Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Группировка субъектов Российской Федерации




По удельному весу обучающихся, занимающихся во вторую

И третью смену, на начало 2010/2011 учебного года

 

Удельный вес обучающихся во II и III смены, % Количество субъектов Российской Федерации Наименование субъектов Российской Федерации
До 1,1 12 Республики: Мордовия, Чувашия Области: Белгородская, Калужская, Кировская, Магаданская, Новгородская, Рязанская, Смоленская, Тверская, Ульяновская Автономный округ: Ненецкий
     
1,1-5 34 Республики: Кабардино-Балкарская, Карелия, Калмыкия, Коми, Марий Эл, Татарстан Края: Камчатский, Пермский Области: Архангельская, Брянская, Владимирская, Волгоградская, Вологодская, Воронежская, Ивановская, Калининградская, Костромская, Курганская, Курская, Ленинградская, Липецкая, Московская, Мурманская, Нижегородская, Омская, Орловская, Пензенская, Псковская, Самарская, Саратовская, Тамбовская, Тульская, Тюменская, Ярославская
     
5,1-10 20   Республики: Адыгея, Башкортостан, Бурятия, Карачаево-Черкесская, Северная Осетия, Удмуртская, Саха (Якутия) Края: Алтайский, Забайкальский, Красноярский Области: Амурская, Иркутская, Кемеровская, Новосибирская, Оренбургская, Ростовская, Сахалинская, Свердловская, Челябинская Автономный округ: Чукотский
     
10,1-15 9 Республика: Хакасия  Края: Краснодарский, Приморский, Ставропольский, Хабаровский Области: Астраханская, Томская Автономные область и округ: Еврейская, Ханты-Мансийский
     
Свыше 15 6 Республики: Алтай, Дагестан, Ингушетия, Тыва, Чеченская Автономный округ: Ямало-Ненецкий

 

Уровень квалификации сельских учителей в учреждениях, реализующих программы общего образования, остается значительно ниже, чем городских. Высшую категорию имеют 14,8% против 33,1% в городе. Образовательный уровень сельских преподавателей повышается. Удельный вес имеющих высшее образование в 2010 г. составил 76,2% против 75,4 в 2009 г. Доля учителей, имеющих стаж педагогической работы до 2 лет, выросла с 4,3% в 2009 г. до 4,6, а свыше 20 лет – соответственно с 53,8 до 55,2%. Более 15% сельских учителей находятся в пенсионом возрасте.

Для стимулирования привлечения педагогических кадров в сельскую школу по инициативе В.В.Путина реализуется пилотный проект, по которому выпускникам педагогических вузов, согласившимся поехать на работу в отдаленные районы сельской местности, в качестве подъемных выплачивается по 0,5 млн руб. Для решения жилищной проблемы местные власти предоставляют молодому специалисту жилье (квартиру, дом или комнату). Условием участия в данном проекте является обязательство молодого учителя отработать в сельской школе не менее пяти лет. В соответствии с этим проектом в 2011 г. были привлечены на работу в сельскую местность 750 молодых педагогов, преимущественно учителей английского, русского языка, математики, физики, информатики и начальных классов.

В сельской школе продолжает сворачиваться кружковая работа. В 2010/2011 учебном году в общеобразовательных учреждениях сельской местности работало 215,3 тыс. кружков (в том числе 0,2% – платные), которые посещали 3013,4 тыс. учащихся, что к предыдущему году составило соответственно 93 и 93,4%. Число платных кружков и численность занимающихся в них детей сокращались быстрее – осталось 70,6 и 69,8% соответственно. Сохранилась структура кружков по их направленности: наиболее распространены спортивные (24,7%) и художественного творчества (24,2%).

К началу 2010/2011 учебного года база допрофессиональной и профессиональной подготовки обучающихся была представлена 39 межшкольными учебно-производственными комбинатами (100% от уровня 2009/2010 учебного года), 20 учебными цехами и участками предприятий, организаций (46,5%), 1585 школьными и межшкольными учебно-производственными мастерскими (61,2%), 1510 ученическими производственными бригадами (75,5%). В сравнении с 2005 г. их осталось соответственно 43%, 16, 22 и 22%.

