с четырьмя детьми и более за 2012 год уменьшился и составил 4,1 раза (в 2011 году – 4,7 раза). Низкий уровень расходов на оплату услуг в многодетных семьях связан, прежде всего, с худшими жилищными условиями.

Масштабы миграционных потоков, их структура, специфические проблемы семей мигрантов различных категорий, сложность адаптационных процессов для детей требуют особого внимания и заботы со стороны государства и общества к несовершеннолетним мигрантам.

Интенсивность миграционных процессов в последние годы возрастает, обеспечивая миграционный прирост населения Российской Федерации. По данным, имеющимся в Центральном банке данных по учету иностранных граждан ГИСМУ ФМС России, за 2012 год на территорию Российской Федерации въехало свыше 15,7 млн иностранных граждан, в том числе 1,4 млн детей в возрасте до 18 лет (2011 год – 1 083 448 человек; 2010 год – 834 159 человек).

В общей численности въехавших мигрантов доля детей и подростков уменьшилась с 12,8% до 9,2% с 2010 по 2012 годы, выехавших – с 15,4% до 7,1%, соответственно.

Большинство несовершеннолетних международных мигрантов прибывает из стран СНГ. В 2012 году доля приехавших из ближнего зарубежья детей составляла 87,5% от всех прибывших из-за рубежа несовершеннолетних (2011 год – 88,0%; 2010 год – 89,3%).

В 2012 году детям оформлено 19 122 разрешения на временное проживание (2011 год – 12 029; 2010 год – 12 665), 5 243 вида на жительство (2011 год – 3 355; 2010 год – 922).

В 2012 году гражданство Российской Федерации приобрели 36 825 детей (в 2011 году – 41 198 детей; в 2010 году – 45 900 детей), что составляет приблизительно 40% от общего количества иностранных граждан и лиц без гражданства, принятых в российское гражданство.

Наблюдается уменьшение количества вынужденных переселенцев. Так, по состоянию на 1 января 2010 года, на территории Российской Федерации численность вынужденных переселенцев составляла 49 474 человек, на 1 января 2011 года – 44 537 человек (-10,0%), на 1 января 2012 года – 38 370 человек (-22,4%).

В течение данного периода статус вынужденного переселенца был предоставлен 4 семьям, состоящим из 6 человек. Следуя общей тенденции, происходит сокращение численности несовершеннолетних детей в составе семей вынужденных переселенцев. В 2012 году доля детей составила 10,4% от их общего числа или 4 003 ребенка (в 2011 году – 4 503; в 2010 году – 5 861).

Основными факторами, оказывающими влияние на уменьшение численности детей вынужденных переселенцев, являются: жилищное обустройство семей вынужденных переселенцев, утрата статуса в связи с необращением родителей по вопросу продления статуса вынужденного переселенца, а также достижение детьми совершеннолетнего возраста.

На питание вынужденным переселенцам, находящимся в Центрах временного размещения, в 2012 году было выделено 5 332 580 рублей (в 2011 году – 3 424 050 рублей; в 2010 году – 4 103 000 рублей).

Помимо этого предусмотрена социальная поддержка такой категории детей в предоставлении путевок в летние оздоровительные лагеря и санаторно-курортные учреждения Российской Федерации. В 2012 году для 905 человек была выделена сумма в размере 21 372 210 рублей (в 2011 году для 2 198 человек – 24 159 520 рублей; в 2010 году для 1 678 человек – 23 976 980 рублей).

По состоянию на 1 января 2013 года, на учете 49 территориальных органов ФМС России состояли 2 415 человек, получивших временное убежище (2011 год – 3 036 человек; 2010 год – 3 727). Численность детей среди них составляла в 2012 году – 434 человека (в 2011 году – 553; в 2010 году – 799).

Из общего числа лиц, получивших временное убежище, 43% являются выходцами из Афганистана.

В соответствии с законодательством Российской Федерации дети лиц, признанных беженцами, и лиц, получивших временное убежище, вправе получать бесплатное образование в общеобразовательных учреждениях наравне с гражданами Российской Федерации, а также содействие в устройстве детей в государственные и муниципальные дошкольные учреждения.

По данным статистических отчетов по формам 2-СООТЕЧ и 3-СООТЕЧ, на территорию России в составе семей участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников за 2010-2012 годы переселилось 21 208 детей, в том числе в 2012 году – 12 241 ребенок (в 2011 году – 6 170, в 2010 году – 2 797).

В Российской Федерации активно реализуется механизм реадмиссии. За 2012 год было удовлетворено 368 ходатайств о реадмиссии в отношении несовершеннолетних граждан России (2011 год – 369; 2010 год – 256). Направлено ходатайств о реадмиссии с территории Российской Федерации в отношении одного несовершеннолетнего гражданина в 2012 году, в отношении 4 и 1 гражданина в 2011 и 2010 годах соответственно.

Положением о пребывании иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих передаче в соответствии с международными договорами Российской Федерации о реадмиссии, иностранных граждан и лиц без гражданства, принимаемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации о реадмиссии, но не имеющих законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации, в специальных учреждениях Федеральной миграционной службы, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от15 июля 2009 г. № 555, для несовершеннолетних детей иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, предусмотрены нормы размещения и питания в указанных специальных учреждениях.

В 2012 году один ребенок содержался в специальном учреждении ФМС России для реадмиссируемых граждан.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 294.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...