Допрофессиональной и профессиональной подготовкой было охвачено 175,3 тыс. учащихся 8-11(12) классов (85,2% к предыдущему учебному году) в 5,9 тыс. (97,9%) дневных общеобразовательных учреждениях. В учебных мастерских общеобразовательных учреждений обучалось 148,4 тыс. учащихся, в межшкольных учебных комбинатах – 17 тыс., в учебных цехах и участках предприятий и организаций – 0,6 тыс., в школьных и межшкольных учебно-производственных мастерских – 3 тыс., на базе образовательных учреждений начального и среднего профобразования – 6,3 тыс.

По обеспеченности специализированными учебными помещениями, автомобилями сельские общеобразовательные учебные заведения еще значительно отстают от городских. В анализируемом году физкультурный зал имели 73,7% сельских школ (95,6% городских), актовый или лекционный зал – 29,5% (74,9), библиотеку – 91,4% (99,3), автомобили для учебных целей – 3,7% (4,4).

Оснащенность сельских общеобразовательных учреждений вычислительной техникой повышается. На начало 2010/2011 учебного года 77,7% школ имели кабинеты основ информатики и вычислительной техники, число рабочих мест в них достигло 211,2 тыс. (102,5 тыс.), а персональных ЭВМ – 382,2 тыс. (108,9 тыс.). Только за последний год было приобретено почти 44 тыс. единиц вычислительной техники.

По уровню компьютеризации сельские общеобразовательные учреждения приблизились к городским, но отставание по некоторым позициям остается значительным. Так, подключены к сети Интернет 89,8% сельских школ (99,3% городских), имели адреса электронной почты соответственно 86,5% и 98,6% (табл. 4.2.8).

 

Оснащение сельских и городских общеобразовательных

Учреждений на селе и в городе вычислительной техникой,

(на начало учебного года)

 

2009/2010уч. год

2010/2011

уч. год

2010/2011 уч. год к 2009/2010 уч. году, %

село село город
ü Удельный вес школ, имеющих кабинеты информатики и вычислительной техники, %     73,8     77,7     97,6     х
ü Число ЭВМ, приходившихся на одну школу, ед.   10   11,7   45,0   117,0
ü На 100 учащихся приходится рабочих мест с ЭВМ, ед.   5,5   5,8   3,3   105,4
ü Число персональных ЭВМ в расчете на 100 учащихся, занимающихся в первую смену, ед.     10,2     11,4     9,2     111,8
ü Удельный вес школ, подключенных к Интернет, %   87,1   89,8   99,3   х
ü Удельный вес школ, имеющих адреса электронной почты, %     81,4     86,5     98,6     х

 

Улучшается техническое состояние общеобразовательных школ. За последние 6 лет (2005-2010 гг.) удельный вес зданий школ, требующих капитального ремонта и находящихся в аварийном состоянии, уменьшился соответственно в 1,8 и 1,9 раза, а имеющих все виды коммунального благоустройства вырос в 1,4 раза (табл. 4.2.9). Вместе с тем, отставание от городских школ по уровню благоустройства остается еще значительным.

Проблема пожарной безопасности остается актуальной для сельской школы, поскольку не все учреждения оснащены системами пожаротушения. Так, почти 15% (25% в 2009/2010 учебном году) школ не имели пожарной сигнализации, 32% (40) - дымовых извещателей, 79% (80) - пожарных кранов и рукавов.

 

Техническое состояние дневных общеобразовательных

Школ (зданий)

(на начало учебного года)

(%)

 

Сельские школы

2010/2011 учебный год

2005/2006 уч. год 2009/2010 уч. год сельские школы городские школы
Из общего числа школ:        
üтребуют капитального ремонта 33,4 21,9 18,5 19,7
üнаходятся в аварийном состоянии 3,6 2,1 1,9 1,0
üимеют все виды благоустройства 41,8 55,4 60,5 96,2
имеют:        
üводопровод 64,6 73,5 71,0 98,0
üцентральное отопление 71,6 79,2 77,6 98,2
üканализацию 48,1 61,5 64,0 96,9

 

Слабо развита в сельской местности и охрана школ. Ее имели 46,1% учреждений, систему видеонаблюдения – 5,4, тревожную кнопку – 21,1% против 66,7%, 31,9 и 90,9% в городе.

Улучшению условий получения образования, в том числе в сельской местности, способствует приоритетный национальный проект (ПНП) «Образование», который реализуется с 2006 г. В 2006-2008 гг. на реализацию этого проекта из федерального бюджета выделено более 123,5 млрд руб. За эти годы оказана государственная поддержка 9 тыс. школ, свыше 52 тыс. общеобразовательных учреждений обеспечены доступом к сети Интернет и оснащены лицензионным программным обеспечением. Получают ежемесячные поощрения за классное руководство не менее 800 тыс. педагогов. Получили поощрения 30 тыс. лучших учителей и более 16 тыс. представителей талантливой молодежи. В общеобразовательные учреждения – ресурсные и методические центры поставлено 54,8 тыс. комплектов учебного и учебно-наглядного оборудования (из них 24,8 тыс. комплектов за счет средств федерального бюджета), 9,8 тыс. автобусов для общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, из них 4,8 тыс. автобусов за счет средств федерального бюджета. В 31 регионе реализуются комплексные проекты модернизации образования, в 14 регионах – проекты, направленные на совершенствование системы школьного питания. В рамках проекта также осуществлены другие мероприятия, направленные на развитие системы образования в стране.

На реализацию ПНП «Образование» в 2009-2012 гг. в федеральном бюджете на 2009 г. и плановый период 2010 и 2011 гг. предусмотрено 73,8 млрд. руб. Эти средства направляются на продолжение мероприятий по вознаграждению за классное руководство, поощрению лучших учителей, поддержке талантливой молодежи, предоставлению общеобразовательным учреждениям доступа к образовательным ресурсам через Интернет, внедрению комплексных проектов модернизации образования в субъектах Российской Федерации, совершенствованию организации школьного питания и т.д., а также осуществление пяти новых мероприятий: по реализации муниципальных программ образования детей дошкольного возраста; развитию современной образовательной среды в школах; формированию дистанционного образования детей-инвалидов и ряда других.

К сожалению, в ПНП «Образование» не выделены индикаторы и их ресурсное обеспечение по сельской местности, что не позволяет количественно оценить вклад этот проекта в развитие образования на селе.

 

Здравоохранение

 

В 2010 г. в сельской местности было введено больничных учреждений общей вместимостью на 0,9 тыс. коек, что на 0,3 тыс. (27,3%) меньше, чем в 2009 г. Общая мощность введенных амбулаторно-поликлинических учреждений составила 2,6 тыс. посещений в смену, или на 0,7 тыс. меньше предыдущего года. По сравнению с 2000 г. ввод больничных коек сократился на 42%, а мощностей амбулаторий, поликлиник – на 21% (рис.4.3.1).

Рис. 4.3.1. Ввод учреждений здравоохранения

в сельской местности, % к 2000 г.

 

Как и в предыдущем году, обновление сети учреждений здравоохранения шло в основном за счет нового строительства, на него пришлось 95,6% введенных коек и 96,6% мощностей амбулаторий.

За последний год ввод коек вырос только в Центральном (в 13,3 раза) и Дальневосточном (в 7,9 раза) федеральных округах, в Северо-Западном, Северо-Кавказском и Уральском ФО сельские больницы не строили совсем, в остальных их ввод сократился - на 35,7% (в Сибирском ФО) – 63,2% (в Южном).

Ввод мощностей амбулаторно-поликлинических учреждений увеличился в половине федеральных округов (от 1,1 раза в Северо-Кавказском ФО до 4 в Сибирском), в остальных округах строительство амбулаторий уменьшилось, особенно значительно в Северо-Западном ФО (в 11,3 раза).

В 2010 г. сеть учреждений здравоохранения на селе насчитывала 1349 больниц различного уровня, в том числе 727 центральных районных, 79 районных, 382 участковых, 430 амбулаторий, поликлиник, 37,8 тыс. ФАПов. Сеть самостоятельных амбулаторно-поликлинических учреждений дополнялась 2549 учреждениями, не имеющими данного статуса и входящими в состав других лечебных учреждений (филиалами). Статистика о больницах, находящихся в составе других учреждений, отсутствует (табл. 4.3.1).

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 255.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